НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 23.06.2014 № 3-11/2014

  Дело №3-11 /2014г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2014 года.Мурманский областной суд в составе:Председательствующего, судьи Пырч Н.В.    при секретаре Бобровой О.В.

 с участием прокурора прокуратуры Мурманской области

 Коньялыоглу И.Б.

 с участием представителя заявителя Вострухина В.Н. по доверенности Богдановой С.Е.,

 представителя Министерства труда и социального развития Мурманской области по доверенности Васинцевой Л.М.

 рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске

 Гражданское дело по заявлению Вострухина В.Н. о признании недействующим нормативного правового акта в части

 Установил:

 Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28 декабря 2011 года № 726 утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», который регулирует порядок предоставления государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдачу удостоверений ветерана труда.

 Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25 ноября 2013 года № 630 « О внесении изменений в приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011 № 726» внесены изменения в пункт 2.6.1.1.6, которые вступили в силу с 01 января 2014 года.

 Пункт 2.6.1.1. 6. Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 предусматривает, что награды, выданные государственными корпорациями, концернами, трестами, холдингами, акционерными обществами (АО), открытыми акционерными обществами (ОАО) и другими организациями, в том числе акционером которых является Российская Федерация, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда", за исключением знака отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", учрежденного Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

 Данная норма опубликована в электронном бюллетене "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" http://www.gov-murman.ru, 28.11.2013

 Вострухин В.Н. обратился в Мурманский областной суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в части, а именно пункт 2.6.1.1.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 в части слов «государственными корпорациями», ссылаясь на то, что данная норма не соответствует части 6 статье 6 Федерального закона № 317 ФЗ от 01.12.2007г. « О государственной корпорации по атомной энергии « Росатом», которым определены переходные положения в связи с ликвидацией Федерального агентства по атомной энергии, работником которого он являлся.

 В связи с установлением законодателем переходных положений государственная корпорация «Росатом» наделена полномочиями по награждению работников.

 Он имеет необходимый трудовой стаж, являясь пенсионером по старости. Приказом первого заместителя Генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от _ _ .2011г.№ * награжден почетной грамотой Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», что относится к ведомственному знаку отличия в труде. Однако указание в Административном регламента на то, что полученные награды государственными корпорациями не относятся к ведомственным знакам отличия к труду, препятствуют ему в получении знания «Ветеран труда», чем нарушаются его права на получение гарантий и льгот.

 Просил суд признать недействующим п. 2.6.1.1.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 в части слов «государственными корпорациями» с момента вступления решения суда в законную силу.

 В судебное заседание заявитель Вострухин В.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

 В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Богданова С.Е. поддержала заявление и просила признать недействующим нормативный акт с момента вступления решения в законную силу, указав на то, что пункт 2.6.1.1.6. Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 в части слов «государственными корпорациями» не соответствует статье 7 Федерального закона « О ветеранах», поскольку ограничивает круг лиц, имеющих право на присвоение звания « Ветеран труда». Кроме того, оспариваемая норма противоречит статье 16 Федерального закона « О государственной корпорации по атомной энергии « Росатом».

 Представитель Министерства труда и социального развития Мурманской области по доверенности Васинцева Л.М. с заявлением не согласилась, указав, что оспариваемая заявителем норма Административного регламента соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя Вострухина В.Н.

 Выслушав стороны, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление Вострухина В.Н. не подлежащим удовлетворению, суд не усматривает оснований для признания недействующим нормативного правового акта в части.

 В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ( ред. от 25.11.2013г) « О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

 Согласно статье 7 названного Федерального закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. ( часть 4 статьи 7 ФЗ-№5)

 Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. ( статья 11 Федерального закона № 5-ФЗ).

 Анализ положений вышеприведенных норм материального права, позволяет сделать вывод о том, Федеральным законом «О ветеранах» определен перечень лиц, имеющих право на присвоение звание «Ветеран труда», которые относят к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде. Этим лицам государство гарантирует дополнительные меры социальной поддержки.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны издавать нормативные акты, предусматривающие основания для приобретения статуса ветерана труда.

 Во исполнение требований закона, в Мурманской области был определен порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», что нашло отражение в Положении о порядке и условиях присвоения звания « Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 09.10.2012г. № 506-ПП ( ред. от 22.11.2013).

 Согласно пункту 2 названного постановления Правительства Мурманской области Министерство труда и социального развития Мурманской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области по решению вопросов о присвоении звания "Ветеран труда".

 Министерство труда и социального развития Мурманской области, реализуя механизм по предоставлению государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда», утвердило Административный регламент по предоставлению государственной услуги « Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда», в котором установило: перечень документов, необходимых для признания лиц ветеранами труда; сроки предоставления государственной услуги, порядок принятия соответствующего решения и выдачи удостоверений ветерана труда.

 Пункт 2.6.1.1.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 предусматривает, что награды, выданные государственными корпорациями, концернами, трестами, холдингами, акционерными обществами (АО), открытыми акционерными обществами (ОАО) и другими организациями, в том числе акционером которых является Российская Федерация, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда", за исключением знака отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности", учрежденного Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". ( далее -Административный регламент)

 Из содержания данной нормы следует, что к ведомственной награде отнесен знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», учрежденный Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», который учитывается для присвоения звания «Ветеран труда», а иные награды, полученные от государственных корпораций, не отнесены к ведомственным знакам отличия в труде.

 Пункт 2.6.11.6 находится в подразделе 2.6 «Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги» раздела 2 «Стандарт предоставления государственной услуги» Административного регламента, где указан перечень документов, требующихся для присвоения звания «Ветеран труда».

 Положением пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента не определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, а установлены условия присвоения звания «Ветеран труда», что находится в полномочиях Министерства труда и социального развития Мурманской области.

 Предоставляя государственную услугу по решению вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», Министерство труда и социального развития Мурманской области вправе самостоятельно определить перечень ведомственных знаков отличия в труде. Поэтому Министерство труда и социального развития Мурманской области, исключая из перечня ведомственных знаков отличия в труде, награды, выданные государственными корпорациями, действовало в пределах предоставленных своих полномочий, не допустив нарушение требований федерального законодательства.

 При таком положении суд приходит к выводу, что положения пункта 2.6.1.1.6. Административного регламента соответствуют требованиям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ( ред. от 25.11.2013г) « О ветеранах».

 Ссылки представителя Вострухина В.Н. – Богдановой С.Е. о том, что положения пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда» сужают круг лиц по сравнению с установленным федеральным законом, поскольку не допускают в качестве ведомственных знаков отличия в труде награды, выданные государственными корпорациями, являются ошибочными, поскольку свидетельствуют о неправильном толковании закона.

 Понятие государственным корпорациям дано в Федеральном законе от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (ред.от 04.06.2014) « О некоммерческих организациях».

 Так, согласно части 1 статьи 7.1 вышеуказанного Федерального закона государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

 Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

 Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

 Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. ( часть 3 статьи 7.1 ФЗ№7)

 Государственные корпорации не являются органами государственной власти. Соответственно, Министерство труда и социального развития Мурманской области, исходя из правого статуса государственной корпорации, не учитывает награды, выданные государственными корпорациями, как ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

 Доводы заявителя Вострухина В.Н. о несоответствии положений пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента требованиям статьям 6 и 16 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» несостоятельны.

 В соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 188-ФЗ) со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, долгосрочных целевых программ, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, государственным заказчиком которых определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также передаются права и обязанности по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, право учреждать ведомственные знаки отличия в труде и награждать ими работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Со дня государственной регистрации Корпорации в качестве юридического лица к ней переходят все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным Федеральным агентством по атомной энергии от имени Российской Федерации.

 Переходный период определен со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее, чем до 01 января 2015 года. ( часть1 статьи 38 Закона).

 С момента упразднения Федерального агентства по атомной энергии (_ _  2008 года) на переходный период ( до 2015 года) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» продолжает осуществлять функции федерального органа исполнительной власти и наделена правом учреждать ведомственные знаки отличия в труде, который учтен в пункте 26.1.1. 6 Административного регламента.

 Положение статьи 16 указанного Федерального закона № 317-ФЗ предусматривающее, что корпорация является учредителем учреждений Корпорации и собственником их имущества, приведено представителем заявителя ошибочно как основание не соответствия закону оспариваемой нормы Административного регламента.

 Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что положения пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 в части слов «государственными корпорациями» соответствуют вышеприведенным требованиям федерального законодательства.

 В данном случае оспариваемое заявителем положение устанавливает перечень документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», а не категорию лиц, которые могут быть признаны « Ветеранами труда», что было в пределах полномочий Министерства труда и социального развития Мурманской области с соблюдением требований федерального законодательства.

 Кроме того, установив, что заявителю Вострухину В.Н. присвоено звание « Ветеран труда Мурманской области» на основании распоряжения Губернатора Мурманской области от _ _ .2012г. № * и он получет меры социальной поддержки, установленные региональным законодательством для граждан, имеющих звание «Ветеран труда мурманской области», суд полагает, что права и свободы заявителя оспариваемым актом не нарушены.

 Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 Исходя из данной нормы закона, и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Вострухина В.Н., поскольку оспариваемое заявителем положение нормативного правового акта в части не противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.

 Руководствуясь статьями 191-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления Вострухину В.Н. о признании недействующим пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания « Ветеран труда» и выдачи удостоверений ветерана труда», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28.12.2011г. № 726 в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 25.11.2013г. № 630 в части слов «государственными корпорациями» отказать.

 Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий, судья: Н.В. Пырч

 Мотивированное решение составлено 27 июня 2014 года.

 Председательствующий, судья: Н.В. Пырч