НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 22.10.2019 № 3А-126/19

Дело №3а-126/2019 Решение суда изготовленов окончательной форме 22 октября 2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с участием прокурора Павловой И.А.

при секретаре Леметти Б. В.

с участием административного истца Габриеляна С.М. и представителя административного истца Габриеляна С.М. по доверенности Сушко А.Н., представителя административного ответчика Совета депутатов города Мурманска и административного соответчика Главы муниципального образования город Мурманск по доверенности Пудовой В.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске

Административное дело по административному исковому заявлению Габриеляна Сергея Михайловича к Совету депутатов города Мурманска о признании недействующими отдельного положения нормативного правового акта

Установил:

Советом депутатов города Мурманска пятого созыва 27 ноября 2014 года было принято решение № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска».

Решение, подписанное главой муниципального образования город Мурманск, было официально опубликовано 29 ноября 2014 года в газете «Вечерний Мурманск» № 220 и вступило в силу с 01 января 2015 года.

Налог на имущество физических лиц был установлен и введен в действие с 01 января 2015 года на территории муниципального образования город Мурманск.

24 ноября 2016 года Советом депутатов города Мурманска пятого созыва было принято решение № 31-557 « О внесении изменений в решение Совета депутатов города Мурманска от 27.11. 2014 № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска».

Указанное решение было подписано временно исполняющей полномочия главы муниципального образования город Мурманск Т.И. Прямиковой и официально опубликовано 29 ноября 2016 года в газете «Вечерний Мурманск» № 221.

Согласно пункту 3 настоящее решение вступает в силу с 01 января 2017 года, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Подпунктом 3.2.2 пункта 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-37 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557) установлена налоговая ставка по налогу 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Габриелян С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании подпункта 3.2.2. пункта 3 вышеуказанного решения недействующими и не подлежащими применению с момента принятия решения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта налогообложения, включенного в перечень объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Так, данным нормативным правовым актом нарушаются его права, свободы и законные интересы как налогоплательщика, имеющего в собственности объект недвижимости, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером *, в отношении которого кадастровая стоимость установлена в размере 55036088 рублей. Принадлежащий ему объект недвижимости включен Министерством имущественных отношений Мурманской области в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Считает, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует статьям 3, 6, 17, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 1 Закона Мурманской области «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 446-01-ЗМО, части 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые имеют большую юридическую силу, поскольку не обеспечивает благоприятные условия развития субъектов малого и среднего предпринимательства, их конкурентоспособности.

Административный истец полагает, что установленная нормативным правовым актом повышенная налоговая ставка в размере 2 процентов является произвольной, не имеет экономического обоснования и основания, расчетов, способствующих определению реальной оценки воздействия введенной максимальной налоговой ставки на деятельность предпринимателей. При этом при несоблюдении принципов экономической обоснованности не сохраняется ранее достигнутый уровень социальной защиты граждан (предпринимателей) с учетом специфики их правового, имущественного положения, а произвольное применение максимальной налоговой ставки 2 процента без поэтапного введения влечет необоснованное увеличение возложенной на него налоговой нагрузки в 4,4 раза, ухудшая материальное состояние.

Просил суд признать не действующими и не подлежащими применению с момента принятия подпункт 3.2.2 пункта 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-37 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557) по установлению налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц.

В судебном заседании административный истец Габриелян С.М. и его представитель по доверенности Сушко А.Н. поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика Совета депутатов города Мурманска по доверенности Пудова В.С. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что оспариваемое решение Совета депутатов города Мурманска принято Советом депутатов города Мурманска в рамках своих полномочий с соблюдением требований закона к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Полагает, что содержание оспариваемого в части решения полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом нормативный правовой акт в части установления размера налога на доходы физического лица в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта, включенного в Перечни, не нарушает права и законные интересы административного истца, который от использования объекта недвижимости в коммерческих целях получает определенный доход.

Кроме того, Габриелян С.М. не лишен возможности обратиться в органы местного самоуправления для получения мер поддержки в рамках реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории Мурманской области.

Поскольку требования закона при принятии нормативного правового акта соблюдены, права административного истца не нарушены, то просила суд отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель административного соответчика Главы муниципального образования город Мурманск по доверенности Пудова В.С. с административным иском не согласилась, поддержав позицию Совета депутатов города Мурманска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Габриелян С.М. зарегистрирован налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом экономической деятельности которого по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20) и с 22 февраля 2008 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы. Административный истец также включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В собственности Габриеляна С.М. находится объект недвижимости - нежилое помещение (магазин) с кадастровым номером *, общей площадью1730,2 кв.м, расположенный по адресу: ... (свидетельство о государственной регистрации права от 08 августа 2012 года *), используемый в предпринимательской деятельности.

Приказами Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26 декабря 2016 года № 451, 25 декабря 2017 года № 370, 25 декабря 2018 года № 380 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых, соответственно в 2017, 2018 и 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в состав которых включен объект, принадлежащий Габриеляну С.М. (далее – Перечни имущества).

Названные перечни объектов недвижимого имущества, утвержденные приказами Министерством имущественных отношений Мурманской области, в части внесения в них объекта недвижимости, принадлежащего Габриеляну С.М., административным истцом в судебном порядке не обжаловались, недействующими не признавались. Доказательств обратного не представлено.

Согласно налоговому уведомлению № 23851294 от 05 октября 2018 года административному истцу начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в отношении названного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого установлена в размере 55036088 рублей, с применением налоговой ставки 2 процента в размере 1100722,00 рублей.

Как лицо, владеющее на праве собственности объектом недвижимости, включенным в перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Габриелян С.М. в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ относится к числу лиц, обладающих правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах, согласно которым оно должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (части 1, 2, 3 статьи 3).

Налог на имущество физических лиц статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации отнесен к числу местных налогов.

В силу статьи 12, части 1 статьи 399 указанного Кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При установлении указанного налога представительными органами муниципальных образований определяются в пределах, установленных кодексом, налоговые ставки и особенности определения налоговой базы.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 указанного кодекса.

Законом Мурманской области от 18 ноября 2016 года № 2057-01-ЗМО «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» в соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года (статья 1).

В силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2 пункта 2).

При этом в силу пункта 5 этой же статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов); вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 данной статьи (пункт 6).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В силу пункта 3 части 10 статьи 35 Закона указанные вопросы находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации (часть 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2). Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4). Положения, предусмотренные указанной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5).

В соответствии с пунктом 24 части 3 статьи 37 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 10 марта 2006 года № 20-235, в редакциях, действовавших в период принятия оспариваемого в части нормативного правового акта и внесения в него изменений решением Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557, к полномочиям Совета депутатов города Мурманска относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Аналогичные полномочия Совета депутатов города Мурманска установлены пунктом 32 части 3 статьи 36 действующего Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 02 апреля 2018 года № 45-787.

В силу статьи 38 Устава муниципального образования город Мурманск, действовавшего в период принятия оспариваемого в части нормативного правового акта и внесения изменений, Совет депутатов города Мурманска по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения - нормативные и иные правовые акты (часть 1).

Условия и порядок внесения проекта решения на рассмотрение Совета депутатов города Мурманска, процедура рассмотрения и принятия Советом депутатов города Мурманска решения определяются Регламентом и иными нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска (часть 3).

В соответствии с частью 5 статьи 38 Устава муниципального образования город Мурманск нормативные правовые акты Совета депутатов города Мурманска, предусматривающие осуществление расходов из средств бюджета города, установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов города Мурманска только по инициативе главы администрации города или при наличии заключения главы администрации города.

Согласно части 7 статьи 38 Устава муниципального образования город Мурманск, действовавшего в момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов города Мурманска, если иное не установлено настоящим Уставом и Регламентом.

Совет депутатов города Мурманска согласно части 3 статьи 30 Устава муниципального образования город Мурманск, действовавшего в момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, состоит из 32 депутатов.

Нормативные и иные правовые акты, принятые Советом депутатов города Мурманска, глава муниципального образования подписывает в течение десяти дней после их принятия. После регистрации указанных правовых актов в Совете депутатов города Мурманска в случаях, установленных настоящим Уставом, глава муниципального образования направляет их главе администрации города для опубликования (часть 9 статьи 38 Устава).

Решения Совета депутатов города Мурманска о налогах и сборах вступают в силу в порядке, предусмотренном налоговым законодательством (часть 15 статьи 38 Устава).

В силу части 2 статьи 17 Устава муниципального образования город Мурманск, официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта города считается первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Мурманск» - официальном печатном издании органов местного самоуправления города Мурманска.

Из материалов административного дела следует, что Совет депутатов города Мурманска, действуя в пределах своих полномочий, с учетом положений пункта 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ и Устава муниципального образования город Мурманск, 27 ноября 2014 года рассмотрел внесенный Главой администрации города Мурманска проект, с учетом заключений Контрольно-счетной палаты города Мурманска, Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, принял решение Совета депутатов города Мурманска № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» (далее решение № 3-37 от 27.11.2014).

Названное решение было принято депутатами Совета депутатов города Мурманска при наличии кворума большинством голосов от установленной численности депутатов и опубликовано в газете «Вечерний Мурманск» 29 ноября 2014 года, № 220, и вступило в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц.

Указанным нормативным правовым актом установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории муниципального образования город Мурманск налог на имущество физических лиц.

В силу пункта 2 решение № 3-37 от 27.11.2014 налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении каждого объекта налогообложения определяется: до 1 января 2017 года исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2.1).

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость указанных объектов.

Названные нормы не противоречат налоговому законодательству Российской Федерации (статьям 399, 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

С учетом положений Закона Мурманской области от 18 ноября 2016 года № 2057-01-ЗМО 24 ноября 2016 года в указанный нормативный правовой акт решением Совета депутатов города Мурманска № 31-557 в установленном порядке, в пределах полномочий представительного органа были внесены изменения.

Подпунктом 3.2.2. пункта 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557 установлена налоговая ставка в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Указанная норма соответствует положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проект самого решения был представлен Главой администрации города Мурманска, полномочия которого подтверждены, рассмотрен 21 ноября 2016 года на заседании постоянной комиссии Совета депутатов города Мурманска по бюджету и финансовому регулированию. К проекту решения представлены заключения Контрольно-счетной палаты города Мурманска и Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску о его соответствии налоговому законодательству.

В результате голосования 24 ноября 2016 года решение было принято большинством голосов депутатов Совета депутатов города Мурманска от установленной численности депутатов.

Нормативный правовой акт был опубликован в газете «Вечерний Мурманск» 29 ноября 2016 года, № 221 и вступил в силу с 01 января 2017 года в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализируя вышеприведенные нормы права, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт принят в установленной форме с соблюдением порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта и изменений в него, принятых в пределах полномочий представительного органа муниципального образования.

Содержание оспариваемой нормы муниципального правового акта соответствует действующему федеральному и региональному законодательству.

Установление подпунктом 3.2.2. пункта 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-37 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557) «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» налоговой ставки в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, соответствует приведенным выше положениям налогового законодательства, в том числе предельным размерам налоговой ставки для данного вида имущества, определенным подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность поэтапного введения налоговой ставки представительным органом муниципального образования федеральным и региональным законодательством не предусмотрена.

Установление ставки 2 процентов для указанных объектов не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, создания для него неприемлемых условий для осуществления предпринимательской деятельности, и не учитывающих его финансовое положение.

В данном случае размер налоговой ставки 2 процента по налогу на имущество физических лиц определен в допустимых налоговым законодательством пределах. Представительным органом местного самоуправления не допущено нарушений требований Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налоговой ставки в указанном размере.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается административным истцом, что принадлежащий ему объект недвижимости используется в коммерческих целях путем сдачи торговых площадей в аренду. В свою очередь, коммерческий интерес к получению прибыли от предпринимательской деятельности в максимальном размере не является обязательным критерием для законодателя, осуществляющего свои полномочия в налоговой сфере, в определении ставки того или иного налога.

В силу статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт по вопросам налогов признается не соответствующим кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Таких оснований в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

Доводы административного истца и его представителя Сушко А.Н. об отсутствии экономического обоснования при принятии оспариваемого нормативного правового акта несостоятельны, поскольку согласно пункту 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь именно экономическое основание, а не экономическое обоснование.

Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела экономическим основанием налога на имущество физических лиц является факт нахождения объектов недвижимого имущества в собственности граждан, которые с экономической точки зрения в процессе их эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах обязательного приведения обоснования величины налоговой ставки непосредственно в самом нормативном правовом акте не требует.

В материалах административного дела представлен доклад министра экономического развития Мурманской области по вопросу: «О результатах сравнительного анализа влияния поступления налога на имущество физических лиц в разрезе муниципальных образований в зависимости от изменения налогооблагаемой базы и ставок налога на формирование доходной части бюджетов муниципальных образований Мурманской области», в котором рекомендовано установление максимальной ставки налога, исходя из анализа формирования доходной части бюджетов.

Об этих обстоятельствах указала в ходе судебного заседания свидетель К.И.С.

Ссылки административного истца и его представителя о несоответствии оспариваемого в части нормативного правового акта положениям Закона Мурманской области «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 446-01-ЗМО являются ошибочными.

Приведенный Закон субъекта регулирует особенности налогообложения организаций, к которым административный истец не относится. Поэтому положения данного закона не применимы к спорным правоотношениям.

Доводы административного истца Габриеляна С.М. и его представителя Сушко А.Н. о нелегетивности Совета депутатов города Мурманска при принятии оспариваемого им решения являются несостоятельными и опровергаются собранными по делу доказательствами.

Суд, оценивая в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, собранные по делу доказательства в их совокупности, полагает их допустимыми и относимыми, подтверждающие полномочия депутатов Совета депутатов города Мурманска на принятие решения представительным органом местного самоуправления наличие кворума при принятии оспариваемого в части решения, и находит, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят Советом депутатов города Мурманска в пределах полномочий, с соблюдением процедуры принятия, в установленном порядке опубликовано.

Ссылки заявителя на отсутствие полномочий у администрации города Мурманска и главы администрации для внесения изменений в проект решения ошибочны, поскольку полномочия органа местного самоуправления- администрации и главы администрации муниципального образования определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и бюджетным законодательством.

Оценив в совокупности и взаимной связи собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что содержащиеся в подпункте 3.2.2. пункта 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-37 «Об установлении на территории муниципального образования город Мурманск налога на имущество физических лиц и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557) в части установления налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в размере 2 процентов не противоречат налоговому законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из данной нормы закона и установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для признания не действующим и не подлежащим применению с момента принятия оспариваемого административным истцом положения в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования город Мурманск. При этом суд не усматривает оснований для вынесения частного определения в адрес административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Габриеляна Сергея Михайловича к Совету депутатов города Мурманска о признании не действующим и не подлежащим применению с момента принятия подпункта 3.2.2 пункта 3 решения Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-37 (в редакции решения Совета депутатов города Мурманска от 24 ноября 2016 года № 31-557) по установлению налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц в отношении объектов налогообложения отказать.

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления в газете «Вечерний Мурманск».

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья: Пырч Н.В.