НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 22.01.2016 № 21-25

Дело № 21 - 25

Судья – Патрушев А.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 22 января 2016 года

Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу Игнатьевской Е.В. на решение судьи Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области № * от 21 октября 2015 года должностное лицо – *** ООО «П»» Игнатьевская Е.В. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Решением судьи Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2015 года постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области № * от 21 октября 2015 года оставлено без изменения, а жалоба Игнатьевской Е.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Игнатьевская Е.В. просит постановление органа административной юрисдикции и судебное решение отменить.

В обоснование жалобы указывает, что за весь проверяемый период суммы по данным фискальных отчетов ККТ полностью совпадают с данными кассовой книги и книги учета доходов и расходов. Выявленная при проведении проверки разница выручки возникла из-за несоответствия графиков работы кассы предприятия и работы диспетчеров по отпуску хлебобулочных изделий.

Считает, что установленные ФНС России по Мурманской области обстоятельства не повлекли занижения выручки и налога при применении УСНО, поскольку имело место несвоевременное оприходование Обществом полученной выручки, денежные средства были пробиты по ККТ ранее, чем оприходованы по кассовой книге.

Так, по кассовому аппарату пробиты суммы: _ _ 08.2015 – *** руб.; _ _ 08.2015 – *** руб.; _ _ .08.2015 – *** руб. Итого *** руб.

По кассовой книге данные денежные средства оприходованы: _ _ .08.2015 – *** руб.; _ _ .08.2015 – *** руб.; _ _ .08.2015 – *** руб.

Обращает также внимание на то, что дважды привлечена к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

Игнатьевская Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей административного органа С. и Н., оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа, осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.

В соответствии с пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила) при закрытии предприятия или по прибытию инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен: подготовить денежную выручку и другие платежные документы; составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста". По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

На основании пункта 6.3 Типовых правил закончив оформление кассовых документов, кассир производит: межремонтное обслуживание машины и готовит ее к следующему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип кассовой техники. Старший (главный) кассир после получения всех необходимых документов составляет сводный отчет по форме №25 (приложение 7) за текущий день. Сводный отчет вместе с актами, приходными, расходными ордерами передается им в бухгалтерию до начала работы следующей смены.

Согласно системному толкованию изложенных норм в конце рабочей смены всю выручку за эту смену необходимо оприходовать в кассу организации на основании именно Z-отчета за смену. Требование по снятию Z-отчета установлено законодательством, поэтому обязательно для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с применением ККТ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года организации, за исключением кредитных организаций, и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки.

В соответствии со статьей 7 того же Федерального закона налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ).

Согласно п. 4.6 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание) поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.

Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер (при отсутствии - руководитель).

Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам (п. 5 Указания).

При получении приходного кассового ордера кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 Указания, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.

Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.

После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир подписывает приходный кассовый ордер, проставляет на квитанции к приходному кассовому ордеру, выдаваемой вносителю наличных денег, оттиск печати (штампа) и выдает ему указанную квитанцию к приходному кассовому ордеру.

При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую суммуналичных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) для переоформления приходного кассового ордера на фактически вносимую сумму наличных денег (пункт 5.1 Указаний).

Приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт", на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) (пункт 5.2 Указаний).

Из материалов дела следует, что на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России от 15.09.2015 г. № * должностным лицом налоговой инспекции была проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) модели «***», заводской номер *, дата регистрации ККТ в налоговом органе 17.09.2009, принадлежащей ООО «П»».

В ходе указанной проверки установлено, что Обществом _ _ августа 2015 года в кассовой книге отражена выручка согласно приходным кассовым ордерам №* в общей сумме *** рубля, тогда как по данным фискальных отчетов контрольно-кассовой техники и журнала кассира-операциониста за _ _ августа 2015 года выручка в виде полученных наличных денежных средств составила *** рублей, разница в сумме *** рублей.

Ответственным за финансово-хозяйственную деятельность ООО «П»» является *** Игнатьевская Е.В.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления _ _ октября 2015 года в отношении *** ООО «П»» Игнатьевской Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вина *** Игнатьевской Е.В. в совершении инкриминированного ей административного правонарушения, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: поручением от 15.09.2015 № *; протоколом об административном правонарушении № * от 12.10.15 (л.д.33); актом проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением ООО «П» с приложениями (л.д.34-40); копиями кассовых чеков (л.д.41-43); копией журнала кассира-операциониста (л.д. 44-46); копией кассовой книги (л.д.47-51), и другими материалами дела, оцененными судьей городского суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Статьей ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В связи с изложенным, правильным является вывод судьи городского суда о том, что Игнатьевской Е.В., как *** ООО «П»», в нарушении своих обязанностей не предпринято всех возможных и зависящих от нее мер по соблюдению Обществом норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, судья городского суда пришел к правомерному выводу о доказанности налоговым органом в действиях *** Общества Игнатьевской Е.В. события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины в его совершении.

Постановление о привлечении Игнатьевской Е.В. к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения.

Содержащиеся в жалобе доводы свидетельствуют о несогласии Игнатьевской Е.В. с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении и решением судьи, направлены на переоценку установленных по делу данных и не опровергают вывод должностного лица органа административной юрисдикции и судьи городского суда о доказанности вины Игнатьевской Е.В. в совершении инкриминированного ей административного правонарушения.

Довод в жалобе о том, что имело место несвоевременное оприходование Обществом полученной выручки, поскольку денежные средства были пробиты по ККТ ранее, чем оприходованы по кассовой книге, являлся предметом проверки суда первой инстанции, и обоснованно признан несостоятельным. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Поскольку за _ _ августа 2015 года в кассовой книге Общества отражена выручка согласно приходным кассовым ордерам №* в общей сумме *** рубля, тогда как по данным фискальных отчетов контрольно-кассовой техники и журнала кассира-операциониста выручка в виде полученных наличных денежных средств за _ _ августа 2015 года составила *** рублей (разница в сумме *** рублей), административный орган правомерно пришел к выводу о неприменении контрольно-кассовой техники, что является нарушением п. 5.1, п. 5.2 Указания ЦБ РФ от 11.03.14 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и субъектами малого предпринимательства». Приведенные в жалобе доводы и расчеты с достоверностью не свидетельствуют о том, что *** августа 2015 года по ККТ были пробиты денежные суммы, оприходованные *** августа 2015 года.

Ссылка в жалобе на повторное привлечение к административной ответственности, является несостоятельной.

Из акта проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением ООО «П» № * от 12 октября 2015 года усматривается, что должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности: - по части 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: за несоответствие данных журнала кассира-операциониста с данными бухгалтерского учета, что повлекло неоприходование выручки (не отражение в бухгалтерском учете) за _ _ .08.2015 на сумму *** 00 руб.; за _ _ .08.2015 на сумму *** рублей; а по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменении контрольно-кассовой техники за _ _ .08.2015 года на сумму *** рублей (л.д.34-37).

Таким образом, разными действиями должностного лица – *** ООО «П» Игнатьевской Е.В. и в разное время было совершено два самостоятельных административных правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 15.1 и ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Нарушений требований статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о всестороннем, полном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела судьей не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу Игнатьевской Е.В. – без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда И.А.Федорова