Дело № 21 – 292
Судья – Канцерова Т.В.
РЕШЕНИЕ
по протесту на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск 20 июля 2017 года
Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев протест Мурманского транспортного прокурора Леденева А.Н. на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области от 30 января 2017 года * юридическое лицо – Мурманская таможня признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Данное постановление обжаловано Мурманской таможней в судебном порядке.
Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2017 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Мурманской области.
В протесте, поданном в Мурманский областной суд, Мурманский транспортный прокурор Леденев А.Н., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит судебное решение по жалобе на постановление отменить, оставив постановление должностного лица административного органа без изменения.
Ссылаясь на статью 225 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 2.2.1, 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, считает, что обучение по охране труда должны проходить все работники в течение месяца после перевода на другую работу.
Полагает, что Мурманская таможня в связи с переводом С.Т.В.. 04 июня 2016 года на новую должность, предусматривающую исполнение других должностных обязанностей, была обязана в срок до 04 июля 2016 года обеспечить специальное обучение по охране труда в объеме новых должностных обязанностей.
Считает, что указание в отдельных частях мотивировочной части постановления должностного лица ошибочно вместо фамилии С.Т.В.., подлежащей обучению, иной фамилии, не может свидетельствовать о незаконности вынесенного постановления.
Представители Мурманской транспортной прокуратуры, Государственной инспекции труда в Мурманской области, защитники Мурманской таможни ФИО1, ФИО2, ФИО3, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Частью 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).
Пунктом 2.2.1 подраздела 2.2 «Обучение работников рабочих профессий» предусмотрено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Обучение руководителей и специалистов урегулировано подразделом 2.3 Порядка.
В силу пункта 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определено, что должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
В соответствии с пунктом 7.4 Правил по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными Приказом ФТС России от 15 апреля 2008 года № 403, порядок обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов утверждается Приказом ФТС России.
Приказом ФТС России от 20 мая 2014 года № 927 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, разработанный в соответствии с со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29.
Раздел II Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 20 мая 2014 года N 927, устанавливает основное обучение по охране труда должностных лиц и работников, которое включает специальное обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, имеющих соответствующую аккредитацию лиц, перечисленных в пункте 2.1, и общее – для должностных лиц и работников, не указанных в пункте 2.1 Порядка, непосредственно в таможенном органе, учреждении, находящемся в ведении ФТС России. Должностные лица и работники должны проходить общее обучение по охране труда не реже одного раза в три года (пункт 2.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 20 мая 2014 года № 927, внеочередная проверка знаний требований охраны труда должностных лиц и работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в том числе при назначении должностных лиц и работников или их переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний в области охраны труда (до начала исполнения должностных обязанностей).
Из материалов дела следует, что основанием привлечения юридического лица - Мурманской таможни к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выявленные Мурманской транспортной прокуратурой при проведении проверки нарушения Мурманской таможней трудового законодательства.
В ходе проверки установлено, что приказом начальника Мурманской таможни от 02 июня 2016 года * «О назначении должностных лиц» С.Т.В.. с 04 июня 2016 года назначена на должность ***. Этим же приказом С.Т.В.. освобождена от должности ***.
В связи с переводом С.Т.В.. на новую должность государственной гражданской службы с изменением должностных обязанностей 02 июня 2016 года с С.Т.В.. заключен служебный контракт * о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Усмотрев в бездействии Мурманской таможни, не обеспечившей специальное обучение по охране труда С.Т.В.. в объеме новых должностных обязанностей, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1. статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Мурманский транспортный прокурор 20 декабря 2016 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения 30 января 2017 года Мурманской таможни к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя правомерность привлечения Мурманской таможни к административной ответственности, судья районного суда, проанализировав действующее законодательство, пришел к правомерному выводу о допущенных должностным лицом органа административной юрисдикции существенных нарушениях процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574, должности, замещаемые С.Т.В., отнесены к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители».
При этом судьей приняты во внимание положения пункта 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, согласно которому, внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в числе прочего при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей).
Аналогичная по сути норма содержится в пункте 2.4 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 20 мая 2014 года № 927.
Кроме того, судьей установлено, что согласно удостоверению * обучение в объеме *** часов и проверка знания С.Т.В.. требований охраны труда проведены 17 октября 2014 года. Очередное обучение и проверка знаний требований охраны труда должны быть проведены в срок до 17 октября 2017 года. Приказом от 19 октября 2016 года № *С.Т.В.. направлена на очередное обучение по охране труда в пределах трехлетнего срока с момента окончания предыдущего обучения.
В связи с изложенным судья пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела объективных доказательств, подтверждающих необходимость проведения в отношении С.Т.В.. специального обучения по охране труда в связи с замещением должности *** должностным лицом административного органа не представлено.
При этом вопрос о необходимости дополнительных знаний в области охраны труда в связи с переводом С.Т.В. на новую должность государственной гражданской службы, к исполнению которой она приступила с 04 июня 2016 года, не исследовался.
Судьей районного суда также установлено, что государственным инспектором труда ГИТ в Мурманской области в мотивировочной части постановления приведены и установлены фактические обстоятельства о не обеспечении Мурманской таможней специального обучения по охране труда в отношении другого работника – ***Г.П.В.
Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение, однако, при рассмотрении дела должностным лицом требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В связи с изложенным судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что должностным лицом органа административной юрисдикции обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мурманской таможни, в полном объеме не выяснены, что не позволило органу административной юрисдикции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора труда ГИТ в Мурманской области от 30 января 2017 года отменил, а дело возвратил на новое рассмотрение.
Приведенные в протесте доводы выводы судьи районного суда не опровергают, поскольку не учитывают наличие специальных актов, регулирующих охрану труда в таможенных органах, а также то обстоятельство, что Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 установлен различный порядок обучения по охране труда для работников рабочих профессий и руководителей, специалистов организаций.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мурманской таможни, оставить без изменения, протест Мурманского транспортного прокурора Леденева А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.А. Маляр