НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 19.06.2020 № 21-232

дело № 21 – 232

судья Привалова М.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 19 июня 2020 года

Судья Мурманского областного суда Федорова И.А., рассмотрев жалобу защитника филиала «СРЗ Нерпа» Акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» ФИО1 на решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 05 марта 2020 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением Межрегионального управления № 120 ФМБА России от 17 декабря 2019 года Филиал «СРЗ Нерпа» акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» (далее филиал «СРЗ Нерпа» АО «ЦС Звездочка») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Полярного районного суда Мурманской области от 05 марта 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника филиала «СРЗ Нерпа» АО «ЦС Звездочка» ФИО2 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник филиала «СРЗ Нерпа» АО «ЦС Звездочка» ФИО1 просит вынесенные в отношении филиала «СРЗ Нерпа» АО «ЦС Звездочка» акты отменить, производство по делу прекратить.

Полагает, что ФМБА России не обладает полномочиями по осуществлению санитарно-эпидемиологического контроля в отношении филиала «СРЗ Нерпа» АО «ЦС Звездочка», а также по утверждению Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Приводит доводы об ошибочности выводов судьи районного суда о наличии у филиала «СРЗ Нерпа» АО «ЦС Звездочка» обязанности по утверждению в ФМБА России в городе Мурманске и Мурманской области нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Заслушав защитника юридического лица ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа ФИО3, полагавшую решение судьи законным и обоснованным, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя межрегионального управления № 120 Федерального медико-биологического агентства от 15 октября 2019 года № 01-32/93 в период с 18 октября 2019 года по 15 ноября 2019 года в отношении филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звездочка» проведена внеплановая выездная проверка исполнения подпункта 1.3 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 21 ноября 2018 года № 03-05-4/12.

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение пункта 6.11 СанПиН 2.1.5.980-00 и части 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» филиал «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты без наличия действующих нормативов предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованных с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Кроме того при проведении проверки установлено, что «Нормативы допустимых сбросов веществ в ручей Безымянный № 3 бассейна бухты Кут Кольского залива Баренцева моря (выпуск № 2)», «Нормативы допустимых сбросов веществ в бухту Кут Кольского залива Баренцева моря (выпуск № 3)» филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка», утверждены и.о. начальника отдела водных ресурсов по Мурманской области 06 марта 2014 года на срок до 07 марта 2019 года.

С 08 марта 2019 года у филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» отсутствуют действующие нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов по выпускам 1 №№ 2, 3, утвержденные Федеральным агентством водных ресурсов и согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Вновь разработанные нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в отношении филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» на согласование в Межрегиональное управление № 120 ФМБА России не поступали.

В ходе изучения представленных протоколов лабораторных исследований сточных вод КОС завода установлено, что филиал «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» осуществляет сброс сточных вод после КОС завода в ручей Безымянный № 3 бассейна бухты Кут Кольского залива Баренцева моря (выпуск № 2) и сточных вод после участка нейтрализации ЭП в бухту Кут Кольского залива Баренцева моря (выпуск № 3).

По результатам проверки установлено, что филиал «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты без наличия действующих нормативов предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованных с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Результаты проведенной проверки отражены в акте от 15 ноября 2019 года.

Выявленные нарушения явились основанием для составления 19 ноября 2019 года уполномоченным должностным лицом в отношении филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 17 декабря 2019 года к административной ответственности по данной норме.

Проверяя законность привлечения юридического лица к административной ответственности, судья районного суда согласился с выводами органа административной юрисдикции и принятым им постановлением.

Вместе с тем, состоявшееся решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении считаю преждевременным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

С 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты), в зависимости от их категории, в том числе в части необходимости разработки и утверждения НДС.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, осуществляется расчет НДС.

Как следует из материалов дела, АО «ЦС «Звездочка», филиал «СРЗ «Нерпа» (производственная площадка филиала) является объектом II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Для объектов II категории вступила в силу обязанность предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой является расчет НДС (статья 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Привлекая юридическое лицо к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган пришел к выводу, что с 08 марта 2019 года у филиала «СРЗ «Нерпа» АО «ЦС «Звёздочка» отсутствуют действующие нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов по выпускам 1 №№ 2, 3, утвержденные Федеральным агентством водных ресурсов и согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Вместе с тем, согласно материалам дела, СРЗ «Нерпа» была представлена декларация воздействия на окружающую среду вх. №1972 от 15.03.2019 по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка её заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Представленная Декларация, согласно информации Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, действует до 14 марта 2026 года при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Перечень документов, необходимых для подачи декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории определен статьей 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Санитарно-эпидемиологическое заключение в перечне документов отсутствует.

Вместе с тем, приведенные выше обстоятельства надлежащей оценки в судебном решении не получили.

Достаточные данные о том, что имеющаяся у юридического лица Декларация воздействия на окружающую среду с приложениями исследовалась судом, в материалах дела отсутствуют. Также судом не исследовался вопрос о порядке утверждения указанной Декларации и приложений к ней.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, согласно пункту 5.5(18) которого Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют прием декларации о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному экологическому надзору.

Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 утверждена форма Декларации и порядок её заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В материалах дела имеются письма Отдела водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Мурманской области о том, что согласование и утверждение уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти НДС, рассчитанный юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность на объектах II категории, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусмотрено.

В связи с этим судьей районного суда было удовлетворено ходатайство юридического лица о вызове и допросе в качестве свидетеля должностного лица Отдела водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по Мурманской области (л.д. 88-89), однако достаточных мер для обеспечения явки данного свидетеля в суд, судьей не принято.

Таким образом, судьей не выполнены требования статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену решения судьи и направление дела на новое рассмотрение.

Остальные доводы жалобы и возражения на жалобу подлежат оценке судьёй районного суда при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника Филиала «СРЗ Нерпа» акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» - ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 05 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Филиала «СРЗ Нерпа» акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка», отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Полярный районный суд Мурманской области.

Судья

Мурманского областного суда И.А. Федорова