НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 15.11.2021 № 21-485

Дело № 21 -485 Судья - Шуминова Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу

об административном правонарушении

г. Мурманск 15 ноября 2021 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Алымовой Т.А., действующей в интересах Чуманина А.В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением заместителя начальника ИФНС России по городу Мурманску № 51902111200038900005 от 19 мая 2021 года должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «***» (далее – ООО «***», Общество) Чуманин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 года постановление должностного лица административного органа от 19 мая 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника Чуманина А.В. – Алымовой Т.А. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Чуманина А.В. – Алымова Т.А. просит, вынесенные в отношении Чуманина А.В. акты признать незаконными и отменить.

Считает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии фактической угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с допущенным Чуманиным А.В. правонарушением, в материалах дела не имеется. При этом противоправное поведение Чуманина А.В. не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных нарушений публичного характера, ни с умышленным игнорированием требований валютного законодательства Российской Федерации.

Обращает внимание на то, что судьей не учтено, что Чуманин А.В. не знал о том, что выплата заработной платы в наличной форме является нарушением закона, и, кроме того, ранее судебная практика по подобным правонарушениям формировалась на ином подходе. В связи с чем, Чуманин А.В. добросовестно заблуждался относительно отсутствия обязанности по перечислению денежных средств нерезидентам на расчетный счет в банке.

Указывает, что до вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, Чуманин А.В. устранил допущенные нарушения и открыл счета в уполномоченном банке на работников.

Обращает внимание на то, что судья районного суда не признал существенным процессуальным нарушением отсутствие в деле трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами, в то время как судебным актом, вынесенным ранее по аналогичному делу в отношении Чуманина А.В., опроверг данный вывод.

Полагает, что налоговым органом в нарушение статей 24.1,26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления не выяснены своевременно все обстоятельства дела.

Указывает, что Арбитражным судом Мурманской области постановления ИФНС России по г.Мурманску о назначении наказания ООО «***» за совершение Обществом аналогичных правонарушениях отменены, в связи с малозначительностью.

В судебное заседание не явились Чуманин А.В., заместитель начальника ИФНС России по городу Мурманску Евдокимова Т.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Алымову Т.А., поддержавшую жалобу, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные используемые понятия: валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ (пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 названного Федерального Закона).

Статьей 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включена.

Как следует из материалов дела, ООО «***, в лице директора Чуманина А.В., в 2019 году заключило трудовые договора с гражданами Республики ***. Условия заключенных с иностранными гражданами трудовых договоров содержат указание о выплате заработной платы наличными через кассу Общества.

ООО «***», руководителем которого является Чуманин А.В., на основании платежной ведомости * от _ _ , выплатило иностранным лицам, гражданам Республики ***, не имеющим вида на жительство в Российской Федерации, по трудовым договорам из кассы ООО «***» заработную плату на общую сумму 145223 руб.

На основании расходных кассовых ордеров №* от _ _ осуществлен возврат НДФЛ за июль 2019 года в наличной форме иностранным гражданам на общую сумму 18359 рублей.

Согласно информации, представленной врио начальника отдела разрешительно-визовой работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области, иностранные граждане Республики ***: А., Р., Ш., З., К., М., П., Т., У.,, Х., Ю., Н., Г., вид на жительство на территории Российской Федерации не оформляли, гражданство Российской Федерации не приобретали.

Как следует из материалов дела, на основании решения собрания участников ООО «***» от _ _ обязанности директора общества возложены на Чуманина А.В., которые продлены решением * от _ _ сроком на три года.

ООО «***» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а поэтому в силу подпункта «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ - резидентом, а иностранные граждане на дату выплаты им заработной платы и возврату НДФЛ в наличной денежной форме в валюте Российской Федерации в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ являлись нерезидентами.

Таким образом, произведенные _ _ Обществом расчеты по заработной плате и по возврату НДФЛ, выразившиеся в выдаче (отчуждении) ООО «***» физическим лицам - нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме из кассы ООО «***» в размере 163582 руб. (145223+18359=163582) согласно требованиям подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являлся валютной операцией между резидентом и нерезидентом.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Выявленное нарушение явилось основанием для составления _ _ уполномоченным должностным лицом в отношении директора Общества Чуманина А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его 12 августа 2021 года к административной ответственности по данной норме (л.д.5-14).

Установленные фактические обстоятельства совершения директором Общества Чуманиным А.В. административного правонарушения и вывод о его виновности подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в вынесенных актах, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что директор Общества Чуманин А.В., будучи должностным лицом, при исполнении им должностных обязанностей, в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ осуществил _ _ выплату заработной платы и возврат НДФЛ нерезидентам - иностранным гражданам в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, постановление заместителя начальника ИФНС России по г. Мурманску от 19 мая 2021 года по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении должностного лица по делу об административных правонарушениях содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.

Судьей районного суда вопреки утверждению защитника, не выявлены существенные нарушения процедуры привлечения Чуманина А.В. к административной ответственности.

Факт нарушения Чуманиным А.В. валютного законодательства подтвержден материалами дела. При этом факт наличия у Общества трудовых отношений с иностранными гражданами, указанными в платежной ведомости * от _ _ , лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривался.

Кроме того, поскольку объектом посягательства вмененного Чуманину А.В. административного правонарушения, является установленный законом порядок осуществления валютных операций, а не существующий порядок привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, поэтому предметом указанного правонарушения являются выплаченные иностранным гражданам (нерезидентам) суммы в валюте Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках независимо от характера либо назначений указанных платежей.

Следовательно, отсутствие в материалах дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Чуманина А.В. трудовых, договоров, заключенных Обществом с иностранными гражданами, не имеет определяющего значения для вывода о наличии либо отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом представленными в настоящем деле об административном правонарушении письмами, о направлении документов, подтверждающих наличие трудовых отношений с иностранными гражданами на дату вмененного правонарушения, следует, что налоговый орган располагал всеми доказательствами для привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, т.е. после факта их выявления, основанием для освобождения директора Общества Чуманина А.В. от административной ответственности не является, поскольку согласно разъяснениям законодательства, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Ссылку защитника на решения Арбитражного суда Мурманской области нельзя признать убедительной, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами и в отношении иных лиц, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.

Вопреки мнению подателя жалобы оценив характер и степень общественной опасности совершенного директором Общества Чуманиным А.В. административного правонарушения, судья районного суда не нашел оснований для признания его малозначительным в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Так, совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, которая является частью мер национальной безопасности, и характеризуется повышенной опасностью.

Административное наказание Чуманину А.В. назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 данного Кодекса, характера совершенного административного правонарушения и личности виновного, является справедливым.

Обстоятельств, влияющих на вид и размер административного наказания, которые не были учтены при его назначении, не установлено. Законные основания для смягчения, назначенного Чуманину А.В. административного наказания, отсутствуют.

Постановление о назначении директору Общества Чуманину А.В. административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей районного суда допущены существенные нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановления заместителя начальника ИФНС России по г. Мурманску № 51902111200038900005 от 19 мая 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 августа 2021 года, вынесенные в отношении директора Общества Чуманина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы защитника Алымовой Т.А. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица