НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 11.07.2017 № 21-291

Дело № 21-291

Судья – Канцерова Т.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по протесту на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

11 июля 2017 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев протест Мурманского транспортного прокурора Леденева А.Н. на решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области * о назначении административного наказания от 30 января 2017 года юридическое лицо – Мурманская таможня признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Данное постановление обжаловано Мурманской таможней в судебном порядке.

Решением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2017 года постановление о назначении административного наказания от 30 января 2017 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Мурманской области.

В протесте, поданном в Мурманский областной суд, Мурманский транспортный прокурор, Леденев А.Н., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение судьи районного суда от 18 апреля 2017 года отменить, оставив без изменения постановление о назначении административного наказания от 30 января 2017 года.

Оспаривает вывод судьи о том, что для обязательного прохождения обучения сотрудника Мурманской таможни Г.П.В. требуется установить, необходимы ли ему дополнительные знания в области охраны труда в соответствии с замещаемой должностью.

Полагает, что исходя из системного толкования пунктов 2.2.1, 2.3.1 Порядка, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, обучение по охране труда должны проходить все работники в течение месяца после перевода на другую работу.

Считает, что в связи с переводом Г.П.В.. на новую должность с изменением должностных обязанностей с 27 июня 2016 года Мурманская таможня должна была в срок до 27 июля 2016 года обеспечить специальное обучение по охране труда в объеме новых должностных обязанностей.

В судебное заседание не явились представитель Мурманской транспортной прокуратуры, представитель Государственной инспекции труда в Мурманской области, защитники Мурманской таможни К.В.В.., С.О.А.., Р.Е.Д.., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, оценив доводы протеста, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Частью 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее Порядок).

Пунктом 2.2.1 подраздела 2.2 «Обучение работников рабочих профессий» предусмотрено, что работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Обучение руководителей и специалистов урегулировано подразделом 2.3 Порядка.

В силу пункта 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определено, что должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

В соответствии с пунктом 7.4 Правил по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными Приказом ФТС России от 15.04.2008 N 403, порядок обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов утверждается Приказом ФТС России.

Приказом ФТС России от 20.05.2014 N 927 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, разработанный в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29.

Раздел II Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 20.05.2014 N 927, устанавливает основное обучение по охране труда должностных лиц и работников, которое включает специальное обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, имеющих соответствующую аккредитацию лиц, перечисленных в пункте 2.1, и общее – для должностных лиц и работников, не указанных в пункте 2.1 Порядка, непосредственно в таможенном органе, учреждении, находящемся в ведении ФТС России. Должностные лица и работники должны проходить общее обучение по охране труда не реже одного раза в три года (пункт 2.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, утвержденного Приказом ФТС России от 20.05.2014 N 927, внеочередная проверка знаний требований охраны труда должностных лиц и работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в том числе при назначении должностных лиц и работников или их переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний в области охраны труда (до начала исполнения должностных обязанностей).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки Мурманской транспортной прокуратурой соблюдения трудового законодательства выявлено, что приказом начальника Мурманской таможни от 24.06.2016 *Г.П.В.. с 27.06.2016 в порядке перевода по службе назначен на должность начальника *** с освобождением от должности ***.

В связи с переводом на новую должность с Г.П.В.. заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации *.

Усмотрев в бездействии Мурманской таможни, не обеспечившей специальное обучение по охране труда Г.П.В.. в объеме новых должностных обязанностей, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Мурманский транспортный прокурор 20 декабря 2016 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения 30 января 2017 года Мурманской таможни к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Проверяя обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности, судья районного суда, проанализировав действующее законодательство, пришел к правомерному выводу о допущенных должностным лицом органа административной юрисдикции существенных нарушениях процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Замещаемая Г.П.В.. ранее должность *** и должность ***, относятся к должностям старшего начальствующего состава, по которым присваиваются специальные звания.

Согласно удостоверению * обучение в объеме *** часов и проверка знаний Г.П.В.. требований охраны труда проведены 17 октября 2014 года, на момент проведения проверки трехлетний срок не истек.

Проведение проверки знаний требований охраны труда 28 октября 2016 года (удостоверение *) осуществлено до истечения трехлетнего срока.

Установив, что замещаемая Г.П.В.. должность относится к должностям старшего начальствующего состава, по которым присваиваются специальные звания, вопросы о том, относится ли замещаемая Г.П.В.. должность к требующим специального обучения, необходимы ли ему дополнительные знания в области охраны труда, обусловленные исполнением новых обязанностей, должностным лицом органа административной юрисдикции не обсуждались, руководствуясь положениями статьи 24.1, пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда пришел к убедительному выводу о наличии оснований для возвращения дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Мурманской области.

Приведенные в протесте доводы выводов судьи не опровергают, поскольку не учитывают наличие специальных актов, регулирующих охрану труда в таможенных органах, а также то обстоятельство, что Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, установлен различный порядок обучения по охране труда для работников рабочих профессий и руководителей, специалистов организаций.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, по данному делу не установлено.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 апреля 2017 года, вынесенное в отношении юридического лица – Мурманской таможни, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, протест Мурманского транспортного прокурора Леденева А.Н. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица