Дело № 21-507 Судья – Исаева Ю.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск | 04 декабря 2017 года |
Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» ФИО1 на решение судьи Кольского районного суда Мурманской области от 18 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области * о назначении административного наказания от 12 июля 2017 года юридическое лицо – Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее - ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Данное постановление обжаловано законным представителем ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области в судебном порядке.
Решением судьи Кольского районного суда Мурманской области от 18 сентября 2017 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба законного представителя ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда по жалобе на указанное постановление отменить, освободить Учреждение от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Приводит довод о том, что Учреждение является федеральным казенным исправительным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет расходных обязательств Российской Федерации, несвоевременная выплата заработной платы обусловлена отсутствием на лицевом счете Учреждения денежных средств и наличием просроченной дебиторской задолженности.
Отмечает, что всем осужденным в полном объеме выплачена компенсация в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, вредные последствия не наступили, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не имелось.
Полагает, что назначенное наказание не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, ссылается на положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание не явились законный представитель юридического лица ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области ФИО1, защитник Калегин О.И., представитель Государственной инспекции труда в Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Файзулину Е.С., поддержавшую жалобу, возражения прокурора Мельниченко А.Н., оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством,
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях (часть 4 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 03 октября 2016 года, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как следует из представленных материалов, Мурманской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с 21 по 28 июня 2017 года проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства при привлечении осужденных к труду, по результатам которой 28 июня 2017 года в адрес начальника Учреждения внесено представление *.
В ходе проведения проверки установлено, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Приказом начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области от 31 июля 2015 года * осужденный Б.Д.Г.., привлеченный к оплачиваемому труду с апреля 2014 года, переведен на должность *** где работает по настоящее время.
Приказом начальника Учреждения от 01 апреля 2016 года * осужденный К.М.Н.. привлечен к оплачиваемому труду в должности *** и был уволен 25 апреля 2017 года.
Приказом начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области от 21 октября 2013 года * осужденный Г.М.И.. привлечен к оплачиваемому труду с апреля 2013 года, переведен на должность ***, где и работает по настоящее время.
Приказом начальника Учреждения от 17 марта 2017 года * осужденным Б.Д.Г., К.М.Н.. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 03 по 23 апреля 2017 года в количестве 21 календарного дня, а осужденному Г.М.И.. - с 03 по 16 апреля 2017 года в количестве 14 календарных дней.
Приказом начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области от 01 августа 2016 года * осужденный Б.А.Г.. привлечен к оплачиваемому труду с мая 2016 года, переведен на должность ***, где и работает по настоящее время.
Приказом начальника Учреждения от 17 марта 2017 года * осужденный М.С.В.., привлеченный к оплачиваемому труду с мая 2014 года, переведен на должность ***, где работает по настоящее время.
На основании приказов начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области осужденный А.В.А.. (приказ от _ _ *), Г.А.С.. (приказ от _ _ *), М.А.И.. (приказ от _ _ *), Ч.С.В.. (приказ от _ _ *), Ч.О.С.. (приказ от _ _ *) привлечены к оплачиваемому труду на различных должностях.
Приказом начальника Учреждения от 27 апреля 2017 года * осужденным Б.А.Г.., М.С.В.. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 10 по 23 мая 2017 года в количестве 14 календарных дней, а осужденным А.В.А.., Г.А.С.М.А.И.., Ч.С.В.., Ч.О.С.. с 15 по 28 мая 2017 года в количестве 14 календарных дней.
В ходе проверки установлены нарушение требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующего привлечение осужденных к лишению свободы к труду:
- в нарушение части 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска Б.Д.Г.. К.М.Н.., Г.М.И.. произведена администрацией Учреждения 04 апреля 2017 года, а не за 3 дня до начала отпуска, как это предусмотрено законодательством; оплата отпуска осужденным Б.А.Г.., М.С.В.., А.В.А.., Г.А.С., М.А.И., Ч.С.В.., Ч.О.С. произведена администрацией исправительного учреждения 16 мая 2017 года, а не за 3 дня до начала отпуска, как это предусмотрено законодательством;
- аналогичные нарушения требований закона при выплате отпускных администрацией Учреждения допущены в отношении осужденных Б.В.А.., Б.И.В.., Г.А.Н.., Р.В.Ф..;
- в нарушение статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации администрацией исправительного учреждения не уплачена осужденным Б.А.Г.., М.С.В.., Б.Д.Г.., Г.М.И.., К.М.Н.., А.В.А.., Г.А.С., М.А.И.., Ч.С.В.., Ч.О.С., Б.В.А.., Б.И.В.., Г.А.Н.., Р.В.Ф.. денежная компенсация за нарушение установленного срока оплаты отпуска;
- в нарушение части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации администрацией Учреждения осужденным, привлеченным к работе с повременной и сдельной оплатой труда, заработная плата выплачивается лишь один раз в месяц.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения Мурманским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 29 июня 2017 года постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области и привлечения Учреждения должностным лицом Государственной инспекции труда в Мурманской области 12 июля 2017 года к административной ответственности, установленной данной нормой.
Проверяя законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания, судья пришел к выводу о виновности ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и судебное решение нельзя признать законными.
Условия труда осужденных к лишению свободы и оплаты их труда определены статьями 104, 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Право осужденных к лишению свободы на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде не возлагает на учреждение, исполняющее наказание, обязанность выплачивать им заработную плату не реже чем каждые полмесяца.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 03 октября 2016 года, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Из совокупного анализа приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что при наличии трудовых отношений заработная плата выплачивается в дни, установленные трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором. Именно в эти дни и установленные законом сроки работодатель обязан выплатить заработную плату работнику, и это именно та обязанность работодателя, которая возложена на него законом.
Труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации, не возникают.
Осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно-полезный труд как средство исправления (статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) и обязанность (статьи 11, 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
Согласно части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года (раздел 1)
Заработная плата осужденным в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области выплачивается один раз в месяц – 12 числа месяца, следующего за расчетным, согласно учетной политике Учреждения (приказ от 31 декабря 2015 года *).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ) образуют, в том числе невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
Поскольку трудовые договоры с осужденными, привлеченными к общественно-полезному труду как одному из средств исправления, осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, несвоевременное осуществление оплаты труда за данный труд не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемые постановление должностного лица административного органа и судебный акт подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области * о назначении административного наказания от 12 июля 2017 года, решение судьи Кольского районного суда Мурманской области от 18 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу законного представителя ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области ФИО1 – удовлетворить.
Судья
Мурманского областного суда А.А.Маляр