НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 04.03.2021 № 3А-11/2021

Дело №3а-11/2021 Мотивированное решение изготовлено 04.03.2021

(с учетом выходных дней)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2021 года город Мурманск

Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.

при секретаре Лащенко И.В.,

с участием: прокурора Попко А.Н.

представителя административного истца Сайгина В.В. по доверенности
Конюшиной Е.А.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области по доверенности Дороховой М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сайгина Виктора Васильевича об оспаривании отдельного положения нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

26 декабря 2019 года Министерством имущественных отношений Мурманской области издан приказ № 423 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - приказ от 26.12.2019 № 423), который размещен на официальном сайте Правительства Мурманской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области http://property.gov-murman.ru 26.12.2019.

Объект недвижимости с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ..., включен в пункт 1063 Перечня к приказу от 26.12.2019 № 423.

Сайгин В.В. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1063 Перечня к приказу от 26.12.2019 № 423.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости – многофункциональное здание, назначение – нежилое, площадью 2851,8 кв.м, с кадастровым номером *.

Включение Перечень здания, принадлежащего Сайгину В.В., является неправомерным, поскольку указанный объект недвижимости не обладает необходимыми признаками, определенными статьей 1-1 Закона Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Фактически здание занимается и используется следующими организациями: филиалом Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (349,2 кв.м); Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Мурманской области (1047,8 кв.м); обществом с ограниченной ответственностью «ФламингоМед» (975,85 кв.м); Мурманской региональной общественной организацией «Оздоровление северян» (141,82 кв.м); под подсобные помещения, бытовые помещения, лестницы, теплопункт, электрощитовую, водомерный узел (337,13 кв.м).

При этом площади, занимаемые ФКУ «Налог-Сервис», Территориальным фондом медицинского страхования Мурманской области, ООО «ФламингоМед» не могут быть отнесены к помещениям в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации используются помещения площадью 141,82 кв.м, занимаемые МРОО «Оздоровление северян», что составляет 5 % от общей площади здания.

В связи с чем полагает, что условия об использовании не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры не соблюдены.

Поскольку включение спорного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение размера налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, то приказ от 26.12.2019 № 423 в оспариваемой части, по мнению административного истца, является незаконным, нарушает его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Конюшина Е.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, а также дополнениях (том 2 л.д.124-125).

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области по доверенности Дорохова М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменным возражениям (том 1 л.д.135-137).

Административный ответчик Министр имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще. В письменном отзыве не возражал против удовлетворения административного иска (том 1 л.д.195-197).

Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Попко А.Н., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Законом Мурманской области от 18 ноября 2016 года № 2057-01-ЗМО «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Действующим в спорный период пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Мурманской области от 02 июня 2016 года № 266-ПП «О некоторых вопросах, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» предусмотрено, что Министерство имущественных отношений Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным на: определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно действующему в спорный период Положению о Министерстве имущественных отношений Мурманской области (далее – Министерство), утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 01 декабря 2008 № 579-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, формированию и реализации государственной политики Мурманской области в сфере управления государственным имуществом Мурманской области.

Министерство является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление мероприятий по формированию и утверждению перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 1.1).

Проанализировав вышеназванные положения во взаимосвязи, а также представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26.12.2019 № 423 является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятым в пределах полномочий Мурманской области и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и порядку опубликования нормативного правового акта.

Соблюдение порядка и процедуры принятия и опубликования указанного нормативного правового акта также подтверждено вступившим в законную силу решением Мурманского областного суда от 26 мая 2020 года по административному делу № 3а-14/2020.

Проверяя приказ в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В силу пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации.

Пунктом 33 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пп.1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп.2).

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания для отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО (в редакции от 09.04.2018) «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения общей площадью свыше 500 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п.п.2); административно-деловые центры и помещения в них (пп.3); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов (п.п.4).

На основании пункта 3 статьи 1-1 вышеназванного Закона Мурманской области вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным Правительством Мурманской области, в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым Правительством Мурманской области с учетом положений пунктов 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Сайгину В.В. с 23 декабря 2014 года принадлежит на праве собственности объект недвижимости – здание, наименование – многофункциональное здание, назначение – нежилое, количество этажей *, в том числе подземных-1, общей площадью 2851,8 кв.м, инв. № *, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер *, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д.111-114).

Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 02 июня 2016 года № 266-ПП (далее – Порядок), установлены мероприятия по подготовке к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений осуществляются в следующем порядке: получение информации об объектах недвижимости, подлежащих включению в перечень объектов, в отношении которых налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (далее - Перечень), в органах государственной и муниципальной власти и от юридических и физических лиц; формирование предварительного списка объектов недвижимости на основании полученной информации; направление запросов в федеральный орган, осуществляющий кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для получения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по объектам, в налоговые органы, иные государственные и муниципальные органы, в которых могут храниться сведения об объектах недвижимости и их правообладателях; проведение обследования при имеющихся разночтениях в сведениях об объекте недвижимости, не позволяющих однозначно определить объект недвижимости как подлежащий включению в Перечень, а также в случае обращения лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения; передача документов, подготовленных в результате указанных выше мероприятий, в том числе актов обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, в Комиссию для принятия решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - Комиссия, Акт обследования).

При этом в силу пункта 3.1 Порядка, обследование объекта недвижимости осуществляется: в случае если по результатам получения и анализа исходной информации имеются разночтения в сведениях об объектах недвижимости, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяющие однозначно определить правомерность включения объекта недвижимости в Перечень; в случае обращения лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 22 апреля 2019 года произведено обследование фактического использования здания с кадастровым номером * с составлением соответствующего акта, в котором указано о фактическом использовании здания под медицинский центр, офисные помещения (том 1 л.д.155-158).

Протоколом заседания Комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Комиссия) от 24 мая 2019 года № *, вид фактического использования принадлежащего Сайгину В.В. здания с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., определен к соответствующим видам, указанным в части 1 статьи 1.1. Закона Мурманской области «О налоге на имущество организаций» (пункт 40 приложения № 1 к протоколу № * от 24.05.2019), в связи с чем данный объект включен в Перечень (том 1 л.д.138-154).

Вместе с тем, доказательства, представленные Министерством имущественных отношений Мурманской области, не свидетельствуют об обоснованности включения в Перечень указанного объекта недвижимости.

В акте обследования многофункционального здания от 22 апреля 2019 года указано, что объект недвижимости используется в качестве помещений: 1-2 этажи – клиника семейной медицины «ФламингоМед», 3-4 этажи – МРОО «Оздоровление северян»; «Налог-Сервис», «Народный Фронт», Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области; доступ для фотофиксации на 5 этаж отсутствовал. В акте также содержится приписка об использовании помещений на 3-4 этажах по офисы (том 1 л.д.155-158).

Согласно объяснениям представителя административного ответчика в судебном заседании в качестве офисных помещений комиссией признаны помещения на 3-4 этажах здания, занимаемые различными организациями по договорам аренды.

Судом также установлено и из материалов дела следует, что по заявлению Сайгина В.В. от 29 июня 2020 года проведено комиссионное обследование фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., с составлением акта от 23 июля 2020 года № * (том 1 л.д.176-180).

Из указанного акта следует, что комиссией сделан вывод о фактическом использовании здания под медицинский центр ООО «ФламингоМед», офисные помещения: ТФОМС Мурманской области, МРОО «Оздоровление северян». Комиссией установлено, что в здании расположены: подвал – теплоцентр, медицинский центр ООО «ФламингоМед»; первый этаж – медицинский центр ООО «ФламингоМед»; второй этаж – медицинский центр ООО «ФламингоМед», ТФОМС Мурманской области; третий этаж – МРООО «Оздоровление северян», ТФОМС Мурманской области; четвертый этаж – ФКУ «Налог-Сервис», ТФОМС Мурманской области; пятый этаже – ФКУ «Налог-Сервис», ТФОМС Мурманской области; комиссией сделан вывод о том, что в совокупности площадь офисных помещений ФКУ «Налог-Сервис», МРОО «Оздоровления северян» и ТФОМС Мурманской области составляет 1538,82 кв.м (349,2+141,82+1047,8), что составляет более 20 % от площади здания (2851,8 кв.м).

По результатам обследования Комиссией принято решение, оформленное протоколом от 07 сентября 2020 года № *, о соответствии объекта с кадастровым номером * критериям, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (том 1 л.д.159-173).

Вместе с тем, указанные выше акты обследования не могут быть признаны надлежащими доказательствами, подтверждающим обоснованность включения в Перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.

Так, в акте обследования от 22 апреля 2019 года не содержатся необходимые сведения, достоверно подтверждающие то, что более 20 процентов общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений, отсутствуют наименование и расчет площадей конкретных помещений, которые, по мнению административного ответчика, используются под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, акт обследования содержит ошибочные данные: об общей площади многофункционального здания (4260,4 кв.м вместо 2851,8 кв.м), а также о размещении в здании на момент осмотра ОООД «Народный фронт «За Россию», что опровергаются свидетельством о государственной регистрации права, техническими документами, соглашением о расторжении договора арены (том 1 л.д.11,209-231,том 2 л.д.127).

При этом акт повторного обследования от 23 июля 2020 года № * сам по себе не может восполнить недостатки предыдущего обследования, поскольку он составлен в ином налоговом периоде, после утверждения оспариваемого Перечня на 2019 год.

По сведениям, содержащимся в техническом паспорте и экспликации поэтажного плана, в многофункциональном здании, находящемся по адресу: ..., размещены основные помещения, с наименованиями: «электрощитовая», «бойлерная», «зал», «холл», «кабинет», «приемная» (всего 1607,9 кв.м), а также вспомогательные помещения с наименованиями: «лестничная клетка», «коридор», «техподполье», «водомерный узел», «подсобное помещение», «тамбур», «вестибюль, зал, касса», «санузел», «туалет», «эстрада», «моечная», «зал», «кладовая, санузел, гардероб», «умывальник» (всего 1243,9 кв.м) (том 1 л.д.117-128).

Наличие в здании помещений с наименованием «кабинет», «приёмная» и их площадь правового значения не имеет, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является, в связи с чем из назначения помещений не усматривается, что не менее 20% площади здания предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Как видно из представленных административным истцом документов, 16 декабря 2014 года между ООО «БСГ» (агентом) и ИП Сайгиным В.В. (принципалом) заключен агентский договор, по условиям которого агент осуществляет сдачу в аренду принадлежащих принципалу нежилых помещений, расположенных по адресу: ... (том 1 л.д.16-19).

На основании контрактов по аренде нежилого помещения, заключенного между ООО «БСГ» (арендодателем) и ТФОМС Мурманской области (арендатором) 09 января 2019 года и 02 декабря 2019 года, на момент обследования в 2019 году территориальный фонд занимал нежилые помещения, площадью 1047,8 кв.м, расположенные в подвале, а также на 2-5 этажах спорного здания (том 2 л.д.129-136, 137-146).

Также судом установлено, что на момент обследования в 2019 году нежилые помещения на 4 и 5 этажах указанного здания, общей площадью 349,2 кв.м на основании государственного контракта № * от 14 января 2019 года предоставлены в аренду ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва) для обеспечения служебной деятельности данного учреждения (том 2 л.д.193-208).

В соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 6 октября 2011 года № 510-ПП, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области (далее - территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной решением малого Совета Мурманского областного Совета народных депутатов от 27.04.1993 № 83 для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области.

Задачами территориального фонда являются: обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования; создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования; обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.

Кроме того, по сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставе ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва), данное учреждение осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности ФНС России и ее территориальных органов в пределах полномочий, переданных Учреждению от ФНС России (том 2 л.д. 37-82,92-100)

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что помещения общей площадью 1397 кв.м, занимаемые ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и ТФОМС Мурманской области, не могут быть учтены в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они используются для обеспечения выполнения отдельных государственных функций в сфере обязательного медицинского страхования и налогообложения, что не подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

Проанализировав договор аренды от 26 сентября 2017 года, заключенный с ООО «ФламингоМед», суд также полагает, что арендуемые этой организацией помещения площадью 908,7 кв.м (на момент осмотра в 2019 года) используются для реализации уставных задач, под оказание медицинских услуг, что не соответствует критериям отнесения помещений к числу офисных.

При этом помещения, занимаемые ООО «ФламингоМед» не учитывались при включении здания в оспариваемый Перечень.

Указанные выше обстоятельства, связанные с размещением в здании ТФОМС Мурманской области, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России и ООО «ФламингоМед», также подтверждаются свидетельскими показаниями заместителя генерального директора ООО «БСГ» Шульц О.Г.

В тоже время, исходя из содержания административного искового заявления, а также представленных документов, суд приходит к выводу о том, что фактически под офисы в юридически значимый период использовались только помещения, общей площадью 188,9 кв.м, занимаемые МРОО «Оздоровление северян» по договору аренды офисных помещений от 01 мая 2017 года (в редакции дополнительного соглашения от 01 января 2019 года). Площадь указанных помещений составляет 6,62 процента от общей площади здания.

Таким образом, содержащиеся в технических документах сведения не позволяли административному ответчику сделать вывод о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в здании предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, а также предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры; при этом установлено фактическое использование для размещения офисов помещений, составляющих менее 20 процентов общей площади здания.

Кроме того, принадлежащее административному истцу многофункциональное здание расположено на земельном участке, площадью 1721 +/- 14,52 кв.м, кадастровый номер *, с видом разрешенного использования «под жилой дом с хозяйственными постройками; для иного использования» в связи с чем такой вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью не предусматривает размещение на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (том 2 л.д.102-105).

Таким образом, суд приходит к выводу в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что применительно к требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации спорный объект недвижимости на момент утверждения Перечня по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, технической документации, а также исходя из его фактического использования являлся административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно был предназначен для использования и (или) фактически использовался в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Суд также исходит из того, что наименование и назначение помещений объекта недвижимости не позволяют признать его соответствующим признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, многофункциональное здание с кадастровым номером *, принадлежащее Сайгину В.В., необоснованно включено в Перечень.

Оспариваемое положение затрагивает права административного истца, поскольку влияет на порядок уплаты им налога на имущество физических лиц.

При таком положении, пункт 1063 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26.12.2019 № 423, следует признать несоответствующим положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО «О налоге на имущество организаций».

Пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в момент его принятия, пункт 1063 Перечня признается не действующим и не подлежащим применению с момента принятия (26 декабря 2019 года).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление открытого акционерного общества Сайгина Виктора Васильевича об оспаривании отдельного положения нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия пункт 1063 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 26 декабря 2019 года № 423.

Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства имущественных отношений Мурманской области.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий, судья: