НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 03.06.2016 № 3А-24/2016

Дело № 3а-24/2016

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2016 года

Решение

Именем Российской Федерации

30 мая 2016 года Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Истоминой И.В.,

с участием прокурора Коньялыоглу И.Б.,

при секретаре Измайловой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения Мурманский многопрофильный центр( ФГБУ ММЦ ФМБА России) о признании незаконными в части приложений №№ 6.2, 6.9. к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год

Установил:

Административный истец Федеральное государственное бюджетное учреждение «Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства» обратился в Мурманский областной суд с административным иском об оспаривании в части приложений № № 6.2, 6.9 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 года, заключенному 28 декабря 2015 года.

Уточнив исковые требования, административный истец просил признать нормативный правовой акт - Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год в части приложений №№ 6.2 и 6.9. недействующим в части установления коэффициента уровня оказания медицинской помощи – 1,10 для Федерального государственного бюджетного учреждения «Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства».

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является федеральной медицинской организацией, входящей в систему обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования, осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией № ФС-51-01-001-0087. В соответствии с условиями Тарифного соглашения на 2016 года истец отнесен к организациям 3 уровня оказания медицинской помощи, подуровень 2. Коэффициент уровня оказания медицинской помощи для таких медицинских организаций установлен в размере 1,10.

Между тем, истец как медицинская организация оказывает специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов Российской Федерации, поэтому его следовало отнести к 4-му подуровню оказания медицинской помощи, и установить соответствующий коэффициент уровня оказания медицинской помощи в размере от 1,4 до 1,7.

Истец полагает оспариваемые положения приложений к Тарифному соглашению №№ 6.2 и 6.9 противоречащими пунктам «б», «в», «г» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год ", п. 4.3.2. Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направленных совместным письмом от 24 декабря 2015 года Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-9/10/2-7938 и Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 8089/21-и.

В судебном заседании представитель административного истца Иваняк С.С. настаивала на удовлетворении иска. Приводила доводы о том, что исходя из характера деятельности Мурманского многопрофильного центра, оказывающего медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов, следовало предусмотреть в Тарифном соглашении выделение в пределах 3 уровня оказания медицинской помощи дополнительного - 4-ого подуровня для соответствующего вида федеральных медицинских организаций. В отсутствие такого деления, Мурманскому многопрофильному центру установлен заниженный коэффициент уровня оказания медицинской помощи, что приводит к недофинансированию медицинской организации.

Представители административного ответчика Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Мурманской области Кондратьева З.В. и Маган С.В. против удовлетворения административного иска возражали. Приводили доводы о том, что Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год не является нормативным правовым актом, и его содержание требованиям закона не противоречит.

Указывали на то, что в Мурманской области отсутствуют федеральные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов, и административный истец к числу таких организаций не относится, поэтому соответствующий подуровень для такого вида организации не предусмотрен.

Представляя интересы заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области, Кондратьева З.В. и Маган С.В. дали аналогичные объяснения.

Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Мурманской области Мирошниченко С.В., против удовлетворения административного иска возражала, указывала на то, что административный истец правомерно отнесен к медицинским организациям третьего уровня оказания медицинской помощи. Тарифное соглашение принято в соответствии с требованиями закона, кроме того оно не является нормативным правовым актом.

Представители заинтересованных лиц Мурманского филиала АО «Страховая компания «Согаз-Мед» - Билецкий Д.А. и Мурманского филиала ООО «Альфастрахование-ОМС» - Ахрамеева Е.В. полагали административный иск необоснованным, указывая на отсутствие оснований для его удовлетворения.

Представитель Мурманской областной организации профсоюзов работников здравоохранения РФ в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения представителя административного истца Иваняк С.С., представителей административного ответчика Кондратьеву З.В. и Магана С.В., представителей заинтересованных лиц Мирошниченко С.В., Билецкого Д.А. Ахрамееву Е.В., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Коньялыоглу И.Б. об отсутствии оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд оставляет административный иск без удовлетворения.

28 декабря 2015 года между Министерством здравоохранения Мурманской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Мурманской области, представителем страховых медицинских организаций, представителем профессиональных союзов медицинских работников заключено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год.

Предметом Тарифного соглашения является Порядок оплаты в 2016 году медицинской помощи на территории Мурманской области по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установление тарифов на оплату медицинской помощи на территории Мурманской области, их структура, состав компенсируемых расходов по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования, основания для отказа в оплате медицинской помощи, размеры применяемых санкции.

Тарифным соглашением предусмотрена процедура контроля, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, применения штрафных санкций за нарушения, ограничивающие доступность и качество медицинской помощи для застрахованных лиц, порядок внесения изменений и дополнений в тарифное соглашение (разделы Х1,ХП Тарифного соглашения).

Тарифное соглашение опубликовано в порядке части 5 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на сайте Министерства здравоохранения Мурманской области http://minzdrav.gov-murman.ru.

Согласно Приложению № 6.2 к Тарифному соглашению на 2016 год, приведено распределение медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (условиях дневных стационаров) по уровням (подуровням) оказания медицинской помощи.

В разделе «Уровень оказания медицинской помощи Ш» выделен «подуровень 2», к которому отнесена медицинская организация ФГБУ «ММЦ» ФМБА России, код МО 030.

В приложении № 6.9 к Тарифному соглашению приведены размеры базовых ставок финансирования специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневных стационаров по системе клинико-статистических групп, коэффициенты уровня оказания медицинской помощи.

Для уровня оказания медицинской помощи Ш, подуровень 2 установлен коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи - 1,10.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год содержит положения нормативного характера, рассчитанные на неоднократное применение, адресованные неопределенному кругу лиц.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются в соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно частям 1, 9 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» базовая программа обязательного медицинского страхования, являясь составной частью Федеральной программы, устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года № 1382, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно части 9 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой в том числе входят представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" установленные тарифы на оплату медицинской помощи в срок не позднее 14 календарных дней со дня их установления.(часть 5 ст. 30)

Законом Мурманской области от 19 декабря 2014 года № 1824-01-ЗМО утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, которая предусмотрела, что тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья (далее - уполномоченный орган в сфере охраны здоровья), Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Мурманской области, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона Мурманской области "Об охране здоровья граждан на территории Мурманской области".

В приложении № 2 к Программе содержится перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы. В пункте 47 данного приложения указано Федеральное государственное бюджетное учреждение « Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства», данная медицинская организация отнесена к организациям Ш уровня оказания медицинской помощи.

При этом под третьим уровнем (Ш) понимается оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях.

В приложении N 2.1 к Программе приведен реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в числе которых указано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманский многопрофильный центр Федерального медико-биологического агентства", г. Мурманск.

Законом Мурманской области от 24.12.2015 года № 1938-01-ЗМО утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области на 2016 год. Стоимость Программы на 2016 год составляет 16235,67 миллиона рублей, в том числе стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования – 12946,78 миллиона рублей. Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением

ФГБУ "Мурманский многопрофильный центр им. Н.И.Пирогова" Федерального медико-биологического агентства, г. Мурманск перечислен в составе медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы (Приложение №2).

Объемы медицинской помощи утверждены на 2016 год по уровням оказания медицинской помощи. При этом уровень оказания медицинской помощи в медицинских организациях Мурманской области определяется приказом Министерства здравоохранения Мурманской области.( таблица № 4.2.2).

Согласно приказу Министерства здравоохранения Мурманской области от 26.04.2016 № 250 ФГБУ «Мурманский многопрофильный центр» Федерального медико-биологического агентства г. Мурманска отнесено к организациям 3 уровня оказания медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования.

Согласно Положению о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ( Приложение № 1 к Правилам), Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования создается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.

В состав Комиссии на паритетных началах входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Комиссия разрабатывает проект территориальной программы; осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения( п.4)

Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.( п. 15).

Постановлением Правительства Мурманской области от 30 декабря 2011 г. № 743-ПП «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования» утвержден персональный состав Комиссии.

На заседании Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования, состоявшемся 28 декабря 2015 года, принято решение согласовать Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год в соответствии с предложенным вариантом, что подтверждается протоколом заседания Комиссии от 28.12.2015 года.

Тарифное соглашение подписано представителями всех сторон, включенных в состав тарифной комиссии.

Порядок формирования Тарифной комиссии, согласования и подписания Тарифного соглашения закону соответствуют, и сторонами по делу не оспариваются.

Анализируя содержание Тарифного соглашения, суд не находит оснований признать его противоречащим требованиям закона.

Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения установлены Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18 ноября 2014 года № 200.

Так, способы оплаты медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, размер и структура тарифа на оплату медицинском помощи устанавливаются в зависимости от условий оказания медицинской помощи, определенных частью 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно).

Размер и структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливаются дифференцированно для групп медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций( п.3)

При установлении размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи в субъекте Российской Федерации допускается дифференциация тарифов на оплату медицинской помощи в части их размера и структуры, устанавливаемых в соответствии с пунктом 3 настоящих требований, по группам медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций с учетом объективных критериев: вида медицинской помощи, среднего радиуса территории обслуживания, количества фельдшерско-акушерских пунктов, уровня расходов на содержание имущества на единицу объема медицинской помощи, достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации.( п.4)

Коэффициент уровня оказания медицинской помощи устанавливается для случаев медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в условиях дневного стационара.( п.12.4)

Данных о несоответствии Тарифного соглашения по структуре и содержанию указанным Требованиям в судебном заседании не установлено, и соответствующих доводов административным истцом не приведено.

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год" Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в субъекты Российской Федерации направлено письмо от 24.12.2015 N 11-9/10/2-7938 и N 8089/21-и "О Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования"

Для целей реализации настоящих рекомендаций установлены понятия : Коэффициент уровня оказания медицинской помощи - устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий учесть различия в размерах расходов в зависимости от уровня оказания медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

коэффициент подуровня оказания медицинской помощи - устанавливаемый на территориальном уровне коэффициент, позволяющий учесть различия в размерах расходов медицинских организаций, относящихся к одному уровню оказания медицинской помощи, обусловленный объективными причинами и рассчитанный в соответствии с установленными правилами.

Пунктом 4.3.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что при оплате медицинской помощи учитываются этапы (уровни) предоставления медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания.

Коэффициент уровня оказания медицинской помощи устанавливается тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации, в разрезе трех уровней оказания медицинской помощи (за исключением городов федерального значения, где возможно установление двух уровней) дифференцированно для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством.

При этом структурные подразделения медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь соответственно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, исходя из маршрутизации пациентов могут быть отнесены к разным уровням оказания медицинской помощи.

Коэффициент уровня оказания медицинской помощи отражает разницу в затратах на оказание медицинской помощи с учетом тяжести состояния пациента, наличия у него осложнений, проведения углубленных исследований на различных уровнях оказания медицинской помощи.

В пределах 3-го уровня системы оказания медицинской помощи выделяют подуровень, включающий в том числе федеральные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов Российской Федерации.

Границы значений коэффициента уровня оказания медицинской помощи, рекомендуемые для установления в тарифных соглашениях субъектов Российской Федерации:

1) для медицинских организаций 1-го уровня - до 1,0;

2) для медицинских организаций 2-го уровня - от 0,9 до 1,2;

3) для медицинских организаций 3-го уровня (кроме федеральных медицинских организаций) - от 1,1 до 1,5;

4) для федеральных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов Российской Федерации - от 1,4 до 1,7.

Установленные тарифным соглашением значения коэффициента уровня оказания медицинской помощи для каждого последующего уровня в обязательном порядке должны превышать значения, установленные для предыдущих уровней.

С учетом объективных критериев (разница в используемых энергоносителях, плотность населения обслуживаемой территории и т.д.), основанных на экономическом обосновании и расчетах, выполненных в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н в составе Правил обязательного медицинского страхования (далее - Методика), в каждом уровне оказания медицинской помощи могут быть выделены подуровни с установлением в тарифном соглашении для каждого подуровня отдельного коэффициента.

Административный истец, усматривая противоречие оспариваемых положений приложений №№ 6.2 и 6.9 приведенному пункту 4.3.2 Методики, указывает, что Мурманский многопрофильный центр относится к федеральным медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов Российской Федерации, следовательно, его следовало отнести к организациям третьего уровня оказания медицинской помощи, подуровень 4 и установить коэффициент от 1,4 до 1,7.

Однако такое утверждение несостоятельно.

Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи, не носят императивного характера, что следует из их буквального содержания.

Все вопросы, касающиеся структуры и содержания Тарифного соглашения разрешаются на уровне субъекта Российской Федерации, с учетом существующих разъяснений и рекомендаций.

В разъяснениях по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, направленных Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 21 декабря 2015 г. N 11-9/10/2-7796, даны рекомендации по распределению медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, по следующим уровням:

первый уровень - оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной, медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи;

второй уровень - оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной), медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных больницах;

третий уровень - оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях.

В пределах третьего уровня системы организации медицинской помощи выделяют подуровень, включающий федеральные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов Российской Федерации.

ФГБУ «Мурманский многопрофильный центр» Федерального медико-биологического агентства г. Мурманска относится к организациям 3 уровня оказания медицинской помощи. Согласно Уставу, осуществляет деятельность в г. Мурманске, филиалов и представитель за пределами Мурманской области не имеет.

Как установлено в судебном заседании, федеральные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в пределах нескольких субъектов Российской Федерации, на территории Мурманской области отсутствуют, в связи с этим соответствующий подуровень в Тарифном соглашении не выделялся.

Соответствующих предложений о внесении в Тарифное соглашение изменений или дополнений в этой части не поступало, и административный истец с такой инициативой также не обращался.

Содержащееся в приложениях к Тарифному соглашению 6.2. распределение медицинских организаций по трем уровням, выделение в пределах третьего уровня подуровня 2, равно как и отнесение к этой категории ФГБУ «Мурманский многопрофильный центр» приведенным выше положениям нормативных правовых актов не противоречит.

Поскольку к этой категории( третий уровень подуровень2) относятся медицинские организации, оказывающие преимущественно специализированную, в том иле числе высокотехнологичную помощь в медицинских организациях, в том числе административный истец, что подтверждается содержанием Устава организации и лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Для этой категории медицинских организаций установлен наиболее высокий коэффициент уровня оказания стационарной помощи – 1,10.

Конкретный размер коэффициента определен исходя из объемов существующего финансирования.

Такой размер коэффициента соответствует Методическим рекомендациям, действующим на момент разрешения спора, так и ранее действовавшей Методике, направленной письмом Минздрава России от 15.12.2014 № 11-9/10/2-9454.

Вопрос о введении в Тарифное соглашение новых положений, предусматривающих выделение дополнительного подуровня к третьему уровню оказания медицинской помощи относится к исключительной компетенции Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, поэтому не может быть предметом судебного разбирательства в рамках данного административного дела.

Поэтому отсутствуют оснований признать оспариваемые положения противоречащими пункту 4.3.2 Методических рекомендаций.

Суд признает ошибочными доводы административного истца о противоречии Тарифного соглашений в указанной части подпунктам б,в,г пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год".

Согласно пункту 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерству здравоохранения Российской Федерации поручено

давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ обязательного медицинского страхования;( б)

осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, в том числе совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - территориальных программ обязательного медицинского страхования; в)

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. (г)

Эти предписания адресованы Министерству здравоохранения Российской Федерации, и при формировании Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области, в том числе при решении вопроса об установлении уровней оказания медицинской помощи непосредственному применению не подлежали.

При таком положении отсутствуют основания признать, что Тарифное соглашение противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поэтому административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

решил:

административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения Мурманский многопрофильный центр( ФГБУ ММЦ ФМБА России) об оспаривании приложений №№ 6.2 и 6.9

к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования на территории Мурманской области на 2016 год, заключенному 28.12.2015 года между Министерством здравоохранения Мурманской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями медицинских организаций,

представителями страховых медицинских организаций,

представителем профессиональных союзов медицинских работников

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

председательствующий И.В.Истомина