НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Муезерского районного суда (Республика Карелия) от 22.05.2018 № 2-89/2018

Дело № 2-89/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2018 года пгт. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Сергеевой А.А., с участием истцов Климук Н.В., Анферовой Д.Г., представителя истцов Климук Н.В., Анферовой Д.Г. – адвоката Клевно С.Н., представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия Ролле М.Е., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрации Муезерского муниципального района Хандога А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Климук Н.В., Анферовой Д.Г. к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия о взыскании заработной платы, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда,

установил:

Климук Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия (далее по тексту в т.ч. МБУ «КЦСОН») о взыскании заработной платы, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда. Иск мотивирован тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУ «КЦСОН» <данные изъяты>, уволена по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению штатов. При увольнении выплачена заработная плата за два месяца (декабрь 2017 года, январь 2018 года), компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие. В январе 2018 года от оставшихся работать работников стало известно, что в декабре 2017 года им произведен перерасчет заработной платы за весь 2017 год. На обращение к руководителю МБУ «КЦСОН» за перерасчетом заработной платы за 2017 год с учетом отработанного времени и произведенных выплат при увольнении последовал отказ. Выплаты произведены в соответствии с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распоряжения Правительства РК от 13.11.2017 № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году». На основании указанных документов вынесено распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.». Согласно приложения к распоряжению Правительства РК от 30.04.2013 № 229р-П (в ред.распоряжения от 23.05.2014 № 284-П) средняя заработная плата социальных работников должна была составлять: 2016 год 28835 руб., 2017 год 39800 руб., 2018 год 43400 руб. Законом РК от 21.12.2016 № 2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (ред.от 16.11.2017) предусмотрены ассигнования на доведение средней заработной платы в целом по категории до определенных Указами значений. Несмотря на то, что распоряжение Правительства РК от 13.11.2017 № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» принято в ноябре 2017 года, средняя заработная плата, исходя из вышеперечисленных документов, распоряжением установлена с 01.01.2017. Средняя заработная плата истца с 01.01.2017 должна была составлять 24320 руб. В листках работников, которые остались работать средняя заработная плата за 2017 год доначислена в декабре 2017 года и именовалась материальное поощрение (дорожная карта). Исходя из заработной платы, согласно листкам по заработной плате, истец за период с 01.01.2017 по 31.10.2017 получила 123598 руб. 44 коп., за период с 01.01.2017 по 01.11.2017, при получении заработной платы в месяц не менее 24320 руб., работодателем не доплачены денежные средства по дорожной карте с января 2017 по сентябрь 2017 года. Поскольку окончательный расчет при увольнении произведен исходя из средней месячной заработной платы, работодателем также не доплачены денежные средства. Своими действиями ответчик причинил моральный вред который оценивается в 10000 руб. На оплату услуг представителя, представление интересов выплачено 7000 руб. Истец просит суд взыскать с МБУ «КЦСОН» в свою пользу недополученную заработную плату с 01.01.2017 по 31.10.2017 в размере 119928 руб.66 коп., компенсацию при увольнении 51345 руб.28 коп., всего 171273 руб. 94 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб.

Впоследствии истец Климук Н.В. увеличила первоначально заявленные исковые требования, окончательно истец просит суд взыскать с МБУ «КЦСОН» в свою пользу недополученную заработную плату с 01.01.2017 по 31.10.2017 в размере 119928 руб.66 коп., компенсацию при увольнении 51345 руб.28 коп., всего 171273 руб. 94 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., компенсацию за задержку заработной платы в размере 27484 руб.18 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб.

Анферова Д.Г. обратилась в суд с исковым заявлением МБУ «КЦСОН» о взыскании заработной платы, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда. Иск мотивирован тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МБУ «КЦСОН» <данные изъяты>, уволена по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению штатов. При увольнении выплачена заработная плата за два месяца (ноябрь 2017, декабрь 2017 года), компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие. В январе 2018 года от оставшихся работать работников стало известно, что в декабре 2017 года им произведен перерасчет заработной платы за весь 2017 год. На обращение к руководителю МБУ «КЦСОН» за перерасчетом заработной платы за 2017 год с учетом отработанного времени и произведенных выплат при увольнении последовал отказ. Выплаты произведены в соответствии с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распоряжения Правительства РК от 13.11.2017 № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году». На основании указанных документов вынесено распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.». Согласно приложения к распоряжению Правительства РК от 30.04.2013 № 229р-П (в ред.распоряжения от 23.05.2014 № 284-П) средняя заработная плата социальных работников должна была составлять: 2016 год 28835 руб., 2017 год 39800 руб., 2018 год 43400 руб. Законом РК от 21.12.2016 № 2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (ред.от 16.11.2017) предусмотрены ассигнования на доведение средней заработной платы в целом по категории до определенных Указами значений. Несмотря на то, что распоряжение Правительства РК от 13.11.2017 № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» принято в ноябре 2017 года, средняя заработная плата, исходя из вышеперечисленных документов, распоряжением установлена с 01.01.2017. Средняя заработная плата истца с 01.01.2017 должна была составлять 24320 руб. В листках работников, которые остались работать средняя заработная плата за 2017 год доначислена в декабре 2017 года и именовалась материальное поощрение (дорожная карта). Исходя из заработной платы, согласно листкам по заработной плате, истец за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 получила 156348 руб. 82 коп., за период с 01.01.2017 по 01.11.2017, при получении заработной платы в месяц не менее 24320 руб., работодателем не доплачены денежные средства по дорожной карте с января 2017 по сентябрь 2017 года. Поскольку окончательный расчет при увольнении произведен исходя из средней месячной заработной платы, работодателем также не доплачены денежные средства. Своими действиями ответчик причинил моральный вред который оценивается в 10000 руб. На оплату услуг представителя, представление интересов выплачено 7000 руб. Истец просит суд взыскать с МБУ «КЦСОН» в свою пользу недополученную заработную плату с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 72649 руб.66 коп., компенсацию при увольнении 50557 руб.31 коп., всего 123206 руб.97 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб.

Впоследствии истец Анферова Д.Г. увеличила первоначально заявленные исковые требования, окончательно истец просит суд взыскать с МБУ «КЦСОН» в свою пользу недополученную заработную плату с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 72649 руб.66 коп., компенсацию при увольнении 50557 руб.31 коп., всего 123206 руб.97 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., компенсацию за задержку заработной платы в размере 17990 руб.56 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб.

Определениями от 17.04.2018 гражданские дела по искам Климук Н.В., Анферовой Д.Г. к МБУ «КЦСОН» о взыскании заработной платы, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда, объединены в одно производство.

Истцы Климук Н.В., Анферова Д.Г. в судебном заседании окончательно заявленные требования поддержали по изложенным в искам и дополнениям к искам основаниям, просили об удовлетворении окончательно заявленных исковых требований.

Представитель истцов Климук Н.В., Анферовой Д.Г. – адвокат Клевно С.Н., действующий на основании ордера, в судебном заседании окончательно заявленные требования поддержал по изложенным в искам и дополнениям к искам основаниям, просил об удовлетворении окончательно заявленных исковых требований.

Представитель ответчика МБУ «КЦСОН» директор Ролле М.Е., действующая на основании Устава и распоряжения о назначении на должность, в судебном заседании поддержала письменные возражения, относительно окончательно заявленных требований возражала, просила об отказе в удовлетворении окончательно заявленных требований. Представлены письменные возражения относительно исков, в удовлетворении исков просят отказать. Климук Н.В. работала <данные изъяты> в отделении социальной помощи на дому в МБУ КЦСОН с ДД.ММ.ГГГГ на 1.0 ставки, уволена по сокращению штата 22.11.2017. На момент сокращения задолженности по заработной плате не было, в установленные сроки выплачен окончательный расчет, выплачено выходное пособие как по соглашению сторон (к выходному пособию зарплата за 2 месяца вперед (ноябрь, декабрь и январь) как по соглашению сторон, с дальнейшей выплатой 6 месяцев. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по дополнительному соглашению № 1 от 24.10. 2017 полностью направлена на выплату социальным работникам. Поскольку Климук Н.В. работала в МБУ «КЦСОН» практически 1 год, не наработала «кадровую» стимулирующую выплату 25% от оклада с начислением районного и северного коэффициентов, и выплаты надбавки «за преданность профессии» - 35% от оклада с начислением районного и северного коэффициентов, ее заработная плата не могла быть такой же как у социальных работников, заработавших эти надбавки, за отработанный период 2017 года среднедневная нагрузка Климук Н.В. составила 4,2 чел. Работа МБУ «КЦСОН» выстаивалась в соответствии с «дорожной картой» (планом мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Муезерского муниципального района» на 2013-2018 годы, который предусматривает на только повышение среднемесячной заработной платы социальных работников, но и увеличение среднедневной нагрузки на социального работника в 2017 году, среднедневная численность получателей социальных услуг на дому 5,4 чел. на 1.0 ставку. Анферова Д.Г. работала <данные изъяты> в отделении социальной помощи на дому в МБУ КЦСОН с ДД.ММ.ГГГГ на 1.0 ставку, уволена по сокращению штата 01.11.2017. На момент сокращения задолженности по заработной плате не было, в установленные сроки выплачен окончательный расчет. Анферовой Д.Г. выплачено выходное пособие, как по соглашению сторон (к выходному пособию зарплата за 2 месяца вперед январь и декабрь) как по соглашению сторон, с дальнейшей выплатой 6 месяцев. Из средств субсидии по дорожной карте Анферовой Д.Г. выплачено: за январь-сентябрь (3 квартала) 7074 руб., премия за сентябрь и октябрь 2017 года 3537 руб., стимулирующие баллы к заработной плате за сентябрь-октябрь 2017 года 3537 руб., всего 14148 руб., все указанные суммы учтены при выплате выходного пособия. Дополнительное соглашение о предоставлении субсидии № 2 от 24.11.2017 на выплату социальным работникам, поступило уже после увольнения Анферовой Д.Г. по сокращению штата. Анферова Д.Г. оказывала социальные услуги в среднем за 2017 года 5,0 человек за 10 месяцев, однако с учетом выплаты среднего заработка на 1,0 ставку за ноябрь и декабрь среднедневная нагрузка составила 4,2 человека. Начисление стимулирующих выплат в бальной системе введено с сентября 2017 года, до этого все стимулирующие выплаты начислялись в форме интенсивности, расширенной зоны обслуживания и сложности обслуживания получателя социальных услуг (инвалид 1 группы, лежачий, слабовидящий или слепой и т.п.). Распоряжение Правительства РК № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» устанавливает целевые значения заработной платы работников государственных учреждений РК в 2017 году в размере 23320 руб. Во исполнение данного распоряжения дополнительными соглашениям к Соглашению № 1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальный услуг (выполнения работ) от 24.10.2017 и 24.11.2017 Муезерскому муниципальному району предоставлены субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по на выплату социальным работникам, в соответствии с дорожной картой. Поскольку истец в сентябре 2017 работала, ей были начислены из субсидии, полученной в соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 24.10.2017 баллы за сентябрь в сумме 1965 руб. и премия за 9 месяцев 2017 года. сумме 3930 руб. Распоряжение Правительства РК № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» датировано 13.11.2017, предусматривает значение средней заработной платы, предусмотренной дорожной картой и не рекомендует произвести перерасчет за весь год, указание на изменение окладов социальных работников и персонального повышения заработной платы отсутствует. В распоряжении Главы РК от 28.12.2017 г. № 711-р и постановления Главы Администрации Муезерского района РК № 7 «О повышении должностных окладов работникам муниципальных бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета Муезерского района» об увеличении в 1.04 раза размеров месячных окладов, указано на повышение все работники, кроме категорий работников, определенных в Указах Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере зашиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Муезерского муниципального района -Хандога А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала письменный отзыв, относительно окончательно заявленных требований возражала, просила об отказе в удовлетворении окончательно заявленных требований. Представлены письменные отзывы относительно исков, нормативные акты органов местного самоуправления МО «Муезерский муниципальный район», регламентирующие осуществление выплат работникам муниципальных учреждение в связи с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688, распоряжениями Правительства РК от 26.11.2012 № 2190-р, распространяющие свое действие на период с 01.01.2017 по 22.11.2017 отсутствовали. Распоряжение Правительства РК № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» устанавливает целевые значения заработной платы работников государственных учреждений РК в 2017 году в размере 24320 руб. Во исполнение данного распоряжения дополнительными соглашениям к Соглашению № 1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальный услуг (выполнения работ) от 24.10.2017 и 24.11.2017 Муезерскому муниципальному району предоставлены субсидий на финансов, обеспечение выполнения муниципального задания на выплату социальным работникам, в соответствии с дорожной картой. Полученные субсидии в полном объеме распределены на стимулирующие выплаты социальным работникам. Распоряжение Правительства РК № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» датировано 13.11.2017, предусматривает значение средней заработной платы, предусмотренной дорожной картой и не рекомендует произвести перерасчет за весь год.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, в том числе показания свидетеля, надзорные производства прокуратуры Муезерского района, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановлено Правительству Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 01.12.2012 программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (пп.«е» п.1).

Из информации Минтруда России от 28.11.2013 «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» о механизме реализации Указа от 07.05.2012 № 597 в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников следует, что в соответствии с данным Указом повышение оплаты труда работников бюджетной сферы обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг. В этих целях предусмотрено: а) построение сквозных отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение – работник». Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливающих государственных программах и «дорожных картах»; б) установление на уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов соответствующих индикаторов развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте Российской Федерации и разработка необходимых мероприятий по их достижению. Категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения, выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера. Поступательная реализация данных мероприятий, повышение оплаты труда создают предпосылки увеличения в дальнейшем тарифной части заработной платы (п.3), к категории работников, подпадающих под действие подп.«е» Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника (п.8).

Во исполнение подп.«е» п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений. Согласно разделу VI. «Этапы реализации Программы» достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа. Обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и средней заработной платы в субъектах РФ предусмотрено на III этапе реализации Программы (2016-2018 годы).

Приложением № 5 к Программе утв.распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р является Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно п.1, п.3 Методики расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных, в том числе Указом от 07.05.2012 № 597, осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года). Расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту РФ производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта РФ, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.

Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Данные по территориально обособленным подразделениям учреждений (в том числе филиалам) включаются в сводные итоги по тому субъекту Российской Федерации, на территории которого осуществляют деятельность эти подразделения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, Программой и во исполнение протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ от 19.12.2012 № ОГ-П12-133пр Приказом Минтруда России от 30.04.2014 № 282 утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)».

Ожидаемыми результатами реализации «дорожной карты» является, в том числе, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в субъекте РФ (пп.5 п.5). В План мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», включены анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания и за счет средств от приносящей доход деятельности – срок реализации 2015-2018 г.г. (п.1.2 раздела II) и учет при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации расходов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с утвержденными в субъекте Российской Федерации региональными «дорожными картами» по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в части повышения оплаты труда социальным работникам.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, Программы, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» распоряжением Правительства РК от 30.04.2013 № 229р-П утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Карелия на 2013-2018 годы» (далее региональная «дорожная карта»).

Согласно подп.5 п.5 региональной «дорожной карты» ожидаемыми результатами реализации «дорожной карты» являются повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в учреждениях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Карелия, обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 Правительством РК издано распоряжение от 13.11.2017 № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году», которым установлены целевые значения средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году согласно приложению 1 к данному распоряжению. Органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия рекомендовано принять меры по достижению целевых значений средней заработной платы работников муниципальных учреждений в 2017 году согласно приложению 2 к распоряжению, в том числе, для Муезерского муниципального района это целевое значение установлено в сумме 24320 руб.

Согласно ст.5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ организации социального обслуживания могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти; в ведении субъекта Российской Федерации; могут иметь место негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания; социальное обслуживание может осуществляться индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ социальное обслуживание граждан также не отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены, исходя из ч.1 ст.4 Закона РК от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия» государственными полномочиями Республики Карелия по социальному обслуживанию граждан.

В соответствии с Закона РК от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия» при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления Правительство Республики Карелия определяет порядок установления и исполнения осуществляемых за счет субвенций расходных обязательств муниципальных районов и городских округов; органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также принятыми ими муниципальными правовыми актами; представляют финансовому органу Республики Карелия и уполномоченному органу отчеты о расходовании предоставленных в соответствии с настоящим Законом субвенций, об исполнении заданий по осуществлению государственных полномочий, о выполнении целевых прогнозных показателей; устанавливают финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения расходных обязательств муниципальных образований за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета в случае превышения нормативов, используемых в методике расчета субвенций. Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (ч.2 ст.4). Финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Карелия по осуществлению полномочий в сфере социального обслуживания граждан является расходным обязательством Республики Карелия (ст.7).

Статьей 38 БК РФ в основу использования денежных средств положен принцип их адресного и целевого расходования, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей для финансирования конкретных целей.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Климук Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ, а истец Анферова Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ работали в организации ответчика МБУ «КЦСОН» в должности <данные изъяты>, оба истца уволены по п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата.

Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, эффективного контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенных Климук Н.В. и МБУ «КЦСОН» следует, что работнику установлен оклад в размере 3930 руб. в месяц, выплата стимулирующего характера за особые условия труда в размере 15%, районный коэффициент 30%, северная надбавка 50%, выплаты стимулирующего характера в виде премии по итогам работы за месяц в соответствии с достигнутыми показателями эффективности деятельности, указанные показатели эффективности деятельности и критерии их перевода в баллы.

Из эффективного контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Анферовой Д.Г. и МБУ «КЦСОН» следует, что работнику установлен оклад в размере 3930 руб. в месяц, выплата стимулирующего характера за особые условия труда в размере 15%, стимулирующая выплата за непрерывный стаж работы в размере 25%, районный коэффициент 30%, северная надбавка 50%, выплаты стимулирующего характера в виде премии по итогам работы за месяц в соответствии с достигнутыми показателями эффективности деятельности, указанные показатели эффективности деятельности и критерии их перевода в баллы.

Приказами директора МБУ «КЦСОН» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ истцам производились ежемесячные стимулирующие выплаты за увеличение количества обслуживаемых лиц, что подтверждается расчетными листками за исковой период (в расчетных листках обозначены как расширение зоны обслуживания).

Приказом МБУ «КЦСОН» от ДД.ММ.ГГГГ л-с истец Климук Н.В. уволена по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штатов, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 17 календарных дней, дополнительная компенсация в размере среднего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Приказом МБУ «КЦСОН» от ДД.ММ.ГГГГ л-с истец Анферова Д.Г. уволена по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штатов, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 26 календарных дней, дополнительная компенсация в размере среднего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Нарушений положений трудового законодательства в период работы истцов в организации ответчика судом не установлено, спора о размере начисленной заработной платы, выплаченной истцам до их увольнения из МБУ «КЦСОН» либо при их увольнении не имеется.

Обосновывая исковые требования, истцы указывали, что в январе 2018 года им стало известно, что работникам, оставшимся работать в организации ответчика, в декабре 2017 года был произведен перерасчет заработной платы за весь 2017 год, в связи с этим полагают, что в отношении их ответчиком также должен быть произведен перерасчет заработной платы с начала 2017 года по день увольнения.

Согласно п.2.4. Устава МБУ «КЦСОН», Центр финансируется по соглашению о выделении субсидии и средств, полученных от приносящей доход деятельности Центра.

05.12.2016 администрацией Муезерского муниципального района и МБУ «КЦСОН» заключено соглашение № 1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, которым установлен размер субсидии учреждению из бюджета Муезерского муниципального района, в соответствии с этими показателями финансирования учреждением была сформирована та система оплаты труда, на основании которой производилась оплаты труда работников учреждения в течение всего 2017 года.

24.10.2017 дополнительным соглашением к соглашению от 05.12.2016 размеры указанной субсидии учреждению увеличены в части средств, предоставляемых учреждению в сроки до 09.11.2017 и до 09.12.2017.

После подписания 24.10.2017 дополнительного соглашения на основании приказов МБУ «КЦСОН» от 25.10.2017 № 438 «О выплате премии», от 25.10.2017 № 438 «О премировании», от 17.11.2017 № 466 «О премировании», от 15.12.2017 № 498 «О выплате материальной помощи», от 15.12.2017 № 499 «О выплате материального поощрения» социальным работникам МБУ «КЦСОН» произведены различные стимулирующие выплаты.

Перерасчет заработной платы работников за 2017 год, как ошибочно полагают истцы, МБУ «КЦСОН» не производился.

Положением о материальном стимулировании МБУ «КЦСОН», предусмотрены виды материального стимулирования - премирование по результатам работы, единовременной денежной поощрение.

Коллективным договором МБУ «КЦСОН» на 2015-2018 годы установлено, что доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с действующим законодательством в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств (п.5.3, п.5.7).

Заявленные истцами требования о взыскании недополученной заработной платы обоснованы денежными выплатами работникам организации ответчика во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, распоряжения Правительства РК от 13.11.2017 № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» произведенными после их увольнения, однако факты перерасчета работникам МБУ «КЦСОН» заработной платы за исковой период указанный каждым из истцов начиная с 01.01.2017 по даты увольнения каждого из истцов судом не установлены.

Суд принимает во внимание поэтапный характер совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, следующий из Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, содержащийся в Указе срок повышения средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе определен к 2018 году.

Исходя из информации Минтруда России от 28.11.2013 «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера, распоряжение Правительства Республики Карелия № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» издано 13.11.2017 – после даты увольнения ДД.ММ.ГГГГ Анферовой Д.Г. из учреждения.

Несмотря на последовавшее ДД.ММ.ГГГГ увольнение истца Климук Н.В. из организации ответчика до принятия 13.11.2017 распоряжения Правительства Республики Карелия № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году», ни Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597, ни один из нормативных документов, изданных во исполнение его положений не распространяют свое действие на период до их принятия и не содержат условий об изменении порядка и оснований начисления заработной платы работников за прошлый период, не содержат предписания произвести работникам перерасчет за весь 2017 год.

Таким образом, нарушений трудового законодательства в отношении истцов при осуществлении работникам учреждения выплат во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» после последовавшего увольнения истцов, не установлено.

Указы Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нормативного регулирования труда социальных работников в учреждениях социального обслуживания граждан не содержат.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля руководитель финансового управления Муезерского района Х. пояснил, что норматив «дорожной карты» утверждается не для каждого конкретного работника, должен быть достигнут по учреждению и в целом по району, в 2017 году норматив по заработной плате выполнен полностью. Распоряжение Правительства РК № 625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» издано 13.11.2017, содержит указание на то, что целевое значение средней заработной платы указанных категорий работников достигается в IV квартале 2017 года. В данный целевой показатель входят все выплаты работникам, включая льготы, по оплате коммунальных услуг, оплата проезда к месту использования отпуска. В 4 квартале 2017 года, когда было издано распоряжение Правительства РК, была запущена реализации «дорожной карты». Администрация района финансирует учреждение на средства субвенции из бюджета Республики Карелия, не самостоятельна в распоряжении данными средствами. Для оставшихся в штатном расписании работников суммы были запланированы таким образом, чтобы целевой норматив был выполнен в IV квартале 2017 года. Сумма в 24320 руб. является средней заработной платой всех работников по учреждению в целом.

Оценивая показания свидетеля Х. суд полагает, что данные показания являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, взаимодополняемы, ничем не опорочены, согласуются с иными письменными материалами дела, оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку свидетель предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, суд признает данные показания достоверными, достаточными и находящимися во взаимной связи с иными доказательствами по делу в совокупности, являясь должностным лицом, свидетель, на наличие какой-либо заинтересованности в исходе дела не указывал.

Из надзорных производств прокуратуры Муезерского района по обращениям истцов Климук Н.В., Анферовой Г.Д. последовавшими в связи с имеющимися по мнению истцов нарушениями трудовых прав МБУ «КЦСОН», в связи с отказом в выплате после дат увольнения денежных средств по дорожной карте, следует, что по данным обращениям проведена проверка, нарушений трудового законодательства не установлено.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела.

Стороне истцов предлагалось представить доказательства в обоснование заявленных требований, однако истцами в порядке ст.56 ГПК РФ надлежащих, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение заявленных требований, не представлено.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ судебное решение основывается только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон (Постановления Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П, от 14.02.2002 № 4-П, от 28.11.1996 № 19-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2002 № 166-О).

Согласно правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в Определении от 16.12.2010 №1642-О-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Суд, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, в том числе показания свидетеля, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае правовых оснований для удовлетворения исков не имеется, в удовлетворении окончательно заявленных исковых требований следует отказать.

Поскольку требования истцов о взыскании с МБУ «КЦСОН» компенсации морального вреда, компенсации за задержку выплаты заработной платы являются производными от первоначальных требований, права истцов ответчиком не нарушены, в удовлетворении указанных производных от первоначальных требований следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении исков, исходя из положений ст.ст.98, 100, 103 ГПК РФ основания для взыскания с ответчика расходов истцов на оплату услуг представителя, а также возложения обязанности по уплате в доход бюджета Муезерского муниципального района государственной пошлины, от уплаты которой истцы при подаче исков в суд освобождены в силу закона, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых заявлений Климук Н.В., Анферовой Д.Г. к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия о взыскании заработной платы, компенсации при увольнении, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья В.Л. Варламова

Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 28 мая 2018 года.

Последний день подачи апелляционной жалобы 28 июня 2018 года.

Судья В.Л. Варламова