Дело № 2-43/2021
10RS0009-01-2021-000031-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., с участием помощника прокурора Муезерского района Республики Карелия Казанцева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муезерского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муезерского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконным бездействия и возложении определенных обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
В Муезерский районный суд Республики Карелия обратился прокурор Муезерского района Республики Карелия с указанным иском к администрации Муезерского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» по следующим основаниям. Прокуратурой Муезерского района проведена проверка соблюдения администрацией Муезерского муниципального района требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», противодействия терроризму, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе выездной проверки в с, Ругозеро прокуратурой района установлено, что администрацией района не осуществляется надлежащий контроль за состоянием муниципального имущества: канализационных очистных сооружений и водозабора с. Ругозеро. В ходе проведенных прокуратурой района неоднократных проверок с 2019 года установлено, что территория канализационных очистных сооружений с. Ругозеро не ограждена, имеет свободный доступ граждан к объектам водоотведения, препятствий к доступу на объект посторонних лиц не имеется. Кирпичное здание очистных сооружений находится в аварийном состоянии, имеет риск обрушения. С момента вынесенных представлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Муезерского муниципального района приняты меры только к закрытию деревянными настилами колодцев, расположенных на территории очистных сооружений, которые должным образом не были закреплены и в последствии доступ был вновь неограничен. Каких-либо иных мер к обеспечению безопасности объекта не принято. Кроме того, в ходе проведенной проверки в июле 2020 года установлено, что доступ к водозабору с. Ругозеро также никоим образом не ограничен, здание водозаборной станции не закрыто, на объекте осуществляется свободный доступ посторонних лиц. Здание водозаборной станции находится в аварийном состоянии, одна из стен частично разрушена, существует угроза обрушения стены внутрь помещения, что приведет к выведению из строя оборудования водозаборной станции, и, как следствие, остановку водоснабжения населения с. Ругозеро. В ходе проведенной проверки в декабре 2020 года на основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения, отраженные в ранее внесенных актах реагирования, не устраняются, меры к ограничению доступа на указанные объекты и восстановлению здания водозабора собственником имущества не принимаются. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Муезерского муниципального района и ООО «Водоканал» заключены концессионные соглашения № и № в отношении объектов водоотведения и водоснабжения в Ледмозерском, Лендерском, Ругозерском сельских поселениях Муезерского муниципального района. На основании указанных соглашений ООО «Водоканал» объекты соглашения и иное имущество должны находиться в пригодном состоянии и соответствовать правилам эксплуатации и технического обслуживания. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией Муезерского муниципального района в нарушение вышеуказанных норм не обеспечено надлежащее содержание муниципального имущества водозабора и канализационных очистных сооружений с. Ругозеро. Непринятие мер к восстановлению здания водозаборной станции может привести к обрушению его конструкции, повреждения насосных установок, находящихся внутри здания, приведет к аварийной ситуации и непредставлении коммунальных слуг жителям с. Ругозеро. Непринятие действенных мер по исключению возможного доступа посторонних лиц на вышеуказанные объекты является недопустимым, противоречащим основным принципам противодействия терроризму и влияет на безопасность и антитеррористическую защищнность объектов.
По основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения и частичного отказа от исковых требований прокурор Муезерского района Республики Карелия просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации Муезерского муниципального района, выразившегося в ненадлежащей организации ограничения доступа к объектам недвижимости: водозабору с кадастровым номером № и канализационным очистным сооружениям с кадастровым номером №;
2. Признать незаконным бездействие администрации Муезерского муниципального района, выразившегося в ненадлежащем содержании муниципального имущества - объекта недвижимости водозабора с кадастровым номером №;
3. Возложить на ООО «Водоканал» в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанность ограничить доступ для посторонних лиц к объектам недвижимости: водозабору с кадастровым номером: № и канализационным очистным сооружениям с кадастровым номером №;
4. Возложить на администрацию Муезерского муниципального района, ООО «Водоканал» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и мониторинг технического состояния объектов недвижимости: водозабора с кадастровым номером: № и канализационных очистных сооружений с кадастровым номером № в соответствие с требованиями Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ГОСТ31937-2011.
5. Возложить на ООО «Водоканал» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести страхование риска гибели и (или) повреждения объекта Соглашения и Иного имущества, указанного в приложениях 1-1КС и 1-2КС к концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Казанцев Д.В. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчик, администрация Муезерского муниципального района извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; представлено письменное заявление, в котором исковые требования, в части, касающиеся администрации Муезерского муниципального района с учетом уточнений, признал в полном объеме.
Ответчик, ООО «Водоканал», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; представлено письменное заявление, в котором исковые требования, в части, касающиеся ООО «Водоканал» с учетом уточнений, признал в полном объеме.
Третье лицо, Правительство Республики Карелия извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, принятие решения оставили на усмотрение суда.
Суд, заслушав помощника прокурора Муезерского района Республики Карелия, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом на основании п.4 ст.5.2 указанного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 №1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ответственность за антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения и водоотведения возлагается на руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения муниципальных районов.
Судом установлено, что здание канализационных очистных сооружений, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Муезерский муниципальный район», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Также муниципальному образованию «Муезерский муниципальный район» на праве собственности принадлежит здание водозабора, кадастровый номер: №, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-9794463.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования «Муезерский муниципальный район» к полномочиям администрации Муезерского муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, Уставом и иными муниципальными правовыми актами Муезерского муниципального района.
Здание канализационных очистных сооружений на основании Концессионного соглашения № в отношении объектов водоотведения, расположенных в Ледмозерском, Лендерском, Ругозерском сельских поселениях Муезерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ передано ООО «Водоканал» для осуществления деятельности: осуществить мероприятия по реконструкции Объекта Соглашения, состав которого указан в Приложении 1-1КС, в соответствии с Инвестиционным Заданием Концессионеру, представленном в Приложении ЗКС, право собственности на которое принадлежит Концеденту; осуществлять предоставление услуг по водоотведению с использованием объекта Соглашения и иного имущества; осуществлять деятельность по водоотведению потребителей пос. Ледмозеро, пос. Лендеры, пос. Ругозеро Муезерского муниципального района Республики Карелия; осуществлять технологическое присоединение новых потребителей, подавших соответствующие заявки, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения и Иным имуществом, для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 6.4. Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ Концессионер обязан обеспечить страхование риска гибели и (или) повреждения объекта Соглашения и иного имущества. Расходы на страхование несет Концессионер.
Здание водозабора на основании Концессионного соглашения № в отношении объектов водоснабжения, расположенных в Ледмозерском, Лендерском, Ругозерском сельских поселениях Муезерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ передано ООО «Водоканал» для осуществления деятельности: осуществить мероприятия по реконструкции Объекта Соглашения, состав которого указан в Приложении 1-1КС, в соответствии с Инвестиционным Заданием Концессионеру, представленном в Приложении ЗКС, право собственности на которое принадлежит Концеденту; осуществлять производство, передачу, распределение (реализацию) воды с использованием объекта Соглашения и иного имущества; осуществлять деятельность по водоснабжению потребителей пос. Ледмозеро, пос. Лендеры, с. Ругозеро Муезерского муниципального района Республики Карелия; осуществлять технологическое присоединение новых потребителей, подавших соответствующие заявки, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения и Иным имуществом, для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 6.4. Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ Концессионер обязан обеспечить страхование риска гибели и (или) повреждения объекта Соглашения и иного имущества. Расходы на страхование несет Концессионер.
Как следует из материалов дела, подтверждается фототаблицами, не оспаривается сторонами, вышеуказанные водозабор, канализационные очистные сооружения ничем не ограждены имеется свободный доступ посторонних лиц.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ответственность за антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения и водоотведения возлагается на руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объекте водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, заявленные исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчиком администрацией Муезерского муниципального района представлено заявление, в котором указано о согласии с требованиями прокурора, в части:
признания незаконным бездействия администрации Муезерского муниципального района, выразившегося в ненадлежащей организации ограничения доступа к объектам недвижимости: водозабору с кадастровым номером № и канализационным очистным сооружениям с кадастровым номером №;
признания незаконным бездействия администрации Муезерского муниципального района, выразившегося в ненадлежащем содержании муниципального имущества - объекта недвижимости водозабора с кадастровым номером №;
возложения на Администрацию Муезерского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и мониторинг технического состояния объектов недвижимости: водозабора с кадастровым номером № и канализационных очистных сооружений с кадастровым номером №, в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ГОСТ31937-2011.
Ответчиком ООО «Водоканал» представлено заявление, в котором указано о согласии с требованиями прокурора, в части:
возложения на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» обязанности в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности ограничить доступ для посторонних лиц к объектам недвижимости: водозабору с кадастровым номером № и канализационным очистным сооружениям с кадастровым номером №;
возложения на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести страхование риска гибели и (или) повреждения объекта Соглашения и иного имущества, указанного в приложениях 1-1КС и 1-2 КС к концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ;
возложения на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и мониторинг технического состояния объектов недвижимости: водозабора с кадастровым номером № и канализационных очистных сооружений с кадастровым номером №, в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ГОСТ31937-2011.
В соответствии с ч.2 ст.39 и ст.173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит Закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истец, прокурор Муезерского района Республики Карелия в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик администрация Муезерского муниципального района в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом того, что прокурором Муезерского района Республики Карелия настоящий иск подан в интересах неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ взыскать с ответчика ООО «Водоканал» государственную пошлину в размере 900 рублей (три требования неимущественного характера х 300 рублей).
Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие администрации Муезерского муниципального района, выразившегося в ненадлежащей организации ограничения доступа к объектам недвижимости: водозабору с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и канализационным очистным сооружениям с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>;
3. Признать незаконным бездействие администрации Муезерского муниципального района, выразившегося в ненадлежащем содержании муниципального имущества - объекта недвижимости водозабора с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
4. Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанность ограничить доступ для посторонних лиц к объектам недвижимости: водозабору с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и канализационным очистным сооружениям с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>;
5. Возложить на Администрацию Муезерского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование и мониторинг технического состояния объектов недвижимости: водозабора с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и канализационных очистных сооружений с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ГОСТ31937-2011;
6. Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести страхование риска гибели и (или) повреждения объекта Соглашения и иного имущества, указанного в приложениях 1-1КС и 1-2 к концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ.
7. Взыскать с Общества с ограниченной ответственность «Водоканал» в доход бюджета Муезерского муниципального района государственную пошлину в сумме 900 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение принято 25.05.2021.
Судья И.В. Каськович