Дело № 2а-51/2020
10RS0009-01-2020-000054-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее по тексту в т.ч. МИФНС России № 2 по РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа. Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Исходя из п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ФИО1 признавался плательщиком страховых взносов. Плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС составляет 1898 руб. 42 коп. Органом контроля над уплатой страховых взносов ГУ ПФ РФ в г.Костомукша РК (межрайонное) направлено административному ответчику требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени начисленных в порядке ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, которое частично не исполнено. Положениями ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФ РФ, органами ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной ПФ РФ и ФСС РФ ГУ ПФ РФ в г.Костомукша РК (межрайонное) задолженность по страховым взносам и неисполненные требования об уплате страховых взносов, пени, штрафа переданы с пропущенным сроком для их взыскания, иными документами МИФНС России № 2 по РК не располагает. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами РФ и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФ РФ, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом в случаях и порядке, установленных ст.59 НК РФ, если иное не установлено ч.3 ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ. Согласно справке № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет задолженность по штрафам в сумме 1200 руб., в том числе денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах всумме 200 руб., по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объектаналогообложения доходы в сумме 1000 руб. В порядке ст.69 НК РФ ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, которое не исполнено. На дату подачи административного иска задолженность составляет 3098 руб.42 коп., в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 1898 руб.42 коп., денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 200 руб., штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 1000 руб. Пропущенный срок обращения в суд подлежит восстановлению, поскольку налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность, установленная ст.57 Конституции РФ. Поскольку процессуальный срок на взыскание указанной задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого главой 11.1 КАС РФ. Административный истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с ФИО1 ИНН № задолженность в сумме 3098 руб.42 коп., в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС 1898 руб.42 коп., денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах 200 руб., штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качествеобъекта налогообложения доходы 1000 руб.
Указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п.3 ст.291 КАС РФ), при указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания.
Письменных возражений относительно административного иска в установленный судом срок административным ответчиком не представлено.
Административному ответчику ФИО1 определение о назначении дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства от 13.05.2020, определение о принятии административного иска к производству суда от 06.03.2020 направлены, направленная судебная корреспонденция, возвращена отделением почтовой связи с отметкой «истек срок хранения».
Исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека обозначенной в Решении от 15 мая 2007 года (жалоба № 3040/03) по делу «Бондо Арчилович Бабунидзе (Babunidze) против России», п.3 ст.54, п.1 ст.165.1 ГК РФ, Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений утв.приказом ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 19.10.2010 № 1286-О-О, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 15.11.2007 № КАС07-564, суд признает, что административным ответчиком ФИО1 направленная судебная корреспонденция получена, ФИО1 извещен надлежащим образом о находящемся в производстве суда административном деле, препятствий к рассмотрению дела исходя из ст.ст.100, 101 КАС РФ, п.3 ст.54, ст.165.1 ГК РФ, не имеется.
Суд, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии подп. 1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу взаимосвязанных положений п.3 ч.3 ст.1, ст.17, ч.2 ст.286, ч.4, ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч.1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляются пени со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ч.2 ст.4 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1), требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2), требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4), требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.5), требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6).
Правила, предусмотренные ст.69 НК РФ применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Сведений о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 3098 руб.42 коп., в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС 1898 руб.42 коп., денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах 200 руб., штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы 1000 руб., не имеется.
Сведений о том, за какой именно календарный год образования недоимки по страховым взносам (конкретный календарный год за который образовалась недоимка, суммы недоимки относящиеся к конкретному году на которую начислены пени, предъявленные ко взысканию), период начисления пени с указанием даты начала и окончания начисления пени, административным истцом не представлено.
Во исполнение положений ст. 69 НК РФ ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности в размере 11576 руб.66 коп., в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС 1898 руб.42 коп.
Сведений о получении административным ответчиком и возврате отделением почтовой связи направленного ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом требования № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не представлено.
Исходя из положений п.6 ст.69 НК РФ направленное заказным письмом требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени на недоимку по страховым взносам получено административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть 26.10.2016.
Также во исполнение положений ст.69 НК РФ ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ денежного взыскания (штраф) за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 200 руб., штрафа по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 1000 руб.
Сведений о получении административным ответчиком и возврате отделением почтовой связи направленного ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом требования № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не представлено.
Исходя из положений п.6 ст. 69 НК РФ направленное заказным письмом требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени на недоимку по страховым взносам получено административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленная ст.69 НК РФ обязанность направления требования об уплате налога при наличии у него недоимки, пени, соответствующим органом исполнена.
Сведений о признании недействительным требования № от ДД.ММ.ГГГГ, требования № от 22.02.2017суду не представлено.
Доказательств добровольного исполнения административным ответчиком обязанности по уплате пени включенных в требование № от ДД.ММ.ГГГГ и в требование № от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ п. 1 ст. 48, п. 2, 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Исходя из п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Исходя из положений п. 6 ст. 289 КАС РФ, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Из разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данный подход суда согласуется в правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации обозначенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.
Сведений о выдаче и последующей отмене судебного приказа о взыскании с административного ответчика в доход бюджета недоимки по страховым взносам, на сумму которой начислены истребуемые ко взысканию пени, а также самих пени, об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, не имеется.
Таким образом, установленный п.2 ст.48 НК РФ шестимесячный срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа со дня истечения установленного срока исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки (до ДД.ММ.ГГГГ), истекший ДД.ММ.ГГГГ, требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа (до ДД.ММ.ГГГГ), истекший ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком пропущен.
По смыслу ст.123.3, п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ судебный приказ может быть вынесен судьей только при документальном подтверждении заявленных требований, при этом представленные документы должны свидетельствовать о бесспорности требований заявителя.
Таким образом, при истечении срока, предусмотренного для обращения в суд ст.48 НК РФ, требование о взыскании налогов, пени, недоимки не являются бесспорными, в связи с чем не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства.
Возможность рассмотрения мировым судьей вопроса о восстановлении срока на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, налогов, пени, штрафа при подаче заявления о вынесении судебного приказа, нормами КАС РФ не предусмотрена.
В п.48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка Муезерского района РК налоговый орган не обращался, поскольку процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, по мнению административного истца, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ.
Административное исковое заявление направлено в Муезерский районный суд РК 17.02.2020 (сдано в отделение почтовой связи, что подтверждается оттиском регистрационного штемпеля на почтовом конверте).
Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением в Муезерский районный суд РК последовало за пределами предусмотренного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока, начавшегося со дня истечения установленного срока исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки и пени (до ДД.ММ.ГГГГ) и истекшего ДД.ММ.ГГГГ, требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа (до ДД.ММ.ГГГГ) и истекшего ДД.ММ.ГГГГ.
Копия административного искового заявления направлена административным истцом административному ответчику 29.01.2020, поданное в суд административное исковое заявление сдано административным истцом в отделение почтовой связи 17.02.2020 (л.д. 23).
Таким образом, обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в сумме 3098 руб.42 коп., в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС 1898 руб.42 коп., денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах 200 руб., штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качествеобъекта налогообложения доходы 1000 руб. последовало ДД.ММ.ГГГГ за пределами срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ, который в данном конкретном случае по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ), по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Одновременно с подачей административного иска административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, в обоснование уважительности причин пропуска срока указано на неисполнение налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате налога, установленной ст.57 Конституции РФ.
Оценивая указанные административным истцом обстоятельства, послужившие причинами пропуска установленного ст.48 НК РФ срока обращения в суд, суд исходит из того, что для реализации права на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов, пеней и штрафов, законодатель предоставил достаточно длительный срок, составляющий шесть месяцев со дня, когда сумма обязательного платежа превысила 3000 руб. При этом в качестве уважительной причины пропуска такого срока могут быть рассмотрены только обстоятельства, объективно препятствующие своевременной подаче заявления.
Административное исковое заявление подано в суд 17.02.2020, то есть по истечении более 2 лет 9 месяцев с момента окончания шестимесячного срока для обращения в суд (07.04.2017) по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, и по истечении более 2 лет 4 месяцев с момента окончания шестимесячного срока для обращения в суд (17.09.2017) по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец МИФНС России № 2 по РК является профессиональным участником публичных правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой налогов, в силу этого обязан учитывать в своей деятельности актуальные правила обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций, однако не проявил достаточной степени заботы и осмотрительности в отношении вопроса своевременного обращения в суд, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог это сделать. Доказательств наличия объективных причин пропуска срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом суду не представлено.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
Отсутствие сведений о взыскании задолженности по страховым взносам за несвоевременную уплату которых начислены пени, препятствует взысканию и пени за нарушение сроков их уплаты, в силу ст.72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, тогда как ст.75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
В соответствии со ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При указанных обстоятельствах, поскольку изначально располагая указанными в направленном налогоплательщику требовании сведениями о наличии задолженности по уплате недоимки по пени, превышающих в данном конкретном случае сумму 3000 руб., административный истец был не лишен возможности своевременно в пределах установленного законом шестимесячного срока обратиться к мировому судье либо в суд общей юрисдикции за взысканием истребуемой задолженности, указанные административным истцом причины пропуска процессуального срока обращения в суд не являются уважительными, правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о взыскании пени суд не усматривает.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований о взыскании с административного ответчика истребуемой задолженности начисленных пени по страховым взносам.
Руководствуясь ст.ст.111, 114, 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.Л. Варламова