Дело № 2-139/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2016 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И.,
с участием старшего помощника прокурора Муезерского района Казанцева Д.В.,
при секретаре судебного заседания Харламовой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Муезерский леспромхоз» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с указанным исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Муезерский леспромхоз» (далее ответчик, ПАО «Муезерский леспромхоз») по тем основаниям, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства, в ходе изучения материалов Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о привлечении к административной ответственности за нарушение лесного законодательства, материалов патрулирования должностными лицами ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» лесного фонда на поднадзорной территории, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт нарушения природоохранного законодательства со стороны ответчика в виде расположения на территории лесного фонда в квартале <адрес> несанкционированной свалки отходов. Территории, на которой расположена несанкционированная свалка, арендует ответчик. Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и на неопределенного круга лиц. По мнению, Карельского межрайонного природоохранного прокурора, ответственность за ликвидацию указанной свалки несет ответчик, являющийся арендатором участка лесного фонда, на котором выявлена несанкционированная свалка. Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать публичное акционерное общество «Муезерский леспромхоз» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале <адрес> ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Муезерского района Казанцев Д.В. исковые требования Карельского природоохранного прокурора поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Лашкина В.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Согласно отзыву, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого арендодатель получил во временное пользование (аренду) лесные участки, для использования в целях заготовки древесины. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендодателя. Ответчик в районе квартала <адрес> заготовки древесины не производил и лесной декларации не подавал. Доказательства, свидетельствующие о том, что несанкционированная свалка мусора и промышленных отходов на арендуемых ответчиком лесного участка в указанном квартале образовалась в результате производственной деятельности самого ответчика, отсутствуют. Ответчик считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Муезерского муниципального района. Указанный квартал и выдел прилегают к территории Муезерского муниципального района. Несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов образовалась в результате жизнедеятельности населения и бездействия администрации Муезерского муниципального района поселения по устранению данных свалок. Просит в удовлетворении исковых требований Карельскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Представитель третьего лица - ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» - Верешко С.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора поддержала, полагая их обоснованными. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которому, надлежащим ответчиком по делу является ПАО «Муезерский леспромхоз», как арендатор лесного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка. Поскольку обязанность по содержанию арендованного лесного участка установлена законом, обнаруженная несанкционированная свалка расположена на арендуемой ПАО «Муезерский лесмпрохоз» территории, она (свалка) подлежит ликвидации ответчиком в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
Представитель третьего лица – ООО «ЛП Менеджмент», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыв относительно иска либо иных заявлений суду не представил.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статей 36, 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Положениями статьи 4 этого же Федерального закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендаторы земельных участков обязаны осуществлять: -осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; - не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.
Согласно ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ и подп. "г" п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании Проекта освоения лесов.
В силу п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Таким образом, содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов и обязанность арендатора лесного участка по устранению любого загрязнения лесов вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В судебном заседании установлено, что, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства, в ходе изучения материалов Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о привлечении к административной ответственности за нарушение лесного законодательства, материалов патрулирования должностными лицами ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» лесного фонда на поднадзорной территории, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт нарушения природоохранного законодательства со стороны ответчика, а именно: на территории лесного фонда в квартале <адрес> обнаружена несанкционированная свалка отходов.
Согласно договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ территория лесного фонда в квартале <адрес> на которой расположена несанкционированная свалка, находится в аренде ПАО «Муезерский леспромхоз».
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на леном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендодателя.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, и учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, которые должен проводить ответчик вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины, и наличия либо отсутствия прямого указания в на это в Проекте освоения лесов.
Суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
По указанным основаниям мнение ПАО «Муезерский леспромхоз о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация Муезерского муниципального района не соответствует нормам материального права.
Ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса твердых бытовых отходов в результате деятельности администрации Муезерского муниципального района, как юридического лица, либо населения муниципального образования, как и доказательств того, что указанная несанкционированная свалка отходов образовалась в результате ненадлежащего исполнения администрацией Муезерского муниципального района, возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
Правовых оснований для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Муезерского муниципального района не имеется, поскольку указанная администрация не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении указанного земельного участка лесного фонда.
Указанное соответствует позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, согласно которой содержащееся в нем положение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом природно–климатических условий, наличия снежного покрова в лесу, затрудняющего проведение работ, времени, необходимого для организации работ по ликвидации несанкционированной свалки, суд полагает необходимым обязать ответчика выполнить работы по ликвидации свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обращающийся в суд в интересах неопределенного круга лиц (физических), освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ и статьи 61.1 Бюджетного кодекса государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет Муезерского муниципального района в размере, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленный иск удовлетворить.
Обязать публичное акционерное общество «Муезерский леспромхоз» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале <адрес> ГКУ РК «Муезерское центральное лесничество» до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с публичного акционерного общества «Муезерский леспромхоз» в доход бюджета Муезерского муниципального района государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08.04.2016.
Судья- Н.И. Антонов