НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мценского районного суда (Орловская область) от 07.12.2017 № 2А-1-728/17

Дело № 2а-1-728/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 декабря 2017 года город Мценск

Судья Мценского районного суда Орловской области Ноздрина О.О.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пеней,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Орловской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1, и просит взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей и пени, начисленные на недоимку по данному налогу, в сумме 24,11 рублей; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2012-2014 годы, в сумме 279,21 рублей.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога и земельного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства и земельные участки. Обязанность по уплате налогов ответчиком не была исполнена надлежащим образом, в связи с чем налогоплательщику были направлены требования с предложением погасить имеющуюся задолженность по налогам и уплатить пени в добровольном порядке. До настоящего времени требования не исполнены.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от административного ответчика ФИО1 поступил письменный отзыв на иск, в котором она указала, что заявленные административные исковые требования не признает. Ссылается на то, что у нее отсутствуют недоимки, так как на основании полученных ею налоговых уведомлений об уплате налогов она производила уплату своевременно и в полном объеме. Считает, что административным истцом пропущены сроки для взыскания недоимок и пени.

В соответствии с п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее гражданское дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно п. п. 1, 3, 4, 5 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительным обязательством по отношению к основному обязательству по уплате налога. Поэтому на административном истце в соответствии с п. 4 ст. 289 КАС РФ лежит обязанность доказать, возникло ли основное обязательство по уплате налога, за неисполнение которого начислены пени, взыскана ли недоимка по налогу и не утрачена ли возможность ее взыскания.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ (в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 69 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев по истечение трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС № 4 по Орловской области просит взыскать с ФИО1 недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ (все правовые нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося, налоговым периодом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии со статьей 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (подпункт 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Судом установлено, что в период с Дата по Дата ФИО1 являлась собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; а также в период с Дата по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выписками из ЕГРН от Дата (л.д. 58, 59-60, 61, 62-64).

При таких обстоятельствах ФИО1 была обязана уплачивать земельный налог.

Как следует из налогового уведомления от Дата, по состоянию на Дата у ФИО1 недоимок по земельному налогу не имелось (л.д. 18).

Дата налоговым органом ФИО1 было направлено налоговое уведомление , в котором административному ответчику начислен земельный налог: за земельный участок с кадастровым номером - за 2011 год в сумме 729,68 рублей, за 2013 год в сумме 729,68 рублей; за земельный участок с кадастровым номером – за 2011 год в сумме 4,29 рублей, за 2013 год в сумме 12,87 рублей. С учетом имеющейся переплаты, административный ответчик обязана была уплатить земельный налог за 2013 год в сумме 12,87 рублей - в срок до Дата, земельный налог за 2011 и 2013 годы в сумме 1155,33 рублей - в срок до Дата (л.д. 18, 19).

В связи с неуплатой в полном объеме в установленный срок, до Дата, земельного налога в сумме 1155,33 рублей, ФИО1 Дата было направлено требование от Дата об уплате недоимки по земельному налогу за 2011 и 2013 годы в сумме 1155,33 рублей. Срок исполнения требования установлен - до Дата (л.д. 20, 21).

Из объяснений представителя межрайонной ИФНС № 4 по Орловской области и представленных им расчетов (л.д. 27, 77-79) следует, что уплата данной недоимки была произведена только Дата, частично, в сумме 729,68 рублей. На момент подачи иска административным ответчиком не уплачен остаток задолженности по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей, который налоговый орган просит взыскать.

Из объяснений представителя межрайонной ИФНС № 4 по Орловской области и представленных им расчетов (л.д. 27, 77-79) также следует, что ФИО1 начислены на указанную выше недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей пени за период с Дата по Дата в сумме 24,11 рублей.

Административным истцом направлялось ФИО1 требование от Дата об уплате пеней по земельному налогу за 2013 год в сумме 67,55 рублей со сроком исполнения до Дата (л.д. 24, 25).

До настоящего времени данное требование административным ответчиком в полном объеме не исполнено, имеется задолженность по пеням, начисленным на недоимку по земельному налогу, в сумме 24,11 рублей, которую административный истец просит взыскать.

Доказательств уплаты недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей и начисленных пеней по земельному налогу в сумме 24,11 рублей ФИО1 суду не представила.

Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения наиболее раннего требования от Дата об уплате налога сумма недоимки не превысила 3000 рублей, административный истец вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, то есть до Дата.

Дата административный истец обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по и пеней по земельному налогу (л.д. 51-52).

Дата мировым судьей судебного участка № 3 г. Мценска и Мценского района Орловской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 указанной недоимки и пеней. Определением того же судьи от Дата данный судебный приказ был отменен (л.д. 53, 54, 57).

С настоящим иском административный истец обратился в суд Дата, то есть, не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, установленные частью 1 статьи 70, частью 4, частью 6 статьи 69, частью 1, абзацем 3 части 2, абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) сроки для взыскания недоимки и пеней по земельному налогу административным истцом соблюдены.

При таких обстоятельствах требования ИФНС № 4 по Орловской области о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей и пеней по данному налогу в сумме 24,11 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Межрайонная ИФНС № 4 по Орловской области просит также взыскать с ФИО1 пени по транспортному налогу в общей сумме 279,21 рублей: по требованию от Дата на сумму 140,96 рублей (л.д. 30, 31), по требованию от Дата на сумму 126,88 рублей (л.д. 24, 25), по требованию от Дата на сумму 11,37 рублей (л.д. 35, 36).

Из объяснений представителя ИФНС № 4 по Орловской области, данных при подготовке дела к судебному разбирательству, и представленных административным истцом расчетов следует, что пени в размере 140,96 рублей были начислены за период с Дата по Дата на недоимку за 2012 год в сумме 3443,00 рублей; пени в размере 126,88 рублей были начислены за период с Дата по Дата на недоимку за 2013 год в сумме 3443,00 рублей; пени в размере 11,37 рублей были начислены за период с Дата по Дата на недоимку за 2014 год в сумме 3443,00 рублей (л.д. 26, 32, 37).

В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20.10.2005 N 131-ФЗ) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений п. 3 ст. 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ) налогоплательщики уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым периодом, согласно ст. 360 НК РФ, признается календарный год.

Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со сведениями, представленными в налоговый орган органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, за ФИО1 в период с Дата по Дата был зарегистрирован на праве собственности автомобиль <адрес> с государственным регистрационным знаком в период с Дата по настоящее время зарегистрирован автомобиль <адрес> с государственным регистрационным знаком (л.д. 15, 84, 89).

При таких обстоятельствах ФИО1 была обязана уплачивать транспортный налог.

Дата налоговым органом ФИО1 было направлено налоговое уведомление от Дата, в котором административному ответчику было произведено начисление транспортного налога за 2012 год: за автомобиль <адрес> с государственным регистрационным знаком – 765,00 рублей, за автомобиль <адрес> с государственным регистрационным знаком – 2678,00 рублей, в общей сумме 3443 рублей, по сроку уплаты - до Дата (л.д. 28, 29).

В связи с неуплатой транспортного указанного налога в установленный законом срок, до 01.11.2013, ФИО1 14.06.2014 было направлено требование от Дата об уплате недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 3443,00 рублей.

Из объяснений представителя ИФНС № 4 по Орловской области, данных при подготовке дела к судебному разбирательству, и представленных административным истцом расчетов следует, что от административного ответчика Дата поступил платеж по уплате транспортного налога в сумме 3443 рублей, который был зачтен налоговым органом в счет недоимки по транспортному налогу за 2012 год. За время неуплаты недоимки по транспортному налогу в сумме 3443,00 рублей за 2012 год ФИО1 были начислены пени в сумме 140,96 рублей за период с Дата по Дата (л.д. 32, 77-79).

Между тем, поскольку сумма недоимки превышала 3000 рублей, установленные частью 1 статьи 70, частью 4, частью 6 статьи 69, частью 1, абзацем 2 части 2, абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) сроки для принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2012 год должны были истечь 15.08.2014 (до 01.02.2014 налоговый орган должен был направить требование + 6 дней для получения требования + 8 дней для исполнения требования + 6 месяцев по истечении срока исполнения требования для обращения в суд).

Доказательств того, что административный истец направлял требование об уплате недоимки по транспортному налогу за 2012 год, обращался в суд за ее взысканием, суду не представлено.

При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе был засчитывать поступившие в счет уплаты налога денежные средства, уплаченные 29.09.2014, в счет недоимки по транспортному налогу за 2012 год, так как на этот момент возможность взыскания данного налога была утрачена в связи с истечением сроков.

При таких обстоятельствах требования административного истца о взыскании пеней в сумме 140,98 рублей, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2012 год, удовлетворению не подлежат.

Сумму неправомерно засчитанного в счет недоимки по транспортному налогу за 2012 год платежа (3443 рублей) необходимо зачесть в счет требуемых административным истцом пеней по транспортному налогу в размере 126,88 рублей и 11,37 рублей, в связи с этим недоимки по пеням по транспортному налогу у административного ответчика не имеется.

В счет подлежащих взысканию с административного ответчика недоимки и пеней по земельному налогу указанный платеж по транспортному налогу в силу п. п. 1, 4 ст. 78 НК РФ не может быть зачтен, поскольку зачет допускается только по соответствующим видам налогов, тогда как транспортный налог (региональный налог) и земельный налог (местный налог) относятся к разным видам налогов.

Представленные административным ответчиком квитанции об уплате земельного налога (л.д. 43, 44) не могут быть приняты во внимание, поскольку из данных документов следует, что ФИО1 была произведена уплата земельного налога, начисленного за 2015 год, тогда как административный истец просит взыскать недоимку и пени по земельному налогу, начисленному за 2013 год.

В связи с изложенным, административный иск следует удовлетворить частично, и взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 425,65 рублей и пени по данному налогу в сумме 24,11 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 2 ст. 61.2 БК РФ в связи с частичным удовлетворением административного иска, с ФИО1 подлежит взысканию в доход муниципального образования городской округ Мценск государственная пошлина в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пеней удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области недоимку по земельному налогу за 2013 год в сумме 425 рублей 65 копеек; пени по земельному налогу в сумме 24 рубля 11 копеек, всего взыскать 449 рублей 76 копеек.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городской округ Мценск государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Ноздрина О.О.