НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Можгинского районного суда (Удмуртская Республика) от 25.08.2023 № 2А-1023/2023

Дело № 2а-1023/2023

18RS0021-01-2023-000922-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга Удмуртской Республики 25 августа 2023 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Мартыновой И.В.,

при секретаре Хлебниковой М.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности №*** от 29 мая 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике и в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) обязана уплачивать законно установленные налоги.

Налогоплательщик ФИО2 является собственником объекта недвижимости на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговые органы, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ: квартиры по адресу: <данные изъяты>, по которому начислен налог на имущество физических лиц.

За 2017 год согласно налоговому уведомлению от 14 августа 2018 года №*** (период владения – 12 месяцев, кадастровая стоимость – 1027206,00 рублей), расчет налога 1027206,00х0,10%=1027,00 рублей (с учетом округления), на текущую дату налог не уплачен. За 2018 год согласно налоговому уведомлению от 04 июля 2019 года №*** (период владения – 12 месяцев, кадастровая стоимость – 1027206,00 рублей), расчет налога 1027206,00х0,10%=1027,00 рублей (с учетом округления), срок уплаты налога за 2018 год – 01 декабря 2019 года, согласно данным карточки расчета с бюджетом налог за 2018 год не уплачен в части 198,00 рублей (1027,00-849,00) рублей. Самое раннее требование по оплате налога административному ответчику ФИО2 было направлено 30 января 2019 года №*** со сроком уплаты не позднее 26 марта 2019 года. Налоговый орган в установленном законом порядке своевременно обращался с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с должника задолженности на сумму 3184,00 рублей. Мировым судьей судебного участка №*** города Можги Удмуртской Республики был вынесен судебный приказ от 08 сентября 2022 года №*** о взыскании с должника недоимки, однако, определением судьи от 02 ноября 2022 года данный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения. Согласно данным карточки расчета с бюджетом по налогам после отмены судебного приказа задолженность составляет 198,00 рублей, в связи с чем подлежит взысканию в порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ.

С учетом изложенного, на основании положений статей 23, 31, 45, 48, 52, 69, 70, 75 НК РФ истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, на общую сумму 198,00 рублей (в том числе налог за 2018 год – 198,00 рублей).

В ходе рассмотрения дела судом была произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике, его правопреемником Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление ФНС России по УР), в связи с проведенной реорганизацией.

В судебном заседании представитель Управления ФНС России по УР ФИО1 доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, просила исковые требования удовлетворить, дополнительно суду пояснила что, несмотря на уплату ответчиком налога на имущество физических лиц в размере 198,00 рублей, у административного ответчика ФИО2 сальдо по единому налоговому счету является отрицательным, в связи с чем данная сумма была зачтена в счет задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменных возражениях, представленных в ходе рассмотрения дела, административный ответчик ФИО2 просила в удовлетворении исковых требований отказать, при этом указав, что требование об уплате недоимки по налогу №*** вынесено налоговым органом 30 января 2019 года с установлением срока уплаты не позднее 26 марта 2019 года. Данное требование ФИО2 не получала, доказательств его направления административным истцом, материалы административного дела не содержат. Кроме того, налоговым органом не заявлено об уважительных причинах пропуска срока для подачи административного иска в суд и ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Таким образом, несмотря на взыскание налоговым органом задолженности в порядке приказного производства в 2022 году и в связи с этим приостановления исчисления процессуального срока, Управлением ФНС России по УР срок для подачи административного искового заявления в суд, предусмотренный частью 2 статьи 286 КАС РФ, пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Получив административное исковое заявление, ответчиком была оплачена указанная сумма задолженности в размере 198,00 рублей. Считает, что довод истца о том, что указанная задолженность не оплачена, в связи с поступлением суммы налога на единый налоговый счет и зачетом в счет уплаты иных периодов по транспортному налогу, является несостоятельным, поскольку данная сумма была оплачена именно в размере недоимки по налогу на имущество физических лиц, которую предъявил налоговый орган, по документу с УИН, приложенному к рассматриваемому иску. Согласно информации, имеющейся в материалах рассматриваемого дела, задолженность по налогу на имущество физических лиц составляет 198,00 рублей. Административный ответчик ФИО2 исполнила обязанность по оплате взыскиваемой задолженности в полном объеме до рассмотрения настоящего дела, что исключает удовлетворение административных исковых требований судом.

На основании части 2 статьи 289 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

ФИО2, <данные изъяты>, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Удмуртской Республике.

По сведениям налогового органа в собственности административного ответчика в период с 26 июля 2008 года по 19 ноября 2022 года находилась квартира, <данные изъяты>.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в статьях 19, 23 НК РФ.

Положениями подпунктов 9, 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 409 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 НК РФ).

Таким образом, ФИО2, являясь собственником вышеуказанного недвижимого имущества в период с 26 июля 2008 года по 19 ноября 2022 года, в силу вышеизложенных требований налогового законодательства была обязана уплатить по истечении налогового периода исчисленный в соответствии с требованиями налогового законодательства налог на имущество физических лиц по месту нахождения объекта налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налоговое уведомление №*** от 14 августа 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 1027 рублей за 2017 год было направлено административным органом ответчику ФИО2 22 августа 2018 года по месту регистрации: <данные изъяты>, что подтверждается списком отправления заказной почтовой корреспонденции №***.

Налоговое уведомление №*** от 04 июля 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 1027 рублей за 2018 год было направлено административным органом ответчику ФИО2 17 июля 2019 года также по месту регистрации ответчика, что подтверждается списком отправления заказной почтовой корреспонденции №***.

В соответствии со статьями 69,70 НК РФ налоговым органом ФИО2 направлялось требование об уплате налогов на имущество физических лиц №*** по состоянию на 30 января 2019 года, со сроком уплаты до 26 марта 2019 года и требование №*** по состоянию на 04 февраля 2020 года, со сроком уплаты до 31 марта 2020 года.

Факты направления административному ответчику вышеуказанных требований об уплате налогов, подтверждаются приложенными к материалам административного дела списками направленной административным органом заказной почтовой корреспонденции.

В установленный срок административный ответчик в полном объеме указанный налог на имущество физических лиц не уплатил.

Таким образом, доводы административного ответчика о том, что налоговым органом не представлены доказательства направления ответчику уведомлений и требований об уплате налога на имущество физических лиц, опровергаются представленными материалами административного дела, поскольку списками почтовых отправлений, заверенных почтовым органом, подтверждается исполнение налоговым органом обязанности, установленной НК РФ, по направлению в адрес административного ответчика налоговых уведомлений и требований по уплате налога по месту регистрации административного ответчика.

При этом, исходя из пункта 6 статьи 69 НК РФ (в редакции на день направления требования), в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) уведомления/требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Доказательств подтверждающих, что ФИО2 в период направления уведомлений и требований об оплате налога была зарегистрирована по иному адресу материалы административного дела также не содержат, опровергаются ответом на запрос с Отделения по вопросам миграции МО МВД России «Можгинский», в соответствии с которым административный ответчик был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, то есть раньше направления самого раннего налогового уведомления (22 августа 2018 года). В последующем место регистрации по адресу: <данные изъяты>, административный ответчик ФИО2, не меняла.

Подробный расчет налога приведен административным истцом в исковом заявлении, подтверждается журналами документов взыскания задолженности с ответчика и сведениями о задолженности по настоящему административному делу. Суд соглашается с представленным расчетом, в связи с его соответствием положениям статей 403,408 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта статьи 48 НК РФ).

Из материалов административного дела следует, что раннее требование №*** по состоянию на 30 января 2019 года со сроком уплаты 26 марта 2019 года.

По заявлению налогового органа, поданному 01 сентября 2022 года на судебный участок №*** города Можги Удмуртской Республики, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №*** города Можги Удмуртской Республики – мировым судьей судебного участка № 1 Можгингского района Удмуртской Республики был вынесен судебный приказ №*** от 08 сентября 2022 года о взыскании с ФИО2 задолженности по оплате обязательных платежей и санкций за 2017-2022 годы в сумме 3184 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц, применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в доход бюджета муниципального образования по месту нахождения имущества в размере 3184,00 рублей.

В последующем определением мирового судьи от 02 ноября 2022 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

Следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц налоговый орган обращался в установленный законом срок (3 года+6 месяцев). Также, учитывая дату обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском (28 апреля 2023 года), административным истцом соблюден и срок обращения, предусмотренный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Представленная административным ответчиком квитанция (чек-ордер от 19 мая 2023 года) об уплате налога на имущество физических лиц в размере 198,00 рублей, не может быть принята судом, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 11, пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ суммы всех текущих платежей, подлежащих обязательной уплате в бюджет, а также налога, который подлежит уплате в бюджет Российской Федерации, будут составлять совокупную обязанность и отражаться на едином налоговом счете.

Порядок распределения налогового платежа определен пунктом 8 статьи 45 НК РФ, в связи, с чем с 01 января 2023 года налогоплательщик не вправе на свое усмотрение выбрать, что ему заплатить в бюджет в первую очередь, налоговым органом распределяются суммы с единого налогового счета в порядке установленной очередности.

Представленная ответчиком квитанция об уплате 19 мая 2023 года налога в размере 198,00 рублей была зачтена налоговым органом в счет задолженности по транспортному налогу за 2015-2016 годы, в связи, с чем сумма недоимки была скорректирована.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления ФНС России по УР к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из положений части 1 статьи 114 КАС РФ, согласно которой судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Можга» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, дд.мм.гггг, в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемую по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, на общую сумму 198,00 рублей, в том числе налог за 2018 год – 198,00 рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования «Город Можга» государственную пошлину в размере 400 рублей

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 7 сентября 2023 года.

Председательствующий судья Мартынова И.В.