УИД: 24RS0№-09
дело № 2-171/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Лукашовой О.А. с участием:
истца - помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р.
истцов ФИО1, ФИО2
представителя ответчика «ФЭУ администрации Мотыгинского района» - ФИО3
представителя третьего лица администрации Мотыгинского района - ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Мотыгинского района Келлерман Л.А. в интересах работников «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2 к ФЭУ администрации Мотыгинского района, в лице и.о. начальника ФИО3 о признании приказов и.о. начальника «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» от 22.01.2020 № 4 устанавливающего значение денежного поощрения муниципальным служащим за январь 2020 года в размере 220%, от 25.02.2020 № 16 устанавливающего значение денежного поощрения муниципальным служащим за февраль 2020 года в размере 230% незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора Мотыгинского района - заместитель прокурора Келлерман Л.А., в интересах работников «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском к Финансово-экономическому управлению администрации Мотыгинского района в лице и.о. начальника ФИО3 о признании незаконными приказов и.о. начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района от 22.01.2020 № 4, устанавливающий значение денежного поощрения муниципальным служащим за январь 2020 года в размере 220%, от 25.02.2020 № 16 устанавливающий значение денежного поощрения муниципальным служащим за февраль 2020 года в размере 230% и
возложении на Финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района обязанности по начислению и выплате муниципальным служащим ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2 денежного поощрения за январь, февраль 2020 года, в соответствии со ст. 9 Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района, утвержденного решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 21.03.2013 № 21-223 в размере 2,6 должностного оклада в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Мотыгинского района проведена проверка соблюдения законодательства об оплате труда в части оплаты денежного поощрения муниципальным служащим «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района», в результате которой установлено следующее.
Согласно трудовым договорам о прохождении муниципальной службы, заключенных «Финансово-экономическим управлением администрации Мотыгинского района» ФИО5 с 05.02.2009 работает в должности начальника бюджетного отдела, ФИО6 с 24.07.2018 главным специалистом бюджетного отдела, ФИО7 с 20.10.2017 специалистом 1 категории экономического отдела, ФИО8 с 01.03.2013 ведущим специалистом, ФИО9 с 28.08.2018 системным администратором бюджетного отдела, ФИО10 с 24.09.2019 специалистом 1 категории экономического отдела, ФИО11 с 01.02.2016 специалистом 1 категории экономического отдела, ФИО12 с 20.05.2019 ведущим специалистом экономического отдела, ФИО13 с 15.10.2019 начальником экономического отдела, ФИО14 с 04.12.2017 главным специалистом вне подразделения, ФИО15 с 29.10.2018 ведущим специалистом, ФИО1 с 24.02.2016 главным специалистом вне подразделения, ФИО16 с 14.03.2011 специалистом 1 категории вне подразделения.
Приказами и.о. начальника «Финансово-экономического управления» администрации Мотыгинского района от 22.01.2020 № 4, работникам управления за январь 2020 года установлено предельное значение денежного поощрения в размере 220%, от 25.02.2020 № 16 за февраль 2020 года установлено предельное значение денежного поощрения в размере 230%.
В последующем, после опротестования прокуратурой района локальных актов, приказами от 17.03.2020 № 19, от 08.04.2020 № 34 внесены изменения, согласно которым из приказов исключено слово «предельное», в остальной части приказы оставлены без изменения.
Таким образом, в нарушение трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе работникам управления необоснованно снижено значение денежного поощрения за январь-февраль 2020 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» (далее - Закона края № 5-1565) определено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания в состав которого включаются должностной оклад, ежемесячная надбавка за классный чин, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими <данные изъяты><данные изъяты>, премии, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время, материальная помощь.
Аналогичные положения содержатся в статье 4 решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 21.03.2013 № 21-223 «Об утверждении Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района (далее - Положение).
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих» определены предельные размеры составных частей денежного содержания муниципальных служащих.
Предельный размер фонда оплаты труда рассчитывается с учетом размера оплаты труда выборных должностных лиц и лиц, замещающих иные муниципальные должности, не выше предельных размеров оплаты труда выборных должностных лиц и лиц, замещающих иные муниципальные должности, установленных в приложении № 2 к настоящему Постановлению, и размера оплаты труда муниципальных служащих не выше предельных размеров оплаты труда муниципальных служащих, установленных в приложении № 5 к настоящему Постановлению.
Согласно данному Постановлению, предельные размеры оплаты труда муниципальных служащих, установленные настоящим положением, применяются для расчета предельного размера фонда оплаты труда.
Статьей 9 Положения предельный размер денежного поощрения установлен в размере 2,6 должностного оклада в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих на основании правового акта работодателя.
При этом, в утвержденном Положении условия выплаты ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» не определены, иной муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и условия выплаты ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» отсутствует.
Учитывая изложенное, установленный положением предельный размер денежного поощрения в размере 2,6 должностного оклада устанавливает фиксированный размер ежемесячного денежного поощрения и применяется для расчета предельного размера фонда оплаты труда.
Издание и.о. начальником «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» приказов об установлении значения денежного поощрения в размере менее, установленного статьей 9 Положения снижает уровень правовых гарантий муниципального служащего в области оплаты труда и нарушает право работников на своевременное и в полном объеме оплату труда.
В судебном заседании помощник прокурора Ахтамьянова Г.Р. истцы ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Истцы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования просили удовлетворить.
Представитель ответчика - Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района в лице начальника ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. В отзыве указала, что формирование фонда оплаты труда (далее – ФОТ) муниципального образования Мотыгинский район осуществляется на основании Порядка расчета предельного размера ФОТ, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих. Формулировка ст. 9 Постановления районного Совета депутатов от 21.03.2013 № 21-223, определяет только верхний предел ежемесячного денежного поощрения «2,6 должностного оклада, в пределах установленного ФОТ». Муниципальное образование Мотыгинский район подпадает под ограничение установленное пунктом 1 Постановления Красноярского края от 29.12.2007 № 512-п, которое не позволяет превышать нормативы формирования расходов на оплату труда, и дает возможность руководителю учреждения изменять размер ежемесячного денежного поощрения в зависимости от фактически сложившегося в результате экономии или перерасхода, ФОТ оплаты труда, но не более чем установленного Постановлением районного Совета депутатов предельного значения, т.е. 2,6 должностного оклада. На 2020 год ФОТ ФЭУ АМР, утвержденный Решением Мотыгинского районного Совета депутатов от 18.12.2019 № 35-343 «О Мотыгинском районном бюджете на 2020 и плановый период 2021-2022 годов» составляет 7074361,7 руб. при необходимом для ежемесячного денежного поощрения в размере 2,6 оклада 7867456,52 руб. Вместе с тем в случае возникновения экономии в течение года может возникнуть возможность выплат в указанном размере.
Представитель третьего лица - администрации Мотыгинского района ФИО4, действующая на основании доверенности № 6 от 17.06.2020, исковые требования прокурора не поддержала, просил в удовлетворении иска отказать. В отзыве указала, что формирование фонда оплаты труда муниципального образования Мотыгинский район осуществляется на основании Порядка расчета предельного размера фонда оплаты труда, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих». В целях расчета предельно размера фонда оплаты труда Мотыгинский район отнесен к V группе муниципальных образований. В соответствии со ст. 3 Порядка, предельный размер ежемесячного денежного поощрения составляет 2,41 должностного оклада. Статья 9 Положения устанавливает, что предельный размер ежемесячного денежного поощрения составляет 2,6 должностного оклада и начисляется в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих на основании правового акта работодателя. Формулировка ст. 9 Постановления районного Совета депутатов, определяет только верхний предел ежемесячного денежного поощрения 2,6 должностного оклада, в пределах установленного фонда оплаты труда, нижний же предел не определен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2).
Согласно статьи 22 указанного Федерального закона, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
Статьей 7 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» (далее - Закон края № 5-1565) определено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания в состав которого включаются должностной оклад, ежемесячная надбавка за классный чин, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, содержащими <данные изъяты>, премии, единовременная выплата при предоставлении ежемесячного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время, материальная помощь.
Аналогичные положения содержатся в статье 4 решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 21.03.2013 № 21-223 «Об утверждении Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района (далее - Положение).
В статье 9 Положения предусмотрено, что муниципальным служащим ежемесячно выплачивается денежное поощрение предельный размер которого по всем группам должностей составляет 2,6 должностного оклада.
Судом установлено, что согласно трудовым договорам о прохождении муниципальной службы, заключенных «Финансово-экономическим управлением администрации Мотыгинского района» ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности начальника бюджетного отдела, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом бюджетного отдела, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории экономического отдела, ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом, ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ системным администратором бюджетного отдела, ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории экономического отдела, ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории экономического отдела, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом экономического отдела, ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ начальником экономического отдела, ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом вне подразделения, ФИО15 с ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом вне подразделения, ФИО16 с ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории вне подразделения.
Распоряжением и.о. Главы Мотыгинского района ФИО17 от 2.09.2019 № 74-к, ФИО3 принята на работу на должность исполняющего обязанности начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района.
Одной из составляющих денежного содержания муниципального служащего, работников ФЭО администрации Мотыгинского района, является ежемесячное денежное поощрение, которое в соответствии с п. 9 решения Мотыгинского районного Совета депутатов от 21.03.2013 № 21-223 «Об утверждении Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района» установлено в предельном размере - 2,6 должностного оклада.
Приказом и.о. начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района ФИО3 от 22.01.2020 № 4 установлено предельное значение денежного поощрения муниципальным служащим финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района на январь 2020 г. - 220%.
Приказом и.о. начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района ФИО3 от 25.02.2020 № 16, установлено предельное значение денежного поощрения муниципальным служащим финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района на февраль 2020г. - 230%.
29.01.2020 работники ФЭО администрации Мотыгинского района обратились к начальнику с просьбой выплатить им за январь 2020 года денежное поощрение в размере 2,6 должностного оклада.
7.02.2020 и.о. начальника ФЭУ АМР ФИО3 сообщила, что денежное поощрение выплачивается муниципальным служащим ежемесячно в пределах фонда оплаты труда (ФОТ) на основании её приказа. В 2020 году ежемесячная выплата предельного размера денежного поощрения приведет к превышению пределов ФОТ. В случае возникшей экономии ФОТ по итогам квартала оставляет за собой право увеличить размер ежемесячного денежного поощрения.
12.02.2020 работники ФЭО обратились в прокуратуру с просьбой помочь восстановить их нарушенные трудовые права.
По жалобе работников прокуратурой Мотыгинского района проведена проверка.
12.03.2020 прокуратурой района был внесен протест в адрес и.о. начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района ФИО3 о внесении изменений или отмене приказа от 22.01.2020 № 4. Протест мотивирован тем, в полномочия и.о. начальника «Финансово-экономического управления администрации района» не входит установление предельного значения денежного поощрения муниципальных служащих, в том числе в меньшем размере, чем установлено Мотыгинским районным Советом депутатов.
По результатам рассмотрения протеста, и.о. начальника ФИО3 в части выплаты работникам денежного поощрения в размере 2,6 должностного оклада отказала, сославшись на то, что районным бюджетом на 2020 год на выплату денежного поощрения не заложено денежных средств в достаточном количестве. Приказом № 19 от 17.03.2020 внесла изменения в приказ от 22.01.2020 № 4, в пункте 1 приказа слово «предельное» исключила; после слова «заключение» дополнила словом «ежемесячного».
Кроме того, 12.03.2020 прокуратурой были внесены представления в адрес и.о. начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района и в администрацию Мотыгинского района, о принятии мер по устранению нарушений законов, причин и условий им способствующих.
Из ответа Главы Мотыгинского района ФИО17 от 9.04.2020 следует, что за нарушение при оформлении документов и.о. начальника Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района ФИО3 вынесено дисциплинарное взыскание в виде устного замечания, предложено устранить данные нарушения и разъяснить сотрудникам учреждения порядок расчета и выплаты ежемесячного денежного поощрения, его зависимость от фактического размера ФОТ.
Кроме того, Глава Мотыгинского района ФИО17 сообщил, что ФОТ ФЭУ был рассчитан исходя из размера ежемесячного денежного поощрения 2,41 должностного оклада.
Между тем, что суд приходит к выводу о нарушении работодателем трудовых прав работников при начислении и выплате им денежного поощрения.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Положением, утвержденным решением Мотыгинского районного Совета депутатов № 21-223 от 21.03.2013, ежемесячное денежное поощрение, включено в состав денежного содержания муниципального служащего.
Указанным Положением установлен предельный размер денежного поощрение, который составляет 2,6 должностного оклада.
Минимальный размер денежного поощрения данным положением не установлен.
Указание в Положении на то, что ежемесячное денежное поощрение, начисляется в пределах установленного фонда оплаты труда, муниципальных служащих, на основании правового акта работодателя, не позволяет работодателю произвольно уменьшать установленный размер ежемесячного поощрения, поскольку противоречит Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Согласно указанной нормы размер оплаты труда муниципального служащего должен быть установлен органом местного самоуправления. Таким образом работодатель не вправе своим распоряжением (приказом) устанавливать размер (его минимальную либо максимальную величину) денежного поощрения, без соответствующего решения органа местного самоуправления.
При этом, для соблюдения трудовых прав работников, при формировании Фонда оплаты труда муниципального служащего, должны учитываться расходы учреждения на заработную плату.
За нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т.ч. являющихся предметом настоящего спора, и.о. начальника «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» ФИО3, постановлением Государственной инспекцией труда в Красноярском крае № 24/4-537-20-ППР/452/2 от 20.05.2020, привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения.
С учетом изложенного, исковые требования о признании приказов об уменьшении денежного поощрения работникам, суд находит противоречащими закону.
Для восстановления нарушенных прав работников, суд возлагает на Финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района доначислить и выплатить денежное поощрение работникам учреждения за январь и февраль 2020 года в недостающем размере.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. прокурора района - заместителя прокурора Келлерман Л.А. удовлетворить.
Признать приказы и.о. начальника «Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района» ФИО3 от 22.01.2020 № 4 устанавливающий значение денежного поощрения муниципальным служащим за январь 2020 года в размере 220%; от 25.02.2020 № 16 устанавливающий значение денежного поощрения муниципальным служащим за февраль 2020 года в размере 230%, незаконными.
Возложить на «Финансово-экономическое управление администрации Мотыгинского района» обязанность по доначислению и выплате муниципальным служащим ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2 денежного поощрения за январь, февраль 2020 года, в соответствии со ст. 9 Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих Мотыгинского района, утвержденного решением Мотыгинского районного Совета депутатов, от 21.03.2013 № 21-223 в размере 2,6 должностного оклада в течение одного месяца с момента вступления решения суда законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова
Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2020.