НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотыгинского районного суда (Красноярский край) от 09.07.2019 № 2-15/19

УИД: 24RS0036-01-2018-000626-13

дело № 2-15/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июля 2019 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Лукашовой О.А. с участием:

представителя истца Кузьмина А.В.

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исмаиловой В.В. к администрации Новоангарского сельсовета о взыскании компенсации за аварийное жилое помещение,

установил:

Исмаилова В.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) об обязании администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края включить Исмаилову В.В. в региональную адресную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья Красноярского края на 2019 год, об обязании администрации Новоангарского сельсовета произвести формирование земельного участка и его изъятие для муниципальных нужд, выраженное в ликвидации нахождения на территории п. Новоангарск аварийного многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан, с последующим сносом жилого дома, заключению соглашения по выкупу квартиры и выплаты денежной компенсации в пользу Исмаиловой В.В. в размере 2197329 рублей за признанную аварийной и не пригодной для проживания квартиру по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 39238 рублей

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником вышеуказанной квартиры, которая по заключению межведомственной комиссии была признана аварийной и подлежащей сносу.

В аварийной квартире проживает Исмаилова В.В. и как собственник, в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ, вправе взамен аварийного жилого помещения, при его изъятии для муниципальных и государственных нужд, потребовать денежную компенсацию, в соответствии с установленными нормами стоимости жилых помещений из расчета стоимости одного квадратного метра на территории субъекта РФ, в данном случае Красноярского края.

В настоящего времени аварийный жилой дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного ветхого жилья Красноярского края на 2022 год, что является основанием заявления требований в силу п. 3 ч. 2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Кроме того, иск по данному делу был подан в 2018 году, в связи с чем, при разрешении настоящего дела необходимо применять положения закона, которые действовали на день подачи иска, не подлежат применению нормы материального права, которые были приняты после подачи иска и ухудшили каким-либо образом правовое положения истца.

Согласно экспертизе по аварийности многоквартирного <адрес>, согласно проектной документации является временным строением со сроком эксплуатации не более 10 лет является опасным объектом для жизни и здоровья граждан и их имуществу. Эксплуатация дома по заключению эксперта сопряжена с угрозой жизни людей.

Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, гражданину в результате действий (или бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с положениями ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, межведомственной комиссией согласно акта обследования жилого помещения № 002 от 1.07.2014 и Заключения «О признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания», а также ранее проведенной экспертизой жилого <адрес>, является аварийным, проживание в квартире и доме является опасным для здоровья, жизни граждан и подлежит сносу.

Собственник жилого помещения в признанном аварийном и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, вправе требовать, либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления ему другого жилого помещения на праве собственности.

В соответствии с п. 2 Постановления администрации Новоангарского сельсовета № 36-п от 1.07.2014, многоквартирный дом по <адрес> был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Указанным постановлением администрация Новоангарского сельсовета обязалась снести дом и расселить жильцов в срок до 2018 г. Тем не менее, администрация Новоангарского сельсовета не приняла мер по расселению граждан из аварийного жилья, в связи с чем, истец обратилась с настоящим иском в суд.

Истец Исмаилова В.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает. В судебном заседании представитель истца Кузьмин А.В., действующий по доверенности от 28.08.2018, исковые требования поддержал в части выплаты денежной компенсации в пользу Исмаиловой В.В. в размере 2197329 руб. за признанную аварийной и не пригодной для проживания квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 39238 руб., в остальной части исковые требования не поддержал.

Представитель ответчика - администрации Новоангарского сельсовета, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представил отзыв, согласно которого, изъятие недвижимого имущества и земельного участка под спорным многоквартирным домом будет произведено администрацией Новоангарского сельсовета в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п. Администрацией Новоангарского сельсовета как непосредственным участником указанной выше региональной программы постановлением от 6.05.2019 №34-П утверждена муниципальная программа «Расселение аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Новоангарского сельсовета, признанного таковым после 1.01.2012 на 2019-2025 годы». Согласно с условиями указанных программ порядок расселения аварийных и ветхих многоквартирных домов установлен в соответствии со ст. 16Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Спорный многоквартирный жилой дом включен в региональную адресную программу и муниципальную программу Новоангарского сельсовета к расселению в 5 этапов реализации в 2013 году.

Представитель третьего лица Министерство строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом ( статья 9, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, части 1 статьи 45, части 1 статьи 46).

Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 № 6-П и от 22.04.2011 № 5-П).

В силу частей 1 и 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

На основании ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1- 3, 5 - 9 настоящей статьи (п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Из положений приведенного Федерального закона следует, что предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда на осуществление переселения не может быть произвольным. Основанием для предоставления такой финансовой поддержки, как это прямо следует из положений этого Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, соответствующей требованиям, предъявляемым статьей 16 названного Федерального закона.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома в связи с его ветхостью и аварийностью, другим благоустроенным жилым помещением обеспечиваются лица, занимающие такие дома по договору социального найма, а в случае с собственником жилого помещения в таком доме, предоставление другого благоустроенного жилого помещения имеет иной определенный порядок, а именно собственнику жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, иное жилое помещение предоставляется в случае изъятия земельного участка, расположенного под этим домом, для государственных, муниципальных нужд, либо в случае включения лиц, проживающих в таком доме в региональную или муниципальную программу переселения из ветхого аварийного дома путем составления соглашения с собственником о выкупе либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В судебном заседании установлено, что постановлением № 140 от 21.10.2008, по акту приема-передачи жилищного фонда находящегося в хозяйственном ведении УП Первомайского ЖКХ в собственность муниципального образования Новоангарский сельсовета от 4.08.2006, была передана квартира по адресу: <адрес> (л.д. 8-17).

На основании договора на передачу квартиры в собственности граждан от 8.03. 2009 ФИО1 является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>

Заключением межведомственной комиссией от 1.07.2014 в составе: председателя - Потаповой Н.А. главы администрации Новоангарского сельсовета, членов комиссии: Ильиновой Е.Д. - заместителя генерального директора по капитальному строительству ООО «НОК», Матвиенко А.И. - начальника отдела капитального строительства ООО «НОК», Сухаревой Л.А. - заместителя главы администрации Новоангарского сельсовета, Каверзиной Т.А. - техника группы по ИС и Мотыгинского участка Енисейского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, по согласованию: Демченко А.В. - главного госинспектора Мотыгинского района по пожарному надзору подразделения ГУ МЧС России по Красноярскому краю, сделан вывод о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21-23).

Постановлением администрации Новоангарского сельсовета № 36-п от 1.07.2014 на основании заключения межведомственной комиссии от 1.07.2014, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 24-25).

Из заключения ООО «Строительной фирмы «Пирамида» № 12 от 20.03.2019, следует, что здание строилось как временное, срок службы таких зданий не более 10 лет. На момент проведения обследования срок службы здания 33 года, т.е. его нормативный срок эксплуатации давно истёк - здание в целом, конструкции и обслуживание в частности ненадёжны, что предопределяет возможность возникновения аварийных ситуаций, как со строительными конструкциями, так и с инженерным оборудованием (л.д. 146-184).

Кроме того, согласно Постановления Правительства Красноярского края №144-п от 29.03.2019 и выписки из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, окончание переселения <адрес> по адресу: <адрес><адрес>, запланировано на 31.12.2022 год. В связи с чем, установленный как данным постановлением, так и постановлением администрации Новоангарского сельсовета № 34-П от 6.05.2019 срок для расселения жильцов из многоквартирного жилого дома по указанному адресу не истёк.

При этом обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В ходе судебного заседания установлено, что после признания дома аварийным, уведомление о сносе принадлежащего истице жилого помещения ответчиком не направлялось, решение об изъятии для муниципальных нужд квартиры или земельного участка не принималось, соглашение о выкупной цене между сторонами не достигнуто, в связи, с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для взыскания в пользу Исмаиловой В.В. с ответчиков компенсации за аварийное жилье в срок до 31.12.2019, поскольку окончание переселения <адрес> по адресу: <адрес>, где проживает истец, запланировано на 31.12.2022, в связи, с чем установленными вышеуказанными постановления срок для расселения жильцов из многоквартирного жилого дома по указанному адресу не истек.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, оценив доводы сторон и представленными ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу истицы суммы возмещения за принадлежащее ей жилое помещение на основании ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации до 31.12.2019 - отсутствуют.

Каких-либо других основания для выкупа жилого помещения истец не указал и суд их не усматривает.

Исковые требования в части включения Исмаиловой В.В. в региональную адресную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья Красноярского края на 2019 год, об обязании администрации Новоангарского сельсовета произвести формирование земельного участка и его изъятие для муниципальных нужд, выраженное в ликвидации нахождения на территории п. Новоангарск аварийного многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан, с последующим сносом жилого дома представитель истца не поддержал, в связи с чем они не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Исмаиловой В.В. об обязании администрации Новоангарского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края, Министерству строительства Красноярского края включить Исмаилову В.В. в региональную адресную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья Красноярского края на 2019 год, об обязании администрации Новоангарского сельсовета произвести формирование земельного участка и его изъятие для муниципальных нужд, выраженное в ликвидации нахождения на территории п. Новоангарск аварийного многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровье граждан, с последующим сносом жилого дома, заключению соглашения по выкупу квартиры и выплаты денежной компенсации в пользу Исмаиловой В.В. в размере 2197329 рублей за признанную аварийной и не пригодной для проживания квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 39238 рублей - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова