УИД 59RS0005-01-2023-005307-10
Дело № 2а-511/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Долгих Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой А.А.,
с участием административного истца Захарова А.Ю.,
представителей административного ответчика Никитиной А. И., Таисовой Р. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Захарова Андрея Юрьевича к Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю о признании задолженности безнадежной ко взысканию, признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности,
установил:
Захаров Андрей Юрьевич (далее, административный истец, налогоплательщик, Захаров А.Ю.) обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю о признании задолженности безнадежной ко взысканию, признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что он состоит на налоговом учете в Мотовилихинском районе г. Перми. Налогоплательщиком получено требование об уплате задолженности по налогам № от ДД.ММ.ГГГГ. В целях проверки обоснованности требования налогоплательщик получил справку № от ДД.ММ.ГГГГ о состоянии сальдо ЕНС. С указанными в требовании и в ЕНС суммами налогоплательщик согласиться не может, поскольку часть налогов включенных в сальдо по ЕНС является оплаченной и содержится в ЕНС ошибочно, по другой части налогов возможность их принудительного взыскания утрачена. Налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлением от 29.06.2023 об исключении из сальдо ЕНС спорной задолженности, однако налоговый орган не усмотрел оснований для этого. В отношении спорной задолженности сроки принятия мер по принудительному взысканию указанной спорной задолженности налоговым органом не соблюдены. Таким образом, налоговый орган утратил возможность взыскания спорной задолженности.
Первоначально административный истец просил признать безнадежной ко взысканию задолженность по налогам, пеням, числящуюся по ЕНС налогоплательщика Захарова А.Ю.(ИНН №) в соответствии с расчетом исковых требований в сумме 355922,53 рублей. Просил возложить на налоговый орган обязанность произвести списание признанной невозможной к взысканию задолженности, отразить списание ЕНС налогоплательщика. Признать обязанность налогоплательщика по уплате налоговой задолженности в общей сумме 355922,53 рублей прекращенной.
Далее, требования изменил, просил признать безнадежной к взысканию задолженность по налогам, пеням числящуюся по ЕНС налогоплательщика Захарова А.Ю. в сумме 304890 рублей, а именно: налог на имущество в сумме 922, со сроком уплаты 01.12.22 (уведомление от 01.09.2022); налог на имущество в сумме 2673, со сроком уплаты 01.12.22 (уведомление от 01.09.2022); земельный налог в сумме 884, со сроком уплаты 01.12.22 (уведомление от 01.09.2022); транспортный налог в сумме 7480, со сроком уплаты 01.12.22 (уведомление от 01.09.2022); НДФЛ в сумме 276900, со сроком уплаты 15.07.22 (уведомление не направлялось/нет данных); транспортный налог в сумме 3168, со сроком уплаты 01.12.16 (уведомление не направлялось/нет данных); налог на имущество в сумме 2913, со сроком уплаты 02.12.19 (уведомление не направлялось/нет данных); налог на имущество в сумме 838, со сроком уплаты 01.12.21 (уведомление 01.09.2021); налог на имущество в сумме 3684, со сроком уплаты 01.12.21 (уведомление направлялось/нет данных); земельный налог в сумме 804, со сроком уплаты 01.12.21 (уведомление от 01.09.2021);?транспортный налог в сумме 4624, со сроком уплаты 01.12.21 (уведомление от 01.09.2021); транспортный налог в сумме 4080, со сроком уплаты 01.12.17 (уведомление не направлялось/нет данных); транспортный налог в сумме 4080, со сроком уплаты 02.12.19 (уведомление не направлялось/нет данных). Обязать налоговый орган произвести списание признанной невозможной к взысканию задолженности, произвести перерасчет пени, отразить списание в ЕНС налогоплательщика. Признать обязанность налогоплательщика по уплате налоговой задолженности в общей сумме 304 890 руб. прекращенной. Признать задолженность по налогам, пени, штрафам в сумме 13525,57 рублей отсутствующей (отмененной или оплаченной): налог на имущество в сумме 4067, со сроком уплаты 01.12.2020 (уведомление от 01.09.2020); налог на имущество в сумме 508, со сроком уплаты 01.12.2020 (уведомление от 01.09.2020), транспортный налог в сумме 4624, со сроком уплаты 01.12.2020 (уведомление от 01.09.2020), штраф за налоговые правонарушения в сумме 2595,94 рублей; НДФЛ (в требовании как штраф) в сумме 1730,63 рублей. Обязать налоговый орган исключить отсутствующую задолженность из ЕНС налогоплательщика.
Во вновь измененном исковом заявлении указал, что денежные средства, взысканные на основании судебных актов с налогоплательщика за 2016,2018,2019 годы в нарушение установленной Налоговым кодексом Российской Федерации процедуры взыскания налога с физического лица были распределены за более ранние налоговые периоды, срок взыскания налогов по которым пропущен и просил признать безнадежной ко взысканию задолженность по налогам, пеням числящуюся по ЕНС налогоплательщика Захарова А.Ю., а именно транспортный налог в сумме 8 500 рублей за налоговый период 2014 года, транспортный налог в сумме 11 872 рублей за налоговый период 2015 года, налог на имущество в сумме 3 326 рублей за налоговый период 2015 года, налог на имущество в сумме 143 рубля за налоговый период 2015 года, налог на имущество в сумме 838 рублей за налоговый период 2020 года, налог на имущество в сумме 3 684 рублей за налоговый период 2020 года, земельный налог в сумме 804 рубля за налоговый период 2020 года, транспортный налог в сумме 4 624 рубля за налоговый период 2020 года, НДФЛ в сумме 276 900 рублей за налоговый период 2021 года. Обязать налоговый орган произвести списание признанной невозможной ко взысканию задолженности, произвести перерасчет пени, отразить списание в ЕНС налогоплательщика. Признать обязанность налогоплательщика по уплате налоговой задолженности в общей сумме 310 691 рубль прекращенной. Признать задолженность по налогам, пени, штрафам отсутствующей(оплаченной): транспортный налог в сумме 4 080 рублей за налоговый период 2016 года, налог на имущество в сумме 4 019 рублей за налоговый период 2016 года, транспортный налог в сумме 4 080 рублей за налоговый период 2018 года, налог на имущество в сумме 3326 рублей за налоговый период 2018 года, транспортный налог в сумме 4080 рублей за налоговый период 2018 года, налог на имущество в сумме 508 рублей за налоговый период 2019 года, налог на имущество в сумме 4067 рублей за налоговый период 2019 года, транспортный налог в сумме 4624 рублей за налоговый период 2019 года. Обязать налоговый орган исключить отсутствующую (оплаченную) задолженность в сумме 24 704 рубля из ЕНС налогоплательщика, произвести перерасчет пени, отразить списания в ЕНС налогоплательщика.
В последней редакции административного искового заявления указал, что налоги за 2016,2018,2019 годы, указанные в справке являются оплаченными. Так, транспортный налог за 2016 год в сумме 4080 рублей был взыскан решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.11.2018 по делу 2а-3744/2018. Исполнительное производство №-Ип окончено фактическим исполнением. Налог на имущество за 2018 год в сумме 2193 рубля и транспортный налог за 2018 год в сумме 4080 рублей были взысканы решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.03.2021 по делу 2а-855/2021. Исполнительное производство №-ИП окончено фактическим исполнением. Налог на имущество за 2019 год в сумме 4575 рублей (в т.ч. 4067 рублей и 508 рублей, транспортный налог за 2019 год в сумме 4624 рублей за 2019 год. Задолженность была списана 21.01.2022 со счетов налогоплательщика на основании судебного приказа 2а-3788/2021 от 23.06.2021. В отношении налогов, срок на взыскание которых пропущен, указал, что решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 30.03.2020 по делу 2а-1464/2020 налоговому органу отказано во взыскании налога за 2015 год, в том числе транспортного налога. Возможность принудительного взыскания налога на имущество за 2020 год в сумме 838 рублей, 3684 рубля, земельного налога за 2020 год в сумме 804 рубля, транспортного налога за 2020 год в сумме 4624 рубля утрачена в 2022 году. После выставления требования № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до 04.02.2022 меры принудительного взыскания не принимались. Срок 6 месяцев для обращения в суд истек 08.09.2022. Налоговый орган, указывая, что срок на взыскание указанных налогов истекает к 04.08.2025 не представил доказательств указанного утверждения. Срок уплаты НДФЛ за 2021 год 15.07.2022. Срок направления налогового уведомления истек 16.10.2022, тогда как оно было направлено за пределами установленного срока, ДД.ММ.ГГГГ№. Расчет НДФЛ за 2021 год был предоставлен налогоплательщиком в налоговой декларации за 2021 год, которая получена налоговым органом. Недоимка по НДФЛ за 2021 год должна была быть выявлена налоговым органом сроку после даты уплаты налога, т.е. 16.07.2022. Однако, как видно из решения о привлечении к ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган указывает, что налоговая декларация по НДФЛ за 2021 год не представлена. В дальнейшем, отменяя указанное решение частично, налоговый орган в решении № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что Захаров А.Ю. в установленный законом срок, т.е. 04.05.2022 подал декларацию о доходе, полученном за 2021 год (НДФЛ), задекларировал налог в сумме 276 900 рублей. При этом, декларация не была принята, как указывает налоговый орган, по причине неверного заполнения реквизитов. Об отказе в приеме налоговой декларации налогоплательщик не уведомлялся. Между тем, декларация считается принятой, поскольку не нарушает требования п.4.1. ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, истец полагает, что недоимка была выявлена 16.07.2022, поскольку налоговый орган получил налоговую декларацию, в которой указаны: налогоплательщик, сумма НДФЛ, налоговый период.
Административный истец просил признать безнадежной ко взысканию задолженность по налогам, пеням, отраженную в ЕНС налогоплательщика по состоянию на 05.06.2023 Захарова А.Ю., а именно транспортный налог в сумме 3168 рублей за налоговый период 2015 года, налог на имущество в сумме 838 рублей за налоговый период 2020 года, налог на имущество в сумме 3684 рубля за налоговый период 2020 года, земельный налог в сумме 804 рубля за налоговый период 2020 года, транспортный налог в сумме 4624 рубля за налоговый период 2020 года, НДФЛ в сумме 276900 рублей за налоговый период 2021 года. Обязать налоговый орган произвести списание признанной невозможной ко взысканию задолженности, произвести перерасчет пени, отразить списание в ЕНС налогоплательщика. Признать обязанность налогоплательщика по уплате налоговой задолженности в общей сумме 290 018 рублей прекращенной. Признать задолженность по налогам, пени, штрафам отсутствующей(оплаченной): транспортный налог в сумме 4080 рублей за налоговый период 2016 года, транспортный налог в сумме 4080 рублей за налоговый период 2018 года, налог на имущество в сумме 2913 рублей за налоговый период 2018 года, налог на имущество в сумме 508 рублей за налоговый период 2019 года, налог на имущество в сумме 4067 рублей за налоговый период 2019 года, транспортный налог в сумме 4624 рублей за налоговый период 2019 года. Обязать налоговый орган исключить отсутствующую(оплаченную) задолженность в сумме 20 272 рубля из ЕНС налогоплательщика, произвести перерасчет пени, отразить списания в ЕНС налогоплательщика.
В судебном заседании административный истец Захаров А.Ю. на измененных требованиях в последней редакции настаивал, просил удовлетворить, по доводам и основаниям, указанным в иске.
Представители Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю Никитина А.И., Таисова Р.С. в судебном заседании с требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что Захаров А.Ю., (налогоплательщик) на основании уточнённого заявления от 18.01.2024 просит признать безнадежной ко взысканию сумму задолженности за 2015, 2020-2021 год на сумму 290 018 руб. и произвести ее списание, задолженность за 2016-2019 в сумме 20 272 признать отсутствующей (уплаченной) и обязать исключить ее из Единого налогового счета (далее - ЕНС).
Безнадежность взыскания обусловлена утратой возможности ее взыскания. В рамках данного спора, предметом является признание безнадежной ко взысканию суммы налоговой задолженности (налог, взнос и пени), следовательно, по настоящему делу подлежит доказыванию обстоятельства о своевременных мерах принудительного взыскания данной спорной суммы.
В отношении всей задолженности за 2015-2021 год приняты меры принудительного взыскания, при этом:
1. Транспортный налог за 2015 год уплачен в сумме 4 080 руб. 22.06.2022 (взыскание налога за 2018 год), остаток в размере 3 168 руб. числится в ЕНС.
2. Налоги за 2016, 2018-2019 подтверждены мерами взыскания, платежи поступили, но учлись в счет уплату более ранней задолженности.
Налог на имущество физических лиц за 2016 погашен 21.01.2022 (взыскание налога за 2019 год), за 2018 в сумме 413 руб. так же погашен 21.01.2022 (взыскание налога за 2019 год).
3. Налоги за 2020 год (транспортный и земельный, налог на имущество физических лиц) взыскивались по судебному приказу №2а-3659/2023, который отменен 11.12.2023, следовательно, срок на взыскание в рамках искового производства истекает 11.06.2024 (п. 4 ст. 48 НК РФ). Инспекцией 19.01.2024 по почте в Мотовилихинский? районный суд г.Перми подано административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскание с налогоплательщика задолженности в размере 298 809,00 руб.
4. НДФЛ 2021, штрафы меры принудительного взыскания приняты (требование №), взыскивались по судебному приказу №2а-3659/2023, который отменен 11.12.2023, следовательно, срок на взыскание в рамках искового производства истекает 11.06.2024 (п. 4 ст. 48 НК РФ). Инспекцией 19.01.2024 по почте в Мотовилихинский районный суд г.Перми подано административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскание с налогоплательщика задолженности в размере 298 809,00 руб.
Таким образом, недоимка за 2020-2021 год и соответствующие пени не могут быть признаны безнадежными ко взысканию.
В отношении требования о признании отсутствующей (уплаченной) недоимки за 2016-2019 год (платежи поступили, но учлись в более раннюю задолженность), то налоговый орган поясняет, что с 01.01.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым внесены изменения в НК РФ, в том числе исключен п. 7 ст. 45 НК РФ - положения позволяющие уточнение платежей.
Таким образом, фактически задолженность за 2016, 2018-2019 год подтверждена мерами принудительного взыскания и погашена налогоплательщиком на основании судебных актов, следовательно не может быть признана безнадежной ко взысканию, вместе с тем, поскольку платежи по судебным актам учлись в счет уплаты задолженности за более ранние налоговые периоды налоги за 2016 в счет уплаты транспортного налога за 2014 год. Налоги за 2018 год в счёт транспортному налогу за 2015 год в сумме 4 080 руб., в размере 3 326,00 - в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год. Налоги за 2019 - по транспортному налогу за 2015 год, в размере 4 624,00 руб. — в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 (в размере 143,00 руб.), 2016 (в размере 4 019,00 руб., 2018 (в размере 413,00 руб.).
На основании изложенного, следует, что платежи, поступающие в счёт исполнения обязанности за 2016, 2018-2019 годы (по судебным актам) - учитывались в хронологическом порядке, а не в соответствии с назначением в платежных поручениях.
Таким образом, сумма необоснованной задолженности, оплаченной за счет исполнительных производств, относящихся к иному налоговому периоду, составляет 23 440,00 руб., в том числе:
- задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 8 099 руб.
- задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 11 872 руб. (4 080+ 4 624+3 168).
- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 3 469 руб. (3 326+143).
В ЕНС налогоплательщика на сегодняшний день числится задолженность за 2015- 2016, 2018-2019 годы, которая фактически взыскана с налогоплательщика в сумме 23 440 руб.
В отношении довода налогоплательщика по пропуску сроков взыскания задолженности за 2020год, Инспекция поясняет, что налоги за 2020 год начислены на основании налогового уведомления № (со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), поскольку недоимка в срок установленный законодательством не уплачена, Инспекцией выставлено требование № (со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку задолженность по требованию составляет менее 10 000 руб. (9 997,60 руб.), то срок на направление судебного приказа в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в предыдущей редакции) истекал по истечении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, то есть - 04.08.2025 (три года+6 месяцев).
Вместе с тем, в соответствии с под. 1 п. 9 №263-ФЗ требования направленные до 31.12.2022 (включительно) по которым не приняты меры принудительного взыскания, прекращают действие, в связи с направлением новых требований с учетом вступивших изменений Единого налогового счета, после 01.01.2023 года.
Согласно новой редакции ст. 70 НК РФ, следует, что требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица (п. 1), либо в случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета (п. 2).
При этом, предельный срок направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания в 2023 году может быть увеличен, но не более чем на шесть месяцев начиная с 30.03.2023 (и. 3 ст. 4 НК РФ, п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 N 500).
Таким образом, предельный срок на выставление нового требования в отношении Захарова А.Ю. истекает 30.09.2023 года.
Инспекцией в срок установленный законодательством ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № (со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), в отношении задолженности вынесен судебный приказ №2а-3659/2023, а после его отмены 11.12.2023, в срок установленный п. 4 ст. 48 НК РФ, - направлено по почте в Мотовилихинский районный суд г.Перми 19.01.2024 административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскание с налогоплательщика задолженности в размере 298 809,00 руб.
На основании вышеизложенного следует, что меры принудительного взыскания в отношении задолженности за 2020 год налоговым органом приняты в сроки установлены законодательством, последовательно и в соответствии с действующим законодательством.
В отношении истечения сроков взыскания НДФЛ за 2021 год, то Инспекция поясняет, что Захаровым А.Ю. направлена в территориальный налоговый орган (Межрайоная ИФНС России № по Пермскому краю) налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2021 почтовым отправлением от 04.05.2022, налог к уплате самостоятельно исчислен в сумме 276900 руб.
В связи с неверным указанием ОКТМО № в разделе 1. Сведения о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет, сформировано Уведомление об уточнении налогового документа, представленного на бумажном носителе № от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление направлено заказным письмом по адресу регистрации налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам камеральной налоговой проверки (далее - КНП), проведенной на основании сведений, поступивших в Межрайоную ИФНС России № по Пермскому краю от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (предоставленных органами Росреестра), в соответствии со ст. 85 НК РФ, установлено получение налогоплательщиком дохода от реализации недвижимого имущества, с которого не исчислен и не уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Установлено, что Захаровым А.Ю. в 2021 году получен доход от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый №), находившейся в собственности менее минимального предельного срока владения (менее 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), установленного п. 2 ст. 217.1 НК РФ.
Инспекцией на основании расчета в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости за 2021 год в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена КНП, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
Акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и извещение от ДД.ММ.ГГГГ№ о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ направлены заказной корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, вручены налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесены решение № о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки и решение № об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ (направлено заказной корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, вручено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ).
Межрайоной ИФНС России № по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены материалы налоговой проверки, по результатам которых вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Захарову А.Ю. начислен налог в сумме 276 900 руб., пени в сумме 500,58 руб., налогоплательщик также был привлечен к налоговой ответственности по ст.ст. 119, 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4 326,57 руб. (по п. 1 ст. 119 НК РФ - 2 595,94 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ - 1 730,63 руб.) (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, размеры штрафов уменьшены в 32 раза). Решение направлено заказной корреспонденцией 29.12.2022, вручено 09.01.2023.
Существенных нарушений установленного налоговым законодательством порядка вынесения решения не установлено (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Не согласившись с решением от ДД.ММ.ГГГГ№, Захаров А.Ю. в порядке ст. 139 НК РФ обратился с жалобой в УФНС России по Пермскому краю, в которой сообщил, что своевременно исполнил обязанность по представлению декларации по НДФЛ за 2021 год (далее - декларация), привлечение к налоговой ответственности необоснованно. Декларация направлена почтовым отправлением с описью вложения ДД.ММ.ГГГГ, налог к уплате самостоятельно исчислен в сумме 276900 руб.
Руководствуясь п. 3 ст. 31 Кодекса, решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части начисления налоговых санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 2 595,94 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 730,63 рублей. В оставшейся части решение Инспекции оставлено без изменения.
Решение УФНС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ направлено Захарову А.Ю. заказным почтовым отправлением.
Решением УФНС России по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ жалоба оставлена без удовлетворения, ввиду урегулирования спора и вынесенным вышестоящим налоговым органом решения об отмене штрафных санкций. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке налогоплательщиком не обжаловалось.
С учетом вышеизложенного, налоговые органы считают, что правовые основания для признания недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом вынесенного решения УФНС по Пермскому краю отсутствуют и не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика.
Решение № с учетом положений п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 9 ст. 101 НК РФ вступило в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ).
На основании вступившего в законную силу решения, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № (со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), в отношении задолженности вынесен судебный приказ №а-3659/2023, а после его отмены ДД.ММ.ГГГГ, в срок установленный п. 4 ст. 48 НК РФ, - направлено по почте в Мотовилихинский районный суд г.Перми ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскание с налогоплательщика задолженности в размере 298 809,00 руб.
На основании вышеизложенного следует, что меры принудительного взыскания в отношении задолженности за 2021 год налоговым органом приняты в сроки, установленные законодательством, последовательно и в соответствии с действующим законодательством.
Инспекция отмечает, что даже если принять, что срок уплаты НДФЛ за 2021 год - ДД.ММ.ГГГГ (как указывает налогоплательщик со ссылкой на судебную практику), то сроки на взыскание указанной задолженности не пропущены.
Срок направления требования не является пресекательным, что согласуется с выводами Президиума ВАС РФ изложенными в постановлении ДД.ММ.ГГГГ N 8330/11 по делу N А23-2813/10А-21-125, в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ N 71).
Между тем, нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков для принудительного взыскания налогов (пени) иными статьями НК РФ, которые представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Срок уплаты НДФЛ за 2021 год установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ, предельный срок направления требования не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ст. 6.1 НК РФ), 6 дней на отправку по почте (ДД.ММ.ГГГГ), срок исполнения 8 дней (ДД.ММ.ГГГГ), шесть месяцев на направление заявления о вынесении судебного приказа истекают ДД.ММ.ГГГГ. При этом, требования направленные до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) по которым не приняты меры принудительного взыскания, прекращают действие, в связи с направлением новых требований с учетом вступивших изменений ЕНС, после ДД.ММ.ГГГГ (под. 1 п. 9 №-Ф3).
В 2023 выставлено требование № и применены последующие меры принудительного взыскания в соответствии со ст. 48 НК РФ, следовательно, нарушения прав налогоплательщика в данном случае не имеется, досудебный порядок Инспекцией соблюден, сроки на применение мер принудительного взыскания соблюдены.
В отношении ссылок налогоплательщика, что в решении № указано на отсутствие состава (события) правонарушения изложенного в решении №, то Инспекция поясняет, что такой вывод сделан в отношении состава (события) по привлечению налогоплательщика к штрафу (ст. 119, 122 НК РФ), а не по факту доначисленного налога за 2021 год, что следует из текста решения №(ст. 3-4).
Кроме того, Инспекция обращает внимание, что платежи, учтенные в счет уплаты НДФЛ за 2021 в сумме 114 847,39 руб. (ДД.ММ.ГГГГ в сумме 45 000 руб., 656,06 руб., 2 620,03 руб., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 66 571,30 руб.), фактически взысканы с налогоплательщика по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 114 847,39 руб. (взыскание страховых взносов на ОПС за 2021 в сумме 7 800 руб., за 2022 - 34 445 руб., за 2022 в размере 1 % - 5 230 руб.; страховые взносы на ОМС за 2022 в сумме 8 766 руб.; УСН за 2022 год 8 506 руб. и пени на дату выставления постановления 50 100,39 руб.).
Таким образом, оснований учитывать указанные платежи в счет уплаты НДФЛ за 2021 год не имеется, поскольку изменения, установленные под. 5 п. 6 ст. 45 НК РФ, о том, что денежные средства, перечисленные судебным приставом-исполнителем в качестве единого налогового платежа в рамках исполнительного производства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", признаются уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации за счет имущества либо судебного акта, содержащего требования о взыскании задолженности, вне зависимости от определения их принадлежности в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ (вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ).
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее, - КАС РФ) необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с положениями ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
При несвоевременной уплате налога начисляется пеня в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Статьей 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Пунктом 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ предусмотрены случаи признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
В судебном заседании установлено, что административный истец Захаров А.Ю. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Захарову А.Ю. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следовало уплатить, в том числе транспортный налог за 2015 год в размере 11 872,00 руб. В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой налога) ответчику исчислены пени и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате транспортного налога за 2015 год и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ №а-2890/2018 о взыскании с ответчика суммы недоимки по транспортному налогу за 2015 в размере 11 872 рубля и пени, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
По сведениям налогового органа, транспортный налог за 2015 год уплачен частично в размере 8 704,00 рубля, остаток задолженности в размере 3 168,00 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Захарову А.Ю. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следовало уплатить, в том числе транспортный налог за 2016 год в размере 4080,00 руб. В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой налога) ответчику исчислены пени и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате транспортного налога за 2016 год и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ №а-1330/2018 о взыскании с ответчика суммы недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 4080,00 рублей и пени, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ с Захарова А.С. взыскана недоимка, в том числе по транспортному налогу за 2016 год в размере 4080,00 рублей, пени в размере 13,46 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Захарову А.Ю. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следовало уплатить, в том числе транспортный налог за 2018 год в размере 4080,00 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3326,00 руб. В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой налога) ответчику исчислены пени и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате транспортного налога за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ №а-3864/2020 о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4080,00 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 3326 руб. и пени, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ с Захарова А.С. взыскана недоимка, в том числе по транспортному налогу за 2018 год в размере 4080,00 рублей, пени в сумме 14,04 руб., недоимка по налогу на имущество за 2018 год в сумме 3326,00 руб., пени в размере 11,45 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Захарову А.Ю. не позднее срока установленного законодательством о налогах и сборах следовало уплатить, в том числе транспортный налог за 2019 год в размере 4624,00 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4575,00 руб. В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой налога) ответчику исчислены пени и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 508,00 руб. и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а так же требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год в сумме 4624 руб. и пени, а так же налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4067,00 руб. и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми вынесен судебный приказ №а-3788/2021 о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 4624,00 руб. и пени в размере 378, 32 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4575,00 руб. и пени в размере 355,63 руб., который апелляционным определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Захарову А.Ю. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следовало уплатить, в том числе транспортный налог за 2020 год в размере 4624,00 руб., земельный налог за 2020 год в сумме 804,00 руб., налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4522,00 руб. В связи с несвоевременной уплатой (неуплатой налога) ответчику исчислены пени и направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, об уплате транспортного налога за 2020 год в размере 4624,00 руб., налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4522,00 руб., земельного налога в размере 804,00 руб. и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку задолженность по требованию составляет менее 10 000 руб. (9 997,60 руб.), то срок на направление судебного приказа в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в предыдущей редакции) истекал по истечении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, то есть - ДД.ММ.ГГГГ (три года+6 месяцев).
Вместе с тем, в соответствии с под. 1 п. 9 №263-ФЗ требования направленные до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) по которым не приняты меры принудительного взыскания, прекращают действие, в связи с направлением новых требований с учетом вступивших изменений Единого налогового счета, после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно новой редакции ст. 70 Налогового кодекса РФ, следует, что требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица (п. 1), либо в случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета (п. 2).
При этом, предельный срок направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания в 2023 году может быть увеличен, но не более чем на шесть месяцев начиная с ДД.ММ.ГГГГ (и. 3 ст. 4 НК РФ, п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 500).
Таким образом, предельный срок на выставление нового требования в отношении Захарова А.Ю. истекает ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на доходы физических лиц в размере 276 900,00 руб., транспортного налога в размере 28 056,00 руб., налога на имущество физических лиц в размере 15 605,00 руб., налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 8 506,00 руб., земельного налога с физических лиц в размере 1 688,00 руб., страховых взносов на ОПС в размере 34 445,00 руб., страховых взносов на ОМС в размере 8 766,00 руб., пени в размере 40 847,37 руб., штрафа в размере 4326,57 руб., сроком уплаты до 21.07.2023
В связи с неисполнением требования №, в отношении задолженности в размере 306 057,00 руб., в том числе по земельному налогу в размере 1688,00 руб. за 2020-2021 годы, налог на доходы физических лиц в размере 276900,00 руб. за 2021 год, налог на имущество физических лиц в размере 8117,00 за 2020-2021 годы, транспортный налог в размере 19352,00 руб. за 2015-2021 годы мировым судьей судебного участка № Мотовилихинского судебного района г. Перми ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №а-3659/2023, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
В связи с отменой судебного приказа в Мотовилихинский районный суд г.Перми направлено ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскание с налогоплательщика задолженности в размере 298 809,00 руб.
Налоги за 2020 год начислены на основании налогового уведомления № сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с несвоевременной уплатой выставлено требование № сроком уплаты до 04.02.2022
Поскольку задолженность по требованию составляет менее 10 000 руб. (9 997,60 руб.), то срок на направление судебного приказа в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в предыдущей редакции) истекал по истечении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, то есть - ДД.ММ.ГГГГ (три года+6 месяцев).
Вместе с тем, в соответствии с под. 1 п. 9 №263-ФЗ требования направленные до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) по которым не приняты меры принудительного взыскания, прекращают действие, в связи с направлением новых требований с учетом вступивших изменений Единого налогового счета, после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно новой редакции ст. 70 Налогового Кодекса РФ, следует, что требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица (п. 1), либо в случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета (п. 2).
При этом, предельный срок направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания в 2023 году может быть увеличен, но не более чем на шесть месяцев начиная с ДД.ММ.ГГГГ (и. 3 ст. 4 НК РФ, п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 500).
Таким образом, предельный срок на выставление нового требования в отношении Захарова А.Ю. истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Инспекцией в срок установленный законодательством ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № (со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), в отношении задолженности вынесен судебный приказ №а-3659/2023, а после его отмены ДД.ММ.ГГГГ, в срок установленный п. 4 ст. 48 Налогового кодекса РФ, - направлено по почте в Мотовилихинский районный суд г.Перми ДД.ММ.ГГГГ
административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскание с налогоплательщика задолженности в размере 298 809,00 руб.
На основании вышеизложенного следует, что меры принудительного взыскания в отношении задолженности за 2020 год налоговым органом приняты в сроки установлены законодательством, последовательно и в соответствии с действующим законодательством.
Захаровым А.Ю. направлена в территориальный налоговый орган (Межрайоная ИФНС России № по Пермскому краю) налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма №-НДФЛ) за 2021 почтовым отправлением от ДД.ММ.ГГГГ, налог к уплате самостоятельно исчислен в сумме 276 900 руб.
В связи с неверным указанием ОКТМО № в разделе 1. Сведения о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет, сформировано Уведомление об уточнении налогового документа, представленного на бумажном носителе № от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление направлено заказным письмом по адресу регистрации налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам камеральной налоговой проверки (далее - КНП), проведенной на основании сведений, поступивших в Межрайоную ИФНС России № по Пермскому краю от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (предоставленных органами Росреестра), в соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, кодекс), установлено получение налогоплательщиком дохода от реализации недвижимого имущества, с которого не исчислен и не уплачен в бюджет налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Установлено, что Захаровым А.Ю. в 2021 году получен доход от продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый №), находившейся в собственности менее минимального предельного срока владения (менее 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), установленного п. 2 ст. 217.1 НК РФ.
Инспекцией на основании расчета в отношении доходов, полученных от продажи либо дарения объектов недвижимости за 2021 год в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена КНП, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
и времени рассмотрения материалов налоговой проверки на 18.11.2022 направлены заказной корреспонденцией 11.10.2022, вручены налогоплательщику 19.10.2022.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесены решение № о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки и решение № об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на ДД.ММ.ГГГГ (направлено заказной корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, вручено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ).
Межрайоной ИФНС России № по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены материалы налоговой проверки, по результатам которых вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Захарову А.Ю. начислен налог в сумме 276 900 руб., пени в сумме 500,58 руб., налогоплательщик также был привлечен к налоговой ответственности по ст.ст. 119, 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4 326,57 руб. (по п. 1 ст. 119 НК РФ - 2 595,94 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ - 1 730,63 руб.) (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, размеры штрафов уменьшены в 32 раза). Решение направлено заказной корреспонденцией 29.12.2022, вручено 09.01.2023.
Решением заместителя руководителя УФНС России по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части начисления налоговых санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 2 595,94 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 730,63 рублей. В оставшейся части решение Инспекции оставлено без изменения.
Решением УФНС России по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ жалоба оставлена без удовлетворения, ввиду урегулирования спора и вынесенным вышестоящим налоговым органом решения об отмене штрафных санкций. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке налогоплательщиком не обжаловалось.
Решение № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вступившего в законную силу решения, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № (со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), в отношении задолженности вынесен судебный приказ №2а-3659/2023, а после его отмены 11.12.2023, в срок установленный п. 4 ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в Мотовилихинский районный суд г.Перми 19.01.2024 направлено административное исковое заявление о взыскание с Захарова А.Ю. задолженности в размере 298 809,00 руб., в том числе недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 4624,00 руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 4522,00 руб., земельному налогу за 2020 год в размере 804,00 руб., НДФЛ за 2021 год в размере 276 900,00 руб.
Принимая во внимание, что налоговым органом приняты в установленные законом сроки и системном порядке меры к взысканию обязательств административного истца по уплате транспортного налога за периоды 2017,2018 года, у налогового органа правомерно отсутствуют основания для признания пени, начисленной и взысканной за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога безнадежной ко взысканию.
В связи с изложенным, административному истцу в удовлетворении требований о возложении обязанности признать сумму пеней по состоянию на 01.01.2023, включенную в Единый налоговый счет, безнадежной ко взысканию следует отказать.
Относительно требований о признании незаконным включение в Единый налоговый счет суммы пеней по транспортному налогу за 2017,2018г.г. и возложении обязанности исключить их из Единого налогового счета, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказом ФНС России от 18.01.2012 N Ж-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки «Расчеты с бюджетом»» (ред. от 22.11.2021) подлежали отражению в карточке «РСБ» налогоплательщика.
Приказом ФНС России от 18.01.2023 N ЕД-7-8/33@ приказ ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@«Об утверждении Единых требований к порядку ведения карточки «Расчетов с бюджетом»» (ред. от 22.11.2021) отменен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в налоговое законодательство ведено понятие единого налогового платежа, единого налогового счета. Из содержания пп. 1 п. 2 ст. 11.3 НК РФ следует, что единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности. Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете налогоплательщика на основе, в том числе, судебных актов, исполнительных документов, иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, установленной законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 11.3 НК РФ). Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица, являющегося налогоплательщиком (п. 4 ст. 11.3 НК РФ).
Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» все денежные суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет, отражаются на едином налоговом счете. Вместе с тем, согласно пп. 2 п. 7 ст. 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности налогоплательщика не учитываются суммы... пеней, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что налоговым органом представлены доказательства отсутствия сумм налоговых обязательств налогоплательщика, подлежащих признанию безнадежными ко взысканию, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным включение в Единый налоговый счет суммы пени за транспортный налог 2016,2018,2019 годы не имеется.
Из пояснений налогового органа следует, что в отношении требования о признании отсутствующей (уплаченной) недоимки за 2016-2019 год платежи поступили, но учлись в более раннюю задолженность.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Материалами дела подтверждается, что фактически задолженность за 2016, 2018-2019 год подтверждена мерами принудительного взыскания и погашена налогоплательщиком на основании судебных актов, в связи с чем, следует, что платежи, поступающие в счёт исполнения обязанности за 2016, 2018-2019 годы незаконно учтены Инспекцией в хронологическом порядке, а не в соответствии с назначением.
Из ответа ОСП по Мотовилихинскому району г. Перми ГУФССП России по Пермскому краю следует, что 01.08.2019 исполнительное производство №-ИП, возбужденное по судебному решению № 2а-3744/2018 (исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ) окончено фактическим исполнением, денежные средства взысканы в полном объеме. Так же 23.06.2021 исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании решения № 2а-855/2021 (исполнительный лист № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ) окончено фактическим исполнением, денежные средства взысканы в полном объеме.
Таким образом, следует признать отсутствующей задолженность по транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2016 года, транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 2913 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 508 рублей за налоговый период 2019 года, налогу на имущество в сумме 4067 рублей за налоговый период 2019 года, транспортному налог в сумме 4624 рублей за налоговый период 2019 года. Обязать налоговый орган исключить задолженность по транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2016 года, транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 2913 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 508 рублей за налоговый период 2019 года, налогу на имущество в сумме 4067 рублей за налоговый период 2019 года, транспортному налогу в сумме 4624 рублей за налоговый период 2019 года из Единого налогового счета налогоплательщика, произвести перерасчет пени.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Захарова Андрея Юрьевича к Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю о признании задолженности безнадежной ко взысканию, признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать отсутствующей задолженность по транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2016 года, транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 2913 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 508 рублей за налоговый период 2019 года, налогу на имущество в сумме 4067 рублей за налоговый период 2019 года, транспортному налог в сумме 4624 рублей за налоговый период 2019 года.
Обязать налоговый орган исключить задолженность по транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2016 года, транспортному налогу в сумме 4080 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 2913 рублей за налоговый период 2018 года, налогу на имущество в сумме 508 рублей за налоговый период 2019 года, налогу на имущество в сумме 4067 рублей за налоговый период 2019 года, транспортному налогу в сумме 4624 рублей за налоговый период 2019 года из Единого налогового счета налогоплательщика, произвести перерасчет пени.
В удовлетворении требований о признании безнадежной ко взысканию задолженности по налогам, пеням, отраженную в Едином налоговом счете налогоплательщика по состоянию на 05.06.2023 Захарова А.Ю., а именно по транспортному налогу в сумме 3168 рублей за налоговый период 2015 года, налогу на имущество в сумме 838 рублей за налоговый период 2020 года, налогу на имущество в сумме 3684 рубля за налоговый период 2020 года, земельному налогу в сумме 804 рубля за налоговый период 2020 года, транспортному налогу в сумме 4624 рубля за налоговый период 2020 года, НДФЛ в сумме 276900 рублей за налоговый период 2021 года, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
(Решение в окончательной форме принято 13.02.2024 г.)
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: Ю. А. Долгих
Секретарь: