Мировой судья – Софронова О. А.
Дело № 12-271/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 27 апреля 2022 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В.,
при секретаре Сарухановой М.К.,
с участием защитника Симакова А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя ООО «ПРОВАНС» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 14.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПРОВАНС», ИНН №,
установила:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Мотовилихинского судебного района г. Перми Общество с ограниченной ответственностью «ПРОВАНС» (Далее ООО «ПРОВАНС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 75000 рублей.
В жалобе, поданной в Мотовилихинский районный суд г. Перми, директор ООО «ПРОВАНС» ФИО1 просит об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что обязанность по внесению данных у ООО «ПРОВАНС» возникла с момента принятия товара, то есть с 21.08.2021г. Согласно требованиям бухгалтерского учета, товар не может быть поставлен на баланс предприятия до момента его фактического принятия. Согласно товарно-транспортной накладной Общество приняло товар 21.08.2021г.
Защитник Симаков А.Г. в судебном заседании жалобу поддержал, просил удовлетворить по изложенным в ней основаниям, просил также, в случае признания Общества виновным, заменить назначенное наказание в виде штрафа предупреждением с учетом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ поскольку Общество является субъектом малого предпринимательства.
Заявитель жалобы - законный представитель ООО «ПРОВАНС» ФИО1, представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
С учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника, прихожу к следующему.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения о порядке учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 года № 2466, определяют порядок функционирования ЕГАИС.
В силу п. 15 указанных Правил, организации, использующие оборудование для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, помимо информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 7, 8, 12, 13, 17, 19, 24, 26 и 40 пункта 8 настоящих Правил.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.02.2020 № 397, утверждены формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС.
Согласно п. 11.2 Приложения к приказу № 397 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются в ЕГАИС в течение рабочего дня, в котором осуществлена приемка, отказ в приемке, приемка с расхождением товара на основании сопроводительных документов в соответствии со ст. 10.2 ФЗ № 171-ФЗ и первичных учетных документов в соответствии с Федеральным законом № 420-ФЗ.
Согласно п. 7.2 Приказа, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте постановки на баланс продукции на складе предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего дня после дня первичного учетного документа.
Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте постановки на баланс продукции в торговом зале предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа (п. 8.2 указанного Приказа).
Как следует из материалов дела, в Министерство промышленности и торговли Пермского края поступил материал проверки из отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) Управления МВД России по г. Перми по факту реализации алкогольной продукции в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>, не соответствующим требованиям общепита.
Также установлено, что ООО «ПРОВАНС» 02.12.2019г. выдана лицензия №, действующая до 02.12.2021 на торговый объект-магазин, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к ЕГАИС с 21.01.2020 года.
Из выписки ФСРАР об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сформированной на дату составления отчета за период с 26.06.2021г. по 09.09.2021г., установлено, что поставщик ООО «Метро Кэш энд Керри» 19.08.2021 года согласно товаротранспортной накладной отгрузил алкогольную продукцию, а именно: пиво «Эфес Пилснер» 0,45л в стеклянной таре 24 бутылки и алюминиевой банке 24 шт. «Охота крепкое» 0,45л. в количестве 24 банок, «Калсберг» 0,45л. в количестве 20 бутылок.
21.08.2021г. ООО «ПРОВАНС» приняло на баланс вышеуказанный алкоголь (пиво), тем самым Общество нарушив срок фиксации в ЕГАИС об акте поставки на баланс.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 10.11.2021г., в котором должностным лицом описано событие вменяемого правонарушения;
- служебной запиской Управления потребительского рынка и лицензирования в адрес начальника отдела лицензирования от 06.10.2021г, из которой следует, что ООО «ПРОВАНС» нарушило срок постановки на баланс алкогольной продукции, установленный приказом Росалкогольрегулирования №;
- копией журнала учета и объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 09.09.2021г. по 09.09.2021г.;
- протоколом запроса ЕГАИС;
- протоколом отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 26.06.2021г. по 09.09.2021г., из которого следует, что ООО «ПРОВАНС» 21.08.2021г. приняло от поставщика «Метро Кэш энд Керри» алкогольную продукцию;
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ПРОВАНС» (л.д.23-24);
- копией товарно-транспортной накладной, из которой следует, что ООО Метро Кэш энд Керри» отгрузило ООО «ПРОВАНС» алкогольную продукцию 19.08.2021г. (л.д.44), и иными материалами дела
Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, в том числе, товарно-транспортную накладную от 19.08.2021г., мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ПРОВАНС» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, и правомерном привлечении данного Общества к административной ответственности.
Доводы жалобы законного представителя Общества ФИО1 аналогичны доводам, которые были изложены мировому судье при рассмотрении дела.
Данные доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств в виду несогласия с выводами мирового судьи, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении 14.03.2022 года, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «ПРОВАНС» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Аргументы заявителя о том, что срок фиксации информации в системе ЕГАИС следует исчислять с 21.08.2021 года, поскольку именно в указанный день алкогольная продукция была принята на баланс Общества, являются собственной интерпретацией норм действующего законодательства, расцениваются судьей как избранная линия защиты в целях избежать ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно положениям п. 7.2, 8.2, 11.2 Приложения к приказу № 397 от 17.12.2020 году следует, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке, внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также заявка о фиксации в ЕГАИС информации об акте постановки на баланс продукции на складе и в торговом зале осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня первичного учетного документа, соответствующего требованиям Федерального закона № 402-ФЗ.
В силу положений ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, обязательным реквизитом которого является, в том числе, дата составления документа.
Согласно имеющейся в материалах дела товарно-транспортной накладной №, датой составления данного документа является 19.08.2021 года.
В этой связи и с учетом вышеуказанных требований действующего законодательства, фиксацию информации в ЕГАИС об акте постановки на баланс алкогольной продукции Общество должно было осуществить в срок не позднее следующего рабочего дня после даты 19.08.2021 года, однако не выполнило этого.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Несогласие с данной мировым судьей оценкой обстоятельств дела и толкованием норм права достаточным основанием для признания судебного акта незаконным и его отмене не является.
Постановление о привлечении ООО «ПРОВАНС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей назначено Обществу в соответствии с санкцией ст. 14.19 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Оснований для прекращения производства по делу в отношении ООО «ПРОВАНС», как об этом ставиться вопрос в жалобе, не имеется.
Оснований для замены назначенного наказания предупреждением, как на то указано защитником при рассмотрении дела, в настоящем случае не имеется в силу следующих обстоятельств.
Федеральным Законом № 70-ФЗ от 26.03.2022 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» положения ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ изменены, в частности слова «может быть заменено» заменены словами «подлежит замене».
Указанные изменения были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации <данные изъяты> - 26.03.2022 года и вступили в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования – 05.04.2022 года.
С 06.04.2022 года положения части 3 статьи 3.4 КоАП РФ начали действовать, в редакции Федерального Закона № 70-ФЗ от 26.03.2022 года.
В силу ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ (в ред. Федерального Закона № 70-ФЗ от 26.03.2022 года) в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 года № 1563-О).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько условий, при одновременном наличии которых имеются основания для применения к некоммерческой организации либо юридическому лицу, являющемуся субъектом малого и (или) среднего предпринимательства взаимосвязанных положений ч. 2, 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: совершение правонарушения впервые; отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда; правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
В настоящем случае всей совокупности вышеуказанных обстоятельств по настоящему делу не имеется.
Действительно ООО «ПРОВАНС» является микропредприятием, включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о чем с жалобой представлены соответствующие сведения. Кроме того ООО «ПРОВАНС» впервые привлекается к административной ответственности, иного материалы дела не содержат.
Однако в настоящем случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 14.19 КоАП РФ, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Какие-либо мероприятия органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении юридического лица ООО «ПРОВАНС» не осуществлялись.
Кроме того, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, а потому действия Общества, нарушившего требования законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, свидетельствуют о наличии признаков угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
При отсутствии всех необходимых условий для применения взаимосвязанных положений ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ, законных оснований для замены штрафа предупреждением не имеется.
Также не имеется оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено, в связи с чем, оснований для изменения или отмены постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется. Постановление мотивировано и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Каких-либо иных доводов, влияющих на законность вынесенного постановления, которые могли бы служить основанием для его отмены, жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 14.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПРОВАНС» оставить без изменения, жалобу директора ООО «ПРОВАНС» ФИО1, - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья:
Секретарь: