НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 26.03.2019 № 2-1118/19

Дело № 2 -1118 /2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 26 марта 2019 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при секретаре Кузнецовой М.Е.,

с участием истца Чичадеева В.В.,

представителя ответчика Ильенковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чичадеева Владимира Вениаминовича к Муниципальному унитарному предприятию «Пермгорэлетротранс» о взыскании расходов на санаторно-курортное лечение,

У С Т А Н О В И Л:

Чичадеев В.В. обратился в Мотовилихинский районный суд г.Перми с иском к МУП «Пермгорэлектротранс» о взыскании расходов на санаторно-курортное лечение, указав в обоснование требований следующее.

За вред причиненный здоровью, ранее состоявшимися решениями судов, ответчиком признано муниципальное унитарное предприятие ПермГорЭлектроТранс. Предприятие обязано возмещать дополнительные расходы. В частности решением Свердловского районного суда г. Перми от 04.06.2009 года по делу 2-3250/2009 (приложение 1) установлено, что «Решением Ленинского районного суда г. Перми от 09.06.1995г. на МУП «ПермГорЭлектроТранс» возложена обязанность по возмещению Чичадееву В.В. вреда причиненного здоровью в результате наезда трамвая 26.03.1982 года.

Актом освидетельствования во ВТЭК от 17.09.1996 г. Чичадеев В.В. признан нуждающимся в ежегодном санаторно-курортном лечении в условиях специализированного спинального санатория пожизненно.

Согласно справки ГУЗ «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн» от 24.06.2008 г., Чичадеев В.В. нуждается в санаторно-курортном лечении как спинальный больной, инвалид первой группы, продолжительностью 45 дней, в условиях специализированного спинального санатория в летний период».

Кроме того впоследствии Индивидуальной Программой Реабилитации Инвалида (далее ИПР) от 13.06.2013 г. подтверждено, что Чичадеев В.В. нуждается бессрочно в ежегодном санаторно-курортном лечении в условиях специализированного спинального санатория продолжительностью не менее 42 дня.

Решением от 04.06.2009 года (приложение I) Свердловским районным судом г. Перми установлено, что вред здоровью Чичадеева В.В. причинён в 1982 году. Значит: в силу абз.2 ст. 12 Федерального закона №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статей 1085 - 1094 Гражданского Кодекса РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным.

Поскольку вред здоровью истца был причинен в 1982 году, то исходя из положений абзаца 2 статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» действие статей 1085 - 1094 ГК РФ на возникшие правоотношения не распространяется.

Между тем, истец имеет право на возмещение вреда здоровью и в настоящее время по нормам ранее действовавшего законодательства, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком длящиеся.

В силу статьи 459 ГК РСФСР, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок, утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.).

Анализ названной правовой нормы свидетельствует о том, что законодателем не был ограничен конкретный перечень расходов, вызванных повреждением здоровья, подлежащих возмещению потерпевшему в результате причиненного вреда здоровью.

Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» разъяснено, что если потерпевший в связи с повреждением здоровья несет дополнительные расходы, они подлежат взысканию с причинителя вреда (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда к месту лечения и обратно самого потерпевшего, а в необходимых случаях и сопровождающего лица, приобретение специальных транспортных средств, их техническое обслуживание, капитальный ремонт, на приобретение горючего и т.п.), если эти виды помощи не были предоставлены потерпевшему бесплатно.

Таким образом, в силу общих принципов возмещения вреда в полном объеме, закрепленных, как в статье 444 ГК РСФСР, разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 так и в нормах действующего законодательства, истец имеет право на возмещение расходов на санаторно-курортное лечение с причинителя вреда, при доказанности нуждаемости в соответствующем лечении, факта несения данных расходов и факта не предоставления санаторно- курортного лечения бесплатно, причём не зависимо от причины не предоставления бесплатного лечения. Достаточно одного факта, что бесплатно санаторно-курортное лечение потерпевший не проходил в рассматриваемом году.

16 января 2017 года истец обратился в Государственное Учреждение Пермское региональное Отделение Фонда социального страхования РФ (далее Фонд) с просьбой о предоставлении ему путёвки для прохождения санаторно-курортного лечения в 2017 году на бесплатной основе. Представив все необходимые документы, им было получено уведомление Фонда о принятии заявления со всеми необходимыми документами.

Ранее и в этом уведомлении Фондом было сообщено, что обязательства регионального отделения Фонда по обеспечению граждан путевками ограничены объемом выделенных средств федерального бюджета. Кратность обеспечения путевками в рамках предоставления НСУ (набор социальных услуг) действующим законодательством не регламентируется, и ежегодное предоставление путевки Законом № 178-ФЗ не гарантируется. Путёвкой истец будет обеспечен в порядке очереди в пределах средств выделенных на эти цели.

02 февраля 2017 года, в связи с получением вызова на лечение из специализированного санатория, в котором истец ежегодно проходит курс лечения, истец обратился к ответчику ПермГорЭлектроТранс с просьбой предварительно оплатить расходы на санаторно-курортное лечение. Согласия не последовало. В связи, с чем истец вынужден был пройти лечения в 2017 году за свои средства. Так 22 июня 2017 года им были приобретены авиационные билеты для выезда в специализированный спинальный санаторий, подтверждено прибытие для прохождения лечения в санатории ФГБУ «Сакский ВКС им. Пирогова Минобороны России». В связи с этим ФСС, после 22.06.2017 года, т.е. уже после приобретения им билетов для выезда в специализированный спинальный санаторий, подтверждения прибытия для прохождения лечения в санатории ФГБУ «Сакский ВКС им. Пирогова Минобороны России», ему было направлено сообщение ФСС, что в 2017 году ему может быть будет, предложена путевка (а может и нет.. .). После прохождения курса санаторно-курортного лечения в санатории ФГБУ «Сакский ВКС им. Пирогова Минобороны России и прибытия в Пермь истцу стало известно о наличии сообщения из ФСС о том, что ему может быть предоставлена путёвка с датой заезда 01.12.2017 г. сроком лечения 24 дня. В связи с тем, что ФСС предлагалось прохождение лечения сроком 24 дня, что намного меньше определенного медицинской организацией, медицинскими заключениями, а также лечения в зимний период, что также против решения Свердловского районного суда г. Перми от 04.06.2009 года по делу 2-3250/2009 - в летний период, истец вынужден был отказаться от данного предложения ФСС, как не соответствующего по медицинским показаниям. К тому же передвигается истец исключительно на инвалидной коляске, а в декабре месяце в Перми лежит снег, что исключает возможность передвижения на инвалидной коляске и на улице отрицательные температуры, нередко и аномально низкие, что, в свою очередь, препятствует попаданию на вокзал для совершения переезда на лечение и возвращения с него. Иного предложения от ФСС в 2017 году не последовало. 18.10.2017 г. после прохождения лечения истец обратился к ответчику с просьбой добровольно оплатить понесённые им расходы на санаторно-курортное лечение в 2017 году. 01.11.2017 г. ответчиком было отказано в возмещении расходов на добровольной основе.

Поскольку в силу общих принципов возмещения вреда в полном объеме, закрепленных в статье 444 ГК РСФСР и разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3, истец имеет право на возмещение расходов на санаторно-курортное лечение с причинителя вреда, при доказанности нуждаемости в соответствующем лечении, факта несения расходов (подтверждается прилагаемыми финансовыми документами п. Б). факта не предоставления санаторно-курортного лечения бесплатно.

Доказанность нуждаемости в соответствующем лечении подтверждается: заключением ВТЭК от 17.09.1996г. о том, что истец пожизненно нуждается в ежегодном санаторно-курортном лечении в условиях специализированного спинального санатория; Индивидуальной Программой Реабилитации Инвалида от 13.06.2013 г. в которой подтверждено, что истец нуждается в ежегодном санаторно - курортном лечении бессрочно в условиях специализированного спинального санатория продолжительностью не менее 42 дня; а также Решением Свердловского рай. суда г. Перми от 04.06.2009 г.

Отсутствие противопоказания на прохождение санаторно-курортного лечения в специализированном санатории для спинальных больных в июне-августе 2017 года подтверждается следующим:

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации, исключительно при выполнении условия оговоренного в п. 3.7 указанного Порядка.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка только при наличии девствующей справки для получения путевки (а это и есть заключение Врачебной комиссии на прохождение санаторно-курортного лечения) граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации.

В связи с этим, наличием действующей справки для получения путевки, ФСС после 22.06.2017 года. Заявителю ФСС и было направлено сообщение, что в 2017 году ему может быть будет, предложена путевка. Таким образом, действующее заключение врачебной комиссии на прохождение санаторно-курортного лечения - это Справка ф.070/у-04 на июнь - август 2017 года имелась, имеется и находится в распоряжении Фонда. Противопоказания на прохождение санаторно-курортного лечения на рассматриваемый период отсутствовали.

Обстоятельство, что ФГБУ «Сакский ВКС им. Н.И. Пирогова» Минобороны России является специализированным санаторием для спинальных больных и что заявитель проходил лечение, необходимое ему в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида подтверждается: выписным эпикризом по результатам прохождения санаторно- курортного лечения с 06.07.2017 г. по 14.08.2017 г. в Сакском центральном клиническом военном санатории им. Пирогова. В эпикризе указан Диагноз, по которому производилось лечение - код T91.3 (именно тот который указан в Справка ф.070/у-04 от 2017 года находящейся в распоряжении Фонда, «Последствия позвоночно-спиномозговой травмы (от 1982), перелом тел С5-С6 позвонков, нарушение проводимости С5 сегмента, асимме гричный теграпарез...». Обстоятельство, что Сакский санаторий им. Н.И. Пирогова» является специализированным санаторием для спинальных больных общеизвестен. Кроме того исследовался ранее судами при разрешении аналогичных споров.

К вопросу о продолжительности лечения. В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ к Акту освидетельствования от 13.06.2013, Чичадееву В.В. показано мероприятие медицинской реабилитации в виде санаторно-курортного лечения с 13.06.2013 - бессрочно, продолжительностью не менее 42 дня. Обращается внимание, что не указание на продолжительность лечения не менее 42 дня в первоначальном заключении ИТТР связано с тем, что этот факт не нуждался в гаком уточнении, поскольку продолжительность лечения не менее 42 дней для инвалидов 1 группы спинальных больных была общеизвестна и в доказывании не нуждается. Была подтверждена множеством судебных решений ранее состоявшихся по взысканиям с ответчика в счёт санаторно-курортного лечения заявителя, в частности, решением Свердловского районного суда г. Перми от 04.06.2009 года, решением Свердловского районного суда г. Перми от 27.06.2008 г. И только тот факт, что это оказалось не известно некоторым ответственным лицам потребовало внесения уточнения в ИПР. Данное уточнение внесено уполномоченными на это лицами, подписано и надлежаще засвидетельствовано печатью.

Продолжительность же лечения в меньшем размере, чем 42 дня применяется для инвалидов спинальных больных 2 и 3 группы. О том, что заявитель нуждается в лечении не менее 42 дней указанно в Справке госпиталя «нуждается в санаторно курортном лечении как спинальный больной, инвалид первой группы, продолжительностью 45 суток, в условиях специализированного спинального санатория в летний период», а также в Справке санатория им. Н.И. Пирогова – «Дана Чичадееву Владимиру Вениаминовичу в том, что для прохождения обследования и полного курса лечения в Центре восстановительного лечения ГП МОУ «Сакский центральный военный клинический санаторий им. Н. И. Пирогова» курс составляет 45 дней. Курс лечения в санатории им. Н.И. Пирогова на настоящее время для инвалидов с травмой спинного мозга составляет - 42 дня.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (ред. от 01.03.2012) «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» пунктом 3.4.1 установлено, что: в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. (п. 3.4.1 введен Приказом Минздравсоцразвития России от 07.02.2011 N 85н).

Таким образом, для спинального больного, к которым относится Чичадеев В.В., продолжительность лечения заявителю не может быть установлена в любом случае менее 24 дней.

При постановке решения Свердловского суда от 27.06.2008 г. о возмещении вреда здоровью, взыскании расходов на санаторно - курортное лечение вопрос стоимости лечения в Сакском санатории им. Пирогова был исследован.

Было установлено что, стоимость лечения в данном санатории ниже стоимости аналогичного лечения в других санаториях подобного типа. Причём другие санатории подобного типа, спинальных больных первой группы, к которой относится заявитель, принимают только с сопровождающим. Поэтому расходы в других санаториях, учитывая ещё и необходимость приобретения и второй путёвки на сопровождающего, намного выше лечения в санатории им. Пирогова. Ответчик, как это требует п.1 ст. 56 ГПК РФ, иное должен доказать.

В связи с изложенным, просит суд взыскать с ответчика по иску МУП «Пермгорэлектротранс» расходы по прохождению санаторно-курортного лечения понесённые заявителем в 2017году: проезд Пермь - Симферополь – Пермь, 3685 руб. (Пермь - Симферополь) + 14570 руб. (Симферополь - Пермь) + 1000 руб. (Сборы «Аэротурсервис») = 19255 руб., расходы по приобретению путёвки: 67200 руб. (с 06.07.17 г. по 26.07.17 г.)(21 день), 60800 руб. (с 27.07.17 г. по 14.08.17 г.)(19 день), всего за 40 дней: 67200 руб. + 60800 руб.= 128000 руб., 580 руб. - «поздний выезд, так как выезд в аэропорт из санатория после «расчётного часа» в санатории. Расчётный час в санатории «08-00» часов вылет из Симферополя в Пермь 15.08.2017 г. в «16-00» часов. В силу состояния здоровья инвалидность 1 группы столь длительное нахождение заявителя вне санатория, в данном случае в здании аэропорта, не допустимо. Всего: 19255 руб. + 128000 руб. + 580 руб. = 147835 руб.

В судебном заседании истец Чичадеев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Ильенкова А.И. исковые требования не признала, поддержала доводы представленных ранее письменных возражений, из которых следует, что в соответствии с ч.1 ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит причиненный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Согласно преамбуле ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее закон № 181-ФЗ) меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Статьей 9 закона №181-ФЗ определено понятие реабилитации инвалидов, куда входит, в том числе, санаторно-курортное лечение. В состав Перечня реабилитационных мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства РФ №2347-р от 30.12.2005г. входит и санаторно-курортное лечение.

При таких обстоятельствах, санаторно-курортное лечение является одной из реабилитационных мер, гарантированных и финансируемых. царством за счет средств федерального бюджета. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №328 от 29.12.2004г.

Согласно п.3.1 названного Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской грации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской терапии.

Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде «амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина (п.3.2).

Исходя из п.3.3 организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации либо иным уполномоченным органом.

Норм, по которым возможно приобретение путевок самостоятельно с последующим возмещением, не установлено.

Ссылка истца на применение норм законодательства РСФСР незаконна, в силу того, что ч.3 ГК РСФСР, на которую указывает последний, утратила силу с введением в действие ГК РФ с 01.03.1996 года (ФЗ «О введение в действие ч.2 ГК РФ»).

Данный вопрос регулируется ГК РФ. Однако, вопросы обеспечения санаторно-курортным лечением (процедура, орган, финансирование и т.п.) непосредственно регулируются нормами вышеуказанных правовых актов.

Представленный истцом акт освидетельствования ВТЭК не предусматривает обязанности причинителя вреда оплачивать его (лечение) стоимость, всего лишь подтверждая его (лечение) необходимость.

При таких обстоятельствах, вышеупомянутым законодательством не предусмотрено самостоятельное приобретение инвалидами путевок на санаторно-курортное лечение с последующим возмещением ее стоимости. Данный вопрос был предметов рассмотрения нескольких судов, решения которых однозначно подтверждают вышеуказанный вывод.

Несмотря на оправдание в настоящем исковом заявлении о законности размера лечения в 42 дня, считает возможным обратить внимание на не относимость и не допустимость документов, которые представлены истцом в обоснование своих требований. В исковом заявлении Чичадеев В.В. вновь указывает на содержание ИПР в части обеспечения его санаторно-курортным лечением сроком 42 дня. Однако, данный срок приписан неизвестным лицом от руки, надлежащим образом не удостоверен (фамилия и должность удостоверяющего неизвестна), что позволяет сомневаться в подлинности ИПР в этой части.

Более того, вышеназванным Порядком обеспечения санаторно-курортным лечением длительность лечения в санаторно-курортном учреждении в рамках предоставляемого набора социальных услуг для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного мозга может составляет от 24 до 42 дней (п.3.4.1), т.е. законодателем с учетом медицинских показаний установлен возможный диапазон количества дней, который не является категоричным - в 42 дня.

При таких обстоятельствах, считают недопустимым доказательством ИПР в части установления срока пребывания в санаторно-курортном учреждении- 42 дня.

Нахождение Чичадеева в санаторно-курортном учреждении 42 дня является его личным желанием, не обусловленным нормативно.

Ссылка на то, что это обстоятельство является общеизвестным, не имеет правового обоснования.

Относительно оплаты перелета истца считает возможным обратить внимание на то, что вышеназванным Порядком также установлена возможность организации бесплатного проезда инвалида на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (п.3.3).

Кроме того, бесплатный проезд к месту лечения и обратно входит в состав набора социальных услуг, предусмотренных ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» и является расходным обязательством : Российской Федерации.

Вопросы предоставления бесплатного проезда урегулированы «Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ 27 марта 2012 г. N 271н.

Названными нормативными документами возможность компенсации проезда к месту санаторно-курортного лечения также не установлена. Доказательств отказа в предоставлении бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, а также отказа в бесплатном проезде уполномоченным органом - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, истцом не представлено. На основании изложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований Чичадееву В.В. следует отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУ-Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Из представленного ранее отзыва на исковое заявление следует, что путевка на санаторно-курортное лечение входит в состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178- ФЗ). Обязательства по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864 (далее Правила № 864) и финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования РФ.

Сумма бюджетных ассигнований на осуществление оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год.

В федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год предусматривается, что в соответствующем календарном году Фонд социального страхования имеет право обеспечить граждан- получателей набора социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, предусмотренных на эти цели из федерального бюджета.

В частности, п. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено, что Фонд осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.

Указанное обстоятельство было также установлено Верховным судом РФ в определении от 16.01.2007г. № КАС06-494, отметившим, что организация предоставления путевок возложена на Фонд социального страхования РФ, который осуществляет оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, региональные отделения Фонда осуществляют приобретение путевок на санаторно-курортное лечение за счет выделенных из федерального бюджета средств. Обязательства Фонда социального страхования РФ. равно как и его региональных отделений, ограничены объемом указанных средств. Лимиты бюджетных ассигнований на указанные цели устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год. Утверждение федерального бюджета на соответствующий финансовый год закреплено в нормах Бюджетного кодекса РФ. Объем необходимого финансирования для исполнения требований Закона № 178-ФЗ, в том числе, в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц. имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Согласно ч.1 ст. 6.5 Закона № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение-84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно-78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно- курортное лечение.

При этом ст. 6.3. Закона № 178-ФЗ, определяя период предоставления гражданину набора социальных услуг как календарный год, не регулирует порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.

В целях реализации указанной статьи Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г: № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), в соответствии с которым не установлена периодичность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а лишь установлены основания для постановки на учет лиц. имеющих право и нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном лечении за счет средств федерального бюджета, и порядок обеспечения путевками.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года.

В соответствии с п. 3.8 Порядка территориальные органы Фонда и органы социальной зашиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний нуге во к на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее-Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, представленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04. выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения то путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Как указывалось выше, периодом предоставления грaждaнaм социальных у слуг является календарный год. Данное положение само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления гражданам льготной категории путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода так и за его пределами.

Предоставление путевок гражданам-получателям набора социальных услуг осуществляется строго по дате подачи заявления. Создание указанной очередности и не противоречит действующему законодательству. В случае, если по имеющемуся заявлению санаторно-курортная путевка не была предоставлена гражданину в текущем календарном году, и если он не отказался от права на получение государственной социальной помощи в части санаторно-курортного лечения, то право на получение путевки сохраняется и переходит на следующий год.

Вышеизложенное подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014г. № 686-0, согласно которому обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.

На основании вышеизложенного, отделением Фонда единая очередность на получение санаторно-курортных путевок приведена в соответствие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. В данной очередности оставлено по одному (самому раннему по дате подачи) заявлению от каждого гражданина-получателя набора социальных услуг на получение санаторно-курортного лечения. Причем, такие заявления сформированы в очередность в хронологическом порядке.

В порядке очередности по заявлению от 04.06.2014 года в 2017 году Чичадееву В.В. предлагались две путевки (в том числе для сопровождающего) в санаторий «Анапа» с датой заезда с 01.12.2017 года, продолжительностью 42 дня. От получения путевок на санаторно-курортное лечение Чичадеев В.В. отказался.

Отделением Фонда по заявлению от 04.06.2014 года Чичадееву В.В. повторно предлагались путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Анапа» с датой заезда с 23.10.2018 года, продолжительностью 42 дня. В установленный срок путевки вновь получены не были, в связи с чем, заявление от 04.06.2014 года снято с учета.

На сегодняшний день Чичадеев В.В. состоит в очереди для получения путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 02.12.2014 года. Заявления от 19.01.2016 года, от 16.01.2017 года, от 29.01.2018 года, от 11.02 2019 года приобщены к заявлению от 02.12.2014 года.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе письменные возражения ответчика и третьего лица, приходит к следующему.

Судом установлено, что 26 марта 1982 года в результате дорожно-транспортного происшествия - наезда трамвая, произошедшего по вину работника ответчика, Чичадееву В.В. причинен тяжкий вред здоровью, установлена 1 группа инвалидности.

Из акта освидетельствования во ВТЭК от 17.09.1996г. следует, что Чичадеев В.В. признан нуждающимся в ежегодном санаторно-курортном лечении в условиях специализированного спинального санатория – пожизненно, а также нуждающимся в сопровождающем при следовании (л.д.13-14).

Согласно справки ГУЗ «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн» Чичадеев В.В. нуждается в санаторно-курортном лечении как спинальный больной, инвалид первой группы, продолжительностью 45 суток, в условиях специализированного спинального санатория в летний период (л.д.15).

Согласно индивидуальной программе реабилитации от 13 июня 2013г. Чичадеев В.В. нуждается в санаторно-курортном лечении для спинальных больных с сопровождающим при следовании и лечении 1 раз в год продолжительностью 42 дня, бессрочно. Исполнителем данного мероприятия медицинской реабилитации указан сам Чичадеев В.В. (л.д.19-21).

Из материалов дела следует, что истцом была приобретена путевка в санаторий для спинальных больных ФГБУ «Сакский военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова» Министерства обороны РФ расположенный в Республике Крым, на период с 06.07.2017 г. по 14.08.2017 г., срок лечения составил 40 дней. Стоимость путевки составила 128 000 рублей, оплата данной суммы подтверждается обратными талонами к санаторно-курортной путевке № 032927 и № 034717, кассовыми чеками об оплате от 06.07.2017 года и 22.07.2017 года. На проезд к месту отдыха и обратно истцом оплачено 19 255 рублей, что подтверждается электронными билетами с датой отправления 06.07.2017г. по маршруту Пермь-Симферополь, от 15 августа 2017г. по маршруту Симферополь-Пермь, а также кассовыми чеками (л.д.46-50). Кроме того истцом дополнительно произведена оплата в размере 580 рублей за услугу «поздний выезд». Оригиналы платежных документов приобщены к материалам дела.

Согласно Выписного эпикриза № 6582/7383 ФГБУ «Сакский военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова» Чичадеев В.В. находился на лечении с 06.07.2017г. по 14.08.2017г., диагноз основного заболевания: Т91.3 Последствие позвоночно-спинномозговой травмы (от 1982), перелом тел С5-С6 позвонков, нарушение проводимости С5 сегмента, асимметричный тетрапарез, нарушение функции тазовых органов по типу задержки дефекации. Результат лечения: улучшение (л.д.29-30).

Ежегодными решением Ленинского районного суда г.Перми от 24 апреля 1992 г., 21 июня 1994г., 24 октября 1994 г., 09 июня 1995 г., 03 октября 1997 г., 04 июня 2009 г. и др. представленными истцом в материалы дела было установлено, что обязанность по оплате истцу санаторно-курортного лечения и оплате проезда к месту лечения и обратно возлагается на МУП «Пермгорэлектротранс» (л.д.87-102).

Также этими же решениями судов установлена нуждаемость истца в санаторно-курортном лечении сроком 45 (не менее 42) дней в санаториях для спинальных больных в летний период.

Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Названная норма согласуется с ч. 2 ст. 209 ГПК РФ, предусматривающей, что после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Таким образом, истцом представлены надлежащие доказательства нуждаемости в санаторно-курортном лечении в указанном санатории продолжительностью не менее 42 дней и несения расходов, связанных с оплатой санаторно-курортного лечения.

В связи с изложенным, доводы ответчика в отношении рукописных дописок сделанных в Индивидуальной программе реабилитации инвалида от 13.06.2013г. в отношении срока санаторно-курортного лечения (42 дня), судом признаются несостоятельными, поскольку истцом на обозрение суда был представлен оригинал данного документа, содержащий подпись лица, внесшего дополнения, которые, в свою очередь, заверены печатью учреждения выдавшего данный документ.

Длительность пребывания истца в санаторно-курортном учреждении, с учетом положений пункта 3 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», которым установлено, что длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, соответствует рекомендациям врачей и положениям вышеуказанного Федерального закона.

Поскольку установлено, вред здоровью истцу по вине ответчика был причинен в 1982 году. Требования истца о возмещении указанного вреда здоровью были разрешены вышеизложенными судебными актами, вступившими в законную силу. При таких обстоятельствах доводы истца о применении к сложившимся правоотношениям положений ст. 459 ГК РСФСР являются обоснованными.

В соответствии со ст. 1085 ГК РФ (введен в действие с 01.03.1996 года) при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В силу абз.2 ст.12 Федерального закона № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» действие статей 1085 - 1094 Гражданского Кодекса РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался невозмещенным.

Поскольку вред здоровью истца был причинен в марте 1982 года, то исходя из положений абзаца 2 статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» действие статей 1085 -1094 ГК РФ на возникшие правоотношения не распространяется.

Между тем, истец имеет право на возмещение вреда здоровью и в настоящее время по нормам ранее действовавшего законодательства, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком длящиеся.

В силу статьи 459 ГК РСФСР, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему заработок, утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (усиленное питание, протезирование, посторонний уход и т.п.).

Анализ названной правовой нормы свидетельствует о том, что законодателем не был ограничен конкретный перечень расходов, вызванных повреждением здоровья, подлежащих возмещению потерпевшему в результате причиненного вреда здоровью.

Таким образом, в силу общих принципов возмещения вреда в полном объеме, закрепленных, как в статье 444 ГК РСФСР, так и в нормах действующего законодательства, истец имеет право на возмещение расходов на санаторно-курортное лечение при доказанности нуждаемости в соответствующем лечении и факта несения данных расходов.

Доводы представителя ответчика о том, что истец имеет право па бесплатное получение санаторно-курортного лечения за счет средств Фонда социального страхования в рамках государственной социальной помощи инвалидам, от представленной фондом путевки он в текущем году отказался, суд не принимает в качестве основания для отказа в иске, т.к. при разрешении данного спора суд применяет ст. 459 ГК РСФСР, следовательно, полное возмещение стоимости путевки для истца и его сопровождающего в данном случае не может быть ограничено положениями Федерального закона «О государственной социальной помощи», в силу действия которого в порядке ст. 1085 ГК РФ подлежат возмещению расходы на санаторно-курортное лечение, при условии, что потерпевший не имеет права на их бесплатное получение.

Также из представленных материалов следует, что истец, являясь инвалидом 1 группы не отказался от набора социальных услуг, в связи с этим Фондом социального страхования Чичадееву В.В. была предложена путевка в санаторий «Анапа» с датой заезда 01.12.2017г. на основании его заявления от 17.06.2014 года, однако срок путевки был 24 дня, что намного меньше рекомендованного медицинской организацией, кроме того, как указано выше, период действия путевки распространялся на зимний период, что с учетом состояния здоровья истца и климатогеографических условий вызвало бы трудность к проезду места нахождения курорта.

При этом данные условия должны учитываться при распределении путевок, что прямо предусмотрено п.3.2 Приказа Минздравсоцразвития от 27.03.2009г. № 138н (ред. от 12.05.2010) «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России» (вместе с «Порядком организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации») согласно которому при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов на рекомендуемых курортах.

На основании изложенного, расходы, понесенные истцом на приобретение санаторных путевок и проезда к месту отдыха и обратно, подлежат удовлетворению в заявленном размере.

В соответствии со ст. ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Пермь» подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины в сумме 4156 рублей 70 копеек, в связи с тем, что истец от её уплаты при подаче иска освобождён.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс» в пользу Чичадеева Владимира Вениаминовича расходы на санаторно-курортное лечение за 2017 года в размере 147 835 рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Пермгорэлектротранс» государственную пошлину в местный бюджет рублей в размере 4156 рублей 70 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: И.В. Панькова