НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 25.09.2018 № 12/1-487/18

Дело № 12/1-487/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь 25 сентября 2018 года

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Мерзлякова Н.А.,

при секретаре: Колонской А.Я.

с участием заявителя Жилиной Л.В. её защитника Пашковой В.М.

представителей ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми Иванченко М.В., Ладейщикова А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Жилиной Людмилы Владимировны на постановление начальника ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми №157 от 03.07.2018 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ должностное лицо председателя правления ТСЖ «Юрша 56» Жилину Людмилу Владимировну,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением начальника ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми от 03.07.2018 года председатель правления ТСЖ «Юрша, 56» Жилина Людмила Владимировна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, а именно в том, что в период с 21.05.2018 по 05.06.2018 при проведении проверки полноты оприходования выручки ТСЖ «Юрша,56» зарегистрированного по адресу: <адрес> установлено, что Жилина Л.В. являясь председателем правления ТСЖ «Юрша,56» допустила противоправное виновное деяние, выразившееся в не применении контрольно-кассовой техники, либо бланков строгой отчетности при оказании услуг населению по приему коммунальных платежей.

За данное правонарушение председатель правления ТСЖ «Юрша, 56» Жилина Людмила Владимировна подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей.

Председатель правления ТСЖ «Юрша,56» Жилина Л.В. обратилась с жалобой на принятое по делу постановление, ссылаясь на неправильное применение норм права и отсутствие состава вмененного правонарушения, указав, что пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 №192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» они вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01 июля 2019 года.

В судебном заседании заявитель Жилина Л.В. и её защитник на доводах жалобы настаивали.

Представители ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми с доводами жалобы не согласились, просили оставить постановление без изменений.

Выслушав стороны, изучив жалобу, материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ наступает за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее Закона № 54-ФЗ ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю(клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Согласно пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению(за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (редакция от 08.03.2015), организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, установленных Положением «Об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2008.Из представленных в материалы дела документов следует, что при осуществлении приема коммунальных платежей, в том числе за содержание жилья и текущий ремонт, расходуемые на цели товарищества с использованием терминала по оплате пластиковыми картами, заявитель не применяет контрольно-кассовую технику, либо бланки строгой отчетности, что подтверждается счет-квитанциями и чеками на оплату от 10.01.2018 и 16.02.2018.

Как следует из материалов дела, в период с 21.05.2018 по 05.06.2018 должностными лицами Инспекции ФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми проведена проверка полноты оприходования выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники в ТСЖ «Юрша,56» расположенное по адресу: <адрес>.

По результатам проверки был составлен акт дсп от 05.06.2018, из которого следует, что ТСЖ «Юрша,56» допущены следующие нарушения: не использует бланк строгой отчетности при приеме оплаты от населения с использованием пластиковых карт за оказанные услуги согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ (ред. от 08.03.2015).

27.06.2018 уполномоченным должностным лицом составлен протокол в отношении председателя правления ТСЖ «Юрша, 56» Жилиной Л.В. по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность управляющих компаний, либо товариществ собственников жилья подпадают под действие пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции от 08.03.2015). Следовательно, налогоплательщики, оказывающие услуги населению по приему коммунальных платежей обязаны применять контрольно-кассовую технику либо бланки строгой отчетности.

Представленные в материалы дела чеки клиента оплаты, распечатанные на терминале, не являются кассовыми чеками, а сам терминал - контрольно-кассовой техникой.

Товарищество вправе не применять контрольно-кассовую технику только, если платежи относятся к категории вступительных, членских, целевых взносов некоммерческой организации на покрытие расходов, понесенных в связи с осуществлением уставной деятельности, так как их уплата в кассу ТСЖ не является операцией по реализации товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подпадает под действие Закона № 54-ФЗ.

Иные денежные средства, поступающие в кассу Товарищества за оказание услуг по обслуживанию многоквартирного дома, в том числе от собственников, не являющихся членами товарищества, должны приниматься с соблюдением требований Закона № 54-ФЗ.

Таким образом, заявитель при оказании услуг населению по приему коммунальных платежей, в том числе за содержание жилья и текущего ремонта, расходуемые на цели товарищества с использованием терминала по оплате платежными картами обязано применять контрольно-кассовую технику либо выдавать бланки строгой отчетности.

Нарушение такого порядка и условий является административно наказуемым и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 192-ФЗ) установлено, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01 июля 2019 года.

Указанные изменения вступили в силу с 03.07.2018.

Таким образом, с 03.07.2018 установлена отсрочка в применении контрольно-кассовой техники для организаций, осуществляющих прием платы за жилищно-коммунальные услуги.

Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Указанная норма КоАП РФ предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон.

Поскольку административное правонарушение было совершено должностным лицом до вступления в силу Закона № 192-ФЗ и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, на момент рассмотрения материалов административного дела (03.07.2018) улучшилось из-за продления срока не применения ККТ при прие6ме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, следовательно, оснований для привлечения его к ответственности за нарушение указанной статьи у административного органа не имелось, событие правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ отсутствует.

При указанных обстоятельствах постановление начальника ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми от 03.07.2018 подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление начальника ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми от 03.07.2018 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ должностное лицо председателя правления ТСЖ «Юрша 56» Жилину Людмилу Владимировну - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по протоколу об административных правонарушениях от 27.06.2018 года в отношении председателя правления ТСЖ «Юрша 56» Жилиной Людмилы Владимировны прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На решение суда в течение 10 дней может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми.

Судья