НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 20.03.2019 № 2А-1149/19

Дело № 2А-1149/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2019 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Славинской А.У.,

при секретаре Поповой К.С.,

с участием административного истца Коровникова А.В., представителя административного истца Назарова В.А., по доверенности, представителей административного ответчика Тихоновой Т.Е., Мехоношина Е.В., по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коровникова Алексея Валерьевича к ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконными действий, бездействий, обязании произвести перерасчет,

у с т а н о в и л:

Коровников А.В. обратился в суд с административным иском к ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконными действий, бездействий, обязании произвести перерасчет, указав что 22.10.2018г. им было получено налоговое уведомление от 26.06.2018г., согласно которому при расчете земельного налога по земельным участкам с кадастровыми за 2015-2017г.г. применены повышающие коэффициенты, предусмотренные п. 15 ст. 396 НК РФ. В связи с чем, 26.10.2018г. он обратился к административному ответчику с заявлением о неправомерном применении повышающего коэффициента. 06.12.2018г. получен ответ, из которого следует, что налоговый орган настаивает на применении повышающего коэффициента, поскольку земельные участки приобретены в собственность налогоплательщиком на условиях осуществления на них жилищного строительства. Считает, что при расчете земельного налога повышающие коэффициенты применяются исключительно в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами. Сформированные земельные участки с кадастровыми приобретались для целей садоводства, то есть отличных целей жилищного строительства. Согласно Распоряжения начальника Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 08.02.2010г. №231 налогоплательщику предоставлен земельный участок №5 площадью 4292 кв.м. с кадастровым с разрешенным использованием земельного участка – садоводство. Согласно Распоряжения начальника Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 19.11.2009г. №2047 предоставлен садовый участок №4 площадью 3394 кв.м. с кадастровым с разрешенным использованием земельного участка – ведение садоводства. Процедура предоставления земельных участков не соответствовала условиям осуществления на них жилищного строительства. 21.11.2012г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым общей площадью 7690 кв.м., сформированный в пределах земельных участков с кадастровыми , правоустанавливающими документами для регистрации права собственности на указанный земельный участок являются приведенные выше распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми, соответственно земельный участок был сформирован в пределах земельных участков предоставленных налогоплательщику для целей садоводства. Согласно Градостроительного плана в отношении земельного участка с кадастровым установлены особые условия использования территории – зона охраняемого природного ландшафта Л-3 «Парковые зоны в долинах рек Егошихи, Данилихи, Мотовилихи, Ивы и др., парковая зона правого берега Камы», что исключает использование земельных участков в пределах зоны Л-3 для жилищного строительства и должно учитываться налоговыми органами при установлении обязанности по уплате земельного налога. 14.03.2013г. из земельного участка с кадастровым сформированы земельные участки с кадастровыми , общей площадью 2102 кв.м., на которые распространяется зона охраняемого природного ландшафта Л-3 «Парковые зоны в долинах рек Егошихи, Данилихи, Мотовилихи, Ивы и др., парковая зона правого берега Камы». Согласно решения пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки г. Перми» в зоне Л-3 «Парковые зоны в долинах рек Егошихи, Данилихи, Мотовилихи, Ивы и др., парковая зона правого берега Камы» запрещается строительство зданий и сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью. Считает, что целевой направленностью земельных участков с кадастровыми не является жилищное строительство, несмотря на то, что указанные земельные участки находятся по данным кадастра в пределах зоны разрешенного использования «многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше», поскольку в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Просит признать незаконными действия ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017г.г. при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми , бездействие налогового органа по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017г.г в отношении указанных участков; обязать устранить нарушения и произвести перерасчет земельного налога в отношении указанных участков без учета повышающего коэффициента.

Административный истец Коровников А.В., представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы письменного отзыва., из которого следует, что условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство. С 16.04.2013г. Коровников А.В. является собственником земельных участков с кадастровыми , которые, как указывает истец, образованы из земельного участка с кадастровым . В свидетельстве от 21.11.2012г. о государственной регистрации права собственности Коровникова А.В. на земельный участок с кадастровым указан вид разрешенного использования: многоквартирные дома этажностью 4 этажа и выше. Согласно сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю земельные участки с кадастровыми имеют вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше». В материалах дела отсутствуют доказательства, что Коровников А.В. обращался с заявлением об изменении вида разрешенного землепользования в отношении указанных участков. Представленное административным истцом заключение специалиста ФИО1 не может опровергать правомерность применения налоговым органом повышающих коэффициентов, так как налоговый орган обязан использовать информацию, поступившую из регистрирующих органов, кроме того специалист ФИО1 не предупреждалась об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Поскольку административный истец по настоящее время не изменял вид разрешенного использования земельных участков, не возвел объекты недвижимости на спорных участках, не зарегистрировал за собой право собственности на построенные объекты недвижимости налоговый орган правомерно применил повышающие коэффициенты 2 и 4, установленные п. 15 ст. 396 НК РФ. Незаконного бездействия налоговым органом не допущено, информация доведена до налогоплательщика в ответах налогового органа. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ).

Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В силу ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Судом установлено, что Коровников А.В. является собственником земельных участков, общей площадью 5 588 кв.м., кадастровый , общей площадью 2 102 кв.м., кадастровый , расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.04.2013г. Объектом права являются земельные участки, отнесенные к категории – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – многоквартирные жилые дома, этажностью 4 этажа и выше.

ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми в адрес Коровникова А.В. направлено налоговое уведомление от 26.06.2018г. об оплате земельного налога, исчисленного в отношении указанных выше земельных участков за 2015-2017г.г., при расчете земельного налога за 2017г. и перерасчете земельного налога за 2015-2016г.г. использовались повышающие коэффициенты, предусмотренные п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым органом произведен перерасчет по земельному налогу в отношении земельного участка, общей площадью 2 102 кв.м., кадастровый за 2015-2016г.г, в связи с тем, что при расчете налога за 2015г. должна применяться ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2, а за 2016г. – ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2 за 4 месяца (с января по апрель) и с применением коэффициента 4 за 8 месяцев (с мая по декабрь).

Также ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми произведен перерасчет по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым за 2015-2016г.г, в связи с тем, что при расчете налога за 2015г. должна применяться ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2, а за 2016г. – ставка в размере 0,3% с применением коэффициента 2 за 4 месяца (с января по апрель) и с применением коэффициента 4 за 8 месяцев (с мая по декабрь).

26.10.2018г. Коровников А.В. обратился к ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми с заявлением о неправомерном применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми .

20.11.2018г. ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми на заявление Коровникова А.В. дан ответ, из которого следует, что расчет земельного налога за 2015-2017г.г., отраженный в налоговом уведомлении от 26.06.2018г. является правомерным.

07.12.2018г. Коровников А.В. обратился в ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми с заявлением о неправомерном применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков за 2015-2017г.г.

18.12.2018г. ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми дан ответ Коровникову А.В., из которого следует, что расчет земельного налога за 2015-2017г.г., отраженный в налоговом уведомлении от 26.06.2018г. является правомерным, для применения при исчислении земельного налога коэффициента 2 является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство).

ФИО2 обратился в Управление ФНС по Пермскому краю с жалобой, в которой просил признать незаконными действия ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017г.г. при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми .

Решением заместителя руководителя УФНС по Пермскому краю от 21.01.2019г. жалоба Коровникова А.В. оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с применением ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми при расчете земельного налога за 2015-2017г.г. повышающих коэффициентов, Коровников А.В. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указывая, что повышающие коэффициенты применяются исключительно в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства, тогда как им спорные земельные участки приобретались для ведения садоводства.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи (ч. 1 ст. 396 НК РФ).

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством о характеристике земельного участка, о владельце земельного участка и его зарегистрированных правах на него являются данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также данные государственного кадастра недвижимости.

На основании указанных сведений налоговые органы формируют базу налогоплательщиков по земельному налогу.

Согласно п. 2 Решения Пермской городской Думы от 08.11.2005г. №187 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 0,1 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); 0,3 процента в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке (абзац 1).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (абзац 2).

Судом установлено, что принадлежащие ФИО2 с 16.04.2013г. земельные участки с кадастровыми имеют вид разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше», что подтверждается выписками из ЕГРП с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении указанных участков ФИО2 не обращался, о чем подтвердил в судебном заседании.

Учитывая вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми , отсутствие сведений о государственной регистрации на земельных участках объектов недвижимости, разрешенных к строительству, принимая во внимание отсутствие доказательств изменения административным истцом вида разрешенного использования земельных участков, суд считает, что ИФНС по Мотовилихинскому р-ну г. Перми на основании представленной в порядке п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации Управлением Росреестра по Пермскому краю информации, обоснованно применены повышающие коэффициенты 2 и 4, установленные п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод Коровникова А.В. о том, что земельные участки с кадастровыми предоставлены для ведения садоводства, несостоятелен, опровергается материалами дела, в том числе выписками из ЕГРП, представленными Управлением Росреестра по Пермскому краю, согласно которым земельные участки имеют вид разрешенного использования «Многоквартирные жилые дома этажностью 4 этажа и выше», с заявлением об изменении вида разрешенного использования в отношении указанных участков ФИО2 не обращался, что подтверждено им в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконными действия по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017 годы при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми , бездействий по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017 года, обязании произвести перерасчет не имеется.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла указанной нормы закона следует, что условием для удовлетворения требований, предъявленных в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств: несоответствие решения, действия (бездействия) действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя, то есть наличие факта нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Такие обстоятельства судом не установлены, иных требований, доводов, подлежащих проверке, не заявлено, других доказательств не представлено, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Коровникова Алексея Валерьевича к ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми о признании незаконными действия по применению повышающих коэффициентов за 2015-2017 годы при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми , бездействий по отказу в перерасчете земельного налога за 2015-2017 года, обязании произвести перерасчет, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись. Копия верна. Судья –

Решение не вступило в законную силу. Секретарь -