НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 17.01.2019 № 2А-238/19

Дело № 2А-238/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2019 года г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Булдаковой А. В.

при секретаре Черновой М.А.,

с участием административного истца Дейнега В.Г., представителя административного истца Попова Е.В.

представителя административного ответчика Назаровой Ю.Ю.,

представителя заинтересованного лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми Ворончихиной А.Д.,

рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дейнега Владимира Григорьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми об оспаривании отказа в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Дейнега В.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми об оспаривании отказа в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав в обоснование следующее.

02.10.2018г. он сдал в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов, пени и штрафов в сумме 263 471,36 рублей. 19.10.2018г. получено уведомление о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств на сумму 52,04 рубля в части взносов, а также уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств _О в сумме 263 509,32 рублей. Считает решение _О от 19.10.2018г. незаконным. С 1999г. по 2016г. он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применял общую систему налогообложения, ежегодно платил фиксированные взносы в ПФР, сдавал необходимую налоговую отчетность, в соответствии с которой платил налоги. В 2016г. им получено требование Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов от 04.03.2016г. на сумму 133 285,76 рублей, в том числе недоимки по страховым взносам 121 299,36 рублей и пени в сумме 11 986,40 рублей. Указанные суммы были насчитаны за 2014г. из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов, представлен расчет за 2015г. на сумму 130 275,60 рублей за 2015г. В 2014г. и 2015г. он, являясь ИП, не имел наемных работников, поэтому уплачивал страховые взносы в фиксированном размере, задолженности по уплате страховых взносов не имел. Несмотря на несогласие с уплатой указанных сумм, он выполнил все требования УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми, по требованию УПФР в Мотовилихинском р-не г. Перми им были уплачены страховые взносы и пени в сумме 263 561,36 рублей. Поскольку он добросовестно исполнил незаконные требования УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми по дополнительной уплате страховых взносов и пени, на основании Постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016г. №27-П и разъяснений министерств Правительства РФ денежные средства по незаконным требованиям должны быть возвращены.

Просит признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014г. и 2015г., возложить на Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми обязанность принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 263 509,32 рублей с начислением и уплатой процентов на эти суммы.

Административный истец Дейнега В.Г. и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском р-не г. Перми в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы письменного отзыва, из которого следует, что Дейнега В.Г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту учета 27.09.2004г., снят с учета 04.10.2016г. Согласно сведениям налогового органа ИП Дейнега В.Г. в 2014г. получен доход в сумме 24 261 003,09 рублей, за 2015г. - 16 513 844, 52 рублей. Размер страховых взносов составил 138 626,84 рублей и 148 886,40 рублей, за 2014г. и 2015г. соответственно. Дейнега В.Г., согласившись с начисленными страховыми взносами, произвел оплату указанных сумм начисленных страховых взносов в требовании об уплате недоимки. При исчислении страховых взносов Управление руководствовалось требованиями ст. 14 Закона №212-ФЗ, с использованием информации о доходе ИП Дейнега В.Г., полученной от налогового органа. Оснований для уточнения размера страховых взносов и возврата сумм страховых взносов и пеней отсутствуют. Применяя нормы Постановления №27-П, истец произвел расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2014-2015г.г. с учетом данных о доходах и вычетах, отраженных в налоговых декларациях за соответствующие периоды. Вместе с тем, указанным Постановлением установлено, что при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Дейнега В.Г. не представлены какие-либо подтверждающие расходы документы, расчет произведен только на основании данных о суммах доходов и расходов, указанных в налоговых декларациях. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю в судебном заседании (до перерыва) просил в заявленных требованиях отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что Дейнега В.Г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту учета 27.09.2004г., являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию, снят с учета 04.10.2016г. Согласно сведениям из налогового органа истцом за 2014г. получен доход в сумме 24 261 003,09 рублей. Размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2014г., составил 138 626,84 рублей, в том числе: размер страховых взносов, подлежащих уплате в фиксированном размере за 2014г. - 17 328,48 рублей (5554 руб. х 26% х 12); размер страховых взносов, подлежащих уплате исходя из дохода, превышающего 300 000 рублей за 2014г. - 121 299,36 рублей (138 627,84 руб. - 17 328,48 руб.). Согласно сведениям из налогового органа истцом за 2015г. получен доход в сумме 16 513 844,52 рублей. Размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2015г., составил 148 886,40 рублей, в том числе: размер страховых взносов, подлежащих уплате в фиксированном размере за 2015г. - 18 610,80 рублей (5965 руб. х 26% х 12); размер страховых взносов, подлежащих уплате исходя из дохода, превышающего 300 000 рублей за 2015г. - 130 275,60 рублей (148 886,40 руб. - 18 610,80 руб.). При начислении страховых взносов за 2014г., 2015г. Управление руководствовалось требованиями ст. 14 Закона №212-ФЗ с использованием информации о доходах истца, полученной от налогового органа. Территориальные органы ПФР не наделены полномочиями самостоятельно определять суммы доходов. Применяя нормы Постановления №27-П, истец произвел расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2014-2015г.г. с учетом данных о доходах и вычетах, отраженных в налоговых декларациях за соответствующие периоды. Вместе с тем, указанным Постановлением установлено, что при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций». Постановлением № 27-П определен порядок документального подтверждения в каждом конкретном случае расходов для решения вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты физическим лицам. Дейнега В.Г. не представлены какие-либо подтверждающие расходы документы (первичные документы бухгалтерского учета, книга учета доходов и расходов и т.п.). Расчет подлежащих к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г. и 2015г. произведен заявителем только на основании данных о суммах доходов и расходов, указанных в налоговых декларациях. Отделение считает такой расчет ошибочным, поскольку он не соответствует положениям о необходимости документального подтверждения фактических расходов, установленным в постановлении №27-П. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что ИП Дейнега В.Г. представил в Инспекцию налоговые декларации на налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2014г. - 19.04.2015г., за 2015г. - 21.04.2016г. Согласно представленным декларациям за 2014г. общая сумма дохода 24 261 003,09 рублей, сумма профессионального налогового вычета - 24 016 226,22 рублей, в 2015г. общая сумма дохода - 16 513 844,52 рублей, сумма профессионального налогового вычета - 16 382 643,12 рублей. На основании положений ст. 14 ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ, не учитываются. В связи с этим, Инспекцией в УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми изначально переданы сведения только о доходе за 2014г. - 24 261 003,09 рублей, за 2015г. - 16 513 844,52 рублей. 09.11.2017г. в Инспекцию от ИП Дейнега В.Г. поступили заявления от 07.11.2018г. о перерасчете страховых взносов за 2014-2015г.г. В связи с этим, 14.11.2017г. Инспекцией в УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми переданы указанные сведения, а также сведения о доходах с учетом произведенных расходов: за 2014г. - налоговая база по НДФЛ - 244 776,87 рублей, общая сумма дохода - 24 261 003,09 рублей, расходы, связанные с получением дохода - 24 016 226,22 рублей; за 2015г. - налоговая база по НДФЛ - 131 201,40 рублей, общая сумма дохода - 16 513 844,52 рублей, расходы, связанные с получением дохода - 16 382 643,12 рублей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

На основании частей 1 и 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после его принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен направить это решение в соответствующий налоговый орган для фактического осуществления возврата плательщику соответствующих сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В период с 01.01.2010г. по 01.01.2017г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением страховых взносов, в том числе в ПФР на обязательное пенсионное страхование, а также от ношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что исчисление и уплату налогов в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Судом установлено, что Дейнега В.Г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 02.12.1999г., прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 04.10.2016г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

На основании требования от 04.03.2016 г. Дейнега В.Г. уплачены страховые взносы за 2014г. в размере 121 299,36 руб., пени – 11 986,40 руб., за 2015г. страховые взносы уплачены в размере 131 201,40 руб.

Полагая начисление страховых взносов в указанном размере ошибочным, административный истец обратился в УПФ России в Мотовилихинском районе г.Перми с заявлениями о возврате уплаченных им денежных сумм.

УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми направило в адрес Дейнега В.Г. уведомление о том, что ОПФР по Пермскому краю 19.10.2018г. принято решение _О об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 263 509,32 рублей, в связи с отсутствием излишней уплаты по страховым взносам, пени за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г.

Согласно положениям части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Замена ненадлежащего административного ответчика также предусмотрена ч. 1 ст. 43 КАС РФ, согласно которой в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Как следует из административного искового заявления, административный истец просит признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми, требования заявлены к административному ответчику ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми.

Судом установлено, что решение _О от 19.10.2018г., которым Дейнега В.Г. было отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, вынесено Отделением ПФР по Пермскому краю.

В судебном заседании административный истец и его представитель настаивали на том, что Управлением Пенсионного Фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми административному истцу было отказано в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов, о чем было указано в уведомлении от 19.10.2018 года.

Как указал в судебном заседании представитель административного истца, ими обжалуется отказ в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов, который, по их мнению, совершен УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми, уточнять заявленные административные исковые требования не намерены.

Вместе с тем, уведомление, направленное 19.10.2018 года Дейнега В.Г. Управлением ПФР в Мотовилихинском районе г. Перми носит информативный характер, прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку из его содержания следует, что УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми поставило административного истца в известность о принятом 19.10.2018 года решении _О об отказе проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, вынесенном ОПФР по Пермскому краю.

Довод административного истца о том, что оспариваемый отказ последовал именно от Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми, поскольку именно им в его адрес направлено уведомление, несостоятелен.

На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие совокупности условий: 1) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушены права и свободы граждан.

Такие обстоятельства судом не установлены, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Дейнега Владимира Григорьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми об оспаривании отказа в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись:

Копия верна: Судья: А.В. Булдакова