НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 16.02.2022 № 2А-5412/2021

Дело № 2а-736/2022

УИД: 59RS0005-01-2021-007657-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 16 февраля 2022 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при секретаре Гладышевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к Мелехиной Юлии Валерьевне о взыскании пени по транспортному налогу,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю (далее – административный истец, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Мелехиной Ю.В. о взыскании пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, указав в обоснование требований, что административный ответчик является (являлась) собственником транспортных средств HUMMER-H3 гос., MAZDA CX-9 гос., соответственно является плательщиком транспортного налога, состоит на учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми.

На основании действующего налогового законодательства налогоплательщику в отношении указанных транспортных средств начислен транспортный налог: за налоговый период 2015 года в размере 30276,00 руб., за 2016 год – 30276,00 руб., за 2017 год – 30276,00 руб., за 2018 год -30276,00 руб., за 2019 год – 44360,00 руб.

Недоимка по транспортному налогу за налоговые периоды 2015-2019 гг. уплачена административным ответчиком с пропуском срока.

За неуплату налогов ответчику, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени и выставлены требования

за налоговый период 2015 года в размере 1395,15 руб. за период просрочки с 23.12.2016 по 17.10.2017, за налоговый период 2016 года в размере 393,68 руб. за период просрочки с 07.03.2018 по 05.09.2018;

за налоговый период 20217 года в размере 23,17 руб. за период просрочки с 04.12.2018 по 16.12.2018;

за налоговый период 2017 года в размере 84,48 руб. за период просрочки с 17.12.2019 по 17.01.2019;

за налоговый период 2018 года в размере 72,52 руб. за период просрочки с 03.12.2019 по 05.02.2020;

за налоговый период 2019 года в размере 87,98 руб. за период просрочки с 02.12.2020 по 15.12.2020.

До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.

Сумма задолженности по пени превысила 3000 руб. после выставления требования , срок уплаты которого установлен до 29.01.2021. Срок подачи заявления о взыскании с должника задолженности, установленный п.2 ст. 48 НК РФ истекал 29.07.2021. Судебный приказ мировым судьей вынесен 12.03.2021, следовательно, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа с соблюдением установленного срока.

В связи с поступлением возражений налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей 17.05.2021 вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-1371/2021.

На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Мелехиной Ю.В. пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год -1395,15 руб., за 2016 год -393,68 руб., за 2017 год – 107,65 руб., 2018 год – 72,52 руб., 2019 год - 87,98 руб., всего задолженность в размере 2056,98 руб., а также взыскать судебные расходы в размере 81,60 руб.

Представитель административного истца МИФНС России № 21 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил заявление о частичном отказе от исковых требований, а именно в размере 1015,51 руб. за налоговые периоды 2015-2019 гг., а также суммы судебных расходов 81,60 руб. в связи с их оплатой, настаивает на взыскании задолженности в размере 1041,47 руб. за налоговые периоды 2015-2019 гг. Указал, что платежи от 19.01.2022, 18.10,2017 при наличии на день уплаты в карточке «Расчеты с бюджетом» задолженности по пени за предыдущие налоговые периоды и неуказания в платежном документе конкретного периода, неуказания в реквизите «108» документа основания платежа, на основании которого в КРСБ налогоплательщика произведена запись «Уплачено пени ЗД», частично зачтены в счет уплаты имеющейся задолженности по пени, начисленной за нарушение сроков уплаты транспортного налога за предыдущие налоговые периоды, как ранее образовавшейся.

Административный ответчик Мелехина Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена, направила заявление в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований, так как задолженность ею погашена в полном размере путем внесения платежей 19.01.2022.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).

Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

В силу пп.1 п.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее в редакции ФЗ от 29.12.2014 года – не позднее 1 октября).

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что Мелехина Ю.В. является собственником транспортных средств: HUMMER-H3 государственный регистрационный (период владения с 08.05.2008 по настоящее время), MAZDA CX-9 государственный регистрационный (период владения с 03.10.2013 по 05.11.2020).

Согласно налогового уведомления от 06.08.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 Мелехиной Ю.В. подлежал уплате транспортный налог за 2015 год в размере 30 276,00 руб. (л.д.17).

По налоговому уведомлению от 26.12.2017 ответчику произведен перерасчет транспортного налога за 2016 год и по сроку уплаты не позднее 06.03.2018 следовало уплатить 30 276,00 руб. (л.д.19).

Налоговым уведомлением от 26.06.2018 произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год и по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 ответчику следовало уплатить 30 276,00 руб. (л.д.21).

На основании налогового уведомления от 28.06.2019 со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 Мелехиной Ю.В. подлежал уплате транспортный налог за 2018 год в размере 30 276,00 руб. (л.д.24).

По налоговому уведомлению от 01.09.2020 со сроком уплаты не позднее 01.12.2020 Мелехиной Ю.В. подлежал уплате транспортный налог за 2019 год в сумме 44360,00 руб. (л.д.25).

Поскольку в установленный законом срок задолженность административным ответчиком уплачена не была, налоговым органом начислены пени и в соответствии с положениями ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес Мелехиной Ю.В. направлены требования:

по состоянию на 15.11.2018 со сроком добровольного исполнения до 25.12.2020 об уплате пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 1395,15 руб. за период просрочки с 23.12.2016 по 17.10.2017, за 2016 год в размере 393,68 руб. за период просрочки с 02.04.2018 по 05.09.2018 (л.д.29-30);

по состоянию на 17.12.2018 со сроком добровольной уплаты до 17.01.2019 недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 12000 руб., пени на указанную недоимку в размере 41,25 руб. (л.д.33);

по состоянию на 28.06.2020 со сроком уплаты до 05.09.2019 об уплате пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 84,48 руб. за период просрочки с 17.12.2018 по 17.01.2019 (л.д.37);

по состоянию на 27.06.2020 по сроку уплаты до 25.11.2020 об уплате пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 72,52 руб. за период просрочки с 03.12.2019 по 05.02.2020 (л.д.40);

по состоянию на 16.12.2020 по сроку уплаты до 29.01.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 44360,00 руб., пени на указанную недоимку в размере 87,98 руб. за период просрочки с 02.12.2020 по 15.12.2020 (л.д.43).

Направление требований в адрес ответчика подтверждается списками почтовых отправлений (л.д.31, 35, 38, 41, 44).

12.03.2021 мировой судья судебного участка № 6 Мотовилихинского судебного района г. Перми вынес судебный приказ № 2а-1371/2021 о взыскании с Мелехиной Ю.В. недоимки по транспортному налогу в размере 29000,00 руб., пени 2056,98 руб.

17.05.2021 указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ (в редакции закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ), ч.2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом

В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п.2 ст. 48).

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1 ст. 48 НК РФ).

Разрешая заявленные требования в части взыскания пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 1395,15 руб., суд учитывает, что пенеобразующая недоимки по транспортному налогу за 2015 год была оплачена административным ответчиком частями, последний платеж был осуществлен 18.10.2017.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.51 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административным ответчиком в материалы дела представлены платежные документы:

чек-ордер от 19.01.2022 об уплате суммы 565,61 руб., в графе «назначение платежа» - указано пени транспортный налог, в графе «налоговый период» -2015 год;

чек-ордер от 19.012022 об уплате суммы 84,48 руб. «назначение платежа» - пени транс.налог, «налоговый период» -2017 год;

чек - ордер от 19.02.2022 на сумму 87,98 руб. «назначение платежа» - пени транс.налог, «налоговый период» - 2019 год;

чек-ордер от 19.01.2022 на сумму 81,60 руб., «назначение платежа»- судебные издержки»;

чек-ордер от 19.01.2022 на сумму 393,68 руб., «назначение платежа»- пени трансп.налог, «налоговый период»- 2016 год;

чек-ордер от 19.01.2022 на сумму 72,52 руб., «назначение платежа»- пени транс.налог, «налоговый период» -2018 год;

чек-ордер от 19.01.2022 на сумму 23,17 руб., «назначение платежа» -пени, транс.налог, «налоговый период» -2017;

чек-ордер от 18.10.2017 на сумму 829,54 руб., «назначение платежа»- пени, налоговый период -0;

чек-ордер от 18.102017 на сумму 3000 руб.

Поскольку 19.01.2022 оплата административным ответчиком была произведена в период рассмотрения административного искового заявления, в вышеуказанных платежных документах от 19.01.2022 в назначении платежа указано именно об уплате пени по транспортному налогу, указан налоговый период, при этом размер оплаченных пени соответствует суммам задолженности и периоду, обозначенному в исковом заявлении, суд считает возможным зачесть произведенные оплаты в счет погашения задолженности по настоящему исковому заявлению.

В силу пункта 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В нарушение указанной нормы, административным истцом не представлены доказательства в погашение какой задолженности были направлены платежи от 19.01.2022. Направление Инспекцией оплаченных ответчиком сумм в погашение иной задолженности, при этом не расшифрованной административным ответчиком, нарушает права административного ответчика.

Поскольку ответчиком произведена оплата задолженности по пени за налоговый период 2015 года – 565,61 руб., за 2016 год – 393,68 руб., за 2017 год - 107,65 руб., за 2018 год – 72,52 руб., за 2019 год – 87,98 руб., указанные платежи судом приняты, в удовлетворении административного истца о взыскании указанной задолженности следует отказать.

Заявленный административным истцом отказ от иска в размере 1015,51 руб. судом не принимается, поскольку он нарушает права Мелехиной Ю.В.

Вместе с тем, платеж от 18.10.2017 на сумму 829,54 руб. судом не может быть принят в качестве оплаты пени за 2015 год, поскольку в платежном документе отсутствует назначение платежа и налоговый период, сумму платежа невозможно соотнести с заявленными требованиями.

При таких обстоятельствах, по состоянию на 16.02.2022 задолженность административного истца составляет 829,54 руб. в виде пени, начисленные за несвоевременную оплату транспортного налога за 2015 год. Данная задолженность подлежит взысканию с Мелехиной Ю.В.

Административным истцом заявлены к возмещению почтовые расходы в размере 81,60 руб. Указанная сумма оплачена административным ответчиком в добровольном порядке.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

С административного ответчика Мелехиной Ю.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 руб.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Мелехиной Юлии Валерьевны пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 829 рублей 54 копейки.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России № 21 по Пермскому краю к Мелехиной Юлии Валерьевне, отказать.

Взыскать с Мелехиной Юлии Валерьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2022.

Судья: подпись. Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: