НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 05.03.2021 № 2-3390/20

Дело №2-46/2021

УИД: 59RS0005-01-2020-004665-45

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 марта 2021 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми

под председательством судьи Орловой А.Ю.,

при секретаре Пепеляевой К.О.,

с участием истца Семушиной О.А.,

прельстителя истца Микерина Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Семушиной Ольги Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л:

Семушина Ольга Алексеевна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми о перерасчете пенсии. В обоснование иска указала, что в соответствии с ответом от 01 ноября 2019 года в ее страховой стаж был включен страховой стаж в размере 21 год 3 месяца 25 дней. В указанный стаж не был включен период обучения в высшем учебном заведении, а также периоды ухода за детьми до достижения ими полутора лет. В соответствии со статьей 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Однако при начислении пенсии Управлением ПФР в Мотовилихинском районе г.Перми не было учтено время ее обучения в Пермском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1976 года по 05 июля 1980 года, а также периоды ухода за детьми до достижения ими полутора лет. Просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми произвести перерасчет установленного ей размера пенсии, включив в общий страховой стаж период учебы в высшем учебном заведении, а также включив периоды ухода за детьми до достижения ими полутора лет.

В ходе судебного разбирательства истец Семушина О.А. заявленные требования уточнила, указав в уточненном исковом заявлении, что согласно пункту 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности с иными периодами, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается период, учет которого дает право на страховую пенсию и на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. С учетом того, что ее стажевый коэффициент на момент оценки пенсионных прав по продолжительности общего трудового стажа на 31 декабря 2001 года для расчета размера досрочной трудовой пенсии по старости составляет 21 год 3 месяца 25 дней, (из ответа ГУ УПФ РФ от 01 ноября 2019 года, ), следовательно, если период обучения был учтен с 01 сентября1976 года по 04 августа 1980 года, то 3 года 11 месяцев 26 дней должны быть учтены в специальном педагогическом стаже, то и замена страховых периодов в нестраховые периоды - не может ухудшить состояние пенсионного обеспечения застрахованного лица. Для исчисления суммы возмещения в целях определения размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года применяется стоимость страхового года на 2014 год, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 года №57 в размере 17328 рублей 48 копеек. Следовательно, расчет не страхового периода должен выглядеть следующим образом: 18 месяцев (срок ухода одного из родителей за ребенком до полутора лет) = 1,5 года х 1,8 коэффициент за полный календарный год, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ х 17 328, 48 (стоимость страхового года на 31 декабря 2014 года утвержденный размер Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 года №57) = 46 786 руб. 89 коп./ 228 (ожидаемый период выплат или сроки дожития с 01 января 2014 года – 31 декабря 2015 года) = 205руб.20коп. / 64,10 (стоимость одного пенсионного коэффициента с 01 января 2015 года) = 3,201 баллов, (за первого ребенка 25 октября 1981 года рождения). Расчет не страхового периода за второго ребенка: 18 месяцев = 1,5 года х 3,6- (в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком (03 ноября 1986 года рождения) до достижения им возраста полутора лет, коэффициент за полный календарный год предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ) = 5,4 х 17 328, 48 (стоимость страхового года на 31 декабря 2014 года утвержденный размер Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 года №57) = 93 573 руб.79 коп./ 228 = 410 руб.41 коп. / 64,10 = 6, 402 балла. При суммарном сложении итоговых индивидуальных пенсионных коэффициентов - получается 9,603 балла возмещения, в целях определения размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года, с учетом не страховых периодов по уходу за двумя детьми до полутора лет, которые ранее не были учтены ответчиком. Калькуляция невыплаченных средств разницы за ранее неучтенные не страховые периоды: 9,603 х 71,41= 685 руб.75 коп. х 69 (количество месяцев, с учетом разницы невыплаченных средств по пенсионному обеспечению) = 47 316 руб. 76 коп. (с 01 февраля 2015 года по 01 октября 2020 года). При объективном подходе по начислению расчетного размера пенсии, калькуляция должна выглядеть следующим образом: 1,2 х 0,60 х 1671 = 1 203 руб. 12 коп., где 0,60 - стажевый коэффициент, с учетом периода обучения, который уже признан ответчиком, как учтенный для расчета специального педагогического стажа, отношение заработка застрахованного лица составляет 4,151 к средней заработной плате по стране за тот же период (с января 2000 по декабрь 2001), но в расчетах учитывается ограничение в размере не свыше 1,2, 1671 руб.- среднемесячная заработная плата в РФ с 01 июля 2001 года – 30 сентября 2001 года применяется для исчисления размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ. (1 203 руб.12 коп. - 450,00 руб.) = 753,12 х 168 = 126 524 руб.16 коп. х 2, 05109452 = 259 513 руб.01 коп., где: 450,00 - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01 января 2002 года, 168- (ожидаемый период выплат или сроки дожития на 04 августа 2006 года, на момент выхода на пенсию), 2,05109452 - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на 04 августа 2006 года. Сумма начисленных работодателями страховых вносов с 01 января 2002 года по 04 августа 2006 года составила — 109 112 руб.50 коп. (согласно предоставленным сведениям от ответчика и проведенной калькуляции): 259 513 руб.01 коп. + 109 112 руб.50 коп. = 368 625 руб.51 коп., итоговая сумма делится на сроки дожития 2006 года. /168 = 2194 руб.19 коп. размер досрочной трудовой части пенсии + фиксированный размер 1035 руб.09 коп. Общий размер пенсии составил: 3 229 руб.28 коп. Величина ИПКс на 31 декабря 2014 года должна была составить не 180,470 баллов, как разъясняет ответчик в своем ответе от 01 ноября 2019 года №07/16760, а с учетом разницы не страховых периодов 180,470 + 9,603 = 190,073 балла. С 01 августа 2015 года произведено увеличение ИПК, в соответствии с ч.5 ст.35 Закона №400-ФЗ. Величина ИПК возросла на 7,222 баллов и должна была составить: 197,295 баллов. То есть за ранее не учтенные периоды по страховым взносам от работодателей. С 01 августа 2016 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру, величина ИПК за 2015 год увеличилась и составила 8,474 баллов = 96 400,98 / 113760,00 х10, где: 96 400,98 - сумма начисленных страховых вносов от работодателей в ПФ РФ на страховую пенсию по старости; 113760, 00 - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2015 году. Общая сумма балов должна была составить: 205,769 баллов. С 01 августа 2017 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру за 2016 год, но по неизвестным причинам ответчик утаивает объективность расчетов и не отображает все средства поступившие на счет за застрахованное лицо. В своем ответе Управление Пенсионного Фонда в Мотовилихинском районе г. Перми от 01 ноября 2019 года №07/16760 существенно занижает сумму страховых взносов вместо 91 607 руб.64 коп. в расчетах 39 714 руб.27 коп., хотя согласно справке от основного работодателя годовая сумма ОПС составила: 75 107 руб. 64 коп. 91 607,64/ 127360,00 х 10 = 7,192 балла вместо указанных в ответе: 3,118 где: 91 607,64- сумма начисленных страховых вносов от работодателей в ПФ РФ на страховую пенсию по старости; 127360,00 - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2016 году. Общая сумма балов должна была составить: 205,769 баллов. + 7,192 балла = 212,961 баллов. Разница в расчетах составила : 4,074 балла, сумма невыплаченных средств: 4,074 балла х 71,41= 290 руб.92 коп. х 37 (количество месяцев с 01 августа 2017 года по 01 октября 2020 года) = 10 764 руб.20 коп. С 01 августа 2018 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру за 2017 год, но по неизвестным причинам ответчик утаивает объективность расчетов и не отображает все средства поступившие на счет за застрахованное лицо. В своем ответе Управление Пенсионного Фонда в Мотовилихинском районе г. Перми от 01 ноября 2019 года № 07/16760 существенно занижает сумму страховых взносов вместо 80 779руб.41 коп. в расчетах 50 413 руб. 93 коп., хотя согласно справке от основного работодателя годовая сумма ОПС составила: 80 779руб.41 коп. 80 779,41 / 140160,00 х 10 = 5,763 вместо указанных 3,597. Общая сумма баллов должна была составить: 212,961 баллов_ + 5,763 балла = 218,724 балла. Разница в расчетах составила : 2,166 балла, сумма невыплаченных средств: 2,166 балла х 71,41= 154 руб.67 коп. х 25 (количество месяцев с 01.08.2018 по 01.10.2020) = 3 866 руб.85 коп. С 01 августа 2019 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру за 2018 год, но по неизвестным причинам ответчик утаивает объективность расчетов и не отображает все средства поступившие на счет за застрахованное лицо. В своем ответе Управление Пенсионного Фонда в Мотовилихинском районе г. Перми от 01 ноября 2019 года № 07/16760 существенно занижает сумму страховых взносов вместо 88 645 руб.55 коп. в расчетах 63 514 руб. 20 коп., хотя согласно справке от основного работодателя годовая сумма ОПС составила: 88 645 руб.55 коп. 88 645,55 / 163360,00 х 10 = 5,420 вместо указанных 3,887. Общая сумма баллов должна была составить: 218,724 балла + 5,420 балла =224,144 балла. Разница в расчетах составила : 1,533 балла, сумма невыплаченных средств: 1,533 балла х 71,41= 109 руб.47 коп. х 13 (количество месяцев с 01 августа 2019 года по 01 октября 2020 года) = 1423 руб. 12 коп. С 01 августа 2020 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру за 2019 год, сумма баллов работающего пенсионера составила 5,815 баллов, общая сумма баллов должна была составить; 224,144 балла.+ 5,815 баллов = 229,959 баллов. Размер пенсии с 01 августа 2020 года должен был составить; 229,959 баллов х 71,41 = 16 421 руб.37 + фиксированная выплата 4 383,59 = 20 804 руб.96 коп. Просит признать порядок расчетов предоставленных ответчиком ГУ УПФ РФ в Мотовилихинском районе г.Перми, как ухудшающий права пенсионера на надлежащее пенсионное обеспечение; обязать ответчика с учетом предоставленных письменных возражений и устных пояснений представителя ответчика, о том что при подсчете специального педагогического стажа истца - был учтен период профильного обучения, то дополнить фактическим математическим сложением 3 года 11 месяцев, к ранее учтенному стажевому коэффициенту для надлежащих объективных расчетов размера страховой части пенсии и валоризации, как фактическое признание в части исковых требований; обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по предоставленным расчетам с включением не страховых периодов в стаж, с учетом условий ранее действовавшего пенсионного законодательства; взыскать с ответчика невыплаченные средства за ранее неучтенные не страховые периоды в размере 47 316 руб.76 коп. (с 01 февраля 2015 года по 01 октября 2020 года); взыскать с ответчика невыплаченные средства разницы при расчетах сумм страховых вносов от работодателей в размере: 10 764 руб.20 коп. (с 01 августа 2017 года по 01 октября 2020 года); взыскать с ответчика невыплаченные средства разницы при расчетах сумм страховых вносов от работодателей в размере: 3 866 руб.85 коп. ( с 01 августа 2018 года по 01 октября 2020 года); взыскать с ответчика невыплаченные средства разницы при расчетах сумм страховых вносов от работодателей в размере: 1423 руб.12 коп.(с 01 августа 2019 года по 01 октября 2020 года).

В судебном заседании истец Семушина О.А. на удовлетворении иска, с учетом его утонения, настаивала.

Представитель истца по доверенности Микерин Д.М. в судебном заседании заявленные истцом требования, с учетом их уточнения, поддержал по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском района г. Перми о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в ранее представленных суду письменных возражениях просил отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Выслушав доводы истца и его представители, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующего.

С 01 января 2002 года пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому оценка пенсионных прав осуществлялась по состоянию на 01 января 2002 года путем преобразования (конвертации) в расчетный пенсионный капитал, который определялся на основании расчетного размера трудовой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона №173-ФЗ определялся в порядке, установленном пунктом 3 либо пунктом 4 данной статьи. Расчетный размер трудовой пенсии зависел от продолжительности общего трудового стажа до 01 января 2002 года и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого в размере не свыше 1,2 (пункт 3 статьи 30 Закона №173-ФЗ). Стажевый коэффициент для застрахованных лиц из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Согласно ст. 10 Закона №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 11 Закона №173-ФЗ перечислены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, такие как период прохождения военной службы, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и пр.

Положениями статьи 30 Закона №173-ФЗ определен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Так в пунктах 3 и 4 выше указанной нормы определены формулы, по которым производится расчет трудовой пенсии.

При этом, согласно пункту 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую не включаются периоды обучения, тогда как по пункту 4 данной нормы периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включаются в общий трудовой стаж.

Частью 1 статьи 30.1 Закона №173-ФЗ установлено, что величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым введено новое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Статьей 11 Федерального закона №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона №400-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

11) период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).

Аналогичная правовая норма содержалась в части первой статьи 20 ранее действующего Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением.

В части 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона №400-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Семушиной О.А. с 04 августа 2006 года назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Оценка пенсионных прав на 01 января 2002 года произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Продолжительность общего трудового стажа на 31 декабря 2001 года для расчета размера досрочной трудовой пенсии по старости составляет 21 год 3 месяца 25 дней, стажевый коэффициент составляет 0,56. Коэффициент отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составил 4,151. При этом учитывается предельное отношение среднемесячных заработков – 1,2.

Расчетный размер страховой части досрочной трудовой пенсии по старости на 04 августа 2006 года определен следующим образом: 1,2 х 0,56 х 1671,00 руб. = 1122,91 руб., где: 1671,00 руб. - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля 2001 года по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации.

Величина расчетного пенсионного капитала по состоянию на 04 августа 2006 года составила: (1122,91 руб. - 450,00 руб.) х 168 х 2,05109452 = 231873,43 руб., где: 450,00 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 года; 168 - ожидаемый период выплаты на дату назначения пенсии; 2,05109452 - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на 04 августа 2006 года. Сумма начисленных работодателем страховых взносов с 01 января 2002 года по 04 августа 2006 года составляла - 107782,48 руб. Страховая часть досрочной трудовой пенсии по старости на 04 августа 2006 года составила:

231873,43 руб. + 107782,48 руб. = 339655,91 руб. / 168 = 2021,76 руб. Общий размер досрочной трудовой пенсии по старости на 04 августа 2006 года составил 3056,85 руб. = 2021,76 руб. + 1035,09 руб., где: 1035,09 руб. - фиксированный базовый размер пенсии на дату назначения.

После назначения пенсии производилась индексация пенсии, предусмотренная постановлениями Правительства Российской Федерации, корректировка размера пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона №173- ФЗ.

С 01 января 2010 года установлена сумма валоризации и составила 20% величины расчетного пенсионного капитала. Трудовой стаж, приобретенный до 01 января 1991 года составил - 10 лет 3 месяца 23 дня (10% за работу до 01 января 2002 года + 10% за стаж до 01 января 1991 года).

Общий размер пенсии на 31 декабря 2014 года составил 15478,44 руб., в том числе: страховая часть (с учетом валоризации, страховых взносов) 11568,10 руб., фиксированный базовый размер 3910,34 руб. Величина ИПКс на 01 января 2015 года составляет 180,470 (11568,10 руб. / 64,10 руб., где 64,10 руб. - СПК на 01 января 2015 года).

С 01 февраля 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года произведено увеличение страховых пенсий в связи с установлением стоимости одного пенсионного коэффициента в размере 71,41 руб., а так же индексацией фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 года на 1,114.

С 01 августа 2015 года произведено увеличение ИПК в соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона №400-ФЗ. Величина ИПК составила 187,692. Размер пенсии составил 17786,67 руб., в том числе: страховая пенсия по старости (187,692 х 71,41) 13403,08 руб., фиксированная выплата 4383,59 руб.

С 01 августа 2016 года произведена корректировка страховой пенсии как работающем) пенсионеру. ИПК - 190,692. Величина ИПКн за 2015 год составила 8,474= 96400,98 руб. / 113760,00 руб. х 10, где 96400,98 руб. - сумма отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости; 113760,00 руб. - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2015 году. Размер пенсии составил 18000,91 руб., в том числе: страховая пенсия по старости (190,692 х 71,41) 13617,32 руб., фиксированная выплата 4383,59 руб.

С 01 августа 2017 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру. ИПК - 193,692. Величина ИПКн за 2016 год составила 3,118= 39714,27 руб. / 127360,00 руб. х 10, где 32371,84 руб. - сумма отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости; 127360,00 руб. - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2016 году. Размер пенсии составил 18215,14 руб., в том числе: страховая пенсия по старости (193,692 х 71,41) 13831,55 руб., фиксированная выплата 4383,59 руб.

В связи с технической ошибкой в программно-техническом комплексе по назначению и выплате пенсий, произошло необоснованное завышение сумм страховых взносов в 2018 году.

С 01 августа 2018 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру. ИПК составил - 198,23, а фактически должен был быть - 196.692 (193,692 + 3,00). Величина ИПКн за 2017 год составила 3,597 = 50413,93 руб. / 140160,00 руб. х 10, где 50413,93 - сумма отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости; 140160,00 руб. - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2017 году. Размер пенсии составил 18539,69 руб., в том числе: страховая пенсия по старости (198,237 х 71,41) 14156,10 руб., фиксированная выплата 4383,59 руб.

С 01 августа 2019 года произведена корректировка страховой пенсии как работающему пенсионеру. ИПК - 199,691. Величина ИПКн за 2018 года составила 3,887 = 63514,20 руб. / 163360,00 руб. х 10, где 63514,20 руб. - сумма отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости; 163360,00 руб. - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2018 году. Размер пенсии составил 18643,52 руб., в том числе: страховая пенсия по старости (199,691 х 71,41) 14259,93 руб., фиксированная выплата 4383,59 руб. Количество баллов ограничено 3,0 в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 18 Закона №400-ФЗ.

В ответе от 01 ноября 2019 года на обращение истца Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми указало, что расчет страховой пенсии по старости приведен в соответствие с нормами действующего законодательства.

Семушина О.А. обращалась в Управление Пенисонного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми 13 декабря 2019 года по вопросу перерасчета размера ее страховой пенсии по старости в связи с заменой периодов работы нестраховыми периодами по уходу за детьми до полутора лет и включению периода учебы.

19 декабря 2019 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми вынесено решение об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием оснований.

Пенсионным органом произведен расчет пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ:

Страховой стаж с учетом периодов обучения составит 25 лет 01 месяц 28 дней. Требуемый стаж для женщин 20 лет стажевый коэффициент 60 %. 4364,00 = 7273,33 х 60% где: 7273,33 руб. - среднемесячный заработок; 60 % - стажевый коэффициент.

Максимальный размер пенсии составил 786,32 руб. = 671,32 + 115,00 руб., где 671,32 - три минимальных пенсии с индексацией для женщин при наличии стажа 25 лет (по Закону ); 115,00 руб. - компенсационная выплата предусмотренная пунктом 5 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

Расчетный пенсионный капитал на 04 августа 2006 года составляет: 115890,45 = (786,32 руб. - 450,00 руб.) х 168 х 2,05109452, где: 450,00 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 года; 168 - ожидаемый период выплаты на дату назначения; 2,05109452- коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на дату назначения 04 августа 2006 года.

Сумма страховых взносов с 01 января 2002 года по 04 августа 2006 года составила 107782,48 руб. Страховая часть трудовой пенсии на дату назначения: 115890,45+107782,48/168=1331,39 руб. Тогда как по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ расчетный пенсионный капитал равен 231873,43 руб., а страховая часть пенсии равна 2021,76 руб.

Таким образом, размер пенсии, исчисленный по п. 4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ, ниже размера пенсии, исчисленного в соответствии с п. 3 указанной статьи.

Из анализа ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ следует, что в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года (т.е. на день вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке. Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица:

либо в порядке, установленном п. 3 данной статьи, т.е. исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в России. При этом учитывается общий трудовой стаж до 1 января 2002 года, в который включаются только прямо перечисленные в указанном пункте периоды (это первый из трех способов, которыми по выбору застрахованного лица может определяться расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица);

либо в порядке, установленном п. 4 данной статьи, т.е. исходя только из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица. При этом в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим законодательством при исчислении пенсии, с применением в необходимых случаях к некоторым периодам льготного порядка подсчета стажа (это второй из трех способов, которыми по выбору застрахованного лица может определяться расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица);

третий способ определен пунктом 6 данной статьи.

При этом обучение в высших учебных заведениях (заведениях среднего профессионального образования) включаются в общий трудовой стаж для целей исчисления расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ.

Следует отметить, что понятие страхового стажа не совпадает с понятием общего трудового стажа. Как указывал Конституционный Суд РФ в Определении от 10 июля 2003 года -О, под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же «общий трудовой стаж» применяется для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала, а также стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии. Трудовой стаж также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан.

В данном случае мнение о включении в страховой стаж истца периода обучения является ошибочным, поскольку для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии применяется общий трудовой стаж, а учет его периодов производится в соответствии с вышеназванными формулами по п. 3 или п. 4 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ.

Кроме того, возможность смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующим пенсионным законодательством не предусмотрена. Как указано ранее только для расчета пенсии по п. 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможен учет периода учебы.

Оценка пенсионных прав истца осуществлена по п. 3 ст. 30 Закона -Ф3, как наиболее выгодный вариант.

Проверяя правильность начисления истцу пенсии по старости, судом не установлено допущенных ответчиком нарушений пенсионного законодательства. Пенсионное обеспечение истца осуществлялось в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции пенсионного органа.

Приведенный истцом в обоснование заявленных требований в исковом заявлении расчет пенсии, судом во внимание не принимается, поскольку произведен с нарушением положений пенсионного законодательства.

При этом, перерасчет страховой пенсии в связи с заменой периодов работы на сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды ухода за детьми, предусмотренный нормами Федерального закона «О страховых пенсиях», не является дополнительной выплатой за детей женщинам-пенсионерам. Указанный перерасчет носит заявительный характер, а его целесообразность определяется в каждом конкретном случае по имеющимся в распоряжении органа пенсионного обеспечения документам.

С доводами истца о том, что территориальным пенсионным органом не отображены все средства, поступившие на счет застрахованного лица, не отражена общая сумма баллов от страховых взносов, полученных пропорционально сумме отчислений страховых взносов на страховую пенсию по старости за Семушину О.А. к нормативному размеру страховых взносов на страховую пенсию по стрости, что нарушает права пенсионера, суд не соглашается, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона №400-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчет: страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей стать; учитывается в размере: 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что пенсия истцу рассчитана по наиболее выгодному варианту, в отсутствие доказательств нарушения пенсионных прав истца, а также то обстоятельство, что перерасчет пенсии повлечет уменьшение размера назначенной пенсии, то есть ухудшит ее положение, в удовлетворении требований Семушиной О.А. о признании порядка расчетов пенсии как ухудшающего права пенсионера на надлежащее пенсионное обеспечение, возложении обязанности учесть период обучения 3 года 11 месяцев фактическим математическим сложением к ранее учтенному стажевому коэффициенту, произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченных денежных средств за ранее неучтенные страховые периоды, взыскании невыплаченных денежных средств разницы пенсионных выплат должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 193, 194,197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Семушиной Ольге Алексеевне в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми о возложении обязанности в полном объеме заявленных требований.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья: