НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Твери (Тверская область) от 16.06.2016 № 2-800/16

Дело № 2 – 800/16 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2016 г. г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Сергеевой А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горькова В.А. к Администрации г.Твери, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным решения о формировании фонда капитального ремонта, признании незаконными действий по предоставлению извещений и квитанций с указанием о задолженности,

у с т а н о в и л:

Горьков В.А. обратился в суд с иском к Администрации Московского района г.Твери, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным решения о формировании фонда капитального ремонта, признании незаконными действий по предоставлению извещений и квитанций. В обоснование иска указано, что истцу принадлежит на праве собственности <адрес> в г.Твери. 18 июня 2013 г. способом управления многоквартирным домом, в котором 20 квартир, выбрано непосредственное управление собственниками. В октябре 2015 года истцом получен первый счет на уплату взноса на капитальный ремонт дома от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области за сентябрь 2015 года на сумму 7240 рублей – задолженность за период с июня 2014 года. Последующие извещения и квитанции за октябрь, ноябрь и декабрь также содержали задолженность с июня 2014 года. В <адрес> в г.Твери по инициативе собственников не проводилось общее собрание по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. Администрация Московского района г.Твери не выполнила своей обязанности по созыву общего собрания. Действия ответчиков по формированию фонда капитального ремонта на счете регионального оператора без проведения общего собрания собственников являются незаконными. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором опубликована региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г., опубликована 31 декабря 2013 г.. Обязанность по уплате взносов могла возникнуть не ранее 30 июня 2014 г.. Собственниками не осуществлен предусмотренный законом порядок принятия решения о способе формирования фонда капитального ремонта. Действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выставлению счетов за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года являются незаконными. Поскольку истцу не направлялись ежемесячно счета регионального оператора, у истца не возникло обязанности по их оплате. Сумма взноса на капитальный ремонт, указанная в квитанции за сентябрь 2015 года – 7240 рублей, исчисленная с июня 2014 года, является искусственно созданной задолженностью, и не подлежит уплате. Единовременное предъявление суммы взносов за 16 месяцев нарушает право истца самостоятельно распоряжаться своим ежемесячным доходом. Истец просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации Московского района г.Твери, выразившееся в непроведении общего собрания собственников помещений в <адрес> в г.Твери по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; признать незаконным решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении <адрес> в <адрес> на счете регионального оператора; признать незаконными действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выставлению извещений и квитанций за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года; взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

При рассмотрении дела истец изменил исковые требования. В обоснование исковых требований к администрации г.Твери и Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области дополнительно указано, что собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его в установленные огранном государственной власти субъекта Российской Федерации сроки. Не позднее чем за месяц до окончания установленного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Администрация г.Твери не выполнила своей обязанности по созыву общего собрания, чем нарушены права истца как собственника жилого помещения. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт не может возникнуть ранее принятия ими решения о способе формирования фонда капитального ремонта. В связи с этим действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выставлению счетов за сентябрь-декабрь 2015 года и январь 2016 года незаконны. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении конкретного плательщика выражается в обязанности по оплате конкретного счета, выставляемого ежемесячно конкретным региональным оператором в установленном законом порядке. На собственников жилых помещений не возложены обязанности по самостоятельному выяснению сведений о получателе взноса на капитальный ремонт, реквизитов платежа, способе оплаты и суммы платежа. Поскольку в адрес истца ежемесячно не направлялись счета регионального оператора, у истца не возникло обязанности по их оплате. Единовременное предъявление суммы взносов за 17 месяцев нарушает право истца самостоятельно распоряжаться своим ежемесячным доходом. Истец просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления администрации г.Твери, выразившееся в несозыве общего собрания собственников помещений в <адрес> в г.Твери по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; признать незаконным решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении <адрес> в г.Твери на счете регионального оператора; признать незаконными действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выставлению извещений и квитанций с указанием задолженности по взносу на капитальный ремонт за сентябрь - декабрь 2015 года и январь 2016 года; взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, в качестве третьих лиц - администрация Московского района г.Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, собственники помещений в многоквартирном доме по <адрес> в г.Твери: Арямина Н.С., ОАО «РИТМ», Саломатова В.М., Саломатова С.С., Митюков В.А., Смирнов А.А., Муратова Л.А., Бровкина Р.К., Бровкин В.В., Бровкина Т.В., Тимонина Н.Н., Емельянов В.Ю., Левина Н.В., Бортников Р.А., Смирнова Л.А., Смирнов Е.Э., Самурганов А.И., Волков Д.С., Волков А.Д., Волкова Е.Д., Миловидова Э.И., Кузнецова С.Ю., Дикарев А.М., Хисматуллина Р.П., Качанова Т.С..

Истец Горьков В.А. в судебном заседании и предыдущих судебных заседаниях поддержал исковые требования, пояснил и в письменных объяснениях указал, что нарушен процесс принятия решения по выбору способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома 6 по ул.Мирной в г.Твери. Ответчики не исполнили своих обязанностей и нарушили установленный законом порядок формирования фонда капитального ремонта и направления истцу платежных документов. Объединение требований к администрации г.Твери и Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в одном иске вызвано тем, что процедура формирования фонда капитального ремонта и выплаты взносов на капитальный ремонт осуществляется в виде единого процесса. Если нарушена процедура формирования фонда капитального ремонта, то выставление квитанций по уплате взносов на капитальный ремонт является незаконным. У истца как у собственника жилого помещения нет обязанности по созыву собрания. Председатель Совета дома сообщила, что она посещает администрацию Московского района г.Твери, в администрации района у нее есть куратор. Бездействие администрации города выразилось в невыполнении обязанности по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Истец не оспаривает постановление администрации г.Твери от 27 мая 2014 г. № 638, но полагает незаконным решение о включении в перечень <адрес> в г.Твери, нарушающим его права. При удовлетворении исковых требований администрация города может исключить <адрес> в г.Твери из перечня домов, которые были отнесены к способу формирования фонда капитального ремонта дома на счете регионального оператора. Истец просит освободить его от уплаты образовавшейся задолженности.

Представитель ответчика администрации г.Твери и третьего лица департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери Цымбал М.А. в судебном заседании и предыдущих судебных заседаниях не признала исковые требования, пояснила и в отзыве на исковое заявление указала, что с момента опубликования 31 декабря 2013 г. региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области до 30 апреля 2014 г. собственники помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете или на счете регионального оператора. Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, с 01 января 2015 г. управляющая организация. Жилищный кодекс РФ не устанавливает возможность открытия специального счета у иных лиц, не определенных законом. В случае непосредственного управления многоквартирным домом владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта в отношении <адрес> в <адрес> не может быть один из собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление, вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. По состоянию на май 2014 года осталось значительное количество многоквартирных домов, собственники помещений в которых не определились со способом формирования фонда капитального ремонта либо не реализовали его. Информация о таких многоквартирных домах опубликована на официальном сайте Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Исходя из опубликованного списка сформирован перечень многоквартирных домов, в отношении которых необходимо принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. На соответствующих официальных сайтах была опубликована информация относительно многоквартирного <адрес> в г.Твери, собственники помещений в котором самостоятельно не избрали способ формирования фонда капитального ремонта. Администрация города приняла решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении <адрес> в г.Твери на счете регионального оператора. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время решением общего собрания изменить способ формирования фонда капитального ремонта. Горьков В.А. не был лишен права и возможности принять участие в общем собрании собственников по принятию решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. После издания администрацией города постановления от 27 мая 2014 г. № 638 собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери не принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. При созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери администрацией г.Твери мог быть включен в повестку дня общего собрания вопрос о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с чем, администрацией города не нарушены права истца, поскольку способ формирования фонда капитального ремонта в <адрес> в г.Твери отнесен к счету регионального оператора. Администрация города исполнила требования Жилищного кодекса РФ в полном объеме. Администрацией г.Твери утвержден план мероприятий по участию в создании региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, одним из мероприятий которого является созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято, определены структурные подразделения, ответственные за выполнение данного мероприятия – администрации районов в г.Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери. Обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта подразумевает возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта, по оказанию помощи в принятии решения. В официальном печатном органе администрации города «Муниципальные вести» департаментом жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери опубликована памятка для собственников помещений в целях формирования фонда капитального ремонта и информация для публикации в СМИ, даны ответы на вопросы. Газета опубликована на официальном сайте администрации г.Твери, распространяется через структурные подразделения администрации города, в том числе администрацию Московского района г.Твери, передается руководителям ТСЖ и ЖСК, председателям советов многоквартирных домов. Со слов истца, председатель совета дома посещает администрацию района, у нее есть куратор в администрации района, газета доступна для председателя совета дома. Администрацией Московского района г.Твери направлен в департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери отчет по реализации прав собственников при формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которому в 2013-2014 годах проведены совещания с активом ТОС, руководителями ТСЖ и ЖСК, председателями советов многоквартирных домов, разработан пакет документов для проведения общих собраний собственников, который распространен на совещаниях. Администрацией города исполнена обязанность по информированию собственников по вопросу формирования фонда капитального ремонта. Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может инициировать один из собственников. В многоквартирном <адрес> в г.Твери нет муниципальных квартир, администрация района не может инициировать проведение общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме. Внесение собственниками помещений взносов на капитальный ремонт связано с реализацией в установленном законом порядке мероприятий по проведению капитального ремонта <адрес> в г.Твери в соответствии с Региональной программой. Обязанность по проведению капитального ремонта <адрес> в г.Твери возложена на всех собственников помещений в данном доме. При отсутствии решения собственников помещений о самостоятельном выборе способа формирования фонда капитального ремонта (отсутствии в доме системы накопления взносов на капитальный ремонт) и одновременном исключении дома из постановления администрации г.Твери от 27 мая 2014 г. № 638 (исключении из системы накопления взносов на счете регионального оператора) ставится под угрозу выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в г.Твери в соответствии с Региональной программой. Горьковым В.А. пропущен срок обращения в суд за защитой нарушенного права. Постановление администрации г.Твери от 27 мая 2014 г. № 638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» опубликовано 30 мая 2014 г., квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт получены истцом в октябре 2015 года, исковое заявление подано в суд 08 февраля 2016 г.. Квитанции об уплате взносов на капитальный ремонт выставлены в пределах общего срока исковой давности.

Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Зиновьева Е.И. не признала исковые требования, пояснила и в письменных возражениях указала, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором опубликована региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом. Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы». В программу включен многоквартирный <адрес> в г.Твери. Постановление опубликовано 31 декабря 2013 г.. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери с 01 июля 2014 г.. В течение четырех месяцев после опубликования региональной программы собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете или на счете регионального оператора и реализовать выбранный способ до ДД.ММ.ГГГГ. Если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Постановлением администрации г.Твери от 27 мая 2014 г. № 638 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» фонд капитального ремонта в отношении многоквартирного <адрес> в г.Твери формируется на счете регионального оператора. Несоблюдение органом местно самоуправления, если они имелись, требований о созыве общего собрания не может служить основанием для признания постановления незаконным. Решением общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время изменить способ формирования фонда капитального ремонта. Законодательством не предусмотрена обязанность предоставления региональному оператору информации о собственниках помещений в многоквартирном доме. В адрес муниципальных образований Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области направлены запросы о предоставлении перечней жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности физических и юридических лиц, в том числе в <адрес> в г.Твери. Часть сведений предоставлена региональному оператору добросовестными собственниками. Непредставление платежных документов не влияет на обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт. Неуплата взносов на капитальный ремонт может привести к срыву региональной программы, так как для включения мероприятий программы в ежегодный краткосрочный план учитывается показатель собираемости в целом по дому. У Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области не было возможности узнать данные по квартире истца. Информация о собственниках помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери получена по запросу Фонда. Истец не обращался в Фонд и не интересовался, почему не приходят квитанции. В многоквартирном <адрес> в г.Твери 20 квартир, собственниками помещений в многоквартирном доме выбрано непосредственное управление. Собственник помещения в многоквартирном доме не может быть владельцем специального счета, поэтому единственным способом формирования фонда капитального ремонта является формирование на счете регионального оператора. Решение суда может отразиться на правах других собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери.

Представитель ответчика Правительства Тверской области Травкина О.Н. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснила и в письменных возражениях указала, что постановление администрации города о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора соответствует требованиям закона и не нарушает прав истца. Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран иной способ формирования фонда капитального ремонта. Невыполнение органом местного самоуправления обязанности по проведению общего собрания не влияет на законность принятого решения, поскольку собственники не лишены возможности самостоятельно решить вопрос о способе формирования фонда капитального ремонта. Истцом пропущен срок давности, истец узнал о нарушении права в сентябре 2015 года, обратился в суд в феврале 2016 года.

Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, представитель третьего лица администрации Московского района г.Твери в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третьи лица Хисматуллина Р.П., Левина Н.В., Саломатова В.М. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо Левина Н.В. в предыдущем судебном заседании пояснила, что в 2013 году слышала о формировании фонда капитального ремонта, но ей было все равно. Любой собственник жилого помещения может инициировать проведение общего собрания, созыв общего собрания возможен в любое время вне зависимости от решения суда.

Третье лицо Волкова Е.Д. в предыдущем судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что весной 2014 года проводили общее собрание для решения вопроса о способе формирования фонда капитального ремонта, необходимо было определиться до 01 мая 2014 г., если не определятся, деньги пойдут «в общий котел», на собрании не было кворума. К собственникам никто не приходил, не объяснял, неоднократно пытались сами провести собрание для решения вопроса о способе формирования фонда капитального ремонта и решить вопрос капитального ремонта, но собрания проходят очень плохо, нет кворума, на собрание приходят одни и те же собственники. Инициативная группа обходит квартиры, не могут всех собрать на собрание, одни собственники не живут, сдают квартиры, другие не хотят приходить на собрание. Истец извещался о собраниях, но на них не приходил. Когда получили квитанции за сентябрь 2015 года с задолженностью, собрались, повозмущались, ничего не решили.

Третье лицо Бровкин В.В. в предыдущем судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что на собрания ходят одни и те же собственники, нет кворума, решали вопрос о формировании фонда капитального ремонта, об этом были разговоры, в которые он не вникал.

Представитель третьего лицо ОАО «Ритм» Семенова Е.А. в предыдущем судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица – собственники помещений в многоквартирном доме в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались заказной корреспонденцией, возражений по иску не представили. Заказная корреспонденция, направленная в адрес третьих лиц, вручена адресатам, а также вернулась за истечением срока хранения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 154 ч. 2 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

На основании ст. 169 ч. 1 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьисрок, и в случаях, предусмотренных частью7 статьи189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствии со ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

В соответствии со ст. 3 ч.ч. 2-5 Закона Тверской области от 28 июня 2013 г. № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принимается и реализуется собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном статьей 14 настоящего закона порядке региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

На основании ст. 5 Закона Тверской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа по проведению капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от 11 мая 2006 г. Горькову В.А. принадлежит на праве собственности <адрес> в г.Твери.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери от 18 июня 2013 г., протокол , выбрана непосредственная форма управления домом собственниками помещений.

Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, которая опубликована 31 декабря 2013 г..

Многоквартирный <адрес> в г.Твери включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

С 01 июля 2014 г. у собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери возникла обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.

В срок до 30 апреля 2014 г. собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете или на счете регионального оператора.

Если такое решение не принято, орган местного самоуправления в срок с 01 апреля по 30 апреля 2014 г. созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В установленный срок собственники помещений в <адрес> в г.Твери не реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.

Постановлением администрации г.Твери от 27 мая 2014 г. № 638 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов г.Твери, в перечень которых включен многоквартирный <адрес> в г.Твери.

Администрация г.Твери приняла все меры по информированию собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, оказанию помощи в принятии решения, разъяснению порядка его реализации.

Постановлением администрации г.Твери от 18 июня 2013 г. № 710 утвержден План мероприятий по участию в создании региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в который включено мероприятие по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято, определены ответственные структурные подразделения за выполнение данного мероприятия – администрации районов в г.Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери.

Для информирования собственников помещений в многоквартирных домах в официальном печатном органе администрации города «Муниципальные вести» от 25 ноября 2013 г. № 60(725) департаментом жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери опубликована памятка для собственников помещений в многоквартирных домах в целях формирования фонда капитального ремонта и информация для публикации в СМИ, даны ответы на вопросы. Газета опубликована на официальном сайте администрации г.Твери, распространяется через структурные подразделения администрации города, в том числе администрацию Московского района г.Твери, передается руководителям ТСЖ и ЖСК, председателям советов многоквартирных домов.

Согласно отчету администрации Московского района г.Твери от 12 сентября 2014 г. по реализации прав собственников при формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, в 2013-2014 годах проведены совещания с активом ТОС, руководителями ТСЖ и ЖСК, председателями советов многоквартирных домов, разработан пакет документов для проведения общих собраний собственников, который распространен на совещаниях.

Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.

Суд находит обоснованными доводы Фонда капитального ремонта об ограниченных возможностях в сборе информации о собственниках помещений в многоквартирных домах, в частности относительно <адрес> в г.Твери.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Тверской области, установлен с учетом общей площади помещения, оснащения дома лифтовым оборудованием и наличием видов благоустройства.

15 сентября 2014 г. в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, исполнения требований закона по выставлению счетов на оплату взносов на капитальный ремонт Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области направил главам муниципальных образований обращение с просьбой представить в Фонд сведения о собственниках помещений в многоквартирных домах, информацией о которых он не обладает. Согласно обращению отсутствовала информация о собственниках помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери.

При непосредственном управлении многоквартирным домом получение такой информации представляется затруднительным.

При получении информации о собственнике жилого помещения, общей площади помещения и уровне его благоустройства, Горькову В.А. в октябре 2015 года направлена квитанция об уплате взноса на капитальный ремонт дома за сентябрь 2015 года – 482,72 рублей и за период с июля 2014 г. по август 2015 года - 482,72 рублей х 14 месяцев = 6758,08 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016г. №10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в многоквартирных домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах, что не исключает необходимость оказания дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, причем независимо от избранного собственниками расположенных в них помещений способа формирования фонда капитального ремонта.

Положение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 12 апреля 2016г. №10-П, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации в ныне действующей редакции устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1 и 3 статьи 158).

Формируя новые механизмы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральный законодатель исходил из того, что его проведение возможно лишь в случае своевременного и полного участия собственников всех помещений в таких домах в расходах на выполнение соответствующих ремонтных работ. Поскольку же в силу ряда объективных причин, а также вследствие высокой стоимости работ по капитальному ремонту и обусловленной этим затруднительности однократного и одномоментного сбора денежных средств на их проведение самостоятельное осуществление капитального ремонта исключительно силами самих собственников в большинстве случаев практически невозможно, исполнение ими обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирных домах должно сводиться в первую очередь к финансированию ремонтных работ, проводимых третьими лицами, что предполагает введение правовых механизмов, обеспечивающих накопление и привлечение необходимых и достаточных для такого финансирования денежных средств.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в этом доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный многоквартирный дом.

Принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).

Вместе с тем в силу части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.

Из приведенных норм закона с учетом позиции Конституционного Суда РФ следует, что содержание общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии является обязанностью собственника помещения в многоквартирном доме, которая исполняется путем уплаты взноса на капитальный ремонт.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ реализации возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества и формированию фонда капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора.

Собственники помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери принимали меры по определению способа формирования фонда капитального ремонта, что следует из пояснений третьего лица Волковой Е.Д., которая согласно протоколу общего собрания от 18 июня 2013 г. избрана в Совет управления домом. Однако из-за нежелания собственников помещений в многоквартирном доме, отсутствия кворума, такое решение не принято. Истец на собрания не является. Пояснения третьих лиц Левиной Н.В., Бровкина В.В. также свидетельствуют о безразличии собственников помещений в многоквартирном доме относительно решения вопроса о формирования фонда капитального ремонта.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать необходимые условия для выполнения возложенной на собственников обязанности по содержанию общего имущества и право выбора способа формирования фонда капитального ремонта.

При этом под выполнением органом местного самоуправления обязанности по созыву общего собрания понимается принятие всех необходимых мер, направленных на проведение общего собрания, в том числе надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта, последствиях выбора одного из них, оказание помощи в принятии того или иного решения, разъяснение порядка его реализации.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что такие меры администрацией города приняты.

В многоквартирном <адрес> в г.Твери выбран Совет управления домом, председатель которого при надлежащем выполнении своих обязанностей могла присутствовать на мероприятиях, проводимых администрацией района с участием председателей совета многоквартирных домов по разъяснению порядка формирования фонда капитального ремонта и процедуре проведения общего собрания, получить необходимый пакет документов для проведения общего собрания.

Решение администрации г.Твери относительно многоквартирного <адрес> в г.Твери о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора соответствует закону, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, в отсутствии иного решения собственников помещений многоквартирного дома является обоснованным.

При непосредственном управлении собственники помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери не могут быть владельцами специального счета, поскольку не отнесены к перечню таких лиц. Владельцем специального счета для них является региональный оператор.

Собственники помещений в многоквартирном доме не лишены права в любой момент решением общего собрания изменить способ формирования фонда капительного ремонта.

С учетом характера спорного правоотношения и исходя из заявленных исковых требований дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Истцом оспаривается наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и ее размер, образование которой истец связывает с бездействием администрации города, выраженным в не созыве общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери, и действиями по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении <адрес> в г.Твери на счете регионального оператора, с несвоевременным информированием Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о его жилом помещении.

Требование о признании незаконным решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении <адрес> в г.Твери на счете регионального оператора в отсутствии иного выбранного способа формирования фонда капитального ремонта влечет нарушение прав собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Твери на наличие необходимых и достаточных средств для реализации мероприятий региональной программы по ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 12 апреля 2016г. №10-П, вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги, федеральный законодатель исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме имеют иную правовую природу: будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они не обладают характерным для платежей публичного характера признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются - в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта - либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора, не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Истцом пропущен срок исковой давности для защиты права, о применении которого заявлено представителем ответчика.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.

В соответствии со ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

На основании ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

На основании ст. 199 ч. 2 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Действия и бездействия органов местно самоуправления могут быть оспорены в суде в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что истцу стало известно о нарушении его прав в октябре 2015 года при получении квитанции о взносе на капитальный ремонт за сентябрь 2015 года.

Исковое заявление об оспаривании бездействий администрации г.Твери и решения администрации г.Твери от 27 мая 2014 г., опубликованное 30 мая 2014 г., с которыми истец связывает наличие оспариваемой задолженности, поступило в суд 08 февраля 2016 г..

Пропуск истцом срока исковой давности для защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

При наличии установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным решения о формировании фонда капитального ремонта, признании незаконными действий по предоставлению извещений и квитанций с указанием о задолженности не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Горькова В.А. к Администрации г.Твери, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Правительству Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, признании незаконным решения о формировании фонда капитального ремонта, признании незаконными действий по предоставлению извещений и квитанций с указанием о задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> В.Н.Багаева.