НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Твери (Тверская область) от 12.04.2022 № 12-114/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

12 апреля 2022 года г.Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Боев И.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «Коралл» по доверенности Андреевой Е.Ю. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимова С.А. №1548/6179/69 от 23.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Коралл»,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимова С.А. № 1548/6179/69 от 23.12.2021 года ООО «Коралл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Защитник ООО «Коралл» по доверенности Андреева Е.Ю. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит отменить Постановление о назначении административного наказания №1548/6179/69 от 23.12.2021 г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тверской области Зимова С.А. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» прекратить.

В обоснование жалобы указано, что ООО «Коралл» (далее по тексту - Общество) считает административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей назначенное в соответствии с Постановлением о назначении административного наказания №1548/6179/69 от 23.12.2021 г., незаконным, поскольку противоречит ст. 2.9 и ч. 1 п. 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нарушает права и законные интересы Общества. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности. Согласно Пункта 4 указанных Правил Обществу вменяется обязанность предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров. Пунктом 5 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и отчетным периодом для предоставления отчетности признается календарный год (пункт 10 Правил). Декларацию за 2020 г № 4723726 Общество сформировало путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора (личный кабинет природопользователя). Поданная за 2020 год Декларация № 4723726 с 22.03.2021 г. имела статус «Ожидает рассмотрения», а с 08.06.2021 г. имеет статус «Принято». Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. (отчет №4810045) подан Обществом 25.03.2021 г. через личный кабинет природопользователя. С 25.03.2021 г. Отчёт № 4810045 имел статус «Ожидает рассмотрения», а с 08.06.2021 отчет №4810045 имеет статус «Отклонено» с комментарием: «Информация в отчете недостоверная». Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата его отправления через электронные сервисы системы учета отходов. Таким образом, дата подачи отчёта №4810045 25.03.2021 г. является датой его приёма, и Общество своевременно подало Декларацию за 2020 г. и Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. В силу п. 20 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее по тексту - Постановление №2010) в случае, если при проведении проверки отчетности в отчетности и представляемых в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо выявлено несоответствие сведений, представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) составляет акт о проведении контрольных мероприятий за выполнением установленных нормативов утилизации, форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - акт). В акте указываются: а) факты выявления ошибок, допущенных при заполнении отчетности, и противоречий (несоответствия) сведений, содержащихся в отчетности, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил; б) факты неисполнения либо исполнения не в полном объеме установленных нормативов утилизации; в) требование о представлении Росприроднадзору (его территориальным органам) в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся отчетности, и (или) о внесении в нее изменений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, которые направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) (п. 21 Постановления №2010).

Актом №58 (вх. №2326 от 17.06.201 г.) о проведении контроля за выполнением Установленных нормативов утилизации за 2020 год от 08.06.2021 г. Росприроднадзором установлено, что в Декларации за 2020 год имеются расхождения товаров, упаковки товаров с цифровым кодом 17.21.13.000 по сравнению с данными, предоставленными Обществом в Декларации за 2019 год.

Выявленные Росприроднадзором расхождения товаров, упаковки товаров с цифровым кодом 17.21.13.000 в Декларации за 2020 год произошли в результате допущенной Обществом ошибки в Декларации за 2019 год. Общество самостоятельно выявило и исправило допущенные недостатки в Декларации за 2019 год путем направления 17.06.2021 г. новой Декларации за 2019 год (почтовое отправление № 17198057014764), которая принята Росприроднадзором без замечаний.

В случае несогласия с требованием, указанным в пункте 21 настоящих Правил, производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор направляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) копии документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в отчетности, а также пояснения относительно причин несоответствия сведений, представленных в отчетности, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил (п. 25 Постановления №2010).

Общество в качестве документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в отчетности за 2020 год, направило в адрес Росприроднадзора письмо за исх. №26/3/2494 от 17.06.2021 г. (почтовое отправление № 17198057014764) с пояснениями о причине выявленных расхождений с данными, указанными в Декларации за 2019 год, и с просьбой к Росприроднадзору дать разъяснения о дальнейших действиях, относительно не принятой отчетности за 2020 год.

Руководствуясь п. 26. Постановления №2010 при проведении проверки отчетности Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в обязательном порядке рассматриваются документы и пояснения, представленные производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в соответствии с пунктами 16 и 25 настоящих Правил.

Ввиду направления Обществом и принятием Росприроднадзором уточненной Декларации за 2019 год, выявленные расхождения в Отчете о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. (отчет №4810045 от 25.03.2021 г.) устранены, сведения в указанном отчете достоверны.

По причине того, что Общество не получило ответа на свои пояснения относительно причин несоответствия сведений, представленных в отчетности за 2020 год, направленные Почтой России письмом за исх. №26/3/2494 от 17.06.2021 г., Общество повторно обратилось в Росприроднадзор путем направления своего представителя на личный прием к сотрудникам исполнительного органа. При личном обращении 26.10.2021 г. сотрудниками Росприроднадзора представителю Общества было дано устное разъяснение о необходимости повторного направления Отчета о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. и Расчета суммы экологического сбора за 2020 г.

29.10.2021 г. через личный кабинет природопользователя Обществом повторно были поданы Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. (отчет №5213220) и Расчет суммы экологического сбора за 2020г. (отчет №5213421). Указанная отчетность с 29.10.2021 г. имела статус «Ожидает рассмотрения», а с 06.12.2021 - «Принято».

Поданные повторно данные, указанные в принятых Росприроднадзором 06.12.2021 года отчетных документах ничем не отличаются от данных в отчетных документах, поданных ООО «Коралл» 22.03.2021 г. и не принятых Росприроднадзором.

Поданная Обществом 22.03.2021 г. отчетность соответствует установленному порядку и форме представления отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров, установленным п. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и она подана в установленные указанной нормой сроки. В требованиях к предоставлению отчетности о выполнении нормативов утилизации товаров за отчетный период не установлены требования о предоставлении такой отчетности за предыдущий период, из чего следует, что исправление ошибок в Декларации за 2019 год не влечет недостоверности сведений, указанных в Декларации за 2020 год.

Из указанных обстоятельств следует, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения сроков сдачи Отчета о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г., поскольку отклонение приема Отчета до рассмотрения пояснения относительно причин несоответствия сведений, представленных в отчетности за 2020 год, направленные Почтой России письмом за исх. №26/3/2494 от 17.06.2021 г., противоречит положениям п. 25 и 26 Постановления №2010.

Таким образом, по мнению заявителя, отсутствие вины, равно как и ее недоказанность, является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения, а именно субъективной стороны (ст. 24.5 КоАП РФ).

Доказательствами отсутствия вины Общества являются, поданный 25.03.2021 г. Отчет №4810045 о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. и письмо за исх. №26/3/2494 от 17.06.2021 г. (почтовое отправление №17198057014764), следовательно, в силу положений ч. 1 п. 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Кроме того, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Материалами дела подтверждено предоставление Обществом декларации и отчетности в Верхне-Волжское Межрегиональное управление 22.03.2021 и 23.03.2021 соответственно. Кроме того, Общество своевременно предоставило на Акт №58 (вх. №2326 от 17.06.201 г.) о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 год от 08.06.2021 г. пояснения исх. № 26/3/2494 от 17.06.2021 г. и документы, подтверждающие обоснованность сведений, представленных в отчетности за 2020 год. Также Общество внесло суммы экологического сбора, что подтверждается копией платежного поручения №1884 от 06.04.2021 г., то есть до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное Обществом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий, а также конкретных обстоятельств настоящего дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

В судебное заседание защитник ООО «Коралл» не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Логунова А.А. возражала относительно удовлетворения жалобы по доводам и основаниям, содержащимся в возражениях на жалобу. Суду также пояснила, что 17.06.2021 года ООО «Коралл» направило в Межрегиональное управление письмо о предоставлении исправленной декларации за 2019 год, ввиду предоставления ранее недостоверных данных, а также разъяснении дальнейших действий ООО «Коралл». В связи с чем, 30.06.2021 года в адрес юридического лица Межрегиональным управлением направлены разъяснения о необходимости повторной подачи отчетности и расчета суммы экологического сбора за 2020 год. Таким образом, полагает, что довод юридического лица об оставлении Межрегиональным управлением обращения ООО «Коралл» от 17.06.2021 года № 26/3/2494 без рассмотрения является несостоятельным. Также отмечает, что повторно документы, указанные в Акте от 16.06.2021 года были направлены ООО «Коралл» лишь 29.10.2021 года, то есть в нарушение сроков, указанных в акте № 58 от 16.06.2021.

Заслушав представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Логунову А.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора 25.10.2021 (вх.№ 06/1765 от 25.10.2021) поступила служебная записка от начальника отдела разрешительной деятельности по Тверской области Андреевой А.В., содержащая сведения о нарушении требований законодательства РФ, в которой сообщается, что в ходе рассмотрения в рамках отчетной кампании деклараций о количестве вьшущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территорий Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки», отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (далее - отчетность) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 года № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» выявлен ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не представивших и (или) несвоевременно представивших декларации о количестве товаров, расчёты экологического сбора, отчёты о выполнении нормативов утилизации либо в неполном объеме, либо содержащие недостоверные сведения. Одним из таких юридических лиц является ООО «Коралл», которое представило отчетность, а именно:

- Декларация о количестве выпущенных в обращение территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ - 22.03.2021, которая была принята без замечаний 08.06.2021;

- Отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 г. - 25.03,2021 и которая была отклонена к приёму в связи с наличием недостоверных сведений 08.06.2021;

- Форма расчёта суммы экологического сбора за 2020 г - 12.04.2021 и которая была отклонена к приёму в связи с наличием недостоверных сведений 08.06.2021.

В соответствии с п.20 Правил представления производителями товаров, импортёрами товаров отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010, в случае если при проведении проверки отчётности в отчётности и представляемых документах выявлены ошибки и (или) противоречия, либо выявлено несоответствие сведений, представленных производителем товаров, импортёром товаров, ассоциацией, Российским экологическим оператором, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (её территориальные органы) составляют акт о проведении контрольных мероприятий за выполнением установленных нормативов утилизации.

В адрес ООО «Коралл» 16.06.2021 был направлен Акт № 58 о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 г., в котором отмечалось, что в нарушении п.7 к форме отчётности Правил предоставления производителями товаров, импортёрами товаров отчётности нормативов утилизаций отходов от использования товаров, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010, в отчётности данные по реализованным товарам, упаковке товаров не соответствуют данным, указанным в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 г.

В Акте № 58 от 16.06.2021 указан срок 10 рабочих дней со дня получения, в течении которых ООО «Коралл» обязано представить обоснованные пояснения, касающиеся отчётности, и внести в неё изменения для устранения фактов, указанных в Акте о проведении контроля за выполнением установленных нормативов.

Повторно данная отчётность была представлена только 29.10.2021 и принята 06.12.2021 Межрегиональным управлением.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Коралл» к административной ответственности по ч.1 ст.8.5.1 КоАП РФ.

На основании п.3 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Статьёй 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

В п. 16. ст. 24.2 № 89-ФЗ указано, что порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 № 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Учитывая примечание 7 к форме отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров (далее - отчетность) Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 (далее - Правила № 2010), отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации за год, предшествующий отчетному периоду.

Таким образом, в 2021 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2020 год, указывают в отчетности количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в 2019 году, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2019 год, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2020 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Пунктом 12 Правил № 2010 установлено, что:

- Отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров представляется до 01 апреля года, следующего за отчетным.

- Форма расчёта суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Согласно пункту 29 Правил № 2010 за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.5.1 установлено, что непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении данной жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении помимо иных сведений, указывается событие административного правонарушения.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства правонарушения, установленные должностным лицом при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

Данные требования КоАП РФ не были выполнены должностным лицом при вынесении постановления.

В соответствии с положениями ст. 26.1 - 26.2 КоАП РФ предметом доказывания по делу являются обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Судом установлено, что ООО «Коралл» была сформирована и подана путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора (личный кабинет природопользователя) Декларация №4723726 о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ - 22.03.2021, которая была принята без замечаний 08.06.2021 года. Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. (отчет №4810045) подан Обществом 25.03.2021 г. также через личный кабинет природопользователя. 08.06.2021 отчет №4810045 был отклонён с комментарием: «Информация в отчете недостоверная». Форма расчёта суммы экологического сбора за 2020 год была подана также 23.03.2021 года и 08.06.2021 года была также отклонена в связи с наличием недостоверных сведений.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата его отправления через электронные сервисы системы учета отходов. Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные выше документы первоначально были поданы в установленный законом срок.

В силу п. 20 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» в случае, если при проведении проверки отчетности в отчетности и представляемых в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо выявлено несоответствие сведений, представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) составляет акт о проведении контрольных мероприятий за выполнением установленных нормативов утилизации, форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В акте указываются: а) факты выявления ошибок, допущенных при заполнении отчетности, и противоречий (несоответствия) сведений, содержащихся в отчетности, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил; б) факты неисполнения либо исполнения не в полном объеме установленных нормативов утилизации; в) требование о представлении Росприроднадзору (его территориальным органам) в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся отчетности, и (или) о внесении в нее изменений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, которые направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) (п. 21 Постановления №2010).

Актом №58 (вх. №2326 от 17.06.201 г.) о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2020 год от 08.06.2021 г. Росприроднадзором установлено, что в Декларации за 2020 год имеются расхождения товаров, упаковки товаров с цифровым кодом 17.21.13.000 по сравнению с данными, предоставленными Обществом в Декларации за 2019 год.

В ходе рассмотрения дела было также установлено, что выявленные Росприроднадзором расхождения товаров, упаковки товаров с цифровым кодом 17.21.13.000 в Декларации за 2020 год произошли в результате допущенной Обществом ошибки в Декларации за 2019 год. ООО «Коралл» самостоятельно выявило и исправило допущенные недостатки в Декларации за 2019 год путем направления 17.06.2021 г. новой Декларации за 2019 год (почтовое отправление №17198057014764), которая принята Росприроднадзором без замечаний.

В случае несогласия с требованием, указанным в пункте 21 настоящих Правил, производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор направляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) копии документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в отчетности, а также пояснения относительно причин несоответствия сведений, представленных в отчетности, информации, указанной в пункте 18 настоящих Правил (п. 25 Постановления №2010).

ООО «Коралл» в качестве документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в отчетности за 2020 год, во исполнение п.21 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и в установленный в акте № 58 от 16.06.2021 срок направило в адрес Росприроднадзора письмо за исх. №26/3/2494 от 17.06.2021 г. (почтовое отправление №17198057014764) с пояснениями о причине выявленных расхождений с данными, указанными в Декларации за 2019 год, и с просьбой к Росприроднадзору дать разъяснения о дальнейших действиях, относительно не принятой отчетности за 2020 год.

Руководствуясь п. 26. Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров" при проведении проверки отчетности Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в обязательном порядке рассматриваются документы и пояснения, представленные производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в соответствии с пунктами 16 и 25 настоящих Правил.

В материалах дела имеется письмо от 30.06.2021 года № 06/3678 за подписью заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Щуко В.Е., адресованное директору ООО «Коралл» Чмыхалову С.В. в ответ на обращение, поступившее в Межрегиональное управление 18.06.2021 года вх. № 4976 с разъяснением дальнейших действий по повторному направлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчета суммы экологического сбора. Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО «Коралл» является: 171940, Тверская область, Бежецкий р-он., д.Алексеевское, д.5. Вместе с тем, данное письмо согласно реестру отправленной корреспонденции было направлено по адресу: д.Алексеевское, Бежецкий р-он. Поскольку указанное почтовое отправление было направлено простой почтой, доказательства получения ООО «Коралл» данной корреспонденции материалы дела не содержат.

ООО «Коралл» 29.10.2021 г. через личный кабинет природопользователя повторно были поданы Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 г. (отчет №5213220) и Расчет суммы экологического сбора за 2020г. (отчет №5213421) аналогичные отчёту о выполнении нормативов утилизации отходов за 2020 год и расчёту суммы экологического сбора за 2020 год, поданные ООО «Коралл» 22.03.2021 года и 23.03.2021 года соответственно. Указанная отчетность с 29.10.2021 г. имела статус «Ожидает рассмотрения», а с 06.12.2021 - «Принято».

В ходе рассмотрения дела было установлено и государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимовым С.А. в судебном заседании подтверждено, что поданные повторно ООО «Коралл» данные, указанные в принятых Росприроднадзором 06.12.2021 года отчетных документах аналогичные данным, представленным ООО «Коралл» 22.03.2021 г. и 23.03.2021 года и не принятых Росприроднадзором. То есть, суд приходит к выводу, что предоставленные ООО «Коралл» 22.03.2021 года и 23.03.2021 года в Межрегиональное управление документы, фактически являлись достоверными и предоставленными в установленный законом срок.

Таким образом, вопреки доводам, изложенным в постановлении государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимова С.А. №1548/6179/69 от 23.12.2021 года, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что фактически ООО «Коралл» не были нарушены сроки предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также сроки предоставления формы расчёта суммы экологического сбора, в то время как ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ предполагает наказание за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимова С.А. №1548/6179/69 от 23.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Коралл», подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статья 1.5 КоАПРФ определяет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Таким образом, постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Коралл» по доверенности Андреевой Е.Ю. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимова С.А. №1548/6179/69 от 23.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Коралл» - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Тверской области Зимова С.А. № 1548/6179/69 от 23.12.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Коралл» - отменить, производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ в отношении ООО «Коралл» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.

Судья И.В.Боев

1версия для печатиДело № 12-114/2022 (Решение)