НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Твери (Тверская область) от 06.10.2022 № 2-2112/2022

дело №2-2112/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2022г. г. Тверь

Московский районный суд города Твери

в составе председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной

при секретаре Н.С. Федоровой

с участием истца А.М. Телибаева, представителя ответчика Ю.А. Семеновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Телибаева А.М. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области об обязании пересчитать пенсию и произвести индексацию назначенной пенсии,

установил:

Телибаев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области об обязании пересчитать пенсию и произвести индексацию назначенной пенсии.

В обоснование иска указано, что Телибаев А.М. является пенсионером и отцом несовершеннолетнего ребенка. На данный момент размер его пенсии не соответствует достойному проживанию и существованию. Более того, в связи с финансовым кризисом и резким повышением цен на продукты питания становится невозможным приобретать продукты и прокормить себя и ребенка. Также необходимо оплачивать коммунальные услуги, стоимость которых возрастает с каждым днем. Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской Области (Межрайонное) в 2013 году урезали ему пенсию на 1625,21 рублей, что является нарушением его прав на достойное существование, социальное равенство в обществе. В 2020 году Телибаев А.М. обратился к начальнику ПФР в Торопецком районе, где в устной форме ответили Телибаеву А.М., что из-за некомпетентности работника ПФР была совершена ошибка. Ответа в письменной форме Телибаев А.М. не получал. С текущими пенсионными выплатами Телибаев А.М. не согласен, так как Пенсионным Фондом не было учтено следующее: страховой стаж более 36 лет, большую часть из которых Телибаев А.М. отработал в районах Крайнего севера - периоды с 18 июня 1977 года по 12 апреля 2004 года и с 20 ноября 2009 года по 30 апреля 2011 года, а также Телибаев А.М. является отцом несовершеннолетнего ребенка. Органы государственной власти злоупотребляют своими правами, урезав Телибаеву А.М. страховую пенсию на 1625,21 рублей, что является нарушением прав истца. Таким образом, ответчик злоупотребляет своими правами, не предоставляя Телибаеву А.М. дополнительных и компенсационных выплат к пенсии, что является грубым нарушением прав истца и законных интересов, прав на достойное существование, социальное равенство в обществе, право на медицинское обслуживание и оздоровление, которые не может быть предоставлено Государственным Учреждением, а самое главное содержании несовершеннолетнего ребенка. Доплата за детей положена гражданам, получающим страховые пенсии по старости и инвалидности и имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, а также детей студентов до 23 лет, обучающихся по очной форме. Право на увеличение фиксированной выплаты в составе пенсии имеют оба родителя. На 2021 год общеустановленный размер фиксированной выплаты страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров составляет 6044,48 рублей. В 2021 году за каждого нетрудоспособного члена семьи доплата составляет 2014,82 руб. Для повышения пенсии учитывается не более трех нетрудоспособных членов семьи, поэтому максимальная сумма надбавки составит 6044,46 рублей. Данный размер индексируется ежегодно. На детей до 18 лет повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается без подтверждения нахождения на иждивении. Согласно ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 29.12.2020) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80: Красноярский край - г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты; Мурманская область - г. Мурманск-140. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70: Республика Саха (Якутия) - Ленский район (севернее 61 град. северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты; Магаданская область - вся территория области; Мурманская область - пгг. Туманный. В связи с этим у истца возникло сомнение в правильности расчета пенсии, а именно неверно исчислен общий страховой стаж. Не приведен расчет индивидуального пенсионного коэффициента. Телибаев А.М. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему порядка расчета пенсии, но ответа так и не получил. Согласно Приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (ред. от 11.07.1991, с изм. от 01.12..2015) "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" стаж рассчитывается путем суммирования календарной продолжительности периодов работы с применением к ней коэффициента 1,5. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места нынешнего проживания, представлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, предоставлено право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (возраст определяется с учетом переходных положений приложений 5 и 6 Закона № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера независимо от места проживания. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (65 лет - для мужчин (с учетом переходных положений приложений 5 и 6 к Закону № 400-. ФЗ) и 60 лет - для женщин (с учетом переходных положений приложения б к Закону № 400-ФЗ)) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При этом гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (например, по Списку № 2) страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости индексируются в следующем порядке: при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта; в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта; коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости за этот же год, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. В связи с нарушением прав, он обратился с претензией с целью досудебного урегулирования данного спора, но ответа так и не получил.

Истец просит обязать пересчитать пенсию с учетом страхового стажа период в районах Крайнего Севера с 18 июня 1977 года по 12 апреля 2004 года и с 20 ноября 2009 года по 30 апреля 2011 года, а именно верно рассчитать общий страховой стаж согласно действующему Российскому законодательству и учесть тот факт, что является отцом несовершеннолетнего ребенка; обязать произвести индексацию назначенной пенсии в связи с ростом заработной платы в стране с даты назначения пенсии с 28.11.2009 года до окончания срока действия Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

При рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просит обязать сделать перерасчет пенсии и выплатить пенсию полагающуюся денежную сумму в размере 177147,89 рублей за период с 01 августа 2013г. по 01 августа 2022г., так как были нарушены права истца в связи с тем, что незаконно уменьшил размер пенсии.

Дополнительно в обоснование иска указано, что в возражении на исковое заявление ответчик не указал, почему 01 августа 2013 году истцу урезали пенсию на 1625,21 рублей, что является нарушением его прав на достойное существование, социальное равенство в обществе. Как указано в справке от 30.12.2021, у истца до 31 июля 2013 года была пенсия в размере 11471, 17 рублей, а 31.08.2013 истец получил пенсию в размере 9845,96 рублей. В 2020 году Телибаев А.М. обратился к начальнику ПФР в Торопецком районе, где в устной форме ему ответили, что из-за некомпетентности работника ПФР была совершена ошибка и ему снизили пенсию на 1625,21 руб. Ответа в письменной форме Телибаев А.М. не получал, хотя как следует из положения о Пенсионном фонде РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-I) на ПФР и его региональные отделения возложена обязанность по проведению разъяснительной работы среди населения по вопросам, которые входят в его компетенцию (а это, прежде всего, государственное пенсионное обеспечение). Таким образом, когда истец обращался в ПФР, сотрудники должны были дать ответ согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно, но ПФР этого не сделали, в результате чего истцу не доплачивают пенсию в размере 1625,21 рублей с периода 01 августа 2013 года по 01 августа 2022 года. В силу ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В связи с этим считает, что пенсионные права истца были нарушены с учетом требований N400-Ф3 "О страховых пенсиях", N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В судебном заседании истец Телибаев А.М. поддержал исковые требования с учетом уточненного искового заявления, а также указывал, что в августе 2013 года проводилась индексация работающим пенсионерам. Ему пришла пенсия не полностью, но он не стал ничего выяснять потому, что в январе этого же года пенсия приходила частями. Он решил немного подождать. Через месяц позвонил в Пенсионный фонд, ему сказали, что ошибочно неправильно выплачивали ему пенсию, больше, чем положено. Это они объяснили тем, что он не предоставил справку о том, что он работает. Он считал, что никакой справки не нужно, так как в пенсионный фонд от зарплаты идут отчисления. Ему пояснили, что от него должно быть заявление, и что они не будут удерживать то, что ему переплатили. Он испугался, что они все-таки могут удержать у него лишнее и не стал разбираться. Он в тот момент находился на работе в Волгограде. В 2017 году он вернулся в г. Торопец и обратился в Пенсионный фонд, в котором сказали, что это из-за некомпетентности их работника произошло в 2013г. Он не стал сильно возмущаться, поскольку только что женился, постеснялся обращаться с разбирательствами. Потом услышал информацию в СМИ, что можно подать на перерасчет пенсии, и он решил подать, в надежде на то, что восстановят пенсию. К тому времени у него родился ребенок, и ему добавили небольшую сумму к пенсии. Сумму выплачивают такую, какую он получал. Потом он еще раз подал заявление о перерасчете, и ему пришел тот же самый ответ, ему отказали в перерасчете. По радио услышал рекламу московского юридического агентства, и решил обратиться туда, поскольку он бы сам не смог правильно составить документы. Они составили все документы. В 2013г. он в Пенсионный фонд с какими-либо заявлениями, в том числе с заявлением о перерасчете пенсии не обращался. Он позже обратился в Пенсионный фонд с просьбой пересчитать пенсию и, что была допущена ошибка, и ему дали неправильный ответ. В 2017 г., 2020 г., 2021 г. он обращался с заявлением о перерасчете пенсии. В ответах на его заявление они написали из чего состоит пенсия, но не была включена доплата за ребенка. Ему сократили пенсию, и сказали, что не будут с него удерживать, снизили пенсию на 1700 руб. в 2013г. Пенсия у него была около 11000 руб., а сейчас почти 9000 руб. Они урезали ему пенсию без согласования с ним. Сейчас пенсию он получает не 9000 руб., но на эти 2000 руб. получает ежемесячно меньше. Когда он увольнялся, пенсия индексировалась. Индексация на недоплаченную пенсию тоже должна была бы быть начислена, раз пенсию урезали в 2013г., то индексируют тоже меньшую сумму и каждый месяц не доплачивают эту сумму. Считает, что в настоящий момент нет доказательств, но все равно он считает, что Пенсионный фонд не хочет признавать ошибку и ни разу не признал, пенсионный фонд его обманул, видит в этом злой умысел со стороны ответчика. По другим периодам у него вопросов к пенсионному фонду нет, он имеет претензии только по 2013г., поскольку именно тогда ему была урезана пенсия.

Представитель ответчика Семенова Ю.А. в судебном заседании и письменных возражениях исковые требования не признала, указывала, что Телибаев А.М. с 28.11.2009 является получателем пенсии по старости, назначенной Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском округе г. Мурманска в соответствии с пп. 9 п.1 ст. 27 и пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 - страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2003 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Повышение фиксированной выплаты к пенсии истца территориальным пенсионным органом не устанавливалось, так как при исчислении страхового стажа в календарном порядке его страховой стаж на момент назначения ему пенсии по старости составлял менее 25 лет. С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также страхового стажа. Согласно части 8 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи пенсионера либо в случае приобретения им необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ установлен порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, что обеспечивает им возможность реализации пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии, при этом перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера с представлением им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21, о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. На основании пункта 48 Правил N 884н, п.27 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 23.01.2019 N16п, заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя. 16.01.2017 истец обратился в УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии (перерасчета размера фиксированной выплаты к пенсии) в соответствии с ч. 8 ст. 18 № 400-ФЗ в связи с приобретением необходимого календарного стажа в РКС (районах крайнего севера). Поскольку у истца на дату подачи заявления был приобретен необходимый календарный стаж, предусмотренный статьей 17 Федерального закона N 400-ФЗ в размере не менее 25 лет и составлял 28 лет 2 мес. 3 дня Распоряжением УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 25.01.2017 №11533/17 ему был произведен перерасчет размера пенсии с 01.02.2017 - установлена повышенная фиксированная выплате к страховой пенсии по старости, размер пенсии составил 15081 руб. 40 коп., в том числе 6838,40 руб. – повышенная фиксированная выплата (4558, 93 руб. - базовый размер фиксированной выплаты на 01.01.2017, 2279,47 - повышение фиксированной выплаты за работу в РКС не менее 15 лет). 22.10.2018 истцом в УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) было подано заявление о перерасчете размера пенсии (перерасчета фиксированной выплаты к пенсии) в соответствии с ч. 8 ст. 18 № 400-ФЗ в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи. Распоряжением УПФР в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) от 24.10.2018 истцу был произведен перерасчет размера пенсии с 01.11.2018 - установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, размер пенсии составил 19010 руб. 14 коп., в том числе 9965,81 руб. фиксированная выплата (4982, 90 руб. - базовый размер фиксированной выплаты на 01.01.2018, 2491,45 - повышение фиксированной выплаты за работу в РКС не менее 15 лет, 1660 руб. 97 коп. - наличие нетрудоспособны иждивенцев, 830 руб. 49 коп. - увеличение повышения за работу в РКС не менее 15 лет лицам, имеющим нетрудоспособных иждивенцев. Таким образом, поскольку истцом после 22 октября 2018 года заявления о перерасчете размера пенсии в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не подавались, оснований для перерасчета размера пенсии с учетом страхового стажа истца в районах Крайнего Севера с 18 июня 1977 года по 12 апреля 2004 года и с 20 ноября 2009 года по 30 апреля 2011 года у ОПФР по Тверской области не имеется. Кроме того, все периоды работы истца во временном промежутке с 18.06.1977 по 12.04.2004 и с 20.11.2009 по 17.03.2010 включены в его стаж с особыми условиями - РКС (работа в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях) и учтены при вынесении вышеуказанного Распоряжения от 25.01.2017 № 11533/17. Период с 18.03.2010 по 30.04.2011 не подлежит включению в стаж работы истца с особыми условиями РКС в связи с отсутствием периодов работы в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета с 18.03.2010 по 18.04.2010 и с 01.04.2011 по 30.04.2011 и представлением работодателем Государственным общеобразовательным учреждением дополнительного образования детей «Мурманский областной центр дополнительного образования детей» «ПАПЛАНДИЯ» в ПФР сведений о работе истца за период с 19.04.2010 по 31.03.2011 без указания кода особых условий труда (РКС). Исковые требования истца об обязании ОПФР по Тверской области произвести индексацию назначенной пенсии в связи с ростом заработной платы в стране с даты назначения пенсии с 28.11.2009 года до окончания срока действия Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» так же не подлежат удовлетворению, как противоречащие нормам права, регулирующим порядок реализации гражданами пенсионных прав. В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт работы в особы условиях) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью истца. Однако истцом не только не представлены доказательства в подтверждение своих исковых требований, но и доводы искового заявления не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, носят противоречивый характер, кроме того не указаны даты обращений истца в пенсионный орган, в том числе и с заявлением о предоставлении ему порядка расчета пенсии. Дополнительно представитель ответчика пояснила, что ответчик проверил все произведенные начисления и выплаты истцу, пенсия выплачивается в том размере, в котором положена. Никаких удержаний и перерасчетов пенсии в 2013 году истцу не производилось. В августе 2013 году был сделан перерасчет в сторону увеличения. Справка, на которую ссылается истец, является не корректной и выдача справок ф.2 в связи с переходом на иную программу в связи с введением в действие ФЗ-400, отменена, либо ее надо составлять вручную, поскольку программа выдает ошибки при составлении таких справок, что видно и из текста этой справки. Сотрудник, который выдал справку, в настоящее время не работает. Материалы пенсионного дела истца не подтверждают данную справку, истец не представил надлежащих доказательств своим доводам. К тому после событий, о которых указывает истец, прошло 10 лет, все возможные сроки обжалования истекли. Истец ранее не считал нужным обращаться, а спустя такое значительное время решил обратиться. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.

На основании пп.9 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пп.6 п.1 ст.28 Закона №173-ФЗ ранее достижения установленного законом возраста пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Как следует из п.2 ст.28 данного закона при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Из ст.28.1 данного закона следует, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Порядок назначения и перерасчета трудовых пенсий с 01.01.2015г. закреплен в положениях Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также «Перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденному Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. №958н.

Согласно п. 3 ст. 36 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545); б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.(п.6).

В соответствии с п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014г. N1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст.22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

В соответствии со ст. 23 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:

- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;

- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего закона.

В силу ч.2 ст.26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено судом и никем не оспаривается, с 28.11.2009 года истец Телибаев А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является получателем пенсии, которая была назначена ему на основании пп.9 п.1 ст.27, с учетом положений пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из материалов дела также следует, что истец является отцом несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В декабре 2021г. Телибаев А.М. направил в ГУ ОПФР по Тверской области обращение, в котором указал о несогласии с текущими пенсионными выплатами, поскольку его трудовой стаж составляет более 36 лет, большую часть из которых он отработал в районах крайнего севера с 18.07.1977г. по 12.04.2004г. и с 20.11.2009г. по 30.04.2011г., а также является отцом несовершеннолетнего ребенка, а пенсионный орган злоупотребляет своими правами, не предоставляя ему дополнительных и компенсационных выплат к пенсии. В заявлении он просил пересчитать пенсию с учетом страхового стажа более 36 лет, большинство из которых он отработал в районах крайнего севера согласно действующему законодательству.

20.12.2021 Телибаеву А.М. направлен ответ на данное обращение , в котором даны разъяснения и расчеты ранее назначенной страховой пенсии по старости, указано, что основания для осуществления перерасчета размера страховой пенсии по старости отсутствуют.

12.01.2022г. ГУ ОПФР по Тверской области Телибаеву А.М. направлен ответ №Т-3989-21, 4024-21, 92-22 на его обращение, поступившее к ним из аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ и Исполнительной дирекции ПФ РФ, в котором со ссылкой на ранее направленные 20.12.2021г. разъяснения, указано дополнительно, что с учетом индексации с 01.01.2022г. размер страховой пенсии по старости составляет 25120,97 рублей, из них 12802,20 рублей – повышенная фиксированная выплата. В соответствии с ч.1 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, страховая пенсия по старости с 01.01.2022 выплачивается истцу как работающему пенсионеру, без индексации в сумме 23721,73 рублей, из них 12088,97 рублей повышенная фиксированная выплата. Разъяснили также, что некоторые организации, именуемые себя юридическими, оказывают платные услуги – готовят от имени граждан заявления в пенсионный фонд о перерасчете пенсии. ПФ РФ не сотрудничает с подобными организациями, не имеет с ними договоров, не предоставляет им доступа к базам данным. Разъяснили также каким образом возможно получить официальную информацию в ПФР.

При рассмотрении дела ответчик возражал по доводам иска, указывал, что оснований для перерасчета пенсии, ее индексации с 2013г., выплате пенсии за этот период в заявленном истцом размере не имеется, размер пенсии истцу в 2013г. не уменьшался, заявлений о перерасчете истец в 2013г. не подавал, беззаявительный характер перерасчета пенсий не предусмотрен и на пенсионный орган такая обязанность не возложена. Истец надлежащих доказательств своим доводам не представил.

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие ст.12 ГК Российской Федерации. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Кроме того, заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, статей 12, 56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Из содержаний норм закона следует, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле. Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведет к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.

Из ст.59 ГПК РФ следует, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 9, 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Истец при рассмотрении дела и в исковом заявлении утверждает, что с августа 2013г. у него по инициативе ответчика была уменьшена пенсия на 1625,21 рублей. На его устные обращения в УПФР в Торопецком районе Тверской области еще в 2013г. ему объяснили об ошибке по вине работника при начислении пенсии, и в связи с этим приведении размера пенсии к правильному размеру, а также не удержании излишне выплаченной пенсии с истца. Письменных заявлений о даче разъяснений, либо о перерасчете в 2013г., как истец указал в судебном заседании, он в пенсионный орган не подавал. Истец также настаивал на том, что не имеет каких-либо претензий по расчетам и перерасчетам, исчислению стажа к ответчику по иным периодам, в том числе по работе в районах крайнего севера и выплатам на несовершеннолетнего иждивенца, размере пенсии, так как у некоторых других размер пенсии гораздо меньше его пенсии.

Вместе с тем, доводы истца об уменьшении размера его пенсии с августа 2013г. по инициативе ответчика на 1625,21 рублей, устные обращения в УПФР в Торопецком районе Тверской области, где ему разъясняли об ошибке по вине работника при начислении пенсии, и в связи с этим приведении размера пенсии к правильному размеру, а также не удержании излишне выплаченной пенсии с истца, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела. Истец, вопреки бремени доказывания, закрепленным в ст.56 ГПК РФ, своим доводам надлежащих и бесспорных доказательств не представил. Злоупотребление правом со стороны ответчика суд также не усматривает.

Истец в подтверждение доводов ссылается на справку, выданную ему 30.12.2021г. КС (на правах отдела) в Торопецком районе за период с 01.06.2011 по 31.12.2014, из которой видно, что в июле 2013г. размер его пенсии составил 11471,17 рублей, а в августе 2013г и вплоть до января 2014г. - 9845,96 рублей.

Ответчик при рассмотрении дела утверждал, что содержание справки является не корректным, что видно из ее содержания, выдача данной справки формы №2 из электронной базы отменено еще с 2015г. в связи с вступлением в силу нового закона о пенсиях.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, обозрев пенсионное дело Телибаева А.М., распоряжения о перерасчете пенсии, историю выплат за период с 01.01.2013 по 31.10.2022г., информации о выплатах за период с 2011г. по 2017г. включительно с указанием вида доставки пенсии и ее размера, выплаченных истцу, данные о взносах с 2011г. по 2022г. следует, что размер пенсии истца не уменьшался, в частности, в июле 2013г. размер пенсии составил 9655,97 рублей, а в августе 2013г. – 9835,92 рублей. В таком размере пенсия истцу выплачивалась вплоть до января 2014г., в феврале 2014г. размер пенсии составил 10475,25 рублей. Выданная КС (на правах отдела) в Торопецком районе 30.12.2021г. справка опровергается имеющимися материалами пенсионного дела истца, в том числе историей выплаты, выданной тем же органом. Доводы ответчика о некорректном содержании выданной 30.12.2021г. справки истцом опровергнуты не были.

Таким образом, доводы истца не нашли своего подтверждения в судебном заседании, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Исходя из установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска в полном объеме с учетом избранного истцом способа защиты права и в пределах заявленных последним исковых требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Телибаева А.М. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области об обязании пересчитать пенсию, выплатить полагающуюся денежную сумму в размере 177147,89 рублей за период с 01 августа 2013 года по 01 августа 2022г., произвести индексацию назначенной пенсии с даты назначения пенсии с 28.11.2009г. и до окончания срока действия Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Тутукина

В окончательной форме решение принято 11 октября 2022г.

1версия для печатиДело № 2-2112/2022 ~ М-1566/2022 (Решение)