НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Твери (Тверская область) от 03.03.2020 № 2А-566/20

Дело № 2а-566/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 марта 2020 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Васильевой Т.Н.,

при секретаре Безрук Е.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тверской области к УФССП России по Тверской области, Московскому РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области, заместителю старшего судебного пристава Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Майковой И.А. об освобождении от исполнительского сбора либо уменьшении его размера,

установил:

13 января 2020 года в Московский районный суд г. Твери поступило административное исковое заявление Регионального отделения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тверской области (далее - ДОСААФ Тверской области) к Московскому РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области об освобождении от исполнительского сбора либо уменьшении его размера.

В обоснование заявленных требований указано, что 19 декабря 2019 года Московским РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области вынесено постановление о взыскании с ДОСААФ Тверской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением административным истцом решения Кашинского городского суда Тверской области от 13 июня 2017 года, которым на ДОСААФ Тверской области как на учредителя негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Кашинский учебно-технический клуб ДОСААФ Тверской области» возложена обязанность совершить действия по ликвидации названного образовательного учреждения. До настоящего времени решение суда не исполнено. Однако деятельность ликвидируемого учреждения фактически была прекращена в 2013 году, движение по счетам юридического лица не осуществляется, налоговая отчетность не сдается. На момент вынесения решения суда в отношении названного образовательного учреждения была инициирована процедура исключения из ЕГРЮЛ со стороны МИФНС № 4 по Тверской области. Процедура ликвидации юридического лица в добровольном порядке во исполнение решения суда займет более длительный промежуток времени. Документация лица, в отношении которого судом принято решение о ликвидации, в ДОСААФ Тверской области не передавалась. Денежные средства, необходимые для восстановления бухгалтерской отчетности ликвидируемого негосударственного учреждения, сопровождения процедуры ликвидации, а также оплаты труда ликвидаторов у ДОСААФ Тверской области отсутствуют.

Определением Московского районного суда г. Твери от 03 февраля 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФССП России по Тверской области и заместитель старшего судебного пристава Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Майкова И.А., в качестве заинтересованного лица – Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, и (или) их представители не явились, о времени и месте судебного заседании извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

От заместителя начальника Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Майковой И.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя названного отдела, в котором также содержалась просьба об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В письме заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области от 18 февраля 2020 года содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя названного Управления, а также указание на отсутствие возражений против удовлетворения заявленных требований.

В силу ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, в том числе копии представленного исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ.

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом согласно ч. 2 ст. 92 КАС РФ в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным ч. 2 ст. 213, гл.гл. 24, 28, 30, 31, 31.1 КАС РФ.

Из представленных материалов следует и не оспаривается сторонами, что копия постановления судебного пристава-исполнителя от 19 декабря 2019 года о взыскании исполнительского сбора получена административным истцом 24 декабря 2019 года. Административное исковое заявление направлено административным истцом в суд 09 января 2020 года.

В связи с изложенным, учитывая процитированные выше положения ч. 2 ст. 92 КАС РФ об исчислении процессуальных сроков, суд приходит к выводу, что предусмотренный ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд административным истцом соблюден.

Разрешая заявленные в административном иске требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года (далее – Закона об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Нормы права регулируют процедуру его взыскания, а также срок, в течение которого постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем - в период принудительного исполнения, но не ранее истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им не только норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, а также обстоятельства, подтверждающие вину должника в несоблюдении законных требований государства, но и соблюдение норм, регулирующих порядок взыскания исполнительского сбора, предписывающих направлять должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства, соблюдать срок совершения исполнительных действий, не допуская, чтобы несвоевременное решение вопроса об окончании исполнительного производства влекло неблагоприятные для должника последствия и искажало цели постановления о взыскании исполнительского сбора - пресечение правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда.

Должник в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора, в частности, указать, какие им приняты меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, и соблюдение срока обращения в суд.

Как следует из представленных материалов, 28 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области по итогам рассмотрения исполнительного документа, выданного на основании решения Кашинского городского суда Тверской области от 13 июня 2017 года, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника ДОСААФ Тверской области в пользу взыскателя Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области (предмет исполнения: возложить на учредителя ДОСААФ Тверской области обязанность совершать действия по ликвидации Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Кашинский учебно-технический клуб ДОСААФ Тверской области» в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ).

Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен пятидневный срок с момента получения копии постановления, что согласуется с положениями п. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. При наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Согласно реестру заказных писем, направленных Московским РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области № 00382/СПМ-17 копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес должника 11 августа 2017 года и, как следует из ответа ООО «ВИП-КУРЬЕР» № 16 от 03 марта 2020 года, получена ДОСААФ Тверской области 16 августа 2017 года.

19 декабря 2019 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Майковой И.А. составлен акт, согласно которому требования исполнительного документа не исполнены.

В тот же день заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Майковой И.А. вынесено оспариваемое постановление о взыскании с ДОСААФ Тверской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлении нового срока исполнения до 28 января 2020 года.

В обоснование названного постановления указано, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнен. При этом доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. ДОСААФ Тверской области надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в период принудительного исполнения решения суда, не ранее истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа. Положения закона, регулирующие порядок взыскания исполнительского сбора, судебным приставом-исполнителем соблюдены. Доказательства, подтверждающие вину должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный для их добровольного исполнения срок, суду представлены. Факт не исполнения решения суда о ликвидации организации не оспаривается и самим административным истцом.

Доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, должник ни судебному приставу-исполнителю, ни суду не представил.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительского сбора с ДОСААФ Тверской области.

Ссылка административного истца на определение Кашинского межрайонного суда Тверской области от 04 февраля 2020 года как на доказательство отсутствие вины ДОСААФ Тверской области в неисполнении решения суда к установленному сроку и несоразмерность примененных к должнику санкций на выводы суда повлиять не может, поскольку названное определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения решения Кашинского городского суда Тверской области от 13 июня 2017 года до 04 июля 2020 года вынесено по истечении длительного периода времени после получения ДОСААФ Тверской области постановления о возбуждении исполнительного производства и вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора.

Доводы административного истца, связанные с деятельностью ликвидируемого юридического лица, а также инициированием Министерством ИФНС России № 4 по Тверской области процедуры исключения из ЕГРЮЛ негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Кашинский учебно-технический клуб ДОСААФ Тверской области» не свидетельствуют о незаконности принятого судебным приставом-исполнителем решения о взыскании с должника исполнительского сбора.

Указанные обстоятельства к числу чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и другим непреодолимым препятствиям, находящимися вне контроля должника, препятствующим исполнению исполнительного документа в установленные сроки, отнесены быть не могут, поскольку решением Кашинского городского суда Тверской области от 13 июня 2017 года обязанность совершать действия по ликвидации Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Кашинский учебно-технический клуб ДОСААФ Тверской области» в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ возложена на ДОСААФ Тверской области как на учредителя названного негосударственного учреждения.

На момент вынесения оспариваемого постановления должником не осуществлялись и в настоящее время не осуществляются действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

Доводы о том, что денежные средства, необходимые для восстановления бухгалтерской отчетности ликвидируемого негосударственного учреждения, сопровождения процедуры ликвидации, а также оплаты труда ликвидаторов, у ДОСААФ Тверской области отсутствуют, являются голословными, объективно ничем не подтверждены. Напротив, согласно представленным административным ответчиком доказательствам, на одном из банковских счетов административного истца по состоянию на 13 февраля 2020 года имелось 50000 рублей.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении № 13-П от 30 июля 2001 года, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Однако после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, вручения ДОСААФ Тверской области 24 декабря 2019 года предупреждения и требования об исполнении требований исполнительного документа, должник процедуру ликвидации учрежденного им негосударственного образовательного учреждения не инициировал, никаких мер, направленных на исполнение решения суда не совершал, доказательств, препятствующих выполнению требований исполнительного документа ни судебному приставу-исполнителю, ни суду не представил.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что должник не доказал факт отсутствия своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора или уменьшения его размера суд не усматривает. При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Регионального отделения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тверской области к УФССП России по Тверской области, Московскому РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области, заместителю старшего судебного пристава Московского РОСП г. Твери УФССП России по Тверской области Майковой И.А. об освобождении от исполнительского сбора на основании постановления от 19 декабря 2019 года по исполнительному производству -ИП либо уменьшении его размера отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Н. Васильева

Дело № 2а-566/2020