НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область) от 30.07.2019 № 2А-1394/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд *** в составе председательствующего судьи Русинова А.В., при секретаре Соболевой И.Е, с участием административного ответчика Капранова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

Инспекции Федеральной налоговой службы России по *** к Капранову А. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по *** (далее - ИФНС по *** г. Н. Новгорода) обратилась в Московский районный суд *** с иском к административному ответчику Капранову А.В., указывая, что на налоговом учёте в ИФНС России по *** г.Н.Новгорода состоит в качестве налогоплательщика Капранов А.В. ИНН 524801425697, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения: ***, и в соответствии с п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

Капранов А.В. являлся плательщиком транспортного налога, налоговый орган исчислил в отношении транспортных средств, принадлежащих Капранову А.В., а именно:

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак А870СЕ152, марка/модель: АБС58147Z, VIN X6S5814Z80004033, год выпуска 2008, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак А270УС152, марка/модель: КАМАЗ 5411515, VIN *, год выпуска 2006, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак А005ХС152, марка/модель: Subaru Legacy OUTBACK, VIN *, год выпуска 2010, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак С445НВ52, марка/модель: ГАЗ 3302, VIN *, год выпуска 2006, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак Н135АЕ152, марка/модель: KIA RIO, VIN *, год выпуска 2014, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год.

Налоговый орган выставил и направил в адрес административного ответчика Капранова А.В. требование(я) об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.

До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. По данным оперативного учета задолженность составляет: 13 623,80 рублей, из них транспортный налог за 2016 года – 13 600,00 руб., пени, образовавшиеся от несвоевременной оплаты транспортного налога за 2016 год – 23,80 рублей.

ИФНС России по *** г. Н.Новгорода обратилась в адрес судебного участка * Московского судебного района г.Н.Новгорода с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности с Капранова А.В.ЧЧ*ММ*ГГ* был вынесен судебный приказ. Однако, в предусмотренный законодательством срок, от должника в адрес судебного участка поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением мирового судьи от ЧЧ*ММ*ГГ* судебный приказ отменен.

Административный истец просит взыскать с Капранова А.В. 13 623,80 рублей, из которых транспортный налог за 2016 года – 13 600,00 руб., пени, образовавшиеся от несвоевременной оплаты транспортного налога за 2016 год – 23,80 рублей.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в надлежащем порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного истца.

Административный истец направил в суд исковую позицию, в которой указал, что в рамках процедуры дела о банкротстве, Инспекцией в адрес Капранова А.В. было направлено требование об уплате налога (сбора), пени, штрафа, процентов * от ЧЧ*ММ*ГГ* со сроком добровольного исполнения ЧЧ*ММ*ГГ* на сумму 208 895,69 рублей, а именно налог 208 869,00 рублей, пени 27,69 рублей по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации по декларации за 2014 год. Должником не были уплачены налоги (сборы), пени в срок, установленный в требовании. ИФНС России по *** г.Н.Новгорода в порядке ст.46 НК РФ приняты меры принудительного взыскания. Таким образом, сумма задолженности, подлежащая включению в реестр требований кредиторов, составила 208 868,00 рублей.

Установленные законодательством сроки уплаты по имущественным налогам за 2016 год - ЧЧ*ММ*ГГ*.

Согласно сведениям электронной системы «Мой Арбитр» (my.arbitr.ru) ЧЧ*ММ*ГГ* Арбитражным судом *** вынесено определение о принятии заявления ОАО «Сбербанк России» к ИП Капранову А.В. о признании несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ* суд признал обоснованными требования ОАО «Сбербанк России».

ЧЧ*ММ*ГГ* Арбитражным судом *** принято решение о признании ИП Капранова А.В. несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ* конкурсное производство завершено.

Пунктом 1 ст. 59 НК РФ, а также Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденных

Приказом ФНС России от ЧЧ*ММ*ГГ* № ЯК-7-8//393@, установлены случаи, при которых недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, признаются безнадежными к взысканию.

В указанных нормативных актах не содержится положения о возможности признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по имущественным налогам физических лиц, признанных банкротами.

Пункт 2.2 Порядка предусматривает списание задолженности по налогам в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя, а не физического лица.

Следовательно, имущественные налоги не подлежат списанию на основании пункта 2.2 Порядка.

Требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по имущественным налогам, направляемые физическим лицам, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не подлежат включению в реестр требований кредиторов, поскольку правоотношения, связанные с уплатой имущественных налогов, распространяются на физических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей и следовательно, подлежат взысканию в установленные Кодеком сроки. Текущая задолженность по имущественным налогам физических лиц взыскивается в соответствии со ст. 48 НК РФ.

Таким образом, в связи с тем, что налоговые (денежные) обязательства по уплате взыскиваемых сумм возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнении данных налоговых (денежных) обязательств наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, взыскиваемые суммы относится к текущим платежам и не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Таким образом, возникшие обязательные платежи по уплате налогов в отношении Капранова А.В., согласно п.п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве являются текущими платежами в деле о банкротстве, так как срок их исполнения наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств погашения задолженности по заявленному налоговым органом требованию, поэтому административный иск подлежит удовлетворению в полном объёме.

Административный ответчик Капранов А.В.в судебном заседании иск не признал, поддержал письменные возражения на иск, согласно которым, решением Арбитражного суда *** по делу №А43-4109/2015 от ЧЧ*ММ*ГГ* он был признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника введена процедура реализации имущества сроком на 6 (шесть) месяцев. Определением Арбитражного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ* процедура реализации имущества в отношении Капранова А.В. завершена. Он освобожден от дальнейшего исполнения требования кредиторов.

Заслушав мнение административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 84 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.

В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налогов установлен ст. 52 НК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

По смыслу ст.ст. 357, 362, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Капранов А.В. являлся плательщиком транспортного налога, поскольку имел в собственности следующие транспортные средства:

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак А870СЕ152, марка/модель: АБС 58147Z, VIN X6S5814Z80004033, год выпуска 2008, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак А270УС152, марка/модель: КАМАЗ 5411515, VIN *, год выпуска 2006, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак А005ХС152, марка/модель: Subaru Legacy OUTBACK, VIN *, год выпуска 2010, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак С445НВ52, марка/модель: ГАЗ 3302, VIN *, год выпуска 2006, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год;

- автомобиль легковой, государственный регистрационный знак Н135АЕ152, марка/модель: KIA RIO, VIN *, год выпуска 2014, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ* год, дата утраты права ЧЧ*ММ*ГГ* год.

Налоговый орган выставил и направил в адрес административного ответчика Капранова А.В. требование(я) об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.

По данным оперативного учета задолженность по транспортному налогу за 2016 год составляет - 13 623,80 рублей, из них налог13 600,00 рублей, пени 23,80 рублей.

Статьей 52 (п. 4) НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления, направленного ему по почте заказным письмом.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Принимая во внимание, что обязанность по уплате налога Капрановым А.В. не исполнена, в его адрес направлялось требование об уплате налога * от ЧЧ*ММ*ГГ*, со сроком оплаты до ЧЧ*ММ*ГГ*, однако административным ответчиком указанное требование не исполнено.

Инспекция ФНС России по *** г. Н.Новгорода обратилась в адрес судебного участка * Московского судебного района г.Н.Новгорода с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности с Капранова А.В.. Мировым судьей ЧЧ*ММ*ГГ* вынесен судебный приказ, однако, в предусмотренный законодательством срок, от должника в адрес судебного участка поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением мирового судьи от ЧЧ*ММ*ГГ* судебный приказ отменен.

После отмены судебного приказа, налоговый орган, в установленный положениями п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд считает обоснованными требования налогового органа о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени ввиду того, что Капранов А.В. являлся плательщиком данного вида налога, который начислен налоговым органом на законных основаниях.

Доводы административного ответчика о том, что ему не должен начисляться налог на имущество, поскольку в отношении него была введена процедура банкротства, и налоговый орган должен был предъявить эти требования в рамках процедуры банкротства, суд полагает необоснованными по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда *** от ЧЧ*ММ*ГГ*Капранов А.В. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества введена процедура реализации имущества.

Исходя из положений ст.ст. 2, 5 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ** «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.

Как установлено ранее, не оспаривалось ответчиком, в срок до ЧЧ*ММ*ГГ* сумма транспортного налога и пени за 2016 год Капрановым А.В. в соответствующий бюджет не уплачена.

Заявление о признании ответчика банкротом принято к производству Арбитражным судом ***ЧЧ*ММ*ГГ*, ЧЧ*ММ*ГГ*Капранов А.В. признан несостоятельным (банкротом).

Следовательно, дата возникновения у Капранова А.В. обязанности по уплате налога за 2016 год относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, задолженность по уплате транспортного налога и пени в размере 13 623,80 рублей относится к текущим платежам, и не относится к реестровым платежам.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ** «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей», после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.

На основании изложенного, позиция стороны административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке транспортного налога и пени по окончании конкурсного производства является ошибочной.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что срок для взыскания задолженности не истек, срок для обращения в суд не пропущен, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку ИФНС России по *** г. Н.Новгорода, являясь государственным органом, освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями ст. 333.36 части II НК РФ, в соответствии со ст. 114 КАС РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела судом в сумме 540,95 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по *** к Капранову А. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, - удовлетворить.

Взыскать с Капранова А. В., ИНН 524801425697, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения: ***, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по *** недоимку по транспортному налогу за 2016 года в размере 13 600,00 рублей, пени, образовавшиеся от несвоевременной оплаты транспортного налога за 2016 года в размере 23,80 рублей, а всего 13 623,80 рублей.

Взыскать с Капранова А. В. ИНН 524801425697, ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения: ***, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 540,95 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Московский районный суд *** в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В.Русинов

Мотивированное решение изготовлено ЧЧ*ММ*ГГ*

Судья А.В.Русинов