НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область) от 18.04.2022 № 2А-1174/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(***)

Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Русинова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы * по *** к Косенковой О. Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы * по *** (далее – Межрайонная ИФНС России * по ***) обратился в суд с административным исковым заявлением к Косенковой О.Ю. (ИНН *) в котором, просит суд взыскать с Косенковой О.Ю.:

- пени, образовавшиеся от неуплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год в сумме 35,07 рублей;

- пени, образовавшиеся от неуплаты транспортного налога физических лиц за 2019 год в сумме 175,21 рублей;

- пени, образовавшихся от неуплаты земельного налога физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских поселений за 2017-2018 годы в сумме 23,46 рублей.

Согласно сведениям, которыми располагает административный истец, административный ответчик Косенкова О.Ю. является (являлась) собственником следующего имущества:

- земельный участок, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*;

- жилой дом, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*;

- квартира, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*;

квартира, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*, дата прекращения права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*.

Кроме того, Косенкова О.Ю. является (являлась) плательщиком транспортного налога, поскольку имеет (имела) в собственности транспортные средства:

марки Hyundai IX 35, государственный регистрационный знак *, дата регистрации права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*, дата прекращения права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*;

марки Mercedes Benz GLA 250, государственный регистрационный знак *, дата регистрации права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*, дата прекращения права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*.

Административному ответчику в отношении указанного имущества был исчислен налоговым органом налог (расчет налога по объектам налогообложения, с указанием налоговых ставок, налоговой базы за каждый налоговый период отражены в налоговых уведомлениях, которые были направлены в адрес налогоплательщика путем направления почтовых отправлений.

Однако в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах Косенковой О.Ю. налог не оплачен.

В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность:

- пени, образовавшихся от неуплаты земельного налога физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов в размере 23,46 рублей (требование *) начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 2 953,00 рублей (2017 года оплата ЧЧ*ММ*ГГ*); в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 2 953,00 рублей (2018 год оплата ЧЧ*ММ*ГГ*);

- пени, образовавшиеся от неуплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 35,07 рублей = 15,23 рублей (требование *) + 22,01 рублей (требование *) – 2,17 рублей (оплата). Пени в размере 15,23 рублей начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 1 206,00 рублей (2018 год, оплата ЧЧ*ММ*ГГ* год). Пени в размере 22,01 рублей начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 1 206,00 рублей (2018 год, оплата ЧЧ*ММ*ГГ*);

- пени, образовавшиеся от неуплаты транспортного налога физических лиц в размере 175,21 рублей (требование *) начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ*, недоимка – 15 188,00 рублей (2019 год, оплата ЧЧ*ММ*ГГ*).

В связи с неуплатой налогов административному ответчику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) начислены пени, и согласно ст. 69 НК РФ выставлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от ЧЧ*ММ*ГГ**, от ЧЧ*ММ*ГГ**, от ЧЧ*ММ*ГГ**.

На основании указанных обстоятельств, руководствуясь ст.ст. 31, 48 НК РФ Межрайонная ИФНС России * по *** обратилась к мировому судье судебного участка * Московского судебного района *** с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени. Данное заявление было удовлетворено, судебный приказ * был выдан ЧЧ*ММ*ГГ*. Определением от ЧЧ*ММ*ГГ* судебный приказ отменен.

До настоящего времени за административным ответчиком числится вышеуказанная неоплаченная задолженность, поэтому истец просит её взыскать в судебном порядке.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в надлежащем порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебное заседание административный ответчик не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Согласно ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.

В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налогов установлен ст. 52 НК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По смыслу ст.ст. 357, 362, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статья 357 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В целях исчисления земельного налога в соответствии со ст.ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик является (являлся) собственником следующего имущества:

- земельный участок, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*;

- жилой дом, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*;

- квартира, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*;

квартира, адрес: ***, кадастровый *, дата регистрации права ЧЧ*ММ*ГГ*, дата прекращения права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*.

Кроме того, Косенкова О.Ю. является (являлась) плательщиком транспортного налога, поскольку имеет (имела) в собственности транспортные средства:

марки Hyundai IX 35, государственный регистрационный знак *, дата регистрации права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*, дата прекращения права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*;

марки Mercedes Benz GLA 250, государственный регистрационный знак *, дата регистрации права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*, дата прекращения права собственности ЧЧ*ММ*ГГ*.

Административному ответчику в отношении указанного имущества был исчислен налоговым органом налог (расчет налога по объектам налогообложения, с указанием налоговых ставок, налоговой базы за каждый налоговый период отражены в налоговых уведомлениях, которые были направлены в адрес налогоплательщика путем направления почтовых отправлений.

Однако в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах Косенкова О.Ю., налог не оплатила.

Судом установлено, что за Косенковой О.Ю. числится задолженность:

- пени, образовавшихся от неуплаты земельного налога физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских округов в размере 23,46 рублей (требование *) начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 2 953,00 рублей (2017 года оплата ЧЧ*ММ*ГГ*); в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 2 953,00 рублей (2018 год оплата ЧЧ*ММ*ГГ*);

- пени, образовавшиеся от неуплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 35,07 рублей = 15,23 рублей (требование *) + 22,01 рублей (требование *) – 2,17 рублей (оплата). Пени в размере 15,23 рублей начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 1 206,00 рублей (2018 год, оплата ЧЧ*ММ*ГГ* год). Пени в размере 22,01 рублей начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ* недоимка – 1 206,00 рублей (2018 год, оплата ЧЧ*ММ*ГГ*);

пени, образовавшиеся от неуплаты транспортного налога физических лиц в размере 175,21 рублей (требование *) начислены в период с ЧЧ*ММ*ГГ* по ЧЧ*ММ*ГГ*, недоимка – 15 188,00 рублей (2019 год, оплата ЧЧ*ММ*ГГ*).

Согласно ст. 69 НК РФ Косенковой О.Ю. налоговым органом выставлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от ЧЧ*ММ*ГГ**, от ЧЧ*ММ*ГГ**, от ЧЧ*ММ*ГГ**.

Указанное свидетельствует о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, а у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налогов.

Исходя из того, что административный ответчик не уплатил в добровольном порядке как недоимку по налогу, так и сумму пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка * Московского судебного района *** с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Косенковой О.Ю. недоимки по налогам и пени.

ЧЧ*ММ*ГГ* мировым судьей вынесен судебный приказ *. Определением от ЧЧ*ММ*ГГ* судебный приказ отменен.

С настоящим иском административный истец обратился в суд ЧЧ*ММ*ГГ* в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, исковое заявление поступило в Московский районный суд ***ЧЧ*ММ*ГГ*, что подтверждается материалами дела.

Сроки, предусмотренные ст. 70 и ст. 48 НК РФ административным истцом соблюдены, что подтверждено материалами дела.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Сведений об исполнении административным ответчиком в полном объеме требований налоговых уведомлений и налоговых требований в материалы дела не представлено.

Таким образом, исковые требования Межрайонной ИФНС России * по *** о взыскании с Косенковой О.Ю. пени, образовавшихся от неуплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год в сумме 35,07 рублей; пени, образовавшихся от неуплаты транспортного налога физических лиц за 2019 год в сумме 175,21 рублей; пени, образовавшихся от неуплаты земельного налога физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских поселений за 2017-2018 годы в сумме 23,46 рублей, подлежат удовлетворению.

Поскольку ИФНС России по *** г. Н.Новгорода, являясь государственным органом, освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями ст. 333.36 части II НК РФ, в соответствии со ст. 114 КАС РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела судом в сумме 400,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175, 178-180, 291 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы * по *** к Косенковой О. Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени, - удовлетворить.

Взыскать с Косенковой О. Ю. (ИНН *), ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения: ***, зарегистрированной по адресу: ***, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы * по *** пени, образовавшиеся от неуплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год в сумме 35,07 рублей; пени, образовавшихся от неуплаты транспортного налога физических лиц за 2019 год в сумме 175,21 рублей; пени, образовавшихся от неуплаты земельного налога физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских поселений за 2017-2018 годы в сумме 23,46 рублей, а всего в сумме 233,74 рублей.

Взыскать с Косенковой О. Ю. (ИНН *), ЧЧ*ММ*ГГ* года рождения, место рождения: ***, зарегистрированной по адресу: ***, в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Московский районный суд *** в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения копии решения.

Судья А.В.Русинов

Мотивированное решение изготовлено ЧЧ*ММ*ГГ*

Судья А.В.Русинов