Дело **
Решение
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года Московский районный суд *** (г.Н.Новгород, ***) в составе председательствующего судьи Снежницкой Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Заикиной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Участковой избирательной комиссии * г.Н.Новгорода, Территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии по ***, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по *** о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, процентов, компенсации морального вреда
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Участковой избирательной комиссии * г.Н.Новгорода, Территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии по ***, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по *** о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, процентов, компенсации морального вреда, указав, что постановлением территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода сформированы участковые комиссии, в том числе и комиссия *. Состав комиссии утвержден в приложении к указанному постановлению ТИК. Она была членом участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса. Она участвовала в выборах Президента Российской Федерации ЧЧ*ММ*ГГ* как член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в школе № *** г.Н.Новгорода, находящейся по адресу: г.Н.Новгород, ***. Председатель УИК ФИО2 Работа проводилась в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от ЧЧ*ММ*ГГ* № 19-ФЗ в период с ЧЧ*ММ*ГГ* до ЧЧ*ММ*ГГ*, как в будничные, так и в выходные дни. Работу на выборах Президента РФ она выполняла честно и добросовестно. Графики работы и дежурств устанавливала председатель, задания по объёму работы получала от председателя. Все задания, которые ей были поручены, выполнены в полном объёме в срок, качественно и надлежащим образом. Например, в день выборов она целый день обходила больных и инвалидов с целью проведения голосования у них на дому, в скользкое и холодное время поднималась на верхние этажи домов без лифта. Замечаний, претензий к её работе, в том числе и от председателя УИК не было ни устных, ни письменных. Поэтому она считает, что размер ведомственного коэффициента за активную работу при подготовке и проведению выборов 0,8 необоснованно занижен по сравнению с другими членами комиссии. Она считает, что ведомственный коэффициент должен быть равен 1. ЧЧ*ММ*ГГ* в беседе председателя УИК она узнала, что ей за работу при подготовке выборов будет начислено не более 3 000 рублей. С данной суммой она не согласна. Председатель УИК отказалась разъяснить основания существенного занижения ей размера ведомственного коэффициента. В связи с тем, что она не получила разъяснений от председателя УИК о причинах существенного занижения размера ведомственного коэффициента, она обращалась с жалобами по поводу нарушения её права на равноправие и достойную оплату труда в территориальную избирательную комиссию ***, в Избирательную комиссию ***, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, также в прокуратуру *** г.Н.Новгорода, прокуратуру ***. О выплате денежных средств она обращалась к председателю УИК ФИО2, в территориальную избирательную комиссию *** г.Н.Новгорода, Избирательную комиссию ***, Центральную избирательную комиссию РФ, а также в прокуратуру *** г.Н.Новгорода и прокуратуру ***. Председатель УИК ФИО2 не выдала ей деньги за выполненную работу, и даже почтовым переводом ей денежные средства не были переведены. Также сотрудники территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии ***, принимая финансовые отчеты, видели и знали, что деньги истцом не получены, т.к. в платежной ведомости отсутствовала её подпись. Учитывая, что ведомственный коэффициент за работу должен составлять 1, то сумма за работу составляет 4 529руб. В связи с этим, ФИО1 просит взыскать с Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по *** за работу на выборах Президента РФ ЧЧ*ММ*ГГ* денежные средства в размере 4 529 рублей; взыскать с ответчиков проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ в размере 792,52руб., моральный вред в размере 20 000руб.; судебные расходы в размере 8 719руб., в том числе за оплату государственной пошлины в размере 400руб., почтовые расходы в размере 319,20руб., расходы по оплате юридических услуг 8 000руб.
В судебном заедании ФИО1 и её представитель ФИО3, допущенная к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ в суд не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленных письменных возражениях на исковое заявление Министерство финансов РФ указало, что ФИО1 не согласна с размером дополнительной оплаты труда, однако коэффициент не занижен, а рассчитан в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением *. Кроме того, имеются определенные сроки направления избирательными комиссиями отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента РФ. В материалы дела не представлено доказательств причинения морального вреда, обосновывающих размер компенсации морального вреда. Требование о взыскании юридических услуг не соответствует нормам действующего законодательства, а также не соответствует требованиям разумности. На основании изложенного, Минфин России просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель участковой избирательной комиссии **** и представитель Территориальной избирательной комиссии *** в суд не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.
Представитель Избирательной комиссии ***ФИО4, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Избирательная комиссия *** в данном споре является ненадлежащим ответчиком по делу.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по существу спора, Центральная избирательная комиссия РФ просила дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В представленных письменных объяснениях просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в объяснениях.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика Избирательной комиссии ***, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Система, статус и порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации определяются Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ** сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка * в количестве 14 членов комиссии, в том числе ФИО1 от политической партии ЛДПР с правом решающего голоса.
Порядок определения размера и выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члена избирательной комиссии определяется Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Согласно п.3 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» лену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (далее – Порядок) утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ**.
Согласно п.2 Порядка дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий выплачивается на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени. При этом ведомственный коэффициент, размер которого не должен превышать 1,5 (0?C?1,5), в пределах средств, предусмотренных в смете расходов избирательной комиссии на дополнительную оплату труда (вознаграждение), по решению соответствующей избирательной комиссии размер ведомственного коэффициента может быть повышен до 2,0 (0?C?2,0).
Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий выплачивается на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
Сроки выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной (штатной), устанавливаются решением соответствующей избирательной комиссии с учетом транспортной инфраструктуры и географических особенностей региона.
Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, принимается после дня голосования соответствующей избирательной комиссией. Выплата дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов указанным членам избирательных комиссий осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
Как следует из материалов дела, решениями участковой избирательной комиссии избирательного участка * от ЧЧ*ММ*ГГ** и от ЧЧ*ММ*ГГ** утверждены графики работ членов избирательной участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса на выборах президента Российской Федерации в ЧЧ*ММ*ГГ*
Согласно указанным графикам, ФИО1 в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации отработала 35,2 часа, из них в будние дни 5,7 часа, в выходные и нерабочие праздничные дни 29,5 часа.
При этом фактическое количество отработанного времени истец ФИО1 не оспаривала.
Оплата труда ФИО1 за фактически отработанное время в комиссии составила 2 264,50руб.
Указанную сумму ФИО1 не оспаривала.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка * от ЧЧ*ММ*ГГ** установлен срок выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса за работу в период подготовки и проведения выборов – ЧЧ*ММ*ГГ*.
ЧЧ*ММ*ГГ* решением * участковой избирательной комиссии избирательного участка * установлен размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации заместителю председателя, секретарю, иным членам участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса.
Согласно данному решению, ФИО1 установлен коэффициент в размере 0,8.
При этом вышеуказанный Порядок не содержит каких-либо положений, исходя из которых, размер ведомственного коэффициента устанавливается менее 1 только в случаях некачественной работы члена избирательной комиссии.
С учетом установленного коэффициента ФИО1, её размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации составил в общей сумме 4076,10руб.
Однако от получения указанных денежных средств ФИО1 отказалась, что подтверждается докладной председателя участковой избирательной комиссии * от ЧЧ*ММ*ГГ*, а также актом от ЧЧ*ММ*ГГ*, составленным и подписанным председателем Территориальной избирательной комиссии ***Свидетель №1, членом Территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Свидетель №2, председателем участковой избирательной комиссии *ФИО2, председателем участковой избирательной комиссии *ФИО5 и заместителем председателя участковой избирательной комиссии *ФИО6
Факт отказа от получения денежных средств подтверждается и показаниями свидетеля Свидетель №1, из которых следует, что ФИО1 была приглашена в территориальную избирательную комиссию ***ЧЧ*ММ*ГГ* для получения начисленных денежных средств, за проведенную на избирательном участке работу, однако от получения вознаграждения она отказалась, т.к. была не согласна с установленным ей коэффициентом и соответственно начисленной суммой.
Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется оснований, т.к. они согласуются с иными доказательствами по делу.
Как следует из объяснений истца, она, действительно, была не согласна с коэффициентом 0,8 и попросила установить ей коэффициент 1, но ей в этом отказали.
Поскольку правоотношения между избирательной комиссией и её членами не являются трудовыми, обжалование решения избирательной комиссии о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов может осуществляться в порядке, установленной главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, решение участковой избирательной комиссии о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов в отношении ФИО1 в установленные сроки обжаловано и отменено не было. Каких-либо иных вступивших в законную силу решений судов, из которых следовало бы, что указанными решениями участковой избирательной комиссией были нарушены права ФИО1, также не имеется.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» средства, предусмотренные в федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, имеют целевое значение.
В соответствии с п.7 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения).
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации (п.8).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, предусмотренных в федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе и переданы другим средствам массовой информации для опубликования (п.9).
Согласно п.8 ст.57 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в установленном порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с ограниченными сроками сдачи отчетной документации и отказом ФИО1 от получения причитающихся денежных средств, хотя Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии за работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации не предусматривает возможность отказа в получении начисленной дополнительной оплаты труда, а также обязанность избирательных комиссий депонировать или иным способом хранить указанные денежные средства после завершения избирательной кампании, постановлением территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ** принято решение о возвращении Избирательной комиссии *** средств федерального бюджета на дополнительную оплату труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в сумме 4076,10руб., неполученных членом участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса ФИО1
В этот же день, т.е. ЧЧ*ММ*ГГ* постановлением Территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода * утвержден отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных территориальной избирательной комиссии *** Нижнего Новгорода на подготовку и проведения выборов Президента Российской Федерации.
ЧЧ*ММ*ГГ* Избирательная комиссия *** указанные денежные средства перечислила Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, что подтверждается платежным поручением *.
Истец ФИО1 и её представитель ФИО3, не согласившись с тем, что им не выплачены денежные средства за работу на выборах Президента Российской Федерации, обращались в различные инстанции, в том числе в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
ЧЧ*ММ*ГГ* заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в адрес ФИО3 был направлен ответ на обращение, в котором указывалось, что произвести выплату начисленных ей (ФИО3) и ФИО1 сумм дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации не представляется возможным, поскольку избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации закончена, отчет ЦИК России о поступлении и расходовании средств в соответствии с п.9 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» ЧЧ*ММ*ГГ* представлен в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, не израсходованные избирательными комиссиями средства в соответствии с п.7 ст.57 Федерального закона возвращены в доход федерального бюджета.
Согласно п.7 Порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, выплата компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, после сдачи соответствующей избирательной комиссией отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, не производится.
Поскольку денежные средства, начисленные истцу ФИО1 за работу на выборах Президента Российской Федерации после сдачи отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, возвращены в федеральный бюджет, то оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по *** денежных средств за работу на выборах Президента Российской Федерации в размере 4 529руб. не имеется.
Учитывая, что нарушений со стороны избирательных комиссий допущено не было, то оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда также не имеется.
Кроме того, компенсация морального вреда предусмотрена в установленных законом случаях, определенных в ст. 1100 ГК РФ. Перечень оснований для компенсации морального вреда является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Рассматриваемые правоотношения регламентируются нормами законодательства о выборах, которыми не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, связанного с нарушениями прав члена избирательной комиссии на получение компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения).
Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то судебные расходы в пользу истца с ответчиков взысканию не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В иске ФИО1 к Участковой избирательной комиссии * г.Н.Новгорода, Территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода, Избирательной комиссии по ***, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по *** о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, процентов, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца через районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Снежнцикая Е.Ю.