НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 21.05.2020 № 2А-1447/20

Дело № 2а-1447/2020

39RS0004-01-2020-001000-50

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2020 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Салтыковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области к Алтынпара Игорю Викторовичу о взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

21.03.2019 почтовой связью Межрайонная ИФНС России № 2 по Калининградской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Алтынпара И.В., мотивируя свои требования тем, что согласно данным, полученным от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за Алтынпара И.В. по состоянию на 01.01.2017 года с 2.08.2007 зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., размер доли 1 по адресу: <адрес>. Налоговая инспекция должным образом уведомила ответчика о подлежащей уплате суммы земельного налога за 2017 год, направив в адрес ответчика налоговое уведомление № 21694128 от 4.07.2018 об уплате в срок до 3.12.2018 земельный налог с физических лиц за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей, которое было получено налогоплательщиком в электронном виде через Личный кабинет, открытый у него к доступу с 21.09.2015. Поскольку в установленный срок до 3.12.2018 земельный налог с физических лиц за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей не был уплачен, в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени № 6374 от 8.02.2019, которое было получено налогоплательщиком в электронном виде через Личный кабинет. Данное требование в установленный срок не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда 16.07.2019 в отношении Алтынпара И.В. вынесен судебный приказ № 2-2885, отмененный 25.07.2019 на основании поступивших от налогоплательщика возражений. Ответчик не уплатил налог в установленный законом срок, в связи с чем на основании п. 1 ст. 75 НК РФ начислены пени в размере <данные изъяты> рублей за период с 4.12.2018 по 7.02.2019.

Ходатайствуют о восстановлении срока на подачу административного иска в суд, ссылаясь на то обстоятельство, что уведомление о вручении административного искового заявления ответчику, направленного ему еще 28.12.2019, возвратилось истцу за рамками срока, установленного для подачи иска (л.д. 30-31).

Просят взыскать с Алтынпара И.В. недоимку и пени по земельному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 13437,00 рублей, и пени в сумме 227,64 рублей. А всего 13664,64 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке ст. 99 КАС РФ. Представитель по доверенности Михеева Е.В. представила суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, административные исковые требования и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу иска в суд поддерживают в полном объеме (л.д. 61-62).

Административный ответчик Алтынпара И.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке ст. 99 КАС РФ.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Как следует из ч. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4).

По ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как следует из ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Требование об уплате налога должно быть направлено в установленный срок, а исковые требования о взыскании налога, пени могли быть заявлены после истечения срока исполнения требования в пределах 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Судом установлено, что согласно выпискиеиз ЕГРН Управления Росреестра по Калининградской области Алтынпара И.В. со 2.08.2007 года по настоящее время является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ( л.д. 51-52).

Следовательно, Алтынпара И.В. являлся плательщиком земельного налога в 2017 году, и требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области к нему заявлены обоснованно.

Из налогового уведомления № 21694128 от 4.07.2018 следует, что Алтынпара И.В. обязан был уплатить в срок до 3.12.2018 земельный налог с КН за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 14-15).

Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

С 21.09.2015 по настоящее время у налогоплательщика Алтынпара И.В. имеется личный кабинет (л.д. 12).

Указанное налоговое уведомление было направлено Алтынпара И.В. в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В установленный срок ответчиком не были исполнены его обязательства по оплате земельного налога за 2017 год, в связи с чем ему было выставлено требование № 6374 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 8.02.2019, из которого следует, что задолженность Алтынпара И.В. по уплате земельного налога с физических лиц за 2017 год составляет <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей. Срок исполнения указанного требования был установлен - до 27.03.2019 (л.д. 16-17).

В силу ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Требование № 6374 было направлено Алтынпара И.В. через личный кабинет налогоплательщика (л.д.18).

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд органом контроля за уплатой обязательных платежей в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

16 июня 2018 года мировым судьей 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда был выдан судебный приказ по делу № 2а-2885/2019 о взыскании с Алтынпара И.В. задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 13436,74 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 227,64 рублей (л.д. 126-127).

Определением мирового судьи 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 25.07.2019 судебный приказ от 16.07.2019 по делу № 2а-2885/2019 был отменен на основании поступивших от Алтынпара И.В. возражений (л.д. 128). Копия определения была направлена МИФНС России № 2 по Калининградской области в этот же день 25.07.2020 (л.д. 129).

Определением мирового судьи 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 25.02.2020 была исправлена описка в определении от 25.07.2019 в части указания классификации вида налога физических лиц - недоимка по земельному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 13436,74 рублей и пени в сумме 227,64 рублей (л.д. 23).

Первоначально административное исковое заявление поступило в суд 11.02.2020, то есть за истечением шестимесячного срока, который истек 25.01.2020 с момента отмены судебного приказа 25.07.2020 (л.д. 81-84).

Определением суда от 28.02.2020 административное исковое заявление было возвращено заявителю, поскольку МИФНС России № 2 по Калининградской области не были устранены недостатки, указанные в определении об оставлении иска без движения от 13.02.2020 (л.д. 120).

Копия определения от 28.02.2020 о возвращении административного искового заявления была получена заявителем 11.03.2020 года (л.д. 123-124), однако повторно с настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд только 24.03.2020, то есть спустя 9 дней.

При подаче иска административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска, ссылаясь на то обстоятельство, что уведомление о вручении административного искового заявления ответчику, направленного ему еще 28.12.2019, возвратилось истцу за рамками срока, установленного для подачи иска (л.д. 30-31).

Однако как следует из материалов дела, судебный приказ от 16.07.2019 по делу № 2а-2885/2019 был отменен мировым судьей 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда 25.07.2019, однако административное исковое заявление было направлено заявителем ответчику только 28.12.2019, и получено Алтынпара И.В. 13.01.2020 (л.д. 24-25)

Таким образом, истец первоначально обратился в суд с административным исковым заявлением 11.02.2020 за истечением шестимесячного срока после отмены судебного приказа 25.07.2020, а после его возвращения, обратился в суд с иском только 24.03.2020, то есть спустя 9 дней после получения определения от 28.02.2020 о возвращении административного искового заявления 11.03.2020 года

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания обязательных платежей.

В данном случае суд не усматривает в материалах административного дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске налоговым органом срока обращения в суд по уважительным причинам.

Каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения в суд с иском, исходя из материалов дела, у налогового органа не имелось.

Таким образом, установленный законом срок обращения в суд пропущен налоговым органом без уважительной причины.

Законные основания для восстановления судом Инспекции пропущенного срока подачи административного искового заявления отсутствуют.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области к Алтынпара Игорю Викторовичу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 13437 рублей, пени в размере 227,64 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 1 июня 2020 года.

Судья: подпись .

Согласовано:

Судья Н.В. Левченко .

.

.

.

.

.