НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 19.01.2018 № 2А-3464/17

Дело № 2а-391/2018 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2018 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.

При секретаре Бояркиной С. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Московского района г. Калининграда в интересах <данные изъяты> области к ООО «АНИБУ» о признании незаконным бездействия, понуждении к предоставлению налоговой декларации

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г. Калининграда в интересах <данные изъяты> области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ООО «АНИБУ». Требования мотивирует тем, что ООО «АНИБУ» состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду.

Ссылаясь на положения статей 15, 25, 26, 65 Земельного кодекса РФ, статей 23, 387, 389, 398 НК РФ указывают, что налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ООО «АНИБУ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, на котором расположено здание общественного питания.

Согласно сообщению Межрайонной ИФНС России № 9 по г. Калининграду, по состоянию на 04.08.2017 года ответчиком не уплачен земельный налог и не представлена налоговая отчетность по земельному налогу за 2015, 2016 год.

Бездействием ответчика по непредоставлению налоговой декларации по земельному налогу в местный бюджет не поступают доходы в виде земельного налога, что является недопустимым.

Просят признать незаконным бездействие ООО «АНИБУ» по непредоставлению в установленный законом срок налоговых деклараций по земельному налогу за 2015, 2016 годы в Межрайонную ИФНС России № 9 по г. Калининграду, обязать ООО «АНИБУ» предоставить в Межрайонную ИФНС России № 9 по г. Калининграду налоговые декларации по земельному налогу за 2015, 2016 годы в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу.

Административный истец Прокурор Московского района г. Калининграда в лице помощника прокурора Леухиной Н. С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик ООО «АНИБУ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще по почте, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по г. Калининграду в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще по почте, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

В письменных пояснениях указали, что налоговая декларация по земельному налогу за 2015, 2016 год от ООО «АНИБУ» не поступала.

Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги сборы (статья 57). Обладание организациями и физическими лицами земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, возлагает на них обязанность по уплате земельного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391).

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (пункты 6 и 7 ст. 396 НК РФ).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 236-О согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях исполнения налогоплательщиками данной конституционной обязанности федеральный законодатель в соответствии со статьями 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает общие принципы налогообложения и систему налогов, взимаемых в бюджет, а также - с учетом требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - предусматривает меры государственного принуждения, призванные обеспечивать исполнение этой конституционной обязанности на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость, и конкретизирующих их принципов налоговой ответственности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П, от 14 июля 2005 года N 9-П и от 11 марта 2008 года N 4-П).

В силу положений пунктов 1 и 2 ст. 393 Налогового Кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Согласно пункта 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

При этом согласно Приказа ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ (ред. от 14.11.2013) "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" налогоплательщик-организация указывает в налоговой декларации как сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет (Раздел 1), так и расчет налоговой базы и суммы земельного налога (Раздел 2).

Положениями пунктов 1 и 3 ст. 398 НК РФ предписано, что налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации представляются налогоплательщиками-организациями в налоговый орган по месту нахождения земельных участков в соответствии со статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно Информации ФНС России «О сроке представления организациями деклараций по земельному и транспортному налогам за 2016 год» не позднее 1 февраля 2017 года юридические лица представляют в налоговые органы налоговые декларации за 2016 год по транспортному и земельному налогам. Налоговые декларации представляются налогоплательщиками-организациями в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств и по месту нахождения земельных участков в соответствии со статьей 363.1 и статьей 398 Налогового кодекса Российской Федерации.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 ст. 80 НК РФ).

Форма и порядок заполнения декларации по земельному налогу по сравнению с прошлым годом не изменились (приказ ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696@), т.е. должны подаваться по форме и порядку, утвержденному Приказом Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.12.2011, регистрационный номер 22530).

Как следует из материалов дела, ООО «АНИБУ» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с ИНН ОГРН , состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Калининграду, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений единого государственного реестра недвижимости, ООО «АНИБУ» на праве собственности принадлежал земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположено здание общественного питания по адресу <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ООО «АНИБУ» должно было подать налоговые декларации по земельному налогу за 2015 и за 2016 годы в отношении данного земельного участка не позднее 01.02.2016 и не позднее 01.02.2017 года соответственно.

Если при этом участки находятся в ведении разных налоговых органов, то можно представить декларацию по всем участкам в один из них, уведомив другие ИФНС (Письмо ФНС России от 26.04.2005 N 21-4-04/149@)) в произвольной письменной форме.

Между тем, согласно сообщения МРИ ФНС № 9 по г. Калининграду от 18.01.2018 года, ООО «АНИБУ» не предоставило до настоящего времени налоговые декларации по земельному налогу за 2015, 2016 год.

Не имеется и сведений о том, что ООО «АНИБУ» подало в МРИ ФНС № 9 по г. Калининграду уведомление о подаче налоговой декларации по земельному налогу за 2015, 2016 год в иной налоговый орган.

За нарушение сроков предоставления налоговой декларации предусмотрена административная ответственность по ст. 15.5 КобАП РФ, а также ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, что само по себе не освобождает налогоплательщики-организации от предоставления по истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговой декларации по налогу.

Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации, главе 31 Раздела X Налогового Кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.

Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

Поскольку земельный налог является местным налогом, формирующим доходную базу бюджета, с учетом положений пункта 2 ст. 396 НК РФ, бездействием ответчика по непредоставлению налоговой декларации по земельному налогу нарушаются интересы <данные изъяты> области, поскольку согласно ст. 387 НК РФ земельный налог подлежит зачислению в местный бюджет.

Учитывая вышеизложенные доказательства в их совокупности, и оценивая их с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, поскольку ООО «АНИБУ» до настоящего времени не предоставило налоговые декларации по земельному налогу в отношении вышеназванного земельного участка за 2015, 2016 годы, требования прокурора подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований. Учитывая характер заявленных прокурором требований, суд полагает необходимым установить срок исполнения возложенной судом обязанности в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая таковой срок разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие ООО «АНИБУ», выразившееся в непредоставлении налоговой декларации по земельному налогу за 2015, 2016 год.

Обязать ООО «АНИБУ» предоставить в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 9 по г. Калининграду налоговую декларацию по земельному налогу за 2015, 2016 год в течение 20 дней с даты вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «АНИБУ» государственную пошлину в доход бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательном виде изготовлено 22 января 2018 года.

Судья Вартач-Вартецкая И. З.