НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 11.12.2020 № 2-2259/20

Дело № 2-2259/2020

39RS0004-01-2020-002099-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2020 года г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Семенихина В.А.,

при секретаре Ткаченко К.А., помощнике Щербаковой Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черного Романа Алексеевича к ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области», Министерству обороны РФ о возмещении убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Черный Р.А. обратился с иском в суд к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности РФ», войсковой части , указав, что 21.12.2017 г., им заключен контракт о прохождении военной службы. 31.05.2018 г. командиром войсковой части ему присвоено воинское звание "прапорщик", что подтверждается удостоверением личности АА , выданным 31.05.2018 г. Для прохождения военной службы он был переведен в войсковую часть 9599. 06.02.2020 г. он уволен с военной службы в запас. 19.02.2020 г. ему было выдано предписание на основании которого предложено 20.02.2020 г. убыть в распоряжение начальника военного комиссариата г. Калининграда для постановки на воинский учет. Срок прибытия – 21.02.2020 г. Во исполнение указанного предписания он обратился к начальнику военного комиссариата г. Калининграда для постановки на воинский учет, однако ни военный билет, ни временное удостоверение ему не выданы, в связи с тем, что его личное дело не поступило в распоряжение начальника военного комиссариата г. Калининграда в установленные сроки. 25.02.2020 г. он обратился в ГКУ КО "ЦЗН Калининградской области" для постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице. Получил отказ в связи с отсутствием у него военного билета (временного удостоверения). 01.06.2020 г. начальником военного комиссариата г. Калининграда ему выдано временное удостоверение , взамен военного билета. По сведениям, которыми он располагает, его военный билет, утрачен. Таким образом, его законные права и интересы нарушены и подлежат защите в судебном порядке. Он предпринимал попытки трудоустроиться, начиная с 25.02.2020 г. По данным Росстата по Калининградской области средняя заработная плата с начала 2020 г. составляет <данные изъяты> по специальности автомеханик. Истец по специальности является автомехаником. За период с 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г. его неполученный доход составляет <данные изъяты> На его иждивении находятся несовершеннолетний сын - Черный М.Р., 31.08.2019 г.р. и супруга - Черная А.С., находящаяся в отпуске по уходу за ребенком. Истец до 01.06.2020 г. не имел возможности трудоустроиться и содержать семью, что причинило ему моральные и нравственные страдания. Просил взыскать солидарно с ответчиков в свою пользу убытки, в виде неполученного дохода в размере 156920 руб. за период с 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г., компенсацию за причиненный моральный вред в размере 60000 руб., уплаченную госпошлину в размере 4338 руб.

28.09.2020 протокольным определением суда принят уточненный иск истца согласно которому истец окончательно просил взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" в его пользу убытки, в виде неполученного дохода в размере 156920 руб. за период с 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г., компенсацию за причиненный моральный вред в размере 60000 руб., уплаченную госпошлину в размере 4338 руб. При недостаточности или отсутствии средств у ФКУ "Военный комиссариат Калининградской области" взыскание произвести с Министерства обороны РФ за счет казны РФ.

В связи с принятием уточненного иска изменен процессуальный статус сторон, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности РФ» и войсковая часть с ответчиков на третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования. ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» с 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования на ответчика.

Также в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство обороны РФ.

12.11.2020 г. к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Военный комиссариат г. Калининграда.

Истец Черный Р.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что он хотел встать на биржу труда в центр занятости населения, для того, чтобы найти работу. Ходил устраиваться на работу в «Лексус центр» и «Мерседес центр», но из-за отсутствия военного билета ему отказывали в принятии на работу, отказы были устные. После карантина он пошел в военкомат, на тот момент им уже пришло его личное дело, но военного билета в нем не было, сказали, что необходимо сделать запрос, потом будут решать что делать. Он еле выпросил у них временное удостоверение, сказали, что после ответа на запрос, если у них не будет военного билета, то дадут новый. Он приходил с предписанием и с документами в каб. 59, ему никто не объяснил о том, что он должен был написать заявление для постановки на учет. Ему сказали, что пока нет его личного дела, военный билет ему выдать не могут, т.к. вдруг военный билет будет в его личном деле и получится так, что у него будет два билета. Комиссар знал, что он должен был получить военный билет в военном комиссариате. Он устроился на работу при наличии военного билета в конце сентября. С письменным заявлением о постановке на воинский учет не обращался. В устной форме обращался к сотруднице комиссариата, она ему отказала, также обращался в устной форме к военному комиссару. В Центре занятости показал справки, ему сказали, что на месте прохождения службы ему выдали неправильные справки, нужны другие, без переделанных справок ему бы платили минималку. В совокупности нужны были справки, военный билет и т.д. Действиями сотрудниками военного комиссариата г. Калининграда, которые не выдали ему своевременно военный билет либо временное удостоверение в замен военного билета, он не мог устроиться на работу, в связи с чем понес убытки и моральный вред. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Любимова М.С. в судебном заседании поддержала уточненное исковое заявление в полном объеме и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» и 3-го лица Военного комиссариата г. Калининграда Калининградской области Степанов В.И. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований в полном объеме и просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что истец вводит суд в заблуждение, согласно журналу учета посещений, он впервые пришел в комиссариат 26.02., а не 25.02., как он утверждает. Он поинтересовался, пришло ли его личное дело и все. Для того чтобы встать на воинский учет, он должен был написать заявление, чего он не сделал, документов для получения военного билета не представил, также он не представил предписание. В Центр занятости населения заявление истец не писал, если бы он его написал, его поставили бы на учет и трудоустроили, но он только взял справку о том, что он там не состоит на учете. Истец должен был встать на учет на ул. С. Тюленина,17/19 там расположен военный комиссариат г. Калининграда, он является структурным подразделением. При постановке на воинский учет истец должен был прибыть туда с предписанием, паспортом, военным билетом и написать заявление. 26 он пришел поинтересоваться, пришло ли его личное дело, это подтверждается объяснительной, он даже не предъявил предписания. Как только он написал заявление, он тут же получил временное удостоверение. Истец не исполнил приказа командира воинской части. Для того чтобы встать на воинский учет, он должен был написать заявление, чего он не сделал, документов для получения военного билета не представил. Истец указывает на то, что он не мог устроиться на работу без военного билета, тогда как 01 июня он его получил, а на работу устроился только в конце сентября, считает, что причина была не в военном билете. Сокращенное личное дело пришло 11.03.2020 г., в котором отсутствовал военный билет, им до сих пор не известно, где и в какой должности он служил. Они ждали истца, чтобы он пришел и написал заявление о постановке на воинский учет, насильно они его принудить к этому не могли. Отсутствие военного билета не препятствует постановке на учет, гражданину выдается временное удостоверение.

В письменных возражениях на иск указал, что истец прибыл в военный комиссариат только 26.02.2020 г. При этом он предписание в/ч не представил, с заявлением о постановке на воинский учет и выдаче военно-учетного документа не обращался. Он только уточнил у должностных лиц военного комиссариата, поступило ли из в/ч его личное дело. Эта информация подтверждается докладной запиской на имя военного комиссара помощника начальника отделения Ващенко Л.П., в обязанность которой входит работа с категорией граждан, к которой относится прапорщик запаса Черный Р.А. При явке в военный комиссариат истец предъявил свое удостоверение личности АА , о чем свидетельствует запись в журнале учета посетителей от 26.02.2020 г. В соответствии с изменениями в Положение о воинском учете, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 г. № 103 в Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 воинский учет осуществляется по месту, которое гражданин указал в заявлении о постановке на воинский учет в качестве места своего пребывания. Данное заявление истец не подавал в военный комиссариат при прибытии 26.02.2020 г. В соответствии с требованиями Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, в дополнение к заявлению, документами, на основании которых осуществляется воинский учет в военном комиссариате по месту жительства или пребывания, являются: паспорт, военный билет, жетон с личным номером, предписание в/ч (или отпускной билет). Эти документы Черный Р.А. не предъявлял. Заявление не писал. При необходимости, Черный Р.А. мог бы обратиться с жалобой на полученный отказ в постановке на воинский учет, к военному комиссару, который никогда не отказывает в личном приеме военнослужащим и членам их семьи в любое рабочее время. Черный Р.А. ни разу не обращался с жалобой ни в устной, ни в письменной форме, ни к военному комиссару (города Калининград Калининградской области), ни к военному комиссару Калининградской области, ни в военную прокуратуру Калининградского гарнизона, ни по телефону, ни через почту доверия, хотя телефоны доверия вплоть до руководства Западного военного округа размещены на самом видном месте, на стенде по «Борьбе с коррупцией» в военном комиссариате в фойе, там же висит и почтовый ящик для написания жалоб и заявлений. Данные факты свидетельствуют о том, что Черный Р.А. не обращался и не пытался обратиться до 01.06.2020 г. в военный комиссариат о постановке на воинский учет и о получении военно-учетного документа, без которого якобы он остался безработным и понес, поэтому, большие материальные убытки. В иске истец указывает, что 25.02.2020 г. обращался в Центр занятости населения Калининградской области для постановки на учет для получения пособия по безработице, но ему отказали в связи с отсутствием военного билета (временного удостоверения). В ответе из ЦЗН Калининградской области от 26.10.2020 г., указано, что Черный Р.А. с 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г. по вопросу трудоустройства не обращался. Тем более, о каком отсутствии военного билета (или временного удостоверения) на 25.02.2020 г. может идти речь, которые якобы ему не выдали в военном комиссариате, и поэтому ему отказали в ЦЗН, если Черный Р.А. был в военном комиссариате впервые только 26.02.2020 г. и то, только с целью выяснения информации о прибытии его личного дела из в/ч 9599. Истец указывает в иске, что пытался трудоустроиться с 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г., но отсутствие военного билета не позволило ему этого сделать. Однако им не представлено ни одного заявления по трудоустройству в какую-либо организацию, на какую-либо должность в указанный период, где ему отказали в трудоустройстве.

Представитель Министерства обороны РФ Солдатов О.Г. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований в полном объеме и просил отказать в их удовлетворении.

В письменных возражениях на иск представитель Министерства обороны РФ Жилина К.С. указала, что из материалов дела следует, что Черный Р.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части - отряд пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в МАП «Домодедово». Войсковая часть не подчинена Министерству обороны РФ. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителем войсковой части является ФСБ РФ, а не Министерство обороны РФ. ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» является самостоятельным юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам и реализует свои процессуальные права. Министерство обороны Российской Федерации не является надлежащим соответчиком по настоящему делу. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме;

Представитель 3-го лица Калининградского пограничного Института ФСБ России Исаев Н.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях на иск представитель Калининградского пограничного Института ФСБ России указал, что военный билет истца, выданный ему на период его обучения в ФГКОУ КаПИ ФСБ России, вопреки его мнению, не был утрачен. При получении удостоверения личности АА от 31.05.2018 г. военный билет истца был сдан им в подразделение кадров ФГКОУ КаПИ ФСБ России. В последующем, на основании указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра Обороны Российской Федерации от 16.08.2013 г. дсп указанный военный билет был уничтожен, акт уничтожения был направлен военному комиссару военного комиссариата Калининградской области по г. Калининграду. Истцом каких-либо доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда, не представлено. Решение ответчика об отказе в выдаче военного билета или временного удостоверения в установленном порядке не обжаловалось, незаконным не признано, в связи, с чем в силу ст. 16 ГК РФ оснований для возмещения истцу убытков, не имеется. Согласно справкам ООО «Транспортная компания Европа» от 14.09.2020 г. и от ООО «Логислайн» от 11.03.2020 г. истец 10 и 11 марта 2020 г. соответственно получил отказы в трудоустройстве по мотивам отсутствия документов воинского учета, то есть с этого времени знал о своих нарушенных правах. У Истца имелась объективная возможность своевременно в разумные сроки обжаловать действия ответчика и взыскать убытки. Однако этого сделано не было, что повлекло необоснованное увеличение размера убытков, поэтому в случае удовлетворения иска, заявленная в иске сумма с учетом требований разумности и справедливости, подлежит уменьшению.

Представитель 3-го лица Воинской части в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с занятостью.

В письменных возражениях на иск представитель Воинской части , указал, что с заявленными истцом к в/ч требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям. В установленном законом порядке (КАС РФ) какие-либо действия в/ч незаконными не признаны, в порядке ГПК РФ какие-либо действия в/ч незаконными признаны быть не могут. В этой связи у истца отсутствуют правовые основания требовать взыскания с государственных органов компенсации каких-либо убытков или компенсации морального вреда, при отсутствии установленного в порядке, определенном КАС РФ, факта незаконности действий государственных органов, к которым истец предъявляет исковые требования в порядке ГПК РФ. Таким образом, истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлены доказательства незаконности действий в/ч 9599, которые в соответствии с вышеприведенными нормами права, могут служить основанием для рассмотрения вопроса о взыскании каких-либо денежных средств с в/ч . В качестве доводов, обосновывающих исковые требования к в/ч , истец указывает, что его личное дело не поступило в военный комиссариат г. Калининграда в установленный срок. 25.02.2020 г. он не смог встать на учет в службе занятости, т.к. не имел военного билета или временного удостоверения, выданного взамен военного билета. Истец приказом в/ч -лс от 06.02.2020 г. уволен с военной службы, исключен из списков личного состава в/ч с 19.02.2020 г. Его личное дело было направлено в военный комиссариат г. Калининграда 03.03.2020 г. Каких-либо сроков направления личного дела не нарушено. Утверждения истца о нарушении каких-либо сроков должностными лицами в/ч при направлении его личного дела в военный комиссариат являются надуманными, несоответствующим действительности, ни чем не подтвержденными, основанными на его мнении, не имеющими под собой никаких правовых оснований. В компетенцию в/ч выдача военного билета не входила. В в/ч истец прибыл без военного билета, с удостоверением личности военнослужащего, копию которого приложил к материалам дела. Военный билет истца в адрес в/ч с предыдущего места службы не поступал. В соответствии с п. 5.1. ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); справка взамен военного билета. В соответствии со ст. 10 того же закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет. В соответствии с п. 7 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары. В соответствии с Порядком ведения и хранения временного удостоверения, выданного взамен военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса) (приложение к формам 3 и 4 приложения № 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 г. N 495 временное удостоверение оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не имеющему соответствующих документов для оформления и выдачи ему военного билета (справки взамен военного билета), в целях установления его личности, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных им документов, а также для запроса и получения военного билета, который был сдан на хранение в отдел (муниципальный) по прежнему месту его жительства. Записи во временном удостоверении делаются на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего, свидетельство о рождении, документ об образовании) или со слов гражданина. Из вышеизложенного следует, что законодательство Российской Федерации не ставит постановку гражданина Российской Федерации на воинский учет и выдачу ему соответствующих документов (военного билета или временного удостоверения) в зависимость от наличия или отсутствия в военном комиссариате личного дела военнослужащего, уволенного в запас, и не предусматривает отказ в постановке на воинский учет гражданину в случае отсутствия в военном комиссариате его личного дела. По прибытию для постановки на воинский учет в военный комиссариат истцу должен был быть выдан военный билет на основании имеющихся официальных документов (предписание, паспорт, удостоверение личности военнослужащего и т.п.). В случае отсутствия каких-либо документов, необходимых для выдачи военного билета истцу, прибывшему для постановки на воинский учет, должно было быть выдано временное удостоверение, заполнение которого может осуществляться даже со слов гражданина. Таким образом, в случае прибытия истца в военный комиссариат для постановки на воинский учет каких-либо препятствий для выдачи ему, как минимум временного удостоверения, не имелось. В этой связи утверждение истца об отказе ему военным комиссариатом в выдаче документов воинского учета является надуманным, не соответствующим требованиям руководящих документов, не имеющим никаких подтверждений в материалах дела. Каких-либо доказательств того, что военный комиссариат отказал истцу в выдаче военного билета или удостоверения, истцом к своему исковому заявлению не приложено. Так же к материалам дела не приложено доказательств того, что истец в принципе обращался в военный комиссариат ранее 01.06.2020 г. Требуя взыскания <данные изъяты> с ответчиков истец фактически говорит о взыскании упущенной выгоды, т.е. потенциального дохода, который он мог бы получить, устроившись на работу с 25.02.2020 г. и работая по 01.06.2020 г. Ставя в расчет взыскиваемой суммы среднюю заработную плату по Калининградской области истец не учитывает, что данная заработная плата рассчитана как среднее арифметическое среди всех получателей заработной платы (врачей, преподавателей, сотрудников полиции и т.д.), а не только слесарей по ремонту автомобилей, квалификацию которого он имеет. В этой связи ссылка истца на среднюю заработную плату при расчете упущенной выгоды является недостоверной. Гарантированно истец мог получать ежемесячно только денежные суммы в размере минимального размера оплаты труда, который составляет <данные изъяты> в месяц. Помимо вышеизложенного, утверждая в исковом заявлении о том, что неоднократно пытался трудоустроится, истец ни как не подтверждает свои слова. Не приложено ни одного документа, подтверждающего обращение к работодателю по вопросу трудоустройства. Справка ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» подтверждает только факт того, что истец 25.02.2020 г. на учете в службе занятости не состоял. Из этого следует, что каких-либо доказательств принятия истцом мер по трудоустройству, им в материалы дела не представлено. Истец, в случае дискриминации его кем-либо из работодателей по мотиву отсутствия у него документов воинского учета, имел право оспорить отказ в приеме его на работу в судебном порядке. Подтверждения подобных действий Истца в материалах дела нет. В связи с чем, исковые требования в части взыскания с в/ч денежных средств в счет компенсации убытков и морального вреда полагает не подлежащими удовлетворению, требования о взыскании государственной пошлины с в/ч , как производные от основных требований, также полагает не подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного просил в удовлетворении требований Черного Р.А. к в/ч отказать в полном объеме.

В соответствии с положением ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГК РФ, суд приходит к следующему.

На основании ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ взысканию с государственных органов подлежат убытки, причиненные их незаконными действиями или бездействием. Из этого следует, что возмещению подлежит исключительно вред (убытки), причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1).

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.

В соответствии с п. 5.1. ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); справка взамен военного билета.

В соответствии со ст. 10 того же закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

В соответствии с п. 7 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. N 719 персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

В соответствии с Порядком ведения и хранения временного удостоверения, выданного взамен военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса) (приложение к формам 3 и 4 приложения № 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495) временное удостоверение оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не имеющему соответствующих документов для оформления и выдачи ему военного билета (справки взамен военного билета), в целях установления его личности, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных им документов.

В соответствии с п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. N 719 (в редакции от 06.02.2020 года), Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. При этом граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению N 3 и сведения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

На основании п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Указанные положения действующего законодательства означают, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причинение вреда являются: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.

Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Судом установлено, что 21.12.2017 г., Черным Романом Алексеевичем был заключен контракт о прохождении военной службы.

31.05.2018 г. командиром войсковой части присвоено воинское звание "прапорщик", что подтверждается удостоверением личности АА , выданным 31.05.2018 г.

03.09.2016 г. Черному Р.А. в ФГКОУ КаПИ ФСБ России был выдан военный билет АС .

При получении удостоверения личности АА от 31.05.2018 г. военный билет истца был сдан им в подразделение кадров ФГКОУ КаПИ ФСБ России. В последующем, на основании указания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра Обороны Российской Федерации от 16.08.2013 г. дсп указанный военный билет был уничтожен, акт уничтожения был направлен военному комиссару военного комиссариата Калининградской области по г. Калининграду письмом от 03.09.2018 г.

Для прохождения военной службы 02.07.2018 г. Черный Р.А. был переведен в войсковую часть .

06.02.2020 г. Черный Р.А. был уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказа войсковой части -ЛC от 06.02.2020 г.

19.02.2020 г. Черному Р.А. было выдано предписание от 19.02.2020 г. на основании, которого ему предлагалось убыть в распоряжение начальника военного комиссариата г. Калининграда для постановки на воинский учет. Срок прибытия – 21.02.2020 г.

Согласно записи в журнале учета посетителей военного комиссариата г. Калининграда Калининградской области, 26.02.2020 г. и 18.05.2020 г. Черный Р.А. приходил в военный комиссариат, однако сведения о том, что в эти дни Черный Р.А. писал заявление о постановке его на учет и выдаче военного билета, в материалах дела отсутствуют.

01.06.2020 г. Черный Р.А. написал заявление на имя военного комиссара г. Калининграда Калининградской области на выдачу временного удостоверения.

Согласно записи в журнале учета посетителей Военного комиссариата г. Калининграда Калининградской области 08.06.2020 г. Черный Р.А. явился в комиссариат для получения временного удостоверения, которое было действительно до 01.07.2020 г., впоследствии срок действия удостоверения был продлен, до того, как Черному Р.А. был выдан военный билет, т.е. до 21.08.2020 г., что сторонами не оспаривается.

Из пояснений истца следует, что его личное дело не поступило в военный комиссариат г. Калининграда в установленный срок. 25.02.2020 г. он не смог стать на учет в службе занятости, т.к. не имел военного билета или временного удостоверения, выданного взамен военного билета.

Также истец пояснил, что в период 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г. он неоднократно пытался трудоустроиться, однако в трудоустройстве ему отказано в связи с отсутствием военного билета.

Отсутствие военного билета или временного удостоверения выданного взамен военного билета, не выданных по вине работников военного комиссариата привело к отсутствию возможности трудоустроиться и содержать семью, что причинило истцу материальный и моральный вред.

Согласно справкам ООО «Транспортная компания Европа» от 14.09.2020 г. б/н и ООО «Логислайн» от 11.03.2020 г. истец получил отказы в трудоустройстве по мотивам отсутствия документов воинского учета.

Действия работодателей истцом не обжаловались, доказательств этого истцом в суд не представлено. При этом, отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами.

Также, со слов истца следует, что он предпринимал попытки встать на учет в службу занятости для трудоустройства.

Однако согласно сведениям ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» в период с 25.02.2020 г. по 01.06.2020 г. Черный Р.А. по вопросу трудоустройства не обращался, в качестве безработного не зарегистрирован, пособие по безработице не получал.

Справка из ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» Черному Р.А. о том, что он не состоит на учете в службе занятости выдана еще накануне посещения военного комиссариата г. Калининграда, доказательств обращения в ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» в период с 26.02.2020 года по 01.06.2020 года и что ему было отказано в регистрации и постановке на учет в ГКУ КО ЦЗН Калининградской области» не представлено.

При этом у истца при постановке на учет в ГКУ КО «ЦЗН Калининградской области» имелась реальная возможность получения пособия по безработице.

Более того обращает на себя внимания тот факт, что после посещения военного комиссариата 26.02.2020 года повторно истец посещал военный комиссариат только 18.05.2020 года, после получении временного удостоверения в замен военного билета 08.06.2020 года, фактически истец трудоустроился только в сентябре 2020 года, что им не оспаривалось.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отказе в выдаче военного билета или временного удостоверения по требованию истца не представлено.

В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами.

Доводы истца о том, что действиями (бездействием) ответчика истцу причинен материальный вред, моральные и нравственные страдания суд находит необоснованными, поскольку истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 56 ГПК РФ, в их подтверждение, а представленные истцом справки из ООО «Транспортная компания Европа» и ООО «Логислайн» не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между действиями Военного комиссариата г. Калининграда Калининградской области и отсутствием заработка в спорный период времени.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Черного Р.А. суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Черного Романа Алексеевича к ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области», Министерству обороны РФ о возмещении убытков, взыскании денежной компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2020 года.

Судья /подпись/