НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 29.09.2022 № 2-2917/2022

окДело № 2-2917/2022

УИД 21RS0025-01-2022-000226-9

№"> Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Перловой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Валентины Павловны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии об обязании выплатить недоплаченную сумму к пенсии, компенсации морального вреда,

У с т а н о в и л:

Истец Щербакова В.П. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Отделение ПФР) об обязании выплатить недоплаченную сумму к пенсии, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что Щербакова В.П. является пенсионеркой и стоит на учете в пенсионном фонде с ДД.ММ.ГГГГ г. Ее пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера по стране Россия.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 37н "О внесении изменений в Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2019 г. N 243н «О внесении изменений в Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н; п. 3 п. 4 п.1 О правилах начисления социальных доплат истцу положена ФСД». Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера по Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) «Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации». Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера по стране устанавливается всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера, в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации».

Социальная доплата по заявлению гражданина истцу выплачивалась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, потом прекратилась. Истец обратилась в ПФР по Чувашии за получением справки за обращением реального начисления за этот период на индивидуальный счет пенсионера установленного в размере прожиточного минимума пенсионера по стране на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера, когда индексация проводится в соответствии с доходом без учета социальных доплат и впоследствии начисления выплаты суммы ФСД в соответствии с прожиточным минимумом пенсионера по стране - выплаты реального дохода на индивидуальный счет пенсионера не совпадают.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

Начисленная пенсия истца за период ДД.ММ.ГГГГ составляла минимум, в соответствии с региональной надбавкой по Чувашии - за ДД.ММ.ГГГГ. - 6.854 руб., с ФДС по России- 8.726 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г.- 9.090 руб. - пенсия истца-7.911,52 руб., ДД.ММ.ГГГГ. - 9.299 руб., пенсия истца - 8.446,77 руб., РФ от ДД.ММ.ГГГГ. -10.022 руб., начисленная пенсия истца -8.978,77 руб.

С 22.11.2021г. истец является неработающим пенсионером, следовательно ФДС начисляется с декабря ДД.ММ.ГГГГ., так как ранее ей начислялась эта добавка при заявительном характере.

Истица через интернет направила в ПФР требование предоставить сведения о реальных перечислениях на индивидуальный счет пенсионера ПФР по Чувашии. Также просила дать пояснения в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях», в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, просила предоставить сведения о начислениях. То есть указать расчеты пенсии в соответствии с изменениями ФЗ «О фиксированной сумме начисления пенсии» от ДД.ММ.ГГГГ г.

ПФР по Чувашии отказался дать ей информацию. ДД.ММ.ГГГГ истица лично записалась на прием в клиентскую службу, которая также отказалась что-то пояснять.

Вторая причина была о снятии суммы ПФР по Чувашии начисленной излишне из дохода пенсионера прожиточного минимума пенсионера по стране.

С ДД.ММ.ГГГГ г. идет мораторий на все пенсии с доходом выше прожиточного уровня пенсионера.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ г. приставам запрещено арестовывать счета пенсионеров и ПФР по Чувашии самостоятельно снимает сумму с пенсии ниже прожиточного уровня пенсионера, в нарушении законодательства и является фактом преступления, обрекая пенсионера с пенсией ниже прожиточного уровня, как угрозу жизни и здоровья пенсионера истцу Щербаковой В.П.

Просит суд:

В последующем, истец Щербакова В.П. неоднократно уточняла исковые требования, и ДД.ММ.ГГГГ. окончательно уточнила исковые требования (оформлены как дополнение расчета недополученной пенсии по ДД.ММ.ГГГГ). Указывает, чтоПостановлением Правительства РФ от 9 апреля 2014 г. N 282 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., где говорится только о заработной плате без повышения фиксированной выплаты пенсионерам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями и касаются пенсионеров, которые обратились в ПФР для оформления пенсии, в связи с выходом на пенсию с 01.01.2015 г. или после 1 января в 2015 году. Истец вступила в права до этого постановления в 2013 г., когда этот закон, внесший изменения в связи с реформой пенсионной системы, еще не действовал. Поэтому для истца начисление пенсии, вышедшей на пенсию в 2013 г., действовали до указа Правительства № 282, вступившие в силу с 1 января 2015 г. На основании Постановления Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 249 Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в п.4 и п.12, как определяющие правила, действующие в рамках действия Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах», применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями, и которым установлена повышенная фиксированная выплата, выплачивающаяся вместе с пенсией.

Пенсия истца рассчитывается с учетом повышенной фиксированной выплаты, но так как истец после пенсии продолжала проживать в до ДД.ММ.ГГГГ., то к пенсии прибавляется сумма 15% районного коэффициента Урала, на основании, что районный коэффициент является показателем, на который увеличивается пенсионное содержание граждан, проживающих на постоянной основе в особых регионах. Использование коэффициента связано с тяжелыми природными условиями в данных регионах и ценах на виды услуг и товаров. Из Постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом районных коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Истец более 20 лет была служащим. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (служащих), установленных в централизованном порядке, были направлены для использования в практической работе Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199- 16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995 и подтвержденных нормативными актами вплоть до ДД.ММ.ГГГГ г., где указано, что доплата к пенсии будет начисляться, если гражданин с января 2002 года проживал и работал в районе с районным коэффициентом. Но льгота будет действовать до тех пор, пока пенсионер проживает на указанных территориях, независимо от трудового стажа.

Истец вышла на пенсию в ДД.ММ.ГГГГ г. и переехала из Урала в Чувашию в ДД.ММ.ГГГГ В связи с переездом истца в ДД.ММ.ГГГГ. на постоянное место жительство в Чувашию, пенсионный фонд снял ей 15% уральских с суммы пенсии, без установления повышенной фиксированной выплаты.

Таким образом, недоплаченная сумма к пенсии истца с учетом расчета пенсии с повышенной фиксированной выплатой на региональный процент, установленный Постановлением Совмина СССР от 21.05.1987 N 591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» с 1987 года, к пенсии прибавляется коэффициент уральского региона 15%.

В расчетах истец по ДД.ММ.ГГГГ г. рассчитал сумму невыплаченной пенсии ответчиком, с учетом повышающего коэффициента при начислении пенсии как с повышенной фиксированной выплатой. В 15% уральского региона, относящийся к территории с тяжелым климатическим условиями, и 15% уральских за проживание пенсионера Щербаковой В.П., постоянно проживающей ДД.ММ.ГГГГ г. на территории Урала признанный с тяжелыми климатическими условиями. Истец при начале расчета пенсии стажа ДД.ММ.ГГГГ г., где была установленная пенсия в ДД.ММ.ГГГГ. без учета трудового стажа, установленный ревизией Новочебоксарским ПФ в ДД.ММ.ГГГГ г., так как ПФР не выполнил обязательство пересчитать ее с учетом трудового стажа, не включенного при начислении пенсии истцу в ДД.ММ.ГГГГ.

В общей сложности, недоплаченная сумма пенсии истцу ответчиком составляет 406.032,72 руб.:

Просит суд обязать Пенсионный фонд РФ по Чувашской Республике выплатить недополученную сумму к пенсии Щербаковой В.П. на ДД.ММ.ГГГГ. в размере 406.032,72 руб., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 100.000 руб.(т.2 л.д.18)

На судебное заседание истец Щербакова В.П. не явилась, извещена надлежаще о слушании дела, о чем имеется уведомление (т.1 л.д.252), предоставила заявление от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указала, что на заседании суда не будет присутствовать, все ее требования указаны в дополнениях и в ходатайствах. (т.1 л.д.259)

На судебное заседание представитель ответчика ГУ - Отделения ПФР по ЧР-Чувашии не явился, извещены надлежаще о слушании дела, просили рассмотреть дело без участия их представителя, ранее представили суду письменный отзыв на иск (т.1 л.д.48), а также информацию в отношении Щербаковой В.П. от ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д.13), указав, что исковые требования Щербаковой В.П. не подлежат удовлетворению. Размер пенсии истца исчислен верно, в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства. Расчет пенсии истца с даты её назначения, расчет индивидуального пенсионного коэффициента истца, сведения о периодах трудовой и иной общественной деятельности, включенных в страховой стаж, содержатся в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГг. Продолжительности специального стажа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях у истицы не имеется. При этом указание истицы на продолжительный (более 20 лет) стаж работы в городе Челябинске не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. N 1946 "Об утверждении перечня Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Федерации некоторых актов Совета Министров СССР" территория не отнесена к районам Крайнего Севера, а равно к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Сумма полагающейся истцу страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой превышает установленную постановлением Министров Чувашской Республики величину прожиточного минимума в Чувашской Республике в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, оснований для установления Щербаковой В.П. федеральной социальной доплаты к пенсии не имеется.

Кроме того, все удержания из установленных истице сумм пенсии произведены с требованиями действующего законодательства и в указанных судебным приставом- исполнителем размерах.

Оснований для компенсации морального вреда также не имеется, поскольку правоотношения сторон по поводу выплаты пенсии являются финансовыми и носят публично-правовой характер. В данном случае нормы ГК РФ, устанавливающие возможность компенсации морального вреда, применены быть не могут, поскольку спорные мнения вытекают из законодательства о пенсионном обеспечении и носят, как указано выше, публично - правовой характер. Действующее законодательство о пенсионном обеспечении возможность компенсации морального вреда в случае отказа в перерасчете пенсии, несвоевременного перерасчета пенсии не предусматривает.

Просят отказать в иске в полном объёме.

Кроме того, по запросу суда, Отделением ПФР была предоставлена информация в отношении Щербаковой В.П. от ДД.ММ.ГГГГ. по расчету страховой пенсии по старости. (т.2 л.д.13)

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1 ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ).

До 1 января 2015 года установление трудовых пенсий в Российской Федерации регулировалось Федеральным законом от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон №173-ФЗ). Размер страховой части трудовой пенсии (далее - СЧ), согласно нормам указанного закона, определялся для каждого гражданина индивидуально, исходя из продолжительности его трудового стажа и размера заработной платы до 1 января 2002 года, а также суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете (далее - ИЛС) гражданина в Пенсионном фонде Российской Федераций (далее - ПФР) после указанной даты (с 1 января 2002 года до даты назначения пенсии). Кроме этого, в СЧ трудовой пенсии входил фиксированный базовый размер (далее - ФБР), устанавливаемый в твердом размере в зависимости от вида пенсии, возраста пенсионера, группы инвалидности и наличия на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Из материалов дела следует, что Щербаковой В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., трудовая пенсия по старости назначена в с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) в размере 5.170,20 руб.

Размер пенсии истца увеличивался в связи с осуществлением трудовой деятельности, в период которой производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в результате индексации (корректировки) размера пенсии, представления дополнительных документов о заработной плате, а также с вступлением в действие новых законодательных актов по пенсионному обеспечению.

С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца пересчитан по нормам Закона № 400-ФЗ исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента, установленного п.10 ст.15 названного закона (64 руб. 10 коп.). Таким образом, величина ИПК истца на ДД.ММ.ГГГГ составила 28,420, размер пенсии - 5.756 руб. 72 коп., в том числе: 1.821 руб. 72 коп. (28,420 х 64 руб. 10 коп.) - страховая пенсия, 3.935 руб. 00 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии (далее -ФВ).

В связи с переездом Щербаковой В.П. в Управлением ПФР в Чувашской Республики-Чувашии (межрайонном) было вынесено решение о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет с ДД.ММ.ГГГГ. и продлении выплаты пенсии в размере 7.389 руб. 22 коп, в том числе: 2.406 руб. 32 коп. - страховая пенсия, 4.982 руб. 90 коп. - ФВ.

В последующем размер пенсии ежегодно увеличивался с 1 января в связи с корректировкой стоимости пенсионного коэффициента и индексации ФВ к страховой пенсии по старости. А так же в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ, с августа 2019 года, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуществлением Щербаковой В.П. трудовой деятельности (в ДД.ММ.ГГГГ году соответственно) в соответствии с п.3 ч.2 ст.18 Закона № 400-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.26.1 Закон № 400 - ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере без учета индексаций, имеющих место в период осуществления работы. Факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности ежемесячно уточняется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователями.

Согласно ч.3 ст.26.1 Закон № 400 - ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление трудовой деятельности, суммы страховой пенсии выплачиваются с учетом всех индексаций (увеличений), которые имели место в период осуществления работы, за период начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

На основании сведений о заработной плате, поступившие на запрос ОПФР по Чувашской Республике, Щербаковой В.П. произведен перерасчет страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В результате произведенного перерасчета соотношение заработной платы увеличилось до 0,732, величина ИПК увеличилась до 33,956. Размер пенсии составил 10.209,83, в том числе 6.564 руб. 31 коп. - ФВ. Поскольку Щербакова В.П. работает, подлежит к выплате - 10.209 руб. 83 коп.

Далее размер пенсии увеличивался с ДД.ММ.ГГГГ в связи с корректировкой стоимости пенсионного коэффициента и индексации ФВ к страховой пенсии по старости, а так же в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ в связи осуществлением трудовой пенсии в 2021 году.

В настоящее время установленный размер страховой пенсии по старости составляет 11.288 руб. 46 коп., в том числе: 4.067 руб. 72 коп. (34,443 х 118 руб. 10 коп., где 34,443 - величина ИПК) - страховая пенсия по старости, 7.220 руб. 74 коп. - ФВ. В связи с осуществлением трудовой деятельности к выплате - 10.262 руб. 11 коп.

Истец Щербакова В.П. просит суд обязать ответчика выплатить недополученную сумму к ее пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 406.032,72 руб., приведя свой расчет.

В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ определена формула размер страховой пенсии по старости.

Согласно ч.8 ст.10 Федерального закона N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной ч.1 ст.16 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с ДД.ММ.ГГГГ устанавливается в сумме 6.044 руб. 48 коп., с ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 6.564 руб. 31 коп. Стоимость одного пенсионного коэффициента в ДД.ММ.ГГГГ, в силу ч.7 ст.10 вышеназванного Федерального закона, устанавливается в сумме 98 руб. 86 коп., в 2022 году - 107 руб. 36 коп.

Таким образом, размер пенсии истца исчислен верно, в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.

При этом, расчет пенсии Щербаковой В.П. с даты её назначения, расчет индивидуального пенсионного коэффициента, сведения о периодах трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включенных в страховой стаж, неоднократно разъяснялся истцу, о чем направлялись письма, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.241), и от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.244).

Из данных писем следует, что в каждом регионе Российской Федерации расчет величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии осуществляется органами исполнительной власти, и эта величина в разных регионах отличается. Так, в Чувашской Республике величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2018 год (год постановки выплатного дела истца на учет в Чувашской Республике) установлена Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в размере 7.953 руб. В (по прежнему месту жительства истца) данная величина установлена от ДД.ММ.ГГГГО «О величине прожиточного минимума пенсионера в на ДД.ММ.ГГГГ» в размере 8.586 руб.

При постановке на учет выплатного дела истца с ДД.ММ.ГГГГ по новому месту жительства в Чувашской Республике размер ФСД был пересмотрен с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной по новому месту жительства в размере 7.953 руб.

В силу частей 4 и 5 ст.17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается лишь лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 ст.17 Федерального закона № 400-ФЗ, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 7 ст.17 Федерального закона № 400-ФЗ).

Указанной выше продолжительности специального стажа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях истица Щербакова В.П. не имеет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946, вступившим в силу с 01.01.2022, утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, до указанной даты действовал Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (далее - Перечень).

Указание истицы на продолжительный (более 20 лет) стаж работы в городе Челябинске не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. N 1946 "Об утверждении перечня крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Федерации некоторых актов Совета Министров СССР" территория не отнесена к районам Крайнего Севера, а равно к местностям, приравненным Крайнего Севера.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 г. № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, в том числе в в размере 1,15. Данное постановление применяется в части обязанности работодателей начислять уральский коэффициент к заработной плате и никаких указаний о применении его норм при реализации права на пенсионное обеспечение по Закону № 400-ФЗ не содержит. Соответственно страховая пенсия, как в , так и в Чувашской Республике, исчислена без применения районного коэффициента.

При этом, частью 4 ст.12.1 (вступившей в силу с 01 января 2010) Федерального закона N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено установление пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации федеральной социальной доплаты к пенсии в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.2 п.3 ст.12.1 данного Федерального закона, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.12.1. Федерального закона № 178-ФЗ при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

- иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Законом Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 63 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Чувашской Республике на ДД.ММ.ГГГГ год" величины прожиточного минимума пенсионера в Чувашской Республике в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2021 год установлена в размере 8.466 руб.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 года N 395 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ год" величина прожиточного минимума для пенсионеров установлена в сумме 9.250 руб.

Сумма полагающейся истцу страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии превышает установленную упомянутым постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики величину прожиточного минимума пенсионера в Чувашской Республике в ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, оснований для установления Щербаковой В.П. федеральной социальной доплаты к пенсии также не имеется.

Что касается произведенных удержаний из пенсии истца, то в соответствии со ст.29 Федерального закона № 400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании:

Исполнительных документов;

решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона,

решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховойпенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 3 статьи 29 Федерального закона № 400-ФЗ).

В июле 2019 года в Отделение ПФР поступило постановление судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на пенсию Щербаковой В.П. в сумме 6.359,46 руб. в пользу ООО МФК «Центр финансовой поддержки» с требованием о перечислении взысканных сумм на расчетный счет Мариинско-Посадского РОСП УФССП по Чувашской Республике.

Соответственно, в августе 2019 года из установленной истцу пенсии в размере 8.474,16 руб. произведено удержание в сумме 4.237,48 руб., а в сентябре 2019 года - в сумме 2.121,98 руб. с перечислением удержанных сумм по указанным в постановлении судебного пристава - исполнителя реквизитам.

Кроме того, решением и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу с Щербаковой В.П. в пользу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии взыскана денежная сумма в размере 311,47 руб.

Исполнительный лист о взыскании суммы долга предъявлен к исполнению в выплачивающий должнику пенсию орган в ДД.ММ.ГГГГ года, соответственно, в ДД.ММ.ГГГГ г. из установленной истцу пенсии в размере 9.016,21 руб. произведено удержание в сумме 311,47 руб. в пользу взыскателя.

В ДД.ММ.ГГГГ года в Отделение ПФР поступило постановление судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГг. об обращении взыскания на пенсию Щербаковой В.П. в сумме 1.400 руб. в пользу МИФНС по Чувашской Республике с требованием о перечислении взысканных сумм на расчетный счет Мариинско-Посадского РОСП УФССП по Чувашской Республике.

Соответственно, в ДД.ММ.ГГГГ из установленной истцу пенсии в размере 9.016,21 руб. произведено удержание в сумме 1.400 руб. с перечислением удержанных сумм, по указанным в постановлении судебного пристава - исполнителя реквизитам.

Таким образом, все удержания из установленных истице сумм пенсии произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства и в указанных в судебного пристава - исполнителя размерах.

Истцом Щербаковой В.П. заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 100.000 руб., которое также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 151 ГК РФ предусматривает возможность компенсации морального вреда лишь в случаях его причинения гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Какие-либо личные неимущественные права истца либо другие нематериальные блага, определяемые ст.150 ГК РФ, не нарушены.

Пунктом 2 ст.1099 ГК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Действующее законодательство о пенсионном обеспечении возможность компенсации морального вреда в случае отказа в перерасчете пенсии, несвоевременного перерасчета пенсии не предусматривает.

Правоотношения сторон по поводу выплаты пенсии являются финансовыми, бюджетными и носят публично-правовой характер.

В данном случае нормы ГК РФ, устанавливающие возможность компенсации морального вреда, применены быть не могут, поскольку спорные отношения вытекают из законодательства о пенсионном обеспечении и носят, как указано выше, публично - правовой характер.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Щербаковой В.П. о выплате недополученной суммы к пенсии в размере 406.032,72 руб., а также компенсации морального вреда в размере 100.000 руб. не имеется.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Щербаковой Валентины Павловны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии об обязании выплатить недоплаченную сумму к пенсии на сентябрь 2022 года в размере 406.032,72 руб., компенсации морального вреда в размере 100.000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2022г.

Решение12.10.2022