НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 28.02.2020 № 12-151/20

Дело № 12-151/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары

Судья Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Никитин А.И., с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «СМУ-8» Кузьмина Ю.В., представителя Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СМУ-8»,

у с т а н о в и л :

постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником отдела – (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республики ФИО Общество с ограниченной ответственностью «СМУ-8» (далее по тексту ООО «СМУ-8», Общество) привлечено к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 70.000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, <данные изъяты> обратился с жалобой в Московский районный суд г.Чебоксары на предмет его отмены, мотивируя тем, что согласно ч.1 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом в силу ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Должностным лицом это не было учтено. Считаю, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения, просит отменить постановление и назначить наказание в виде предупреждения.

Представитель ООО «СМУ-8» Кузьмина Ю.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Дмитриева В.В. просила оставить жалобу без удовлетворения, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии со статьей 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником отдела (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в ООО «СМУ-8» в период с 07 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, установлены следующие нарушения:

Так, Положение о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ составлено без учета специфики деятельности. В ООО «СМУ-8» нарушены п.п.2,7 «Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.9 «Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, политика в области охраны труда не оформлена как публичная декларация. В ООО «СМУ-8» нарушен п.9 «Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.21 Положения, обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, на каждом уровне управления не установлены обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника. ООО «СМУ-8» нарушены требования п.21 Положения.

Согласно п.33 «Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: а) выявление опасностей; б) оценка уровней профессиональных рисков; в) снижение уровней профессиональных рисков.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 5 Положения о процедурах, направленных на достижение целей общества в области охраны труда, не установлен порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками: выявление опасностей; оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков, что является нарушением п.33 Положения.

Согласно п.41 «Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ с целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 5 Положения о процедурах, направленных на достижения целей общества в области охраны труда не установлен порядок формы осуществления процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях. В ООО «СМУ-8» нарушен п.41 Положения.

Согласно п.49 и 50 Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, с целью организации проведения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией, ответственность подрядчика и порядок контроля со стороны работодателя за выполнением согласованных действия по организации безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией.

При установлении порядка обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией используется следующий набор возможностей подрядчиков или поставщиков по соблюдению требований работодателя, включая требования охраны труда: а) оказание безопасных услуг и предоставление безопасной продукции надлежащего качества; б) эффективная связь и координация с уровнями управления работодателя до начала работы; в) информирование работников подрядчика или поставщика об условиях труда у работодателя, имеющихся опасностях; г) подготовка по охране труда работников подрядчика или поставщика с учетом специфики деятельности работодателя; д) контроль выполнения подрядчиком или поставщиком требований работодателя в области охраны труда.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 5 Положения о процедурах, направленных на достижение целей общества в области охраны труда, не определено как происходит обеспечение безопасного выполнения подрядных работ или снабжение безопасной продукцией, ответственность подрядчика и порядок контроля со стороны работодателя за выполнение согласованных действий по организации безопасного выполнения подрядных работ или снабжение безопасной продукцией. В ООО «СМУ-8» нарушен п.49 и 50 Положения.

Согласно п.51 Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, с целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 6 Положения о планировании мероприятий по реализации процедур, не определено как происходит порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур. В ООО «СМУ-8» нарушен п.51 Положения.

Согласно п.53 Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, с целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих: а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению; б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур; в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 7 Положения о контроле функционирования СОУТ и мониторинга реализации процедур отсутствуют и не отражены каким образом происходит реализация мероприятий, в ООО»СМУ-8» нарушены п.53 Положения.

Согласно п.65 Типового положения о системе управления охраной труда», утв.приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, с целью организации управления документами СУОТ работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.

В «Положении о системе управления охраной труда», утвержденное приказом директора ООО «СМУ-8» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 10 Положения об управлении документами СОУТ, отсутствуют и не отражены формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ, в ООО»СМУ-8» нарушены п.65 Положения.

Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются: актом от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; предписанием от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

ФЗ от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в ст.4.1 КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 с.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом характера совершенного правонарушения, вида производственной деятельности юридического лица, судом усматривается, что назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей, предусмотренном санкцией ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, является несоразмерным конкретным нарушениям, совершенных обществом, и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником отдела – (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республики ФИО, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СМУ-8» изменить, снизив размер штрафа до 30 00 (тридцати тысяч) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.

Судья А.И.Никитин