2-282/2024
21RS0025-01-2023-002038-07
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ишуткина Н.В.,
при секретаре судебного заседания Вороновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмичев Н.В. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> АССР, СНИЛС №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решений, включении периода работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости, назначении пенсии, установлении факта принадлежности архивной справки,
заслушав истца Кузьмичева Н.М., проверив материалы дела,
у с т а н о в и л:
истец Кузьмичев Н.В. обратился в суд с иском (с учетом изменения от ДД.ММ.ГГГГ) к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее Отделение СФР, ответчик) о признании незаконными решения Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308,
- отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе во включении страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина), возложении обязанности включить в страховой стаж для назначении страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина), назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В измененном иске от ДД.ММ.ГГГГ истец просил установить факт работы в Алатырском лесопункте Алатырского лесокомбината, принадлежности ему архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной МБУ «Архив Алатырского муниципального округа».
В обоснование требований указано, что истец, являясь гражданином Республики Украины, он проживает на территории Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ истец получил вид на жительство.
В настоящее время является гражданином Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации, серия №, вдыан ДД.ММ.ГГГГ КП №).
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчиком решением от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308 истцу было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Н е включен в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного господства (Республика Украины) со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины и Пенсионный фонд Российской Федерации; справки о заработной плате не могут быть приняты к рассмотрению, так как отсутствуют подписи должностных лиц, даты выдачи справки и их номера; наименование денежных единиц, указанных в справках, не соответствует наименованиям денежных единиц, действующих на территории ССР, а также на территории Республики Украины.
На заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ответчиком отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента 23,4.
Ответчиком не были включены в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина), поскольку справки о заработной плате не могут быть приняты к рассмотрению в связи с отсутствием факта начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением о внесении изменения от ДД.ММ.ГГГГ№ в решении об отказе вы назначении досрочной страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308 ответчиком не были включены в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина), поскольку справки о заработной плате не могут быть приняты к рассмотрению в связи с отсутствием факта начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец считает данные решения незаконными, поскольку в силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии истцу назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем истец просит назначить страховую пенсию по старости с момента его обращение к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требования об установлении факта принадлежности ему архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной МБУ «Архив Алатырского муниципального округа» указал, что в документах архивного фонда № «Алатырский лесокомбинат» по ведомостям начисления заработной платы работникам Алатырского лесопункта за 1970-1975 г.г. значится Кузьмичев Н.В. (дата рождения не указаны), других работников по вышеуказанным данным не значатся.
Истец Кузьмичев Н.М. поддержал исковые заявление с изменениями в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание ответчик отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии не обеспечил явку представителя, извещен надлежаще о времени и месте слушания дела. Суду представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что Российская Федерация денонсировала Соглашение Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерации Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
С ДД.ММ.ГГГГ действие Соглашения прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
В условиях денонсации Российской Федерации при переезде граждан Украины на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства Российской Федерации) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации – для определения права на пенсию и исчисления ее размера учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Украины за период с ДД.ММ.ГГГГ Периоды работы после указанной даты выключаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Истцом не представлено документального подтверждения об уплате стразовых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (л.д. 45).
Изучив представленные доказательства, проверив доводы истца, изложенными в иске с последними изменениями в совокупности с оспоренными решениями от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменения в решении от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308, которыми отказано во включени в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина), так как справки о заработной плате истца в спорных предприятиях не могут быть приняты к рассмотрению в связи с отсутствием факта начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд находит требования истца обоснованными по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13.03.1992 г. между государствами - участниками СНГ, а именно Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Частью 2 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений ч. 2 ст. 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992 г., исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу абзаца 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) иностранным гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, признается лицо, получившее вид на жительство.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для приобретения права на пенсионное обеспечение на территории РФ иностранным гражданином является получение в установленном порядке вида на жительство.
Как следует из материалов дела, истец Кузьмичев Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся гражданином Республики Украины, ДД.ММ.ГГГГ получил вид на жительство.
В настоящее время является гражданином Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации, серия 9722 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ КП 210-001).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статей 7, 11 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которыми определено вступления закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в силу с 01.01.2019 г., после получения истцом вида на жительства 22.07.2022 г. возникло право на пенсионное обеспечение со времени его 60-летия (ДД.ММ.ГГГГ).
Право на пенсионное обеспечение истцом реализовано заявлением в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ
Истцом суду представлены надлежащие доказательства, достоверно подтверждающие об исполнении им требований законодательства, в том числе и международного, об уплате страховых взносов в соответствующий орган.
В частности, согласно сведениям из Государственного реестра физических лиц налогоплательщиков об источниках/суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, истцом уплачивались соответствующие страховые взносы в уполномоченные органы Украина в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (хозяйства (господарства)) (л.д. 123, 128-132).
Указанные документы представлены в переводе с украинского языка на русский, засвидетельствованы нотариально нотариусом в установленном порядке, отвечают требованиям статьи 60 ГПК РФ о допустимости доказательств, а также п. 3 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18, п. 17 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 г. N 1-1-У, п. 4 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р.
Истцом также суду представлены архивные справки «Коммунальное предприятие жилищно-эксплуатационной конторы № 1» о период его работы и начисленной заработной платы за период 1992-1996 г. в соответствующем переводе и засвидетельствованные о верности перевода нотариусом г. Нижний Новгород Мощенковым Д.С.
Ссылка стороны ответчика о том, что периоды работы истца после ДД.ММ.ГГГГ включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том время как истцом не представлено документального подтверждения об уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, не состоятельны, находятся в противоречии с нормами прав, регламентирующих пенсионное обеспечение.
На Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
В материалах имеются документы подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) истца на территории Республики Украина на различных должностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (хозяйства (господарства)) - индивидуальные сведения о застрахованном лице, содержащие сведения об уплате страховых взносов, в заверенных копиях, выполненные на украинском языке, нотариально заверенный перевод указанных документов. Указанные документы сомнению не подвергались и не оспаривались.
Доводы ответчика о том, что спорные периоды работы истца на территории Украины не могут быть учтены в подсчете страхового стажа, так как ответы на запросы в установленный действующим пенсионным законодательством срок в силу сложившихся обстоятельств не истребовались и не поступили, не обоснованы, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа во включении спорных периодов в страховой стаж, при условии подтверждения данного стажа в судебном заседании достоверными и допустимыми доказательствами.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на дату определения права) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а после вступления изменений согласно Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в силу с 1 января 2019 года право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, устанавливающей переходные положения, определено, что с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина ИПК зависит от стажа и заработка до 01.01.2002 г. и страховых взносов, предназначенных для финансирования пенсии и отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в 2022 году, составляет 13 лет, ИПК требуемый – 23,4.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно ст.13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 (далее - Соглашение СНГ) каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
Федеральным законом от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
Федеральный закон от 11.06.2022 №175-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2022 года, и применительно к пункту 13 Соглашения оно прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022 года.
Истцом заявлено о своих пенсионных правах 14.09.2022 г., то есть до прекращения действий Соглашения от 13 марта 1992 г.
Статья 38 Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.
Согласно п.2 ст.13 Соглашения СНГ пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства - участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.
С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации. При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает свое действие для Российской Федерации, а между остальными государствами - участниками СНГ Соглашение СНГ продолжит действовать вплоть до момента его прекращения.
Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.
Участниками Соглашения СНГ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Украина) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения СНГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами): справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения СНГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников соглашений, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 30), ФЗ №400-ФЗ и Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее Правила от 02.10.2014 №1015), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства - участника соглашения; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений.
В соответствии с пунктом 11 Правил от 02.10.2014 №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил от 02.10.2014).
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях от 20.06.1974 №162 (далее - Инструкция от 20.06.1974 №162) все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержат неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями и соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил от 02.10.2014).
В соответствии с рекомендациями Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.01.2017 № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в подтверждения стажа и заработка», а также руководствуясь письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.03.2017 №14-25-24/3199 при новом установлении пенсии в соответствии с международными соглашениями с бывшими республиками СССР необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение страхового (трудового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений. Документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке за период распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, заработке, приобретенных на территории иностранного государства после распада СССР устанавливаются в установленном порядке.
Из изложенного следует, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае Республики Украина) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации при наличии соответствующих документов, подтверждающих такой стаж.
Согласно сведениям из Государственного реестра физических лиц –налогоплательщиков об источниках/суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Кузьмичев Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ по 2 квартал 2022 г. получал доход и с него удерживались налоги. Суду представлена заверенный в установленном законом порядке перевод указанных документов.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Тернопольским городским советом, Кузьмичев Н.М. принят на работу кровельщиком с ДД.ММ.ГГГГ в «Коммунальное предприятие жилищно-эксплуатационная контора №» на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№-к.
Согласно архивным справкам № от ДД.ММ.ГГГГ, №, №, от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Тернопольским городским советом, в лицевых счетах работников «Коммунальное предприятие жилищно-эксплуатационная контора №1» за ДД.ММ.ГГГГ г.г. имеются сведения о заработной плате Кузьмичева Н.М.
Подлинность перевода документов проверена нотариусом города областного значения Нижнего Новгорода Мощенковым Д.С.
Записей о работе в указанной организации в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовая книжка истца содержит.
Как подтверждается материалами дела, в трудовой книжке истца имеется запись о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (хозяйства (господарства)) (Украина). Факт приема на работу истца также подтверждается сведениям из Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков об источниках/суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из правовой позиции пенсионного органа, не оспаривая факта работы Кузьмичева Н.М. в Тернопольском ЖЭК-1 (Украина), Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина)", ответчик ссылается на отсутствие доказательств уплаты страховых взносов в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу статьи 66 ТК РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как указано выше, в силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Этими же рекомендациями установлено, что периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п. 5).
Оснований сомневаться, в том, что в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства), получая установленную заработную плату, работодателем уплачивались соответствующие страховые взносы, не имеется.
Учитывая установленный факт работы истца Кузьмичева Н.М. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) с начислением заработной платы, подтвержденный вышеуказанными справками, представленных организацией, заверенные нотариусом, суд приходит к выводу о включении указанных периодов в страховой стаж истца.
При таких обстоятельствах, решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308, отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в части не включения спорных периодов работы в страховой стаж является незаконным.
Истцом также заявлено требование об установлении факта принадлежности ему архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной МБУ «Архив Алатырского муниципального округа».
Согласно ст. 264 ГПК Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе и факты принадлежности правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 265 ГПК Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющие эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной МБУ «Архив Алатырского муниципального округа» в документах архивного фонда №17 «Алатырский лесокомбинат» по ведомостям начисления заработной платы работникам Алатырского лесопункта за 1970-1975 г.г. значится Кузьмичев Н.В. (дата рождения не указаны), других работников по вышеуказанным данным не значатся.
У суда не имеется оснований ставить под сомнение пояснения заявителя, свидетелей, которые согласуются с материалами дела, в том числе с представленным свидетельством о рождении.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ№, выданная МБУ «Архив Алатырского муниципального округа», принадлежит истцу.
Установление факта принадлежности справки, записи из архивной книги имеет для заявителя юридическое значение, поскольку позволит реализовать право на включение указанного в нее периода работы в трудовой стаж для назначения пенсии.
Согласно ответу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии истцу на основании решения назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ Поскольку судом удовлетворены требования истца о включении спорных периодов в страховой стаж, суд удовлетворяет требование и назначает страховую пенсию по старости с момента его обращение к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.
При установлении факта принадлежности архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ с периодом работы истца в Алатырском лесопункте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней), с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (17 дней), с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ (16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней),, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (17 дней) с учетом службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев, 25 дней), работы в Алатырском заводе «Электроприбор» с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 07 месяцев 15 дней), в Тернопольском ЖЭК-1 (Украина) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 10 месяцев 16 дней) общий стаж составит 13 лет 11 месяцев 9 дней.
С учетом включения периодов работы на Украине в Тернопольской ЖЭК-1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 3 месяца 26 дней), в Тернопольской академии народного хозяйства (хозяйства (господарства)) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (20 лет 4 месяца 17 дней), всего страховой стаж истца на день первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет 48 лет 7 месяцев 21 дней (13 лет 11 месяцев 9 дней) + (8 лет 3 месяца 26 дней) + (20 лет 4 месяца 17 дней).
Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
установить факт принадлежности Кузьмичев Н.В. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>) архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной МБУ «Архив Алатырского муниципального округа».
Признать незаконными решения Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№-О1/1308, отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе во включении страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина).
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии:
- включить в страховой стаж Кузьмичев Н.В. для назначении страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской ЖЭК-1 (Украина), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тернопольской академии народного хозяйства (господарства) (Украина);
- назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд <адрес> Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ