НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 24.08.2023 № 2-2548/2023

Дело № 2-2548/2023

УИД 21RS0025-01-2023-001294-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 г. г.Чебоксары

Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж,

У с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ.) к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее Отделение СФР, ОСФР по ЧР) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением от ДД.ММ.ГГГГг. истцу было отказано в назначении пенсии по старости в виду отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы, педагогический стаж истца составил всего 23 года 05 мес. 02 дня.

Ответчиком не был включен в специальный страховой стаж следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ. - работа в качестве воспитателя в детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Казахской ССР, поскольку период стажа работы на территории Республики Казахстан в рамках реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ компетентным органом Казахстана АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан не подтверждены. Считает, ее вины в этом нет.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 66 ТК РФ, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п.1.1, п.41.1), действующим в спорный период основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Так в спорный период истец проживала на территории Казахской ССР, входившая в состав СССР. 16 декабря 1991 года Казахская ССР вышла из состава СССР и эта страна навсегда прекратила свое существование, тогда же была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан.

13 марта 1992 года было принято Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В 1989 году истец поступила в Семипалатинское педагогическое училище им. М.О. Ауэзова Казахской ССР и в июне 1993 года окончила его по специальности «Дошкольное воспитание» и была присвоена квалификация: «воспитателя в дошкольных учреждениях».

После окончания педагогического училища согласно записи в трудовой книжки она была принята на работу в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГг. в должности воспитателя в детский сад Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Казахской ССР с ДД.ММ.ГГГГг., где проработала, согласно записи от ДД.ММ.ГГГГг. в трудовой книжке в данной должности и согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГг. была уволена по ст.33 п.1 КЗОТ Республики Казахстан (сокращение численности) с ДД.ММ.ГГГГг.

В ее должностные обязанности, как воспитателя детского сада, входило: воспитание в детях всесторонней и гармонической развитой личности, развитие в детях способностей в эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения, участие в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальные вечера, утренники, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного театра и иные мероприятия), спортивные мероприятия с воспитанниками, обеспечивание их музыкального сопровождения.

Так, согласно архивной справки () от ДД.ММ.ГГГГ., выданной истцу, в документах архивного фонда Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти имеются сведения о работе ФИО2, а именно:

приказ от ДД.ММ.ГГГГг. о принятии воспитателем в детский сад с ДД.ММ.ГГГГг.,

приказ от ДД.ММ.ГГГГг. об увольнении по ст.33 п.1 КЗОТ РК (сокращении численности) с ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ. в документах архивного фонда Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти имеются сведения о ее работе и сведения в ведомостях начисления заработной платы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ

За период работы ей начислялась заработная плата в объеме полной ставки, также производились отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам.

Следовательно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве воспитателя в детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Республики Казахстан, подлежит включению в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии.

С учетом уточнений просит суд:

1. Признать решение ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Чувашской Республики- Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения спорных периодов работы в страховой стаж, незаконным.

2. Обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики - Чувашии включить в специальный страховой стаж ФИО1 при назначении досрочной страховой пенсии по старости период работы: с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве воспитателя в детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Республики Казахстан.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежаще о слушании дела, представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования с учетом уточнений поддерживает.

В судебное заседание представитель ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии не явился, извещены надлежаще о слушании дела, представили суду заявление о рассмотрении дела без их участия, исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что согласно статье 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 (далее - Соглашение СНГ) каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Тем самым в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 года. Соглашение СНГ прекратит свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года.

При этом статья 38 Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.

Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения СНГ пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства - участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.

Таким образом, те пенсии, которые назначены по нормам Соглашения СНГ до его денонсации, пересмотру не будут подлежать и их выплата Российской Федерацией будет продолжена.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации. При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает свое действие для Российской Федерации, а между остальными государствами - участниками СНГ Соглашение СНГ продолжит действовать вплоть до момента его прекращения.

Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.

Участниками Соглашения СНГ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В настоящее время в отношениях между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 года, в соответствии с которым (статья 12) за периоды до 1 января 2021 года продолжают действовать положения Соглашения СНГ (в отношении России, Казахстана, Армении, Киргизии) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 года (в отношении России и Белоруссии).

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, в Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения СНГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами): справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения СНГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В целях проверки достоверности представленных истцом сведений, Отделением в марте 2022 года был направлен запрос в Республику Казахстан об истребовании сведений, подтверждающих стаж истца. Однако, ответ на запрос в адрес Ответчика не поступил, что в свою очередь послужило основанием для отказа во включении спорных периодов работы истца на территории Республики Казахстан в страховой стаж. Просили в иске отказать.

В порядке ст.167 ГПК РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), за исключением отдельных положений.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3,4 ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

На основании части 2 ст.30 ФЗ №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей, и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №781, Правила №781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно (далее - Список №1067);

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (далее - Список №463);

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 (далее - Перечень №1397).

Согласно ч.3 ст.30 ФЗ №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

На основании ч.4 ст.30 ФЗ №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору при досрочном назначении страховой пенсии по старости является трудовая книжка. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ №400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного в соответствии Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведении индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или соответствующими и государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.14 ФЗ №400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 ФЗ №400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 ФЗ №400-ФЗ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования -ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Отделения ПФР от ДД.ММ.ГГГГг. истцу было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст.30 ч.1 п.19 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в виду отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы, а именно, ей не был включен в специальный страховой стаж период: с 01.09.1993г. по 04.04.1995г. - работы в качестве воспитателя в детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Казахской ССР, поскольку период стажа работы на территории Республики Казахстан в рамках реализации Соглашения о пенсионном обеспечении грудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ компетентным органом Казахстана АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан не подтверждены.

При этом, в решении указано, что требуемая продолжительность льготного стажа – 25 лет, фактическая продолжительность льготного стажа – 23 года 5 мес. 2 дня; требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента – 23,4, фактическая величина индивидуального пенсионного коэффициента – достаточна.

Истец ФИО1 не согласилась с данным решением в части не включения спорного периода и просит включить в педагогический стаж период работы в качестве воспитателя детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 ст.4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.

Согласно пункту 2 ст.3 Федерального закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Порядок установления страховых пенсий определен ст.21 Федерального закона, согласно части 1 которой установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Закона).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

В соответствии с ч.9 ст.21 ФЗ №400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Пенсионным органом в марте 2022 года был направлен запрос в Республику Казахстан об истребовании сведений, подтверждающих стаж истца. Однако, ответ на запрос в адрес ответчика не поступил.

Согласно ст.13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 (далее - Соглашение СНГ) каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Тем самым в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 года. Соглашение СНГ прекратит свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 года.

При этом статья 38 Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.

Согласно п.2 ст.13 Соглашения СНГ пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства - участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.

Таким образом, те пенсии, которые назначены по нормам Соглашения СНГ до его денонсации, пересмотру не будут подлежать и их выплата Российской Федерацией будет продолжена.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации. При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает свое действие для Российской Федерации, а между остальными государствами - участниками СНГ Соглашение СНГ продолжит действовать вплоть до момента его прекращения.

Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.

Участниками Соглашения СНГ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В настоящее время в отношениях между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 года, в соответствии с которым (статья 12) за периоды до 1 января 2021 года продолжают действовать положения Соглашения СНГ (в отношении России, Казахстана, Армении, Киргизии) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 года (в отношении России и Белоруссии).

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения СНГ, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, в Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения СНГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами): справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения СНГ. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников соглашений, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 30), ФЗ №400-ФЗ и Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 (далее Правила от 02.10.2014 №1015), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства - участника соглашения; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений.

В соответствии с пунктом 11 Правил от 02.10.2014 №1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил от 02.10.2014).

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях от 20.06.1974 №162 (далее - Инструкция от 20.06.1974 №162) все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержат неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями и соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил от 02.10.2014).

В соответствии с рекомендациями Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.01.2017 № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в подтверждения стажа и заработка», а также руководствуясь письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.03.2017 №14-25-24/3199 при новом установлении пенсии в соответствии с международными соглашениями с бывшими республиками СССР необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение страхового (трудового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений. Документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке за период распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, заработке, приобретенных на территории иностранного государства после распада СССР устанавливаются в установленном порядке.

Из изложенного следует, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае Республики Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно диплома , ФИО2 в 1989 году поступила в Семипалатинское педагогическое училище им. М.О. Ауэзова и в 1993 году окончила его по специальности воспитатель в дошкольных учреждениях (л.д.17).

Согласно справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ., и жене присвоена фамилия – «Михайлова», вышеуказанный брак расторгнут (л.д.18).

Из представленной суду копии трудовой книжки , выданной на имя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., следует, что:

запись 4 – принята воспитателем в д/сад (пр.59 от ДД.ММ.ГГГГ),

запись ДД.ММ.ГГГГ – уволена по ст.33 п.1 КЗоТ Республики Казахстан сокращение численности (приказ 38 от ДД.ММ.ГГГГ).

Из архивной справки () от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ГУ «Центр документации новейшей Истории Восточно-Казахстанской области» (КГУ «ЦДНИ»), следует, что в документах архивного фонда Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти имеются следующие сведения о работе ФИО2:

- приказом от ДД.ММ.ГГГГг. принята воспитателем в детский сад с ДД.ММ.ГГГГ,

- приказом от ДД.ММ.ГГГГг. уволена по ст.33 п.1 КЗОТ РК (сокращение численности) с ДД.ММ.ГГГГг.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ГУ «Центр документации новейшей Истории Восточно-Казахстанской области», следует, что в документах архивного фонда Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти имеются следующие сведения о работе ФИО2:

- приказом от ДД.ММ.ГГГГг. принята воспитателем в детский сад с ДД.ММ.ГГГГг.,

- приказом от ДД.ММ.ГГГГг. уволена по ст.33 п.1 КЗОТ РК (сокращение численности) с ДД.ММ.ГГГГг.,

- в ведомостях начисления заработной платы значится ФИО2

Ведомости начисления заработной платы детского сада ДД.ММ.ГГГГ год на государственное хранение в КГУ «ЦДНИ» не поступали.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГг. на территории республики была введена в обращение национальная валюта - тенге.

Из архивной справки КГУ «Центр документации новейшей истории» управления культуры, развития языков и архивного дела области Абай / ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в документах архивного фонда Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти имеются следующие сведения о работе ФИО2:

- приказом от ДД.ММ.ГГГГг. принята воспитателем в детский сад с ДД.ММ.ГГГГг.;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГг. уволена по ст.32 КЗОТ РК (собственное желание) с ДД.ММ.ГГГГг.

Для сведения сообщают, что в соответствии с Законом Казахской ССР «Oб аренде», в 1990 году 3 декабря на общем собрании трудового коллектива было принято решение взять в аренду все имущество фабрики ПОШ с правом выкупа. С января 1991г. Семипалатинская фабрика ПОШ переименована в Арендное предприятие "Семипалатинская фабрика ПОШ".

В соответствии с "Программой разгосударствления и приватизации государственной собственности на 1991-1992 годы" коллектив арендного предприятия "Семипалатинская фабрика ПОШ" 22 октября принял на своей конференции решение о подаче заявки на выкуп арендованного им имущества.

На основании Закона Казахской ССР "О предприятиях в Казахской ССР" решением Семипалатинского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета за от ДД.ММ.ГГГГг. арендное предприятия "Семипалатинская фабрика ПОШ преобразована в коллективное предприятия "Семипалатинская фабрика ПОШ".

ДД.ММ.ГГГГг. по инициативе трудового коллектива коллективное предприятие «Семипалатинская фабрика ПОШ" преобразовано в акционерное общество «Сеним» по переработке шерсти и зарегистрировано в качестве хозяйствующего субъекта и внесено в государственный реестр под номером .

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О банкротстве" и решением коллегии по хозяйственным делам Восточно-Казахстанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. за АО " Сеним" по переработке шерсти было признано банкротом.

Данное решение явилось одновременно и решением о ликвидации АО «Сеним» по переработке шерсти. (л.д.62)

Все печати ГУ «ЦДНИ», КГУ «ЦДНИ» заверены нотариусом города Чебоксары ФИО5

Учитывая установленный факт работы истца ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. в качестве воспитателя в детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Республики Казахстан, с начислением заработной платы, подтвержденный вышеуказанными справками, представленных организацией, не являющейся правопреемником работодателя, заверенные нотариусом, суд приходит к выводу о включении указанных периодов в страховой стаж истца.

При таких обстоятельствах, решение ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. в части не включения спорных периодов работы в страховой стаж является незаконным.

Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение ГУ-Отделения Пенсионного фонда по Чувашской Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения спорных периодов работы в страховой стаж ФИО1, незаконным.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН ) включить в страховой стаж ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС ) период работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве воспитателя в детском саду Семипалатинской фабрики первичной обработки шерсти Республики Казахстан.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в пользу ФИО1 госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2023 г.