НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 23.06.2020 № 2А-2476/20

Дело № 2а-2476/2020

УИД 21RS0025-01-2019-004897-96

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Павловой Е.В.

при секретаре судебного заседания Афанасьевой Ю.В.,

с участием представителя административного ответчика государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике Тасаковой Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Васильева В.М. к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике -Чувашии о возложении обязанности производить удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии,

у с т а н о в и л:

Административный истец Васильев В.М. обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее ГУ ОПФР по ЧР) о возложении обязанности производить удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии Николаева А.О. в размере <данные изъяты>%, указав, что вступившим в законную силу заочным решением мирового судьи участка г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены его исковые требования к Николаеву А.О. о взыскании задолженности по договорам займа в размере 15 000 руб., процентов за неисполнение денежного обязательства в размере 260,53 руб. и расходов по уплате госпошлины в размере 624,15 руб. ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ им в ГУ УПФ в г. Новочебоксарск было направлено заявление о принятии исполнительного документа. В настоящее время исполнительный лист находится на исполнении в центре по выплате пенсий и обработке информации административного ответчика.

Административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в исполнительном документе от ДД.ММ.ГГГГ, выданном мировым судьей размер удержаний не указан, удержания по нему производятся в размере <данные изъяты> % от начисленных сумм согласно решению органа ПФР с учетом требований ч. 3 ст. 29 Закона № 400-ФЗ.

Действия ответчика по удержанию из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии Николаева А.О. в размере <данные изъяты>% истец считает незаконными.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Федеральный законодатель, предусматривая в ст. 99 Закона об исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания в части 1 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательстве Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсией фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксирование выплаты к страховой пенсии). Исходя из буквального прочтения приведённых норм, она не содержит запрета на установление размера в минимальном пределе.

Ответчик, исполняя настоящий исполнительный лист ошибочно (частично) руководствуется частью 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку этой же статьей установлено, что удержания из страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: исполнительных документов; удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учётом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ). Удержания на основании решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Из приведенной нормы следует, что удержания на основании решений органов осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% страховой пенсии в целях взыскания таким органом сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру. Поэтому к исполнительному листу <данные изъяты> удержания в размере <данные изъяты>% не относятся, в этой связи суду надлежит возложить обязанность на административного ответчика об установлении удержаний из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии Николаева А.О. в размере <данные изъяты> % в целях своевременного исполнения заочного решения мирового судьи.

В судебное заседание административный истец Васильев В.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ГУ ОПФР по ЧР Тасакова Р.Г. в судебном заседании исковые требования истца не признала, считает их необоснованными, также она полагает, что ГУ ОПФР по ЧР является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, никакого решения о размере удержаний отделением не выносилось.

Представитель административного ответчика государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о месте и времени его проведения.

Заинтересованное лицо Николаев А.О. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав объяснение административного ответчика государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике Тасаковой Р.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, заочным решением мирового судьи судебного участка г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с Николаева А.О. в пользу Васильева В.М. взыскана задолженность по договорам займа в размере 15 000 руб., проценты за неисполнение денежного обязательства в размере 260,53 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 624,15 руб.

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного решения суда выдан исполнительный лист серии <данные изъяты> о взыскании с должника Николаева А.О. в пользу взыскателя Васильева В.М. указанных сумм.

ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.М. обратился в ГУ УПФ в г. Новочебоксарск с заявлением о принятии исполнительного документа на исполнение.

ДД.ММ.ГГГГДОЛЖНОСТЬ ФИО1 на основании заявления Васильева В.М. и полученного исполнительного листа поручено исполнителям ФИО2, ФИО3 производить удержания в размере <данные изъяты> % с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФР по ЧР - Чувашии сообщило Васильеву В.М., что на основании его заявления, поступившего в Управление ПФР в г. Новочебоксарск ЧР ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 4000-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ текущего года из пенсии и федеральной социальной доплаты пенсии Николаева А.О. будут производиться удержания по исполнительному документу от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>% от начисленных к выплате сумм.

Принятое вышеуказанное решение истец Васильев В.М. считает незаконным в части установленного <данные изъяты> % размера удержаний и просит возложить на административного ответчика ГУ ОПФР по ЧР - Чувашии обязанность по определению размера удержаний в размере <данные изъяты> %.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 5 ч. 2 ст. 41 КАС РФ в качестве административного соответчика по делу было привлечено государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике - Чувашии.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Для удовлетворения исковых требований истца Васильева В.М. о возложении на ответчика обязанности по установлению удержаний с пенсии Николаева А.О. в размере <данные изъяты> % необходимо установить в судебном заседании, что принятое ответчиком решение об удержании с пенсии Николаева А.О. <данные изъяты> % от начисленных к выплате сумм не соответствует нормам действующего законодательства. Между тем, таких оснований суд не находит.

Из материалов дела следует, что Николаев А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем социальной пенсии <данные изъяты> и федеральной социальной доплаты к пенсии.

Из установленного размера социальной пенсии <данные изъяты> и федеральной социальной доплаты Николаева А.О. производятся удержания по следующим исполнительным документам:

- с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>% на основании направленного взыскателем для исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, выданного мировым судьей судебного участка г. Новочебоксарск ЧР о взыскании долга по договорам займа в пользу Васильева В.М. в размере 15 850 руб. 41 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 9 919 руб. 09 коп. Удержанные суммы перечислены на расчетный счет БАНК

- с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> % по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному на основании акта по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком г. Новочебоксарск Чувашской Республики о взыскании штрафа в размере 961 руб. 00 коп. в пользу МВД по Чувашской Республике и исполнительского сбора в размере 1 000 руб. С ДД.ММ.ГГГГ удержания прекращены на основании поступившего в Центр ПФР постановления об отмене мер обращению взыскания на доходы должника от ДД.ММ.ГГГГ Задолженность удержана в сумме 1 790 руб. 26 коп. Удержанные суммы перечислены на депозитный счет <данные изъяты> ГОСП УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии;

- с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> % по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком г. Новочебоксарск Чувашской Республики о взыскании задолженности имущественного характера в пользу ОБЩЕСТВО в размере 24 586 руб. 86 коп. и исполнительского сбора в размере 1 721 руб. 08 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 3 497 руб. 95 коп. С ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего в Центр ПФР постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ размер задолженности изменен на сумму 22 903 руб. 11 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 5 368 руб. 17 коп. С ДД.ММ.ГГГГ удержания прекращены на основании постановления об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника от ДД.ММ.ГГГГ Удержанные суммы перечислены на депозитный счет <данные изъяты> ГОСП УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии.

- с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> % по постановлению ДОЛЖНОСТЬ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного судебным участком г. Новочебоксарск Чувашской Республики о взыскании задолженности имущественного характера в пользу ОБЩЕСТВО в размере 16 104 руб. 03 коп. и исполнительского сбора в размере 1 721 руб. 08 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 512 руб. 82 коп. Удержанные суммы перечислены на депозитный счет <данные изъяты> ГОСП УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии.

- с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> % по постановлению ДОЛЖНОСТЬ от ДД.ММ.ГГГГ вынесенному на основании материалов исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности в размере 6 285 руб. 63 коп. и исполнительского сбора в размере 1 000 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 200 руб. 15 коп. Удержанные суммы перечислены на депозитный счет <данные изъяты> ГОСП УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Согласно ст. 98 указанного Федерального закона территориальный орган Пенсионного фонда России, выплачивающий должнику пенсию, обязан удерживать денежные средства из пенсии должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

Статья 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что выплата пенсии, ее доставка и удержания из неё производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (пункт 4).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Положения ч. 2, 3 ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из страховой пенсии должника. Минимальный размер обязательный для удержания по исполнительному листу законом не предусмотрен.

При получении исполнительного документа непосредственно от взыскателя территориальный орган ПФР принимает к исполнению подлинник указанного документа и самостоятельно определяет размер ежемесячного удержания из пенсии должника, исходя из требований ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно разъяснениям, данным Пенсионным фондом Российской Федерации по результатам обзора практики применения пенсионного законодательства за 4 квартал 2016 года, если в исполнительном документе не указан размер, в котором следует производить удержание из пенсии пенсионера, территориальному органу ПФР необходимо самостоятельно определить указанный размер. Исходя из части 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, территориальный орган ПФР самостоятельно может принять решение об удержании в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.

В соответствии с Регламентом от 06 апреля 2018 года № 174р «Об утверждении Регламента взаимодействия между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий и иных социальных выплат в условиях функционирования Центра по выплате пенсий и обработке информации», при поступлении исполнительного документа непосредственно от взыскателя Центром ПФР выносится поручение о порядке осуществления удержаний из пенсии.

При обязательном удержании из пенсии на основании исполнительного документа не требуется издание распорядительного акта территориального органа ПФР или письменное согласие пенсионера.

Решение территориального органа ПФР об удержании из пенсии в размере, определенном с учетом положений ст. 29 ФЗ «О страховых пенсиях» может оформляться в виде распорядительной записи на исполнительном документе, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ПФР либо уполномоченного должностного лица.

Как было указано выше, ДОЛЖНОСТЬ ФИО1 на основании заявления Васильева В.М. было поручено производить удержания из пенсии Николаева А.О. в размере <данные изъяты> %.

Учитывая, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, представленный непосредственно взыскателем Васильевым В.М. в ГУ УПФ в г. Новочебоксарск не содержит размер удержания, которое необходимо производить из пенсии должника, действующее законодательство также не предусматривает обязательного минимального размера, решение административного ответчика об удержании из пенсии должника-пенсионера <данные изъяты> % страховой пенсии не противоречит нормам действующего пенсионного законодательства и незаконным не является.

Доводы административного истца Васильева В.М. о том, что удержания на основании решения органов осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем <данные изъяты>% страховой пенсии в целях взыскания таким органом сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям излишне выплаченных пенсионеру являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.

Учитывая вышеуказанное, суд считает, что оснований для удовлетворения предъявленных Васильевым В.М. исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Васильеву В.М. в удовлетворении предъявленных исковых требований государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике -Чувашии о возложении обязанности производить удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии Николаева А.О. в размере <данные изъяты> % отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.