Дело № 2а-460/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Сымовой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилась в суд с административным иском о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный иск мотивирован тем, что административным ответчиком на основании результатов внеплановой документарной проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым обязало административного истца произвести учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме № <адрес> а также задолженности по их оплате, предоставить в адрес Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт по квартире <адрес>, а также задолженности по его оплате. Выдача предписания обоснована нарушением требований ч. 3.1 ст. 175 и ч. 1 ст. 180 ЖК РФ. Указанное предписание считают незаконным. Согласно п. 3 ч.5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. При принятии оспариваемого предписания административный ответчик неправильно применил положения закона, регулирующего полномочия и функции регионального оператора по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основные функции регионального оператора, которым является административный истец, регулируются положениями статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации и уставом НО «Фонд капремонта». Законодатель наделил регионального оператора правом быть владельцем специального счета только при наличии протокольного решения собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, функция заключается в открытии на свое имя специального счета и совершение операций по этому счету (п.2 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ). Таким образом, положения Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность регионального оператора по формированию, печати и доставке платежных документов в отношении собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах. Данную функцию собственники решают самостоятельно. Более того, согласно части 3.1. ст. 175 ЖК РФ (вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ) законодатель четко определил, что выставление платежных документов является по своей сути услугой и собственники помещений при принятии решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете должны на общем собрании принять решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, об определении порядка предоставления платежных документов и размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. Выбор лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов, осуществляется по согласованию с ним. Согласно протокольному решению от ДД.ММ.ГГГГ№ собственников помещений многоквартирного дома <адрес> был выбран способ формирования фонд капитального ремонта на специальном счете, владелец - региональный оператор. Дальнейших действий по наделению административного истца полномочиями по ведению учета размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирном доме № <адрес>, собственниками не принималось. Более того, платежные документы для уплаты взносов в указанном доме осуществляла управляющая организация либо иная организация, но не административный истец.
Вывод административного ответчика о том, что в силу ч. 1 ст. 183 ЖК РФ административный истец ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора отдельно в отношении средств каждого собственника помещения, основан на неверном толковании положений закона. В соответствии со ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет средств: взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;других не запрещенных законом источников. При этом, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах. В этом, и заключается принцип «общего котла», в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о формировании фонда капитального ремонта дома на специальном счете. Законодатель четко в Жилищном кодексе РФ применяет термины «специальный счет» и «счет, счета регионального оператора». Порядок открытия специального счета, полномочия владельца специального счета, совершение операций по специальному счету, оказание услуг по предоставлению платежных документов с использованием систем уплаты взносов на специальном счете регулируется положениями ст. ст. 175-177 ЖК РФ, в которых не предусмотрена обязанность административного истца по выполнению полномочий, возложенных предписанием от ДД.ММ.ГГГГ№, следовательно, являясь органом, исполняющим функции по государственному жилищному надзору, административный ответчик не вправе в административном порядке возлагать на административного истца какие-либо обязанности, в нарушение действующего законодательства. Оспариваемое предписание принято административным ответчиком за пределами своих полномочий и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку возлагает на него не предусмотренную законом обязанность, а неисполнение предписания влечёт административную ответственность.
В судебном заседании представитель Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики ФИО2 в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив суду, что согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ общего собрания собственников помещений дома <адрес> собственниками помещений вышеуказанного дома в качестве способа формирования фонда капитального ремонта был выбран специальный счет, а также владельцем указанного счета был выбран некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов». ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики поступило обращение собственника <адрес>ФИО на бездействия НО «Фонд капремонта».На основании данного обращения Инспекцией было выдано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки НО «Фонд капремонта» и для проверки были истребованы: ведомость начислений и оплаты по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; платежный документ на оплату взносов на капитальный ремонт за ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу; иные документы, необходимые для завершения проверки. ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение было направлено в адрес НО «Фонд капремонта». НО «Фонд капремонта» в адрес Инспекции вышеуказанные документы не предоставил. Из письма НО «Фонд капремонта» следует, что предоставить ведомость начислений и оплаты по вышеуказанной квартире не представляется возможным ввиду того, что НО «Фонд капремонта» ни ранее, ни в настоящее время не осуществляло начисление, печать и доставку платежных документов по взносам на капитальный ремонт. Согласно ч. 1 ст. 183 ЖК РФ НО «Фонд капремонта» ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме. Согласно ч. 2 ст. 183 ЖК РФ система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о: размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней; размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; кредитах, займах, привлеченных региональным оператором в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также погашении таких кредитов, займов. Согласно ч. 4 ст. 183 ЖК РФ функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта могут осуществляться иным юридическим лицом, созданным в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. При этом региональный оператор несет ответственность за действия такого юридического лица как за свои собственные. Считает, что, несмотря на то, что НО «Фонд капремонта» не производит начисление, печать и доставку платежных документов по взносам на капитальный ремонт по вышеуказанному дому, согласно ч. 2 ст. 183 ЖК РФ НО «Фонд капремонта» обязано было вести работу по учету начисленных и оплаченных взносов на капитальный ремонт по каждому собственнику помещений в многоквартирное доме.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики поступило обращение собственника квартиры <адрес>ФИО на бездействия НО «Фонд капремонта».
На основании данного обращения Государственной жилищной инспекцией Чувашской ДД.ММ.ГГГГ было выдано распоряжение от № о проведении внеплановой документарной проверки НО «Фонд капремонта».
ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение было направлено в адрес НО «Фонд капремонта».
В пункте 11 распоряжения указаны документы, которые необходимо было НО «Фонд капремонта» предоставить для проведения проверки: ведомость начислений и оплаты по квартире <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; платежный документ на оплату взносов на капитальный ремонт за ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу; иные документы, необходимые для завершения проверки.
Согласно акту проверки, составленному Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ НО «Фонд капремонта» в адрес Инспекции вышеуказанные документы не предоставил. Вместо этого было предоставлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором говорится, что предоставить ведомость начислений и оплаты по вышеуказанной квартире не представляется возможным ввиду того, что НО «Фонд капремонта» ни ранее, ни в настоящее время не осуществляло начисление, печать и доставку платежных документов по взносам на капитальный ремонт.
По результатам проверки, Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с требованием производить учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме <адрес>, а также задолженности по их оплате, предоставить в адрес Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт по квартире <адрес>, а также задолженности по его оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (ч. 2 ст. 170 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с ч. 2 ст. 171 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ) в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
В силу ст. 180 ЖК РФ региональный оператор осуществляет следующие функции: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что в обязанность регионального оператора не входит формирование печать и доставка платежных документов в отношении собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах. Данную функцию собственники решают самостоятельно.
Кроме того, в силу ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Как следует из материалов дела, решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Владельцем специального счёта определён региональный оператор - НО Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Судом установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> решений по наделению НО «Фонд капремонта» полномочиями по ведению учета размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирном доме <адрес>, не принималось.
Платежные документы для уплаты взносов в указанном доме осуществляла управляющая организация либо иная организация.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Пик-1» уведомило НО «Фонд капремонта» о начале формирования платёжных документов по взносу на капитальный ремонт по многоквартирному дому, расположенному по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> уведомило НО «Фонд капремонта» о начале формирования платёжных документов по взносу на капитальный ремонт по многоквартирному дому, расположенному по <адрес> в связи с чем, просили по данному многоквартирному дому ежемесячно предоставлять выгрузку из реестра платежей, а также за предыдущие периоды на электронную почту.
Также суд не соглашается с выводами Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о том, что в силу ч. 1 ст. 183 ЖК РФ административный истец ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора отдельно в отношении средств каждого собственника помещения.
В соответствии со ст. 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников.
Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса (ч.3 ст. 179 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ).
Порядок открытия специального счета, полномочия владельца специального счета, совершение операций по специальному счету, оказание услуг по предоставлению платежных документов с использованием систем уплаты взносов на специальном счете регулируется положениями ст. ст. 175-177 ЖК РФ, в которых не предусмотрена обязанность регионального оператора вести учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт, а также задолженности по его оплате.
С учётом изложенного, обязанность вести учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт, а также задолженности по его оплате в соответствии со ст. 183 ЖК РФ может относится в обязанности регионального оператора лишь в таком способе формирования фонда, как перечисление взносов на счёт регионального оператора. В случае, если региональный оператор выдран в качестве владельца специального счёта, такой обязанности за ним не имеется.
При таких обстоятельствах, требование Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики произвести учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме <адрес>, а также задолженности по их оплате, предоставить в адрес Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики учёт размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт по квартире № <адрес>, а также задолженности по его оплате необоснованным, а предписание незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.