НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 10.08.2020 № 2А-2156/20

Дело № 2а-2156/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Кузнецовой А.В.,

при секретаре судебного заседания Лазаревой Н.М.,

с участием представителя административного истца ИФНС России по г. Чебоксары - Ладониной В.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Степановой Л.Ю. – Абрамова Д.С. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары к Степановой Людмиле Юрьевне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г.,

установил:

Инспекция федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары (ИФНС России по г. Чебоксары, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степановой Л.Ю. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 114 550 руб. Требования мотивированы тем, что Степанова Л.Ю. является собственником объектов недвижимости, в связи с чем, ей исчислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и направлено налоговое уведомление со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ в размере 114 718 руб. В связи с наличием переплаты по налогам в размере 168 руб. сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 114 550 руб. Инспекция предложила Степановой Л.Ю. погасить задолженность, направив требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку сумма задолженности Степановой Л.Ю. в бюджет не перечислена, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности, который был отменен в связи с поступлением возражений должника. Просят взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 114 550 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ИФНС по г. Чебоксары Ладонина В.А. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Административный ответчик Степанова Л.Ю., извещенная в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя.

В судебном заседании представитель административного ответчика Степановой Л.Ю. - Абрамов Д.С. административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении. Суду пояснил, что Степанова Л.Ю. освобождена от уплаты налога на имущество согласно ч.3 ст. 346.11 НК РФ, поскольку объект недвижимости, на которое начислен налог на имущество – это производственное помещение, что подтверждается актом обследования по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией, образованной распоряжениями Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 400 НК РФ, и в силу гл. 8 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 № 1287 «Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления», административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, в том числе - объект недвижимости: наименование: иные строения, помещения и сооружения, кадастровый , условный , адрес: <адрес>, <адрес>площадь: 753,30, кадастровая стоимость 11 455 041 руб.

Согласно выписке из ЕГРИП, Степанова Л.Ю. является индивидуальным предпринимателем. В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о возможности применения упрощенной системы налогообложения, Степановой Л.Ю. применяется упрощенная система налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Минюста ЧР от 02.11.2017 N 177-о "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ году налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержден Перечень объектов, в соответствии с которым (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объекта недвижимости, принадлежащем Степановой Л.Ю., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приказа Минюста ЧР от 25.12.2019 N 250-о "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики", пункты 215, 218, 377 раздела "г. Чебоксары", пункт 105 раздела "г. Шумерля", пункт 51 раздела "Вурнарский район", пункт 2 раздела "Мариинско-Посадский район", пункты 61, 62 раздела "Шемуршинский район" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного указанным приказом, признаны утратившими силу. Действие подпункта 2 пункта 1 настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из вышеизложенного, требования ИФНС России по г. Чебоксары о взыскании с административного ответчика налога на имущество за 2018 год, исходя из кадастровой стоимости данного имущества, являются правомерными.

Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Инспекция направила в адрес Степановой Л.Ю. налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату в срок до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 114 718 руб., в связи с наличием переплаты по налогам в размере 168 руб. сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 114 550 руб.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Для добровольной уплаты задолженности налоговым органом Степановой Л.Ю. было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которым плательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность в установленный в требовании срок.

Административный ответчик свои обязательства по уплате задолженности в указанные сроки не исполнил.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке за счет имущества, в том числе денежных средств физических лиц в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).

В связи с неисполнением вышеуказанных требований Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по г. Чебоксары обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности со Степановой Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. Мировым судьей судебного участка № <адрес> был выдан судебный приказ о взыскании со Степановой Л.Ю. задолженности в размер 114 550 руб. Определением от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась в суд с данным административным иском, сроки предъявления административного иска в суд не истекли. До настоящего времени сумма задолженности в общем размере 114 550 руб. административным ответчиком в бюджет не перечислена.

Административным ответчиком не представлены суду документы, подтверждающие уплату задолженности в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование ИФНС по г. Чебоксары о взыскании с административного ответчика задолженности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ с ответчика подлежат возмещению судебные расходы в виде государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Взыскать со Степановой Людмилы Юрьевны задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 114 550 рублей.

Сумма задолженности подлежит зачислению на расчетный счет получателя платежа 40101810900000010005; - КБК по налогу на имущество физических лиц:18210601020041000110. Наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике; налоговый орган: ИНН 2130000012 Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары; наименование банка: Отделение НБ Чувашской Республики банка России; БИК: 049706001,ОКТМО 97701000.

Взыскать со Степановой Людмилы Юрьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3491 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Кузнецова А.В.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.