НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 06.08.2013 № 12-315/2013

Дело № 12-315/2013

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ            город Чебоксары

Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Малыгин Е.А., рассмотрев жалобу должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Название» Казенова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее Территориальное управление) ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, директор Общества с ограниченной ответственностью «Название» (далее Общество) Казенов А.А. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор Общества Казенов А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что справка о валютных операциях была представлена в уполномоченный банк ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что уполномоченному банку по условиям договора не предоставлено право заполнять справку о валютных операциях. Вина заявителя не установлена и налицо нарушение презумпции невиновности. Территориальным управлением необоснованно отказано в применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание заявитель Казенов А.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, обеспечив явку своего представителя Федорова М.В., действующего на основании доверенности, который доводы, изложенные в жалобе поддержал и вновь их привел суду.

Представитель Территориального управления Александрова А.Г., действующая на основании доверенности, возразила на доводы жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, действующему законодательству и сложившейся судебной практики по данной категории дел. Просила постановление Территориального управления оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Суд, изучив материалы дела, жалобу заявителя, отзыв Территориального управления, выслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и Территориального управления, установил следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением по информации Центрального Банка Российской Федерации о нарушении Обществом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, была проведена проверка Общества по соблюдению актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования.

В ходе проверки было установлено, что Общество заключило договор № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Договор) с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, с <данные изъяты> (Покупатель) на поставку на условиях <адрес> преобразователей, тиристоров без охладителей (далее - Оборудование) согласно Спецификации (Приложение № 1).

В соответствии с п.2.1 Договора общая сумма Договора определяется в соответствии с согласованной Сторонами Спецификацией (Приложение № 1) и составляет 3 450 004,00 руб.

Из п.3.1 Договора следует, что срок поставки Оборудования определяется в соответствии с согласованной Сторонами Спецификацией (Приложение № 1).

Согласно п.3.4 Договора, оплата Оборудования осуществляется на условиях и в соответствии с согласованной Сторонами Спецификацией (Приложение № 1).

Пунктом 3.6 Договора установлено, что датой оплаты считается дата зачисления денежных средств Покупателя на расчетный счет Продавца.

Пункт 12.1 Договора вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по Договору.

Спецификацией (Приложение № 1) к Договору установлены условия оплаты:

1 этап - авансовый платеж в размере 1 465 000,00 руб. без НДС, осуществляется в течение 10 банковских дней с момента подписания Спецификации;

2 этап - платеж за оборудование в размере 1 985 004,00 руб. без НДС оплачивается Покупателем - до ДД.ММ.ГГГГ;

3 этап - оплачивается Покупателем по доставке оборудования в <адрес>. Размер платежа определяется Дополнительным соглашением.

Срок поставки - 80 календарных дней с момента получения аванса и подписания Сторонами Технического задания.

ДД.ММ.ГГГГ Общество по Договору в БАНК (далее - уполномоченный банк) оформлен паспорт сделки № (далее-ПС).

Во исполнение Договора Обществом осуществлена поставка Товара по декларации на товары № на сумму 3 560 004,00 руб., нерезидентом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по трем платежным поручениям произведена оплата на общую сумму 3 560 004,00 руб., в том числе по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 110 000,00 руб., что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, декларацией на товары №, ведомостью банковского контроля от ДД.ММ.ГГГГ по ПС№.

В ходе проведенной проверки должностное лицо Территориального Управления установило нарушение Обществом требований пунктов 3.6, 3.8 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 04 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за из проведением», в соответствии с которыми Общество должно было представить в уполномоченный банк справку валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Однако в указанный срок данная обязанность Обществом исполнена не была.

С учетом требований Инструкции № 138-И Общесвто в уполномоченный банк справку о валютных операциях по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 110 000 руб. должно было представить не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако указанная справка с документами, связанными с проведением валютных операций, Обществом в нарушение требований части 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ, пункта 3.8 Инструкции № 138-И представлена в уполномоченный банк только ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 77 рабочих дней позднее установленного срока, что подтверждается отметкой уполномоченного банка на справке о валютных операциях.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В силу пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются резидентами.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, признаются нерезидентами.

Понятие валютных операций содержится в пункте 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003N 173-ФЗ под которыми, в частности, понимаются приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам, утвержден Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 04 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за из проведением» (далее - Инструкция).

Согласно п. 3.6 Инструкции в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

В силу п.3.8 Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Исследовав и оценив представленные доказательств в их совокупности, суд считает, что у заявителя имелась возможность исполнить требования законодательства, но он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Кроме того, суд соглашается с выводами руководителя Территориального Управления об отсутствии оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из данной статьи следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям в сфере валютного регулирования выразилась в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдения требований действующего валютного законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Учитывая, что целью административного наказания является предупреждение совершения административных правонарушений правонарушителем, то применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае будет свидетельствовать не о предупреждении со стороны государственных органов нарушений, а, напротив, о способствовании уклонения от административной ответственности.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по делу не допущено, руководитель Территориального управления при вынесении постановления о привлечении заявителя к административной ответственности дал правильную оценку всем обстоятельствам дела, принял законное и обоснованное решение о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.3 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное административное наказание соответствует требованиям закона и обстоятельствам его совершения.

Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике ФИО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора Общества с ограниченной ответственностью «Название» Казенова А.А. к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через районный суд.

Судья      Малыгин Е.А.

Справка:

Решением Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление и.о. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Название» Казенова А.А. оставлено без изменения, жалоба Казенова А.А. и защитника Казенова А.А. - Федорова М.В. - без удовлетворения.                                         

Подлинник решения Московского районного суда г. Чебоксары и Верховного суда Чувашской Республики находится в материале 12-315/2013.

Судья Московского районного суда

г. Чебоксары                                                                          Е. А. Малыгин

Старший специалист 1 разряда                                           Т.А.Скворцова