НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 05.10.2020 № 2А-2666/20

Дело № 2а-2666/2020

УИД 21RS0025-01-2019-003895-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Павловой Е.В.

при секретаре судебного заседания Васильевой О.В.,

с участием представителя административного истца НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Степанова С.А., представителей административного ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Паллина Е.П., Ильиной Н.А., заинтересованного лица Климина С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании предписания незаконным и его отмене,

у с т а н о в и л:

Административный истец НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратился суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании предписания незаконным и его отмене, указав, что Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ Основанием для вынесения предписания явилось установление фактов нарушения нормативных правовых актов, регулирующих предоставление коммунальных услуг. Так в предписании указывается на нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, ч. 3 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Административный истец считает, что при проведении проверки государственным инспектором неправильно истолкован закон явившейся основанием для вынесения предписания, что привело к незаконному вынесению оспариваемого акта.

Взносы на капитальный ремонт не относятся к коммунальным платежам и не относятся к жилищно-коммунальным услугам. Взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного являются самостоятельным видом платы, лишь входящим в состав платы за помещение. При этом плата за коммунальные услуги осуществляется на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями или с управляющими компаниями.

В соответствии со ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах.

Согласно ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов.

В соответствии со ст. 183 ЖК РФ, региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме.

Таким образом законодатель конкретно указал, что региональный оператор ведет учет лишь поступивших взносов. На их расчетный счет денежные средства в размере 22 100 руб. согласно платежных документов и от ДД.ММ.ГГГГ от собственника помещения не поступали и учесть их в нарушение требований ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор не имеет права, аналогичная ситуация и с денежными средствами в размере 300 руб. согласно платежного документа от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно требование предписания отразить в платежном документе оплаченную собственниками сумму в размере 22 100 руб. и 300 руб., уменьшить сумму задолженности на указанную сумму является незаконным и направлено на выполнение незаконных действий со стороны НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Учет не поступивших денежных средств приведет к тому, что по учетным данным за указанным многоквартирным домом будет отражаться сумма накопленных взносов на капитальный ремонт в большем размере, чем фактическая.

Также, в случае принятия собственниками многоквартирного дома на общем собрании решения об открытии специального счета, для накопления взносов на капитальный ремонт, региональный оператор обязан перечислить накопленную сумму по многоквартирному дому.

Данное требование предусмотрено ч. 5 ст. 173 ЖК РФ в соответствии с которой регоператор в течении 5 рабочих дней обязан перечислить накопленные средства на специальный счет, а если указанные денежные средства не поступили на счет из каких средств регоператор должен будет восполнить недостающую сумму.

В связи с этим законодатель четко указал, что регоператор ведет учет только поступивших денежных средств.

Также административный истец считает, что ссылка в предписании на положения ч. 3 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не законна, т.к. они не предоставляют собственникам помещений никаких услуг и не выполняют работы.

Истец НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» просит согласно уточненному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление жилищно-коммунальных услуг, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики.

Представитель истца НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Степанов С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении, просит их удовлетворить.

Представители ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Паллин Е.П., Ильина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признали, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Климин С.И. в судебном заседании пояснил, что с исковым заявлением он не согласен, требования истца считает необоснованными.

Заинтересованные лица Николаева Н.Н., конкурсный управляющий АКБ «Чувашкредитпромбанк» в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о месте и времени его проведения.

Выслушав объяснения представителя административного истца НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Степанова С.А., представителей административного ответчика Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Паллина Е.П., Ильиной Н.А., заинтересованного лица Климина С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение, и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Из части 1 статьи 180 ЖК РФ следует, что региональный оператор осуществляет аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.

Согласно пунктам 7, 8 части 2 статьи 182 ЖК РФ в обязанности регионального оператора входит аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме; вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований.

Согласно ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2013 года № 173 в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики создана некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Одной из основных функций указанной организации, согласно Уставу является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора, а также ведение учета поступивших средств.

Формирование фонда капитального ремонта по домам корп. <адрес> и <адрес> осуществляется на счете регионального оператора, что подтверждается постановлением администрации города Чебоксары от 15.10.2014 г. № 3485 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории г. Чебоксары, на счете регионального оператора – НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Собственницей квартиры дома корп. по <адрес> Николаевой Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ была произведена оплата взносов на капитальный ремонт в размере 22 100 рублей, что подтверждается копиями платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт на сумму 15 000 руб. и на сумму 7 100 руб.

Также собственником квартиры дома по <адрес> Климиным С.И. ДД.ММ.ГГГГ была произведена оплата взносов на капитальный ремонт в размере 300 рублей, что подтверждается копией платежного документа на оплату взносов на капитальный ремонт .

НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не учтены оплаченные собственниками вышеуказанных квартир взносы на капитальный ремонт, что подтверждается, имеющимися в деле начислениями по лицевому счету собственницы Николаевой Н.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и начислениями по лицевому счету собственника Климина С.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В связи, с чем за собственниками вышеуказанных квартир дома корп. по <адрес> и дома по <адрес> образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт.

По результатам осуществленной на основании обращений Николаевой Н.Н. и Климина С.И. Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики проверки, в связи допущенными НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» нарушениями действующего законодательства, а именно п. 2 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» в адрес НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости: 1. Отражения в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ по взносам на капитальный ремонт по квартире , оплаченной собственником суммы в размере 22 100 руб. 2. Уменьшения суммы задолженности по взносам на капитальный ремонт по квартире на сумму 22 100 руб. 3. Отражения в платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ по взносам на капитальный ремонт по квартире , оплаченной собственником суммы в размере 300 руб. 4. Уменьшения суммы задолженности по взносам на капитальный ремонт по квартире на сумму 300 руб. Срок для исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» считает указанное предписание незаконным и просит его отменить.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства, НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; ведет учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме.

Материалами дела подтверждается, оплата собственницей квартиры дома корп. по Николаевой Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ взноса на капитальный ремонт в размере 22 100 руб. и оплата ДД.ММ.ГГГГ собственника квартиры дома по <адрес> Климина С.И. взноса на капитальный ремонт в размере 300 руб.

Однако, НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не учтены, оплаченные собственниками квартир взносы на капитальный ремонт, что не соответствует требованиям пунктов 7, 8 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.

Административный истец НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» считает, что не могут быть отражены в платежном документе оплаченные собственниками Николаевой Н.Н. и Климиным С.И. денежные средства и уменьшен размер задолженности, т.к. на их расчетный счет денежные средства не поступали.

Суд не соглашается с указанным доводом истца по следующим основаниям.

Действительно, как установлено в судебном заседании собственники квартир Николаева Н.Н. и Климина С.И. внесли денежные средства на счет НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», открытый в АКБ «Чувашкредитпромбанки» ПАО, однако, эти средства не были зачислены на расчетный счет получателя - НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в связи с отзывом лицензии у банка.

Из письма временной администрации по управлению кредитной организацией АКБ «Чувашкредитпромбанки» ПАО от ДД.ММ.ГГГГ, отправленного в адрес как Николаевой Н.Н., так и в адрес Климина С.И. следует, что денежные средства, внесенные через платежный терминал банка не были зачислены на расчетный счет получателя по причине отзыва лицензии банка. Принятые банком денежные средства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся на внутрибанковском счете по учету принятых наличных денежных средств для осуществления перевода. В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации. Из письма также следует, что получатель денежных средств НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» может обратиться к временной администрации по управлению кредитной организацией АКБ «Чувашкредитпромбанк» ПАО с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов. Порядок удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства предусмотрен ст. 189.92 Федерального закона № 127-ФЗ.

Из письма Центрального Банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, направленного Климину С.И. также следует, что обязательства собственников перед НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств в кредитную организацию, получателем и владельцем указанных денежных средств является НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Согласно части 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Собственниками квартир Николаевой Н.Н. и Климиным С.И. указанная обязанность исполнена, денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных административным истцом, перечислены на счет последнего. Следовательно, указанные Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в предписании от ДД.ММ.ГГГГ требования об отражении в платежных документах, представленных Николаевой Н.Н. и Климину С.И. по взносам на капитальный ремонт оплаченных ими денежных средств и уменьшении суммы задолженности являются обоснованными и правомерными.

В целях получения, оплаченных собственниками взносов на капитальный ремонт НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» необходимо обратиться к временной администрации по управлению кредитной организацией АКБ «Чувашкредитпромбанк» ПАО с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов.

Из письма НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» направленного ДД.ММ.ГГГГ в адрес Николаевой Н.Н., Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец уже обратился к временной администрации по управлению кредитной организацией АКБ «Чувашкредитпромбанк» с требованием для включения в реестр требований кредиторов (3 очередь).

Доводы административного истца о неправильном указании в предписании от ДД.ММ.ГГГГ положений ч. 3 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.

Также не свидетельствует о незаконности предписания неправильное указание в нем на нарушение пункта, а именно пункта 2 части 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ.

Из смысла ст. 20 Жилищного кодекса РФ следует, что предписание выдается при выявлении нарушений действующего законодательства. Такие нарушения жилищного законодательства, допущенные НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» были выявлены Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики при проведении проверки, а именно нарушения положений части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая вышеуказанное, суд считает, что оснований для признания незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление жилищно-коммунальных услуг, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в адрес НО «Фонд капитального ремонта» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.