Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 22 октября 2019 года <данные изъяты> <данные изъяты> Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А. при секретаре Аррыковой Л.Д., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-971/19 по административному исковому заявлению ООО «Преферент» о признании недействующим п. 1 Приказа Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>П-746 «О начале пожароопасного сезона 2018 года», установил: ООО «Преферент» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Приказа Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от 12.04.2018г. <данные изъяты>П-746 «О начале пожароопасного сезона 2018 года», согласно которому начало пожарного сезона на территории земель лесного фонда в границах <данные изъяты> установлено с 12.04.2018г. В обоснование иска указано, что общество имеет в собственности земельные участки, граничащие с лесом и при проведении контрольных мероприятий может быть привлечено лесными инспекторами к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. По мнению административного истца данный приказ издан неуполномоченным органом, в ненадлежащей форме и не опубликован в установленном порядке, в связи с изложенным полагает данный приказ незаконным. Представитель Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> не согласилась с требованиями, заявленными ООО «Преферент». По мнению прокурора, требования, заявленные ООО «Преферент» удовлетворению не подлежат. Административным истцом не доказано несоответствие Приказа Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования ООО «Преферент», не подлежащими удовлетворению. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что противопожарный режим представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. Пожароопасный сезон в лесу – это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.<данные изъяты>-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от <данные изъяты><данные изъяты>). Пунктом 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Таким образом, Правительство Российской Федерации с учетом природно-климатических факторов определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. Пунктом 490 Правил противопожарного режима в Российской Федерации определено, что начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах. Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства <данные изъяты>, утвержденному постановлением <данные изъяты> от 26.06.2012г. <данные изъяты>, Комитет лесного хозяйства <данные изъяты> является центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Пунктом 12.1.7 Положения предусмотрено, что к полномочиям Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> относится организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Как следует из преамбулы оспариваемого приказа, он издан в целях реализации Комитетом лесного хозяйства <данные изъяты> полномочий, предусмотренных пунктом 12.1.7 вышеназванного Положения. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. <данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В соответствии с пунктом 20 указанного постановления Пленума нарушение требований к форме нормативного правового акта, порядку его опубликования или регистрации не является основанием для отказа в принятии к производству заявления об оспаривании нормативного правового акта, поскольку такой акт может применяться и нарушать права, свободы, законные интересы граждан, организаций. Из приведенного разъяснения следует, что не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида, может служить таким основанием. Оспариваемый приказ опубликован на официальном сайте Комитета лесного хозяйства <данные изъяты>http://klh.mosreg.ru 12.04.2018г. При этом издание оспариваемого нормативного правового акта в форме приказа, а не в виде распоряжения, не изменяет его правовой природы по предмету регулирования, направленному на обеспечение пожарной безопасности в <данные изъяты>. Приказом Рослесхоза от 05.07.2011г. <данные изъяты> «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды» определено, что классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия. Принятие оспариваемого приказа связано с получением входных данных о климатических условиях и постоянного мониторинга изменений класса пожарной опасности, предоставляемых в рамках использования «Информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства». Доводы административного истца о произвольном установлении начала пожароопасного сезона без учета погодно-климатических условий не обоснованы и опровергаются представленными в материалы административного дела документами. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, опубликован в установленном порядке и не противоречит положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу С учетом изложенного, административное исковое заявление ООО «Преферент», удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : административное исковое заявление ООО «Преферент» о признании недействующим пункта 1 Приказа Комитета лесного хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>П-746 «О начале пожароопасного сезона 2018 года», оставить без удовлетворения. На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Терещенко А.А. |