НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 20.02.2018 № 3А-853/17

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 20 февраля 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-91/18 по административному исковому заявлению ЖСК «Авалон» о признании недействующим абзаца 3 статьи 1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Законов Московской области от 28 декабря 2015 года № 246/2015-ОЗ, от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, от 07 апреля 2017 года № 47/2017-ОЗ, пункта 3 статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Закона Московской области от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, признании недействующей часть 3 статьи 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в редакции, утвержденной Законом Московской области от 29 сентября 2007 года № 163/2007-ОЗ,

установил:

ЖСК «Авалон» обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 3 статьи 1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Законов Московской области от 28 декабря 2015 года № 246/2015-ОЗ, от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, от 07 апреля 2017 года № 47/2017-ОЗ, пункта 3 статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Закона Московской области от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, признании недействующей части 3 статьи 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в редакции, утвержденной Законом Московской области от 29 сентября 2007 года № 163/2007-ОЗ.

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что основным источником формирования имущества ЖСК и финансирования уставной деятельности ЖСК являются паевые взносы членов ЖСК, вступительные, членские, целевые (дополнительные) также целевое финансирование (целевые отчисления) физических и юридических лиц.

Средства для покрытия затрат и расходов на осуществление, деятельности ЖСК в соответствии с утвержденной сметой ЖСК формируется за счет вступительных, членских, целевых (дополнительных) взносов членов ЖСК и целевого финансирования (целевых отчислений) (п.5 главы IV Устава).

Паевые взносы членов ЖСК направляются на покрытие расходов по приобретению жилых помещений, единственным источником средств на хозяйственную деятельность кооператива являются членские взносы пайщиков.

В настоящее время в ЖСК «Авалон» размер членского взноса составляет 15 600 рублей в год, количество пайщиков на начало 2017 года 169 пайщиков. Предполагаемый доход от членских взносов в 2017 году должен составить 15 600 х 169 = 2 636 400 рублей. Из данной суммы ЖСК «Авалон» оплачивает ежемесячную арендную плату, оплату налогов, заработную плату наемным работникам кооператива, Председателю кооператива и иные хозяйственные расходы.

В собственности ЖСК «Авалон» в Московской области находятся 147 жилых помещения, переданные в пользование членам кооператива на основании договора пользования жилыми помещениями до полной выплаты паевого взноса.

Учитывая, что согласно изменениям, внесённым в п.3 статьи 1.1. Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» Законом Московской облает 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области» налог на имущество организаций в 2017 году должен начисляться исходя из кадастровой стоимости жилых помещений и налоговой ставки 1,5%, в 2017, 2018, 2019 годах, после чего с 2020 года налоговая ставка составит 2% от кадастровой стоимости.

Данные расходы по налогу на имущество организации пайщики будут вынуждены покрывать за счет личных средств - дополнительных взносов, что приведет к значительным неправомерным расходам физических лиц, состоящих в кооперативе.

Таким образом, для ЖСК налог на имущество организаций оборачивается косвенным налогом, который должны оплачивать физические лица - члены ЖСК, что противоречит положениям Налогового кодекса РФ, согласно которому физические лица оплачивают налог на имущество в размере 0,1%.

Желая получить соответствующие разъяснения из компетентных органов, ЖСК «Авалон» обратился с письмом в УФНС России по Московской области, а также в Министерство финансов Московской области.

Как следует из полученного из УФНС России по Московской области ответа (письмо б/н от 08.02.2017 г.), Законом Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» льгота по налогу на имущество организаций для жилищно-строительных кооперативов не установлена, следовательно, на территории Московской области жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе ЖСК «Авалон» в качестве объектов основных средств, облагаются налогом на имущество организаций, начиная с отчётных периодов 2017 года исходя из их кадастровой стоимости.

По мнению административного истца, данными нормами Московские областные законодательные органы приравняли жилищно-строительные кооперативы к торговым центрам, основная цель деятельности которых является извлечение прибыли. ЖСК «Авалон» не относится к таковым и выполняет совершенно иную социальную роль, а именно обеспечивает простых граждан доступным жильем, которое с принятием новых изменений перестает быть доступным.

Министерство финансов Московской области в ответ на письмо ЖСК «Авалон» также заявило о том, что ЖСК не может воспользоваться освобождением от уплаты налога на имущество организаций с 2017 года в отношении квартир, используемых членами ЖСК до выплаты пая и не учитываемых на балансе ЖСК в качестве объектов основных средств.

ЖСК «Авалон» не согласен с позицией налоговых органов и Правительства Московской области, так как такой порядок нарушает права и охраняемые законом интересы, в первую очередь, его членов - простых физических лиц.

Считает, что требования Закона Московской области от 24 ноября 2004 года №151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» и Закона Московской области от 21 января 2003 года № 150/2003 - ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» противоречат основным правилам налогообложения, установленными Федеральным законодательством, а именно - Налоговому кодексу Российской Федерации, что прямо предусмотрено частью 4 статьи 1 указанного кодекса, а именно: Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом. Помимо этого данные местные законы нарушают права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц, учитывая большое количество жилищно-строительных кооперативов и их пайщиков в Московской области, что является основанием для их защиты судебными органами.

В силу ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются, в том числе, российские организации.

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, одним из условий отнесения имущества к объекту налогообложения является назначение имущества как основного средства. Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат специальных положений по вопросам учета имущества, приобретаемого специализированным потребительским кооперативом граждан для удовлетворения потребностей членов кооператива (пайщиков, участников).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 декабря 1998 года № 60н, в случае отсутствия в нормативных документах способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, организацией осуществляется разработка соответствующего способа при формировании учетной политики, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со статьей 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

То есть Налоговый кодекс Российской Федерации имеет большую юридическую силу, нежели Законы Московской области, устанавливающие налоги, а также льготы по их уплате.

Считает, что объекты недвижимости, приобретаемые кооперативом для последующей передачи в собственность пайщиков, учитываются на 08 счете «Вложения в необоротные активы» и, соответственно, к основным средствам не относятся.

Таким образом, ЖСК не может являться плательщиком налога на имущество, в связи с чем у него отсутствуют основания для уплаты налога на имущество организаций.

Ранее, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» Товарищества собственников жилья имел налоговые льготы и освобождены от уплаты налога на имущество организаций. При этом пунктом 3 указанной статьи Жилищно-строительные кооперативы были вправе применять налоговые льготы, установленные в пункте 2 настоящей статьи, в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.

В соседнем регионе, а именно в городе Москве, в соответствии с пунктом 11 статьи 4 Закона г. Москвы № 64 от 05 ноября 2003 «О налоге на имущество организаций» ЖСК освобождены от уплаты налога на имущество организаций.

Указанные законы Московской области ставят жилищно-строительные кооперативы и их пайщиков на грань банкротства, влекут нарушение их прав по сравнению с товариществами собственников жилья, которые по определению также являются объединениями граждан. Так, само явление жилищно-строительных кооперативов, несущее колоссальную социальную нагрузку, позволяющее гражданам реализовать гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище, являются социально несправедливыми, противоречат основам федерального законодательства в части налогообложения физических лиц косвенным налогом.

Статьей 8 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. А в части 2 статьи 40 Конституции указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативами, признаются добровольные объединения граждан или в определенных случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Жилищные кооперативы создаются на основании членских взносов для удовлетворения материальных и иных потребностей участников. ЖСК создаются для приобретения, реконструкции и последующего содержания многоквартирных домов.

ЖСК является юридическим лицом (организацией) при создании которой присваивается ИНН, КПП, ОГРН, имеется юридический адрес и может быть открыт расчетный счет в банке.

Такие кооперативы являются некоммерческими организациями в виде потребительских кооперативов, и осуществлять предпринимательскую деятельность могут только для достижения цели, ради которой созданы.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, в том числе признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов. Исходя из чего жилищно-строительный кооператив является плательщиком налогов и сборов. При этом, такой налогоплательщик имеет особый статус, так как является некоммерческой организацией.

Согласно пункта 2 статьи 372 НК Российской Федерации региональные органы власти могут устанавливать льготы и в отношении иных объектов. Так, московские ЖСК не платят налог на имущество с объектов жилищного фонда, числящихся на их балансе (п. 10 ст.4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»).

Закон Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003 – ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в части абзаца 3 статьи 1 и пункта 3 статьи 1.1 указанного Закона, касающейся взимания налога на имущество организаций с жилищно-строительных кооперативов по налоговой ставке 1,5% в 2017, 2018, 2019 годы и 2% в 2020 и последующие годы и Закон Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в части 3 статьи 26.2 указанного Закона, ограничивающего период льготы предоставляемой жилищно-строительным кооперативам периодом с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года, противоречат ст.ст. 8 и 40 Конституции РФ, п.2 ст.372 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 110 Жилищного кодекса РФ.

Представитель Московской областной думы не согласился с требованиями, заявленными ЖСК «Авалон», пояснил, что в соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (статья 12 НК РФ).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.

В соответствии со статьей 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Так, на основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Воспользовавшись правом, данным субъектам Российской Федерации федеральным законодателем, Московская областная Дума приняла Закон Московской области № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» (постановление Московской областной Думы от 19.11.2003 № 1/76-П). В соответствии с преамбулой, данным законом в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах устанавливается и вводится в действие налог на имущество организаций, определяются ставка налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, порядок и сроки уплаты налога на территории Мое области.

Таким образом, Московская областная Дума, принимая Закон Московской области № 150/2003-ОЗ, действовала в полном соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и в рамках своих полномочий, данных федеральным законодателем в НК РФ.

В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

На основании статьи 11 НК РФ для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Причем НК РФ при установлении понятия «налогоплательщик налога на имуществ организаций» не разделяет юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации.

В статье 374 НК РФ устанавливается имущество организаций, признаваемое объектом налогообложения налога на имущество организаций.

Так, объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Кроме того, в соответствии ос статьями 375 и 378.2 НК РФ в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве субъектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать: в 2014 году - 1,0 %, в 2015 году - 1,5 %, в 2016 году и последующие годы - 2 % (статья 380 Ж РФ).

На основании вышеуказанных норм НК РФ в Законе Московской области № 150/2003-03 (статья 1) были установлены следующие налоговые ставки: 2,2 % - в отношении имущества, учитываемого на балансе основных средств, налоговая база по которому определена как среднегодовая стоимость имущества; в 2014 году - 1,0 %, в 2015-2019 годах - 1,5 %, в 2020 году и последующие годы - 2 % - в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Московской области № 150/2003-ОЗ в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Таким образом, Московская областная Дума, устанавливая в Законе Московской области № 150/2003-ОЗ налоговые ставки по налогу на имущество организаций, выполнила все требования, установленные НК РФ.

На основании представленных документов ЖСК «Авалон» является некоммерческой организацией и имеет в собственности недвижимое имущество (жилые помещения). То есть, на основании норм НК РФ, указанных выше, ЖСК «Авалон» является налогоплательщиком по налогу на имущество организаций.

На основании статей 1 и 1.1 Закона Московской области № 150/2003-03, принятого в соответствии с НК РФ, налоговая база и налоговая ставка налога на имущество организаций для ЖСК «Авалон» определяется и устанавливается: как среднегодовая стоимость имущества по ставке 2,2 % - если данное имущество учитывается на балансе основных средств; как кадастровая стоимость имущества по ставке в 2014 году - 1,0 %, в 2015-2019 годах - 1,5 %, в 2020 году и последующие годы - 2 % - если данное имущество не учитывается на балансе основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Закон Московской области № 150/2003-ОЗ был принят в полном соответствии с федеральным законодательством и не противоречит нормам НК РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и не нарушает права заявителя.

Кроме того, в законодательстве о налогах и сборах отсутствуют понятия «косвенный налог» и «особый статус налогоплательщика», указанные в заявлении.

В соответствии со статьей 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (статья 56 НКРФ).

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, льготы по данному налогу могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации.

Воспользовавшись данным правом Московской областной Думой в Законе Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» были установлены льготы для товариществ собственников жилья (статья 26.2 Закона Московской области № 151/2004-03). В соответствии с данной льготой товарищества собственников жилья (которым является ЖСК «Авалон») освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, созданные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и осуществляющие содержание жилых и нежилых помещений в кооперативном доме (кооперативных домах) на территории Московской области, вправе применять указанную налоговую льготу в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.

В соответствии с приведенными нормами НК РФ, региональный законодатель в лице Московской областной Думы вправе устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на имущество организаций как региональному налогу, определять порядок их использования, в том числе устанавливать сроки, в которые данные льготы могут применяться.

В данном случае была определена категория налогоплательщиков, для которых устанавливается налоговая льгота: жилищно-строительные кооперативы и определен порядок ее применения: применяется в срок с 1 января по 31 декабря 2008 года, и, соответственно, данная льгота не носит индивидуальный характер.

Представитель Губернатора Московской области не согласился с требованиями, заявленными ЖСК «Авалон», пояснил, что в соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом.

В соответствии с частью 1 статьи 372 НК РФ Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 372 НК РФ гласит, что устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Исходя из изложенного, Закон Московской области от 150/2003-03 «О налоге на имущество организаций в Московской области» и Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» приняты в соответствии с компетенцией органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2004 года № 10/118-П и опубликован в печатных изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 226, 27.11.2004, «Вестник Московской областной Думы», декабрь 2004.

Закон Московской области от 150/2003-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 19 ноября 2003 года № 1/76-П и опубликован в печатных изданиях «Вестник Московской областной Думы», № 11 ноябрь 2003 года, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 236, 20.12.2003, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 241, 27.12.2003.

Законом Московской области от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области», который принят постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2016 года № 8/8-П и опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 29.11.2016 и печатном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 229 06.12.2016, установлены оспариваемые административным истцом положения статьи 1 и статьи № 150/2003-ОЗ.

Порядок принятия указанных нормативных правовых актов соответсвует требованиям законодательства и административным истцом не оспаривается.

Оспариваемый Закон № 150/2003-ОЗ в части абзаца 3 статьи 1 и пункта 3 статьи 1.1, касающихся взимания налога на имущество организаций с жилищно-строительных кооперативов по налоговой ставке 1,5% в 2017, 2018, 2019 годы и 2% в 2020 и последующие годы не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушает прав административного истца.

Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт «и» части 1) и (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объект налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суд Российской Федерации, выраженной в постановлении от 21.03.1997 № 5-П.

Административный истец просит признать недействующим Закон № 151/2004-ОЗ в части 3 статьи 26.2, ограничивающей период льготы предоставляемой жилищно-строительным кооперативам периодом с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года, поскольку считает, что данная норма противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.

С указанным доводом нельзя согласиться, поскольку в силу статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Устанавливая льготы в соответствии с частью 2 статьи 372 НК РФ, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить все составные части налоговой льготы, определенной статьей 56 НК РФ, то есть, установить категории налогоплательщиков, которым предоставляются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов и установить вид таких преимуществ: возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем объеме.

Данная позиция согласуется с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04 мая 2005 года № 78-Г05-17.

Таким образом, положения Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» и Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» не противоречат действующему законодательству и прав административного истца не нарушают.

Представитель Министерства экономики и финансов Московской области с требованиями, заявленными ЖСК «Авалон» не согласился. Пояснил, что налог на имущество организаций согласно статье 14 НК РФ относится к региональным налогам и в соответствии с положениями НК РФ вводится в действие и прекращает действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах, которыми также устанавливаются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, в том числе льготы по налогу (абзац 2 пункт 3 статьи 56 НК РФ).

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» субъектам Российской Федерации предоставлено право законодательно определять налоговую базу в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, по кадастровой стоимости такого имущества.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Московская область, реализуя положения федерального налогового законодательства, ориентировалась на предотвращение попыток затягивания отдельными инвестиционными компаниями, застройщиками продажи гражданам построенных жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе не в качестве основных средств, а в качестве товаров, готовой продукции или иных активов баланса, в целях осуществления продажи данных объектов по более высоким рыночным ценам.

В свою очередь, члены ЖСК, фактически используя квартиры, не уплачивают налог на имущество физических лиц с кадастровой стоимости таких квартир до их приобретения в собственность (полной выплаты пая).

Статьей 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрены налоговые льготы для товариществ собственников жилья в виде снижения ставки налога на прибыль организаций на 4% и освобождение от уплаты налога на имущество организаций за исключением имущества, сдаваемого в аренду или внаем, а также не используемого в целях содержания (эксплуатации) многоквартирного дома или многоквартирных домов.

В связи с чем, ЖСК не может воспользоваться освобождением от уплаты налога на имущество организаций в отношении квартир, используемых членами ЖСК до выплаты пая и не учитываемых на балансе ЖСК в качестве объектов основных средств.

Таким образом, оспариваемые нормы не нарушают права административного истца, соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.

По мнению прокурора, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Так, объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Кроме того, в силу ст.ст. 375 и 378.2 НК РФ в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать: в 2014 году - 1,0 %, в 2015 году - 1,5 %, в 2016 году и последующие годы - 2 % (ст. 380 НК РФ).

ЖСК «Авалон» является некоммерческой организацией и имеет в собственности недвижимое имущество (жилые помещения). Следовательно, в соответствии с приведенными выше положениями НК РФ, является плательщиком по налогу на имущество организаций.

В соответствии со статьей 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (ч. 3 ст. 56 НК РФ).

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а, следовательно, льготы по данному налогу могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приведенными нормами НК РФ, установление налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на имущество организаций как региональному налогу, определение порядка их использования, в том числе установление сроков, в которые данные льготы могут применяться, отнесено к компетенции регионального законодателя в лице Московской областной Думы.

В данном случае региональным законодателем в ч. 3 ст. 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ определена категория налогоплательщиков, для которых устанавливается налоговая льгота – жилищно-строительные кооперативы и порядок ее применения – в срок с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Таким образом, установленные оспариваемыми нормами Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ налоговые ставки по налогу на имущество организаций соответствуют требованиям НК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Законов Московской области от 28 декабря 2015 года № 246/2015-ОЗ, от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, от 07 апреля 2017 года № 47/2017-ОЗ, в редакции Закона Московской области от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в редакции, утвержденной Законом Московской области от 29 сентября 2007 года № 163/2007-ОЗ, суд приходит к следующему.

Закон Московской области от 21 ноября 2003 года 150/2003-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 19 ноября 2003 года № 1/76-П и опубликован в печатных изданиях «Вестник Московской областной Думы», № 11 ноябрь 2003 года, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 236 от 20 декабря 2003 года, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 241, 27.12.2003.

Законом Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» (в редакции Законов Московской области от 28 декабря 2015 года № 246/2015-ОЗ, от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, от 07 апреля 2017 года № 47/2017-ОЗ) в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определена ставка налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, порядок и сроки уплаты налога на территории Московской области. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: 1,5 процента, в 2017 году - 1,5 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента, в 2020 году и последующие годы - 2 процента.

Законом Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на территории Московской области устанавливаются налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и региональным налогам, а также основания, условия и порядок их использования налогоплательщиками.

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2004 года № 10/118-П и опубликован в печатных изданиях «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 226, 27 ноября 2004 года, «Вестник Московской областной Думы», декабрь 2004.

В соответствий со ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По мнению административного истца, требования Закона Московской области от 21 января 2003 года № 150/2003 - ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» и Закона Московской области от 24 ноября 2004 года №151/2004 - ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» противоречат основным правилам налогообложения, установленными Федеральным законодательством, имеющим высшую юридическую силу.

Судом установлено, что ЖСК «Авалон» является некоммерческой организацией, основанной на членстве, добровольно учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами, объединившими свои имущественные паевые взносы в целях удовлетворения потребностей в недвижимости путем строительства, инвестирования в строительство, приобретения на первичном и вторичном рынке жилой и иной недвижимости на собственные и привлеченные средства, а также для последующей эксплуатации и управления приобретенной недвижимостью. В собственности ЖСК «Авалон» в Московской области находятся 147 жилых помещения, переданные в пользование членам кооператива на основании договор пользования жилыми помещениями до полной выплаты паевого взноса.

Основным источником формирования имущества ЖСК и финансирования уставной деятельности ЖСК являются паевые взносы членов ЖСК, вступительные, членские, целевые (дополнительные) также целевое финансирование (целевые отчисления) физических и юридических лиц.

Средства для покрытия затрат и расходов на осуществление, деятельности ЖСК в соответствии с утвержденной сметой ЖСК формируется за счет вступительных, членских, целевых (дополнительных) взносов членов ЖСК и целевого финансирования (целевых отчислений) (п.5 главы IV Устава).

Паевые взносы членов ЖСК направляются на покрытие расходов по приобретению жилых помещений, единственным источником средств на хозяйственную деятельность кооператива являются членские взносы пайщиков.

В настоящее время в ЖСК «Авалон» размер членского взноса составляет 15 600 рублей в год, количество пайщиков на начало 2017 года 169 членов кооператива. Предполагаемый доход от членских взносов в 2017 году должен составить 15 600 х 169 = 2 636 400 рублей. Из данной суммы ЖСК «Авалон» оплачивает ежемесячную арендную плату, оплату налогов, заработную плату наемным работникам кооператива, Председателю кооператива и иные хозяйственные расходы.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат основным правилам налогообложения, установленными Федеральным законодательством, имеющим высшую юридическую силу, является не обоснованными.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом.

В соответствии с частью 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Положения части 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии ос статьями 375 и 378.2 НК РФ в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Согласно положений Закона Московской области от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: в 2017 году - 1,5 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента, в 2020 году и последующие годы - 2 процента.

Таким образом, Московская областная Дума, устанавливая в Законе Московской области № 150/2003-ОЗ налоговые ставки по налогу на имущество организаций, выполнила все требования, установленные НК РФ в пределах своих полномочий.

В соответствии с положениями ст. 26.2 2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 - ОЗ Товариществам собственников жилья предоставляются налоговые льготы в период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года. Соответственно данная льгота по уплате налога на имущество для ТСЖ была предоставлена субъектом Российской Федерации только на определенный период.

Закон Московской области от 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» и Закон Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» приняты в соответствии с компетенцией органа законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Закон Московской области от 150/2003-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 19.11.2003 № 1/76-П и опубликован в печатных изданиях «Вестник Московской областной Думы», № 11 ноябрь 2003 года, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 236, 20.12.2003, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 241, 27.12.2003.

Довод административного истца о том, что в соседнем регионе, а именно в городе Москве, в соответствии с п. 11 ст. 4 Закона г. Москвы № 64 от 05 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций» ЖСК освобождены от уплаты налога на имущество организаций, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии со статьей 14 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом и устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Установленные налоговые льготу другого субъектов Федерации не могут быть применены как довод для оспаривания нормативных правовых актов. Установление налоговых льгот для налогоплательщиков является правом субъекта Российской Федерации, зависит о финансовых возможностей субъекта и не установление льготы по уплате налога, не нарушает прав налогоплательщика.

Таким образом, не имеется оснований в удовлетворении, заявленных ЖСК «Авалон» требований о признании недействующим абзаца 3 статьи 1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Законов Московской области от 28 декабря 2015 года № 246/2015-ОЗ, от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, от 07 апреля 2017 года № 47/2017-ОЗ, пункта 3 статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Закона Московской области от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, признании недействующей часть 3 статьи 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в редакции, утвержденной Законом Московской области от 29 сентября 2007 года № 163/2007-ОЗ.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ЖСК «Авалон» о признании недействующим абзаца 3 статьи 1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Законов Московской области от 28 декабря 2015 года № 246/2015-ОЗ, от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, от 07 апреля 2017 года № 47/2017-ОЗ, пункта 3 статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» в редакции Закона Московской области от 28 ноября 2016 года № 141/2016-ОЗ, признании недействующей часть 3 статьи 26.2 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года № 151/2004 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в редакции, утвержденной Законом Московской области от 29 сентября 2007 года № 163/2007-ОЗ.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.