НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 18.12.2018 № 3А-1115/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Машковцевой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1115/18 по административному исковому заявлению Аксенова Дмитрия Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об устранении ошибки, содержащейся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости,

Установил:

Аксенов Д.Ю. (далее - административный истец) обратился в Московский областной суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Московской области (далее - административный ответчик), уточнив требования в соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), просил признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5 537 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения жилых зданий, служебных и хозяйственных построек, производственных сооружений, в размере 74 521 430,97 руб. недостоверной и подлежащей пересмотру в связи с неправильным определением группы вида разрешенного использования земельного участка при утверждении результатов государственной кадастровой оценки; обязать органы, осуществляющие ведение единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и кадастрового учета, осуществить пересмотр по состоянию на 01 января 2013 года кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, исходя из вида разрешенного использования «для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» (вторая группа видов разрешенного использования согласно классификации Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 №566-РМ для вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки»).

В обоснование административного иска указал, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. 26 сентября 2018 года в адрес административного истца поступило налоговое уведомление №73630461 от 19.08.2018 на уплату земельного налога за период 2015-2017 годов, в соответствии с которым сумма земельного налога, исчисленного в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, составила 670 692 рублей. Основанием для расчета земельного налога послужила кадастровая стоимость земельного участка, определенная в размере 74 521430 рублей. При расчете кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка применен удельный показатель кадастровой стоимости 13 458,81 руб./кв.м., установленный в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» (стр. 89726 Приложения №1 «Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Одинцовский муниципальный район» к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 №566-РМ). Использованный при определении кадастровой стоимости удельный показатель не соответствует виду разрешенного использования, отраженному в ЕГРН и правоустанавливающих документах, имеющейся застройке земельного участка, а также выданным разрешениям на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Вышеуказанный земельный участок предназначен и фактически используется для индивидуального (малоэтажного) строительства. На земельном участке расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, количество этажей 3 (в том числе 1 подземный), площадь 1 535,8 кв.м., и жилой дом (дом охраны) с кадастровым номером <данные изъяты>, количество этажей 1 (один), площадь 104,7 кв.м.

В соответствии с приложения №1 к Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 №566-РМ удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков в кадастровом квартале <данные изъяты> с видом разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» составляет 5 896,90 руб./кв.м. - 6 498,10 руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная исходя из удельного показателя, утвержденного для вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» составляет 34 778 893,66 рублей.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит пересмотру как несоответствующая группе видов разрешенного использования, что подтверждается данными ЕГРН, правоустанавливающих документов, имеющейся застройкой, выданными разрешениями на строительство и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, а также действующими Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области.

В судебном заседании представитель административного истца уточненный административный иск поддержал в полном объеме, представил письменные пояснения.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненного административного искового заявления, представила письменные пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, своих представителей не направили.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.

Выслушав явившихся лиц, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений ст. 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5537 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения жилых зданий, служебных и хозяйственных построек, производственных сооружений (л.д. 48-50).

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 74521430,97 рублей (л.д. 47).

Обращаясь с административным иском административный истец указал, что в отношении принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в результате допущенной ошибки относительно группы вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» была установлена завышенная кадастровая стоимость.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Федерального закона).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 24.15 Федерального закона).

В силу положений пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316, и пункта 18 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (действовавшего и применяемого на момент проведения оценки и утверждения результатов оценки), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).

В текстовую часть перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования перечня, обо всех объектах недвижимости, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике, в том числе кадастровый номер, категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок; разрешенное использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок (пункт 8 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648).

Из анализа указанных норм следует, что государственной кадастровой оценке подлежат земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования. В данном случае земельный участок административного истца на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - на 1 января 2013 г. были учтен в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования «для размещения жилых зданий, служебных и хозяйственных построек, производственных сооружений».

Министерство экологии и природопользования Московской области в пределах своих полномочий Распоряжением № 566-РМ от 27.11.2013 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» (далее-Распоряжение № 566-РМ от 27.11.2013г.) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в соответствии с которыми в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость установлены как «для земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является технической ошибкой в сведениях.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, допущение при определении кадастровой стоимости земельного участка технической ошибки, влекущей необоснованное увеличение такой стоимости, затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.

Из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

С учетом приведенных положений законов, а также с учетом статьи 18.20 названного закона обязанность по исправлению технической ошибки в части определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка должна быть возложена на Управление Росреестра по Московской области.

Распоряжением № 566-РМ от 27.11.2013г. утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.

Приложением №1 к указанному распоряжению средний удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка установлен в размере 13458,81 руб. за кв.м.

Приложением №2 к указанному распоряжению средний удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки по кадастровому кварталу <данные изъяты> установлен в размере 6281,18 руб. за кв.м.

При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ, является 1 января 2013 года.

С учетом изложенного в настоящем решении суд приходит к выводу о наличии оснований для обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исправить техническую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об определении на дату кадастровой оценки - 01 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 5537 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения жилых зданий, служебных и хозяйственных построек, производственных сооружений в размере 34778893 рубля 66 копеек, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Одинцовскому муниципальному району Московской области, установленного для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, указанного в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области», в размере 6 281 рубль 18 коп. за кв.м.

Абзацем 4 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка (п. 1 ст. 391 НК РФ).

В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Таким образом, указанная налоговая норма, действующая с 01.01.2017 г., предоставляет налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической, так и реестровой ошибки).

С учетом приведенных положений законов, на основании решения суда земельный налог, подлежащий уплате правообладаетелем за земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> подлежит перерасчету за налоговый период с 1 января 2014 года.

Доводы представителя заинтересованного лица относительно того, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» в отношении земельного участка обоснованно определена кадастровая стоимость в размере74 521 430,97 руб., противоречат установленным по административному делу обстоятельствам, оценка которым судом дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Без исправления на основании судебного акта технической ошибки не возможно, вопреки доводам представителя заинтересованного лица, соблюдение принципа справедливости и соразмерности налогообложения применительно к административному истцу, и приведет к необоснованному увеличению более чем в два раза налогового бремени по уплате земельного налога.

Руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Аксенова Дмитрия Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об устранении ошибки, содержащейся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Устранить в Едином государственном реестре недвижимости техническую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя для второй группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исправить техническую ошибку и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об определении на дату кадастровой оценки - 01 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, площадью 5537 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения жилых зданий, служебных и хозяйственных построек, производственных сооружений в размере 34778893 (тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят восемь тысяч восемьсот девяносто три) рубля 66 копеек, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Одинцовскому муниципальному району Московской области, установленного для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, указанного в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области», в размере 6 281 рубль 18 коп. за кв.м.

Сведения о кадастровой стоимости настоящего земельного участка, установленной в результате исправления технической ошибки, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержащих техническую ошибку и подлежат применению для целей исчисления налога на землю с 01 января 2014 года до даты установления новой кадастровой стоимости земельного участка.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова.

Решение принято в окончательной форме 24 декабря 2018 года