НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 16.11.2017 № 3А-827/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<данные изъяты><данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Чолак Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-827/2017 по административному исковому заявлению Энгель А. А.ча об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости

у с т а н о в и л а:

Энгель А.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежавшей ему на праве собственности квартиры с кадастровым номером 50:50:0020403:2791, общей площадью 84,1 кв.м., расположенной в <данные изъяты>. Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 7 413 674,87 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, что увеличивает налоговое бремя и, соответственно, нарушает его (истца) права плательщика налогов на имущество и на доходы физических лиц.

Энгель А.А. просит суд установить кадастровую стоимость принадлежавшей ему квартиры равной ее рыночной стоимости, определенной в представленном истцом отчете об оценке по состоянию на дату кадастровой оценки в размере 5 578 000 рублей (л.д. 2).

Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились и не обеспечили явку в суд своих представителей.

От административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми Министерство не возражает против удовлетворения требований административного истца, полагая экономически обоснованной величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенную в отчете об оценке (л.д. 126).

Суд, выслушав объяснения Энгеля А.А., исследовав материалы дела, полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с названной нормой одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости (ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра физическими лицами кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости и при условии, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база для данного налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст.402 НК РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до <данные изъяты> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.

<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории <данные изъяты> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – <данные изъяты>.

В соответствии со ст.12, 13 НК РФ налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным налогом, устанавливается НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ.

В силу положений ст. 13, п. 4, 5 ст. 217-1 НК РФ, в случае если срок владения объектом недвижимого имущества менее пяти лет, а доходы от продажи такого имущества плательщика налога на доходы физических лиц меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженный на понижающий коэффициент 0,7.

Судом установлено, что административный истец с <данные изъяты> являлся собственником квартиры с кадастровым номером 50:50:0020403:2791, общей площадью 84,1 кв.м. назначение – жилое, этаж – 1, расположенной по адресу: <данные изъяты>, мкр-н «Новое Павлино», <данные изъяты>. <данные изъяты> данная квартира была продана истцом Драгуновой Е. В. за 4 177 430 рублей, что меньше кадастровой стоимости данного объекта недвижимости. Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру произведена <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о регистрации права, копиями договоров купли-продажи квартиры (л.д. 3-5. 6-8, 14, 15).

Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы по налогу на имущество и на доходы физических лиц, несоответствие внесенной в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости квартиры ее рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного объекта недвижимости.

Бывший собственник объекта недвижимости, каковым в отношении спорной квартиры является административный истец, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты>).

Учитывая, что с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости квартиры в Московский областной суд Энгель А. А. обратился в 2017 году (л.д. 2), несоответствие кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, в силу вышеприведенных норм налогового законодательства, затрагивает права административного истца в сфере налогообложения.

Судом также установлено, что на территории <данные изъяты> в 2015 года была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1998. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определялась по состоянию на <данные изъяты> – дату формирования перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего кадастровой оценке.

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости был впервые учтен после <данные изъяты> и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости (с <данные изъяты> – Единый государственный реестр недвижимости) – <данные изъяты>. При таких обстоятельствах, в силу вышеназванного положения ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой кадастровой оценки квартиры с кадастровым номером 50:50:0020403:2791 является – <данные изъяты>.

Из материалов дела также следует, что кадастровая стоимость спорной квартиры определялась на основании удельных показателей, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты>, и составила 7413674,87 рублей (л.д.16).

Датой обращения Энгель А.А. в Московский областной суд является <данные изъяты> (л.д. 2).

В подтверждение действительной рыночной стоимости спорной квартиры административным истцом представлен отчет об оценке <данные изъяты> ОКСОМ от <данные изъяты>, составленный оценщиком ООО «ПроБизнесОценка» Мороз М.С. В соответствии с данным отчетом об оценке рыночная стоимость квартиры, определенная по состоянию на дату кадастровой оценки составляет 5 578 000 рублей (л.д. 26-95).

Суд, исследовав представленный отчет об оценке, приходит к выводу о соответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и обоснованности выводов оценщика о величине рыночной стоимости спорной квартиры. Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность отчета об оценке <данные изъяты> ОКСОМ от <данные изъяты>, составленного оценщиком ООО «ПроБизнесОценка», лицами, участвующими в деле, суду не представлено.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца об установлении кадастровой стоимости квартиры равной ее рыночной стоимости, определенной в представленном отчете об оценке.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление Энгель А.А. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Энгель А. А.ча об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость квартиры, назначение – нежилое, с кадастровым номером 50:50:0020403:2791, площадью 84,1 кв.м., этаж – 1, расположенной по адресу: <данные изъяты>, мкр-н «Новое Павлино», <данные изъяты>, равной ее рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 5 578 000 (пять миллионов пятьсот семьдесят восемь тысяч) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, включая дату подачи Энгель А. А.чем административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости квартиры в Московский областной суд – <данные изъяты>.

Сведения о кадастровой стоимости квартиры, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.