НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Московского областного суда (Московская область) от 16.03.2020 № 3А-1536/19

Дело № 3а-556/2020

РЕШЕНИЕ

резолютивная часть

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.,

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственной компании «Российское автомобильные дороги» о признании нормативного правового акта недействующим в части, руководствуясь ст. 218 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

требования государственной компании «Российские автомобильные дороги» удовлетворить.

Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №16/24 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское» от 26 апреля 2013 года (в редакции решения №5/17 от 13.09.2016 года) в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский» земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> находящихся в собственности Российской Федерации признать недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Возложить на Совет депутатов Одинцовского округа Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в местном печатном издании, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова

Дело № 3а-556/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.,

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственной компании «Российское автомобильные дороги» о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №16/24 от 26 апреля 2013 года был утвержден паспорт особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское.

Решением №5/17 от 13.09.2016 года Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в указанный выше нормативный правой акт внесены изменения.

Решение обнародовано в местном печатном издании.

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №16/24 от 26 апреля 2013 года об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский» земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> находящихся в собственности Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что государственная компания в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 15.12.2001 года №848 осуществляет мероприятия по подготовке территории строительства объекта реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе участка автомобильной дороги М-1 «Беларусь» с 33 до 84 км. Московской области. В зону планируемого размещения объекта входят земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации.

Государственная компания в целях проведения работ по реконструкции автомобильной дороги обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области для оформления передачи земельных участков. В связи с вхождением данных земельных участков в границы особо охраняемой природной территории местного значения ПЭК «Гарь-Покровский» Комитетом лесного хозяйства Московской области было принято решение об отказе в их предоставления.

Полагает административный истец, что при принятии указанного выше нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления были нарушены нормы федерального законодательства в частичности ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, п.8, ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку в особо охраняемые природные территории местного значения были включены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, таким образом, разрешен вопрос о правах и обязанностях правообладателя- Российской Федерации, затронуты права и интересы государственной компании.

В судебном заседании представитель административного истца, заявленные требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика - Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области не оспаривал включение земельных участков находящихся в собственности Российской Федерации в границы ООПТ «Гарь-Покровский» указав, что на момент принятия нормативного правового акта представительному органу муниципального образования указанного обстоятельства известно не было, не возражал относительно их исключения.

Заинтересованные лица: представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебное заседание явился, в заседании 12 февраля 2020 года пояснила суду, что земельные участки относятся к землям лесного фонда, находятся в собственности Российской Федерации и не могли быть включены в ООПТ местного значения. Также указала, что права и интересы административного истца с учетом реализации программы по строительству автомобильной дороги затронуты. Комитет лесного хозяйства Московской области в представленном отзывы просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Козловой О.А. полагавшей о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №16/24 от 26 апреля 2013 года (в редакции решения №5/17 от 13.09.2016 года) был утвержден паспорт особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон N 33-ФЗ) установлены правовые основы, регулирующие отношения по созданию Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями особо охраняемых природных территорий, установлению их категорий и значения, а также по собственности на особо охраняемые природные территории.

Так, частью 4 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (часть 8 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ).

Согласно Устава Одинцовского муниципального района Московской области (действующего в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в состав муниципального района входили городские поселения Кубинка, Часцовское. В соответствии с пунктом 14а части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов муниципального образования отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района. К нормативным правовым актам Одинцовского муниципального район относится решение Совета депутатов (Статья 50 Устава).

Как следует из материалов дела, нормативный правовой акт принят в форме нормативного акта, уполномоченным органом, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района Московской области.

В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как установлено судом при рассмотрении административного дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года №848 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020годы) (далее Федеральная целевая программа).

Одной из задач указанной программы является увеличение протяженности соответствующих нормативных требований автомобильных дорог общего пользования федерального значениям для достижения цели по повышению контурентоспособности транспортной системы России. Указанной программой предусмотрены расходы на реализацию инвестиционных проектов по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-1 «Беларусь» от Москвы до границы с Республикой Белоруссия.

Автомобильная дорога М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Белоруссия согласно Распоряжения утвержденного Правительством Российской Федерации №2133-р от 30.12.2009 года передана в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".

В рамках реализации Федеральной целевой программы Государственная компания "Российские автомобильные дороги" осуществляет мероприятия по подготовке территории строительства объекта реконструкции с последующей его эксплуатацией.

В соответствии с документацией о планировки территории объекта, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 07 ноября 2013 года №1997-р (в редакции распоряжения от 17.04.2014 г. №732-р) в зону планируемого размещения объекта вошли земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Указанные земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации

Государственная компания в целях проведения работ по реконструкции автомобильной дороги М-1 «Беларусь» обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области, однако письмом от 21.06.2019 года государственная компания была уведомлена о вхождении земельных участков в границы особо охраняемой природной территории местного значения ПЭК «Гарь-Покровский» Одинцовского муниципального района Московской области и принял решение об отказе в их предоставлении.

Учитывая, что в целях реализации федеральной программы по строительству автомобильной дороги на основании разработанных документов территориального планирования в зону планируемого размещения объекта входят земельные участки лесного фонда, планируемые к предоставлению административному истцу и вошедшие в ООПТ местного значения суд, находит права и интересы государственной компании нормативным правовым актом нарушенными и подлежащих защите в судебном порядке.

Оценивая нормативный правовой акт на соответствие его законодательству суд, учитывает следующее.

Вхождение участков лесного фонда с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в границы зон особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский» не оспаривал представитель Совета депутатов Одинцовского городского округа и следует из ситуационных схем, проектов межевания территории.

Частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением, установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Закон об особо охраняемых природных территориях).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях (в редакции на момент спорных правоотношений) в Московской области могли организовываться ООПТ регионального значения: природные парки; б) государственные природные заказники; в) памятники природы; г) дендрологические парки и ботанические сады; д) лечебно-оздоровительные местности и курорты; е) природные микрозаповедники; ж) особо охраняемые водные объекты; з) прибрежные рекреационные зоны; и) особо охраняемые геологические объекты; к) природно-исторические комплексы; в Московской области также могли организовываться категории особо охраняемых природных территорий местного значения: а) лечебно-оздоровительные местности и курорты; б) особо охраняемые водные объекты.

При этом в силу указанной статьи законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В отношении ООПТ местного значения пункт 6 статьи 2 устанавливал, что особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Соответствующими положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены: создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны ООПТ местного значения (п. 22 ч. 1 ст. 15 названного Закона).

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области разрабатывают и утверждают схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения; рассматривают и согласовывают решения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также их охранных зон или округов в границах муниципального образования (ст. 8 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ).

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27.12.2013 года) органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению в настоящем административном деле, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования.

Вместе с тем статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов. Указанные доказательства содержатся в материалах дела.

Кроме того, судом установлено, что частично спорные земельные участки входят в полосу отвода автомобильной дороги М-1 «Беларусь».

Сведений подтверждающих согласование или уведомление собственника земельных участков о включении их в ООПТ административным ответчиком не представлено.

Более того согласно утвержденной документации по планировки территории объекта информации о размещении земельных участков в границах особо охраняемой природной территории отсутствовала, вследствие чего в 2013 году документация по планировке территории прошла согласование с администрацией муниципального образования Часцовское и Кубинка Одинцовского муниципального района.

Имеются противоречия и в самом нормативном правовом акте. Так согласно пункта 4 паспорта ООПТ полоса отвода дороги М-1 Беларусь на отрезке пересечения с ПЭК «Гарь-Покровский» из состава ООПТ местного значения исключается. Вместе с тем, согласно описательной части паспорта и схеме размещения ООПТ спорные земельные участки входят в ООПТ.

Решение об изъятие земельного участка либо его части в порядке как-то предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации для создания или расширения особо охраняемой природной территории не принималось.

Напротив земли лесного фонда ограничены в обороте и могут находится только в федеральной собственности (в соответствии с п.8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Земли особо охраняемых природных территорий, являются самостоятельным видом земель и имеют особенный правой статус и целевое назначение.

Как следует из положений статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) генеральные планы сельских поселений являются документами долгосрочного территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.

В свою очередь Генеральным планом городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района от 27 декабря 2018 года № 1/52 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области» и Правилами землепользования и застройки городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района от 28 декабря 2017 года №7/36 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области» земельные участки согласно градостроительному зонированию входят в зону рекреации, земли лесного фонда.

Таким образом, анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что земельные участки лесного фонда которые вошли в границы особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский» находятся в федеральной собственности, а орган местного самоуправления вправе создавать ООПТ только на землях, находящихся в муниципальной собственности, поэтому в оспариваемой части решение нельзя признать законным. Оно принято с превышением предоставленных органу местного самоуправления законных полномочий и подлежит в указанной части отмене.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемое решение применялось, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложить на Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области сообщение о принятии настоящего решения суда опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте.

На основании изложенного и руководствуясь статьи 218 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

требования государственной компании «Российские автомобильные дороги» удовлетворить.

Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №16/24 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское» от 26 апреля 2013 года (в редакции решения №5/17 от 13.09.2016 года) в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Гарь-Покровский» земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> находящихся в собственности Российской Федерации признать недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Возложить на Совет депутатов Одинцовского округа Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2020 года.

Судья М.Ю. Елизарова